Обязательные правила - это указания относительно императивности включения в договор конкретных условий либо запрещения включения тех или иных условий.
В соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 42 СК РФ супруги вправе определить в брачном договоре:
1) свои права и обязанности по взаимному содержанию;
2) способы участия в доходах друг друга;
3) порядок несения каждым из них семейных расходов;
4) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака;
5) а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
В соответствии сп. 3 ст.
42 СК РФ брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав. Кроме того, брачным договором не могут регулироваться личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей, в нем не должны предусматриваться положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания.
Брачный договор не должен содержать и другие условия, помимо уже перечисленных, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.
Если договор содержит условия, не соответствующие или противоречащие закону (в отношении брачного договора - от. 42 СК РФ), либо не содержит необходимых условий, должны применяться общие правила о сделках (от. 168 Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, от.
169 Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности ГК РФ). Однако в силу ст. і8о ГК РФ недействительность какой-либо части брачного договора не должна влечь за собой недействительности прочих его частей, если можно предположить, что договор был бы совершен и без включения недействительной его части.
Если после заключения брачного договора будет принят закон, предусматривающий для участников договора иные обязательные правила по сравнению с теми, которые действовали во время его заключения, условия уже заключенного договора сохраняют силу. Однако новый закон может иметь обратную силу, если в нем установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст.
4 ГК РФ).
Условие о цене для брачного договора является обязательным, так как в нем регулируются имущественные отношения между супругами.
Закон придает первостепенное значение установлению цены в договоре путем достижения сторонами соответствующего соглашения, основанного на свободном волеизъявлении. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Применительно к гражданско-правовым договорам в случаях, когда условия договора и законодательство не позволяют определить цену проданного имущества, считается, что оно продано по цене, которая в момент заключения договора обычно взималась за аналогичное имущество, продаваемое при сравнимых обстоятельствах (выполненные работы, оказанные услуги).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 1Э5-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее - Закон об оценочной деятельности) проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при составлении брачных договоров и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества.
Согласно ст. 1 Закона об оценочной деятельности в России оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, названным Законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих:
1) Российской Федерации;
2) субъектам Российской Федерации;
3) муниципальным образованиям;
4) физическим лицам;
5) юридическим лицам.
Оценка производится для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей (от. 2 Закона об оценочной деятельности).
Оценочная деятельность - это профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
9 ст. 8 Закона об оценочной деятельности.
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения, в том числе дела:
1) о признании сделки недействительной;
2) об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица;
3) о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.
Если оспаривается величина стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует судам учитывать, что согласно ст. 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (ст.
75 АПК РФ).
Оценку данного доказательства судам необходимо осуществлять в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. По ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (ст. 82-87 АПК РФ).
В такой ситуации суд привлекает оценщика, осуществившего оценку, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 51 АПК РФ).
Если в соответствии с законом (иным нормативным актом) для сторон сделки (государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица) предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица - незаконным, решение органа юридического лица - не имеющим юридической силы.
Законом или иным нормативным актом может быть установлено обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки). Однако непривлечение независимого оценщика само по себе не может служить основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица -незаконным, решения органа юридического лица - не имеющим юридической силы.
В соответствии со от. 14 Закона об оценочной деятельности оценщик вправе:
1) самостоятельно применять методы проведения оценки в соответствии со стандартами оценки;
2) требовать от заказчика при проведении обязательной оценки доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
3) получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
4) в письменной или устной форме запрашивать у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки. Исключение составляет информация, являющаяся государственной или коммерческой тайной, а в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;
5) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков и других специалистов;
6) отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо соответствующие договору условия работы;
7) по определению суда, арбитражного суда или третейского суда требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки.
В соответствии со ст. 15 Закона об оценочной деятельности оценщик обязан:
1) являться членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;
2) при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Закона об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;
3) соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;
4) уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой
организацией оценщиков, членом которой он является;
5) вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки, сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки;
6) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
7) представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;
8) представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор;
9) представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании;
10) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки;
11) предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию - в случаях, предусмотренных законодательством России;
12) по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.
Независимость оценщика по смыслу от. 16 Закона об оценочной
деятельности заключается в следующем. Оценщик не может проводить оценку объекта оценки, если:
1) он является учредителем, собственником, акционером, должностным лицом или работником юридического лица - заказчика, лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, либо состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве;
2) в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;
3) оценщик является участником (членом) или кредитором юридического лица - заказчика либо такое юридическое лицо является кредитором или страховщиком оценщика.
Какое-либо вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика не допускается, если это способно негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки. Не допускается также ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.
Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.
Со стороны государства регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования подлежит осуществлению федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством России.
Регулирование оценочной деятельности осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности (далее - Национальный совет) в части разработки федеральных стандартов оценки, саморегулируемыми организациями оценщиков в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации оценщиков оценочной деятельности осуществляется этими организациями.
Статьей 19 Закона об оценочной деятельности определены функции уполномоченных федеральных органов в области оценочной деятельности, а
именно:
1) выработка государственной политики в рассматриваемой области;
2) нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности, утверждение федеральных стандартов оценки;
3) ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков;
4) осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Закона об оценочной деятельности;
5) обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков.
Пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства России от 05.06.2008 N 437, установлено, что Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе регулирование оценочной деятельности.
В соответствии со Закона об оценочной деятельности стандарты оценочной деятельности - это нормы, которыми определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.