d9e5a92d

Основные тенденции развития экономической системы


Аналогичные процессы происходят и во Франции. Собственниками акций денационализированных компаний вначале стали около 6 млн чел. Но мелкие акционеры никак не влияют на управление компаниями.

В то же время только 15 чел. получили право контроля за всеми предприятиями денационализированных отраслей. Первоначально они сосредоточили в своих руках около 20 % общего количества выпущенных акций, а затем эта доля значительно возросла вследствие продажи акций мелкими акционерами. Поэтому «народный капитализм», по словам французской газеты «Либерасьон», не вдохновляет народные массы.
Очередным мифом было и обещание, что в результате приватизации и разгосударствления трудящиеся будут получать товары и услуги по относительно дешевым ценам.
Такая политика в значительной мере противоречит интересам господствующего класса, поскольку вследствие ее проведения состояние государственных финансов ухудшается, несмотря на то, что одной из целей приватизации было провозглашено сокращение дефицита государственного бюджета. Так, английское правительство для улучшения положения государственных финансов провело денационализацию предприятий общей стоимостью 4,75 млрд фунтов стерлингов. Но оно потеряло при этом прибыль в сумме 1,75 млрд фунтов стерлингов, которую ежегодно приносили ему данные предприятия.

Хотя в определенные периоды поступления от разгосударствления и приватизации покрывали до 60 % дефицита государственного бюджета, за нескольких лет сумма прибыли от государственных предприятий превысила бы выручку от денационализации. Кроме того,


343

правительству придется увеличить налоги и государственные займы, пособия по безработице. На распродаже государственной собственности нажились английские банки. Финансовые институты Сити заработали на этой операции 2 млрд фунтов стерлингов.
Это стало возможным потому, что в процессе разгосударствления и приватизации правительство продавало государственное имущество по демпинговым, то есть заниженным иенам. Вследствие такой политики во Франции в 1986-1987 гг. произошло возвращение крупных национальных компаний во власть финансовой олигархии.
Приватизация и разгосударствление, несмотря на рекламные заявления отдельных консервативных правительств, не привели к повсеместному переходу государственных предприятий в руки частного капитала. В США, например, они скорее обеспечили передачу собственности федерального правительства в руки властей штатов и местных органов. В Великобритании денационализация во многих случаях осуществляется не полностью, а частично, поэтому она не ведет к прямому ослаблению государственного контроля за предприятиями или к его некоторому уменьшению. Снижается контроль государства за отдельными предприятиями и отраслями, то есть производится частичная денационализация. Определенное ослабление централизованного вмешательства государства в экономику вследствие ее разгосударствления происходит преимущественно через ослабление административно-командных методов.

Государственное вмешательство становится при этом более целенаправленным, выборочным и эффективным. Оно осуществляется с помощью программно-целевого управления, контрактного и бюджетного финансирования, непрямых методов регулирования активности.
Консервативные правительства развитых стран денационализируют, как правило, только прибыльные и рентабельные предприятия, что противоречит официально провозглашенным идеям политики разгосударствления и приватизации, которая проводится якобы с целью преодоления убыточности государственных предприятий, повышения их рентабельности. Так, в Великобритании были денационализированы семь рентабельных морских верфей «Бритиш Шипбилдерс», а в руках государства осталась лишь одна убыточная. Однако политика денационализации не дала ощутимых результатов в повышении технико-экономической рентабельности производства.
Она ухудшает общие условия воспроизводства всего общественного капитала, усложняет проведение структурной перестройки, дальнейшее развертывание НТР и использование ее достижений, тормозит проведение региональной, социальной, экономической политики государства, регулирование экономики. Так, работники государственного сектора Франции получают большую заработную плату, лучше социально защищены. Разгосударствление и приватизация создали благоприятную почву для перехода части предприятий в руки иностранного капитала.


Отношение широких слоев населения к денационализации было противоречивым. Например, во Франции денационализация была одной из наиболее популярных мер консервативного правительства. В Великобритании, при проведении денационализации компании «Нешнл фрейт» 17 из 24 тыс.



