d9e5a92d

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ

Следовательно, вполне вероятно, что в случае попытки приведения выше обозначенных понятий "к одному знаменателю", возможно, напротив, двусмысленное его понимание. Таким образом, в данном случае использование синонимов в тексте нормативно-правового акта носит позитивный характер, а данный вид информационной избыточности -есть позитивная информационная избыточность, присутствие которой необходимо только приветствовать.
Но, зачастую, результатом использования синонимов является совершенно противоположная ситуация, когда для однозначного понимания текста необходимо избавление его от смысловой информационной избыточности, точнее будет сказать от негативной смысловой информационной избыточности.
Следует также отметить контекстуальные синонимы, т.е. слова, которые по своей семантике синонимами не являются и только в определенной ситуации становятся ими. Так, слова: рассказал, подчеркнул, отметил, остановился, указал - в протоколе допроса будут являться синонимами. Хотя в другом контексте эти слова будут иметь совершенно различные значения.

Так, рассказать означает словесно сообщить, изложить что-нибудь. Подчеркнуть обозначает: 1. провести черту под чем-нибудь; 2. особо выделить, обращая внимание на что-нибудь". Остановиться значит: 1. перестать двигаться; 2. прекратить что-нибудь делать, удержаться от какого-нибудь действия; 3. временно расположиться, остановиться где-нибудь по приезде.

Для большей наглядности примера мы специально выбрали наиболее противоречивые с точки зрения обыденного языка слова и их значения.
Полисемия - потенциальная многопредметность, многозначность слов, их способность к переносу значения. У каждого многозначного слова имеется основное, прямое значение, которое непосредственно связано с отражением явлений объективной действительности, и производное, вторичное, практически всегда обусловленное контекстом.

Производное значение слова возникает как результат косвенного называния явлений действительности и связано с основным значением каким-либо элементом смысла. Многозначное слово, в ряде случаев, без его дополнительного разъяснения способно не только затруднить понимание смысла текста нормативно-правового акта, но и незаметно повлиять на его первоначальный смысл.
Например: слово "подписка" может иметь одно из двух таких значений: 1. взнос денег на право получения чего-либо; 2. письменное обязательство о невыезде. Как правило, то, какое из возможных значений принимает то или иное слово видно из контекста, в таком случае возникновение всевозможных недоразумений практически исключено.

Но может произойти и несколько иное событие, а именно то, что, исходя только из контекста (без дополнительных юридических знаний), невозможно точно определить то значение, которое приобретает слово. Вот, именно в таком случае, и требуется уточнять: в какой ситуации и в каком контексте слово принимает то или иное значение.
В литературе было предложено следующее: 1. составить словарь, который содержал бы понятия и их значения. При том - это должен быть открытый список, который возможно пополнять как новыми понятиями, так и их новыми значениями. 2. при написании в тексте нормативно-правового акта двусмысленных слов указывать,какое значение приобретает данное слово или понятие в данном контексте .
"Оценочное понятие - выраженное в нормативно-правовом акте положение, в котором закрепляются наиболее общие признаки, свойства, качества, связи и отношения разнообразных предметов, явлений, действий, процессов .
В состав оценочных понятий входят, как правило, многозначные слова, требующие уточнения. При этом в тех случаях, когда ключ к пониманию этих понятий помещается в других источниках или вообще не дается, возникают значительные проблемы в отношении доступности текстов нормативно-правовых актов .'При этом в целях максимальной экономии языковых средств "... раскрывая содержание понятия, следует перечислять не все его признаки, а лишь важнейшие, определяющие, так называемые понятиеобразующие".

Это поможет сформулировать конструкцию емко, точно, экономично.
Во многих случаях нормативно-правовые акты регулируют сложные общественные отношения, и это не может не отражаться на
текстах соответствующих предписаний. Как специальная область знаний, правовая сфера оперирует сложными, многогранными и специфическими понятиями, которые выражаются соответствующей терминологией. И без нее законодательство и юридическая наука обойтись не могут.

Если заменять специальные термины описательными выражениями, это может привести лишь к неопределенности, громоздкости и расплывчатости формулировок, к потере понятности смысла нормативно-правового акта.


"Термин (юридический) - слово или словосочетание, имеющее юридическое значение, выражающее правовое понятие, применяемое в процессе познания и освоения явлений действительности, с точки зрения права". Например: ст.

49 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет, что понимается под термином "доказательство", в ст. 214 Уголовного кодекса РФ дается определение термина "вандализм". Подобных примеров из законодательства можно привести немало.

