d9e5a92d

Показатели — малые, средние и большие.


Кроме критерия собственности, существуют также другие критерии классификации предприятий. Так, по наличию власти на рынке они делятся на конкурентные, олигопольные и монопольные. По характеру экономической деятельности — на производственные, торговые, финансово-кредитные, посреднические, научно-производственные и др. Последняя классификация в значительной мере совпадает с отраслевой принадлежностью предприятий.

По сферам деятельности выделяются местные, региональные, национальные, международные предприятия. По количественным показателям — малые, средние и большие. По критерию доминирующего фактора производства различают наукоемкие, фондоемкие, трудоемкие и т. д.
Во всех развитых странах мира количественно преобладают малые предприятия, причем, к ним относят разные по величине предприятия. В США, например, это предприятия, на которых занято до 500 работников.
Своеобразный «ренессанс» малого бизнеса начался с развертыванием НТР и усилением процесса специализации, кооперирования производства, увеличением спроса на узкоспециализированную продукцию. Малые предприятия более мобильны в управлении, переориентации на выпуск новых товаров и услуг, создании новых образцов продукции, для проведения различных экспериментов с целью снижения затрат производства, более пол-



192

ного использования личных и вещественных факторов производства. Для основания малых предприятий необходим значительно меньший капитал, поэтому крупные компании часто перекладывают на них задачу испытания новой техники, а также те виды деятельности, которые им невыгодны, где не требуется массовое производство и т.п. Иначе говоря, существование малых предприятий в значительной мере выгодно для крупного бизнеса, поскольку позволяет присваивать часть их прибыли.

Кроме того, именно малые предприятия в США в течение 1981-1990 гг. создали 60 % новых рабочих мест в стране, а крупные — за этот же период сократили численность работников на 3 млн чел.
Но на подавляющем большинстве малых предприятий более низкая производительность труда, они неспособны внедрять новейшие достижения науки и техники, интенсивность труда здесь повышается преимущественно за счет использования семейного труда, увеличения рабочего дня. Эти предприятия экономят на технике безопасности, улучшении условий труда, имеют меньшие возможности для повышения квалификационного уровня работников и др. Эти факторы в конечном счете обусловливают недолговечность существования значительного количества малых предприятий. Немаловажную роль здесь играют и причины субъективного порядка: во-первых, стремление значительного количества людей, у которых нет предпринимательских способностей, создавать собственные предприятия; во-вторых, у большинства лиц, даже имеющих такие способности, отсутствует надлежащий опыт управления малыми предприятиями; в-третьих, значительно усложняют становление малого бизнеса проблемы с получением кредитов, методы несовершенной конкуренции, которые используют по отношению к малым предприятиям монополии и т. п.
В последние два десятилетия в передовых странах мира популярным стало финансирование венчурного (рискового) предприятия, которое работает над внедрением в производство определенной идеи или проекта. Венчурные предприятия не возвращают вложенных в них средств и не выплачивают процентов по ним. Зато инвестор получает права на все запатентованные и незапатентованные инновации (ноу-хау) и учредительную прибыль от деятельности такого предприятия в случае успеха.
Подобные фирмы создают непосредственно предприниматели, менеджеры, бизнесмены. Это могут быть отделы (филиалы) крупных компаний и финансовых групп. Венчурное финансирование стимулирует развитие НТП, благоприятствует ускорению внедрения новейших достижений науки в производство.
Создание венчурных предприятий выгодно крупным компаниям, поскольку таким образом они используют предпринимательский талант мелких бизнесменов, их энергию и творческую инициативу, частично перекладывают на них риск нововведений. Практически каждая пятая научно-техническая новинка, успешно внедренная крупными компаниями развитых стран мира и дающая коммерческий результат, заимствована у небольших фирм.