344

работников выразили желание стать владельцами акций, поскольку их курс вследствие вложения капитала в прибыльную сеть бюро путешествий постоянно возрастал. Эти настроения, усиленные пропагандой и нападками на неэффективность государственного сектора, перекинулись на широкие слои населения. Однако со временем теория «народного капитализма», как уже отмечалось, перестала привлекать народ.
На национальные особенности процесса огосударствления средств производства существенное воздействие оказывают партии, находящиеся у власти. Правоконсервативные партии традиционно стремятся уменьшить масштабы огосударствления производства, а прогрессивные — увеличить. Так, в Италии большинство коммунистов и значительная часть социалистов требуют увеличения государственного предпринимательства, а консервативные партии — его уменьшения.
Существенное влияние на данные процессы оказывает классовая борьба. В 1994 г. вследствие массовых выступлений трудящихся правительство отказалось от разгосударствления компании «Электриките де Франс».
В целом, процесс разгосударствления и приватизации имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным сторонам в развитых странах мира относят: 1) ослабление административно-командных методов в управлении государственными предприятиями; 2) расширение процесса демократизации собственности путем концентрации части акций у наемных работников; 3) рост рентабельности государственных предприятий.
Отрицательными сторонами разгосударствления и приватизации в развитых странах мира являются: 1) лишение населения возможности получать товары и услуги из государственного сектора по относительно дешевым ценам; 2) рост безработицы вследствие рационализации управления и производства в государственных компаниях; 3) продажа государственной собственности по искусственно заниженным ценам; 4) осуществление приватизации, как правило, прибыльных предприятий; 5) сосредоточение большей части государственной собственности в руках финансового капитала; 6) рост цен на государственные товарной услуги.
Основные тенденции развития экономической системы в конце XX — начале XXI в. Тенденции эволюции современной экономической системы в значительной мере обусловлены закономерностями развития производительных сил, технико-технологических отношений, отношений собственности и хозяйственного механизма.
Тенденции развития системы производительных сил в основном детерминированы особенностями современного этапа развертывания НТР, в частности, информационной революции. Со временем система производительных сил будет усложняться из-за возникновения в ней качественно новых элементов, а также обогащения связей как между отдельными элементами, так и каждого из них с системой в целом. Главной производительной силой и далее останется работник (трудящийся), но его творческие способности достигнут значительно более высокого уровня, так же, как и его образование, квалификация, моральные и психологические качества, умение вести диалог с более совершенными компьютерами и др.

Единственной реальной угрозой этому может стать только глобальный экологический кризис.



345

Технико-экономические отношения будут характеризоваться углублением процесса обобществления производства и труда, прежде всего; на интернациональной основе. Развитие технико-экономических отношений будет осуществляться преимущественно путем углубления процесса интернационализации единичного разделения труда, что наряду с другими формами его общественного разделения, усилит роль непосредственно общественной формы производства, внерыночных связей.
Эволюция технико-экономических связей в дальнейшем будет осуществляться на основе действия закона общественного разделения труда. Так, пятым крупным общественным разделением труда станет, по нашему мнению, отделение духовного производства от материального и других видов нематериального производства и, соответственно, рост доли духовного богатства. В отдаленной перспективе численность занятых производством материальных благ сократится до примерно таких же объемов, как в настоящее время численность занятых в сельском хозяйстве развитых стран мира.
Эволюция технологического способа производства будет характеризоваться увеличением автоматизации производственных процессов, развитием так называемых «безлюдных предприятий», все большим использованием принципиально новых немеханических форм материи — физической, химической, биологической. Более заметную роль будет играть освоение космоса. Все это, а также осознание человечеством угрозы экологического кризиса, формирование полноценного экологического мышления, наднациональное экологическое регулирование, ослабит антагонизм между человеком и природой, а значит, исключит возможность деградации человеческой личности как биосоциального существа.



Содержание раздела