Таким образом, можно отметить, что в ряде случаев для разъяснения термина используется текст отдельной статьи или пункта статьи. В каждом конкретном случае обнаруживается большая или меньшая степень информационной избыточности, что обуславливается общеизвестностью и распространенностью того или иного термина.
Интересна характеристика юридических терминов, данная В.К. Бабаевым. Рассматривая термины, как своеобразный антипод информационной избыточности, он пишет: "Юридические термины избавляют законодателя от излишних определений, описаний, характеристик тех или иных явлений общественной жизни". Далее В.К.

Бабаев отмечает, касаясь юридических определений и отмечая, что значительно больший вред, чем громоздкость определений, "приносят отсутствие определения того или иного правового понятия в правовом предписании или его неполнота - это вносит разнобой в правореали-зацию", вызывает необходимость принятия специальных интерпретационных актов.
Следовательно, необходимо избавлять тексты нормативноправового акта от смысловой информационной избыточности. При этом устранение смысловой информационной избыточности возможно путем введения дополнительной синтаксической информационной избыточности, т.е. добавлением необходимых для верного восприятия описаний, определений, всевозможных пояснений и т.д.

Необходимо отметить, что смысловая информационная избыточность может повлечь за собой значительные изменения первоначального смысла текста нормативно правового акта, а синтаксическая, по сути, только затрудняет восприятие их, не оказывая какого-либо значительного изменения их смысла.
Таким образом, смысловая информационная избыточность может повлечь за собой значительные последствия, вплоть до неправомерного решения судьбы простого человека. В связи с этим, в качестве своеобразного вывода, отметим: пусть в тексте присутствует синтаксическая информационная избыточность, нежели смысловая.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТОВ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Необходимость проведения формально-логического анализа текстов нормативно-правовых актов вытекает не только из требований законодательной техники , но и из более глубокого, базисного принципа, определяющего необходимость рационального отношения к действительности и других общих особенностях познания мира. Все это дает основание рассмотреть некоторые аспекты рациональности права.
Рациональность права - это критерий, позволяющий выделить такие системы права, которые в некотором смысле являются самодостаточными, т.е. способны обеспечивать функционирование обществана принципах законности и правопорядка при верховенстве закона . Понятие рациональности права многогранно и включает в себя рациональность системы права, рациональность общественных отношений, рациональность организации правотворческого процесса и т.д. Каждая из перечисленных граней рациональности права представляет собой достаточно сложную, динамично развивающуюся систему.
Из всего многообразия источников права необходимо выделить тексты нормативно-правовых актов, которые отличаются наибольшей степенью однозначности их понимания и, как следствие, в большей степени отвечающим принципам рациональности. Это связано, в первую очередь, с тем, что нормы права, чтобы быть чувственно воспринимаемыми, должны материализоваться, облекаться в текстуальную форму, доступную органам чувств. С помощью языка мысль обретает материальную, чувственно воспринимаемую форму, становится опосредованной действительностью мысли для говорящего или слушающего, для пишущего или читающего. Посредством текстов нормативно-правовых актов воля законодателя обретает целостность, законченность формы, что способствует ее общедоступности, а также эффективности восприятия и применения, изучения и анализа.