Чтобы наиболее полно использовать положительные стороны малого бизнеса и ослабить негативные, государство должно оказывать ему всесто-

193

роннюю помощь. Во многих странах мира оно помогает малым компаниям в подготовке кадров, распространяет научно-техническую информацию, предоставляет налоговые льготы для создания новых предприятий, их кооперации со средними и крупными фирмами, стимулирует внедрение новых технологий, субсидирует научно-технические работы, предоставляет государственные контракты, освобождает от налогов в случае внедрения ими передовых достижений науки и техники и т.п. Важная роль отводится созданию таких предприятий в экономически отсталых регионах страны.
В бывшем СССР в экономической науке и практике преобладало мнение об абсолютных преимуществах крупных предприятий. Политика гигантомании проявлялась и в экономически необоснованном укрупнении колхозов и совхозов, что привело к появлению неперспективных, «вымирающих» сел.
Сегодня необходима научно выверенная политика, направленная на создание предприятий оптимальных размеров. При превышении критерия оптимальности происходит уменьшение прибыли, что обусловлено ростом транспортных затрат, увеличением управленческих расходов и т. п. Чтобы выявить критерий оптимальности, предварительно осуществляют тщательное технико-экономическое обоснование предприятий. Этот критерий неодинаков для разных отраслей промышленности. Так, в автомобильной промышленности оптимальными являются предприятия, которые ежегодно выпускают не менее 500 тыс. легковых и 130-150 тыс. грузовых автомобилей, а для их создания нужно не меньше 1 млрд дол.

В обувной промышленности — те, которые выпускают 4-5 млн. пар обуви в год. Среди предприятий, ориентированных на разработку новой продукции, оптимальными считаются те, на которых количество работников не превышает 15 чел.
Кроме того, при создании новых предприятий следует руководствоваться критериями экологичности (учитывать влияние на окружающую среду — леса, грунтовые и наземные воды, урожайность полей, воздуха, возможные изменения радиационного фона, теплового эффекта, химического фона и др.) и принципами гуманизации (влияние предприятий на развитие личности работника, его физических, умственных, деловых, эстетических и других способностей).
Предпринимательство и принципы деятельности предприятий. Деятельность предприятия любого вида неразрывно связана с предпринимательством. Предпринимательство — это самостоятельное организационно-хозяйственное новаторство на основе использования различных возможностей для выпуска новых товаров или старых — новыми методами, открытия новых источников сырья, рынков сбыта с целью получения прибыли и личной самореализации.

Понятие «предпринимательство» не следует отождествлять с понятием «бизнес». Последнее более емко и включает любой вид деятельности (даже аферы), который приносит доход или личную выгоду.
Понятие «предпринимательство» впервые ввел в научный оборот английский ученый Р. Кантильон. Он рассматривал его как особенную экономическую функцию, важной чертой которой является риск. Ж.Б. Сэй утверждал, что предприниматель действует за собственный счет и на свой риск



194

с целью получения выгоды, владеет при этом необходимыми знаниями и опытом, комбинирует факторы производства и т. п. А. Смит рассматривал предпринимателя как владельца, а предпринимательскую деятельность связывал, прежде всего, с собственным интересом предпринимателя (личным обогащением), в процессе реализации которого предприниматели благоприятствуют наиболее эффективному удовлетворению потребностей общества. С этой целью предприниматель сам планирует и организовывает производство, распределяет полученные доходы.
Более полная характеристика предпринимательства дается в трудах И. Шумпетера и Ф. Хайека. По мнению И. Шумпетера, содержанием предпринимательства является реформирование и коренная перестройка производства вследствие осуществления новых комбинаций относительно техники и технологии, создания новых товаров, освоения новых рынков, источников сырья. Предпринимательство — это функция любой экономической системы, реализацию которой необходимо сочетать с научными разработками, маркетингом и другими видами деятельности.

Осуществление же функций собственно предпринимательства зависит от хозяйственно-политической среды, которая определяет его возможности, виды, мотивацию и др. Поэтому основными функциями предпринимателя И. Шумпетер называет: изготовление нового блага или старого блага нового качества; освоение нового рынка сбыта, источника сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производства; осуществление соответствующей реорганизации производства. По его мнению, предприниматель не обязательно должен быть капиталистом, владельцем, он может быть и управляющим.

Обособление собственности от управления, а следовательно, от предпринимательства, в наибольшей степени свойственно гигантским акционерным компаниям.



Содержание раздела