Для рационального типа мировоззрения характерны принципы, которые не противоречат законам логики, следовательно, одной из центральных задач формально-логического исследования текстов нормативноправовых актов является выявление критериев, отвечающих логическим законам и влияющих на качество нормативно-правового акта.
Известно, что качество нормативно-правового акта зависит не только от его содержания, но и от формы изложения данного акта. Удачно выбранная форма передачи нормативно-правовой информации значительно облегчает процесс ее восприятия и способствует правильному усвоению достаточно большого количества нормативноправового материала.
Выбор адекватной содержанию формы нормативно-правовых актов является кульминационным моментом в процессе правотворчества, требующим, в первую очередь, научно обоснованного решения . Мысль Д.А. Керимова о том, что "вряд ли можно назвать какую-либо иную область общественной практики, где ошибочно построенная фраза, разрыв между мыслью и ее текстуальным выражением, неверно или неуместно использованное слово способны повлечь за собой такие тяжелые, иногда даже трагические последствия, как в области законотворчества .
Данное утверждение в полной мере может быть отнесено не только к содержательной стороне, создаваемых в процессе законотворчества нормативно-правовых актов, но и к эффективной, адекватной форме представления (изложения) текстов этих нормативноправовых актов. Возможность однозначного ответа о степени соотношения и особенностях взаимодействия в текстах нормативноправовых актов их внутреннего нормативного содержания и внешней формы их представления является предпосылкой для более глубокого формально-логического анализа текстов нормативно-правовых актов.
Форма представления текста нормативно-правового акта - это способ организации его содержания. "Фактически процесс организации - одна из разновидностей движения, причем очень сложная разновидность, так как она отражает не только целенаправленное изменение элементов и связей между ними, но и переход низших форм движения к высшим". Правильное распределение нормативноправового материала в тексте закона способствует более четкой, стройной, логически последовательной его структуре, помогает быстро ориентироваться в содержании закона, способствует лучшему усвоению и облегчает применение его на практике.
Условно форму представления текста нормативно-правового акта можно разделить на внутреннюю, т.е. логико-смысловую связь нормативно-правового материала внутри данного нормативноправового акта и внешнюю - структуру его оформления, которая предполагает наличие определенных формальных атрибутов, набор которых может различаться в зависимости от юридической силы нормативно-правового акта, субъекта принявшего его и т.д. К таким атрибутам относятся название нормативно-правового акта, преамбула, основная часть и другие.
В данной работе основное внимание уделено исследованию внутренней формы представления текстов нормативно-правовых актов, так как этот вопрос наименее освещен в юридической литературе в отличие от внешней и, следовательно, требует дальнейшего углубленного изучения.
Внимание ученых в исследовании внешней формы представления текстов нормативно-правовых актов было сосредоточено в основном на таких аспектах, как, например, структура закона (или иного нормативно-правового акта), анализ внешних формальных атрибутов, без которых не может быть нормативного акта как официального до-кумента и т.д. Вместе с тем, качество формы представления текстов нормативно-правовых актов складывается как из качества внешней, так и из качества его внутренней формы, что дает основание детально подойти к ее изучению и анализу.
Из всего многообразия факторов, оказывающих влияние на качество внутренней формы представления текстов нормативноправовых актов, в данной работе рассматриваются такие, как логическая последовательность строения нормативно-правового материала, его логическая завершенность, непротиворечивость и формальнологическая полнота.
Логическая последовательность подачи нормативно-правового материала может быть описана как закономерное движение, т.е. такое изложение нормативно-правового материала в тексте нормативноправового акта, которое отвечает определенным законам и правилам. Данное определение отражает следующую особенность логической последовательности: логически последовательно - это не обязательно линейно.

Нередко линейная форма подачи нормативно-правового материала снижает уровень восприятия за счет увеличения громоздкости предложений, частых повторений и т.д.
Логическая последовательность изложения нормативноправового материала предполагает возможность идти по любому логически обдуманному сценарию, выбор которого зависит от специфики данного нормативно-правового акта, а также от того конкретного нормативно-правового материала, который необходимо донести до воспринимающего субъекта без искажений. В данном случае, под воспринимающим субъектом понимается любой субъект в процессе восприятия текста нормативно-правового акта.
Спорна универсальность утверждения Майкла Хои, который полагает, что закон не рассчитан на последовательное, линейное чтение, а, следовательно, не обладает или обладает в весьма слабой степени логикой последовательного изложения. Например, деление уголовного кодекса на общую и особенную части является одним из примеров логически последовательного распределения нормативно-правового материала.

Данный способ изложения, в частности, позволяет вначале раскрыть общие, принципиальные нормы характерные для большинства норм, а уже затем перейти к статьям за конкретные правонарушения. Тем самым достигается более компактное расположение материала и исключаются повторения, которых вряд ли удалось бы избежать при ином расположении. В подтверждение вышесказанного можно привести мнение Р.О.

Халфиной, которая считает, что "наличие общей части освобождает от частых ссылок на другие статьи, способствует стройности и логической последовательности изложения, помогает исполнителю быстро определять основное содержание акта и сферу его действия".
Анализ логической последовательности изложения нормативноправового материала в тексте нормативно-правового акта позволяет выделить несколько видов логической последовательности: юридическая, содержательная и грамматическая. Далее рассмотрим каждый из них.
Юридическая логическая последовательность - это способ изложения деяний и условий их выполнения. Юридическая логическая последовательность нормативно-правового материала определяется тем, что всякий процесс управления в области права заключает в себе стадии, последовательно следующие друг за другом. Следовательно, для правильности и точности понимания необходимо в такой же последовательности излагать и нормативно-правовой материал, описывающий данные стадии.

Причем необходимо различать обязательную и необязательную юридическую логическую последовательность.
Обязательная юридическая логическая последовательность - это такой порядок изложения деяний, который не допускает изменений этого порядка, так как в результате произойдет изменение первоначального смысла нормативно-правового акта. Например, на первый взгляд совершенно два различных примера из жизни - процесс строительства дома и возбуждение уголовного дела в суде, характеризуются тем не менее наличием, по крайней мере, одного общего принципа. Этот принцип состоит в том, что для достижения цели за оптимально короткий срок, и в том и в другом случае, необходимо и обязательно соблюдение определенной последовательности действий.

Данный вид логической последовательности предполагает наличие причинновременной связи между описываемыми в нормативно-правовом акте деяниями.
Соответственно, необязательная юридическая логическая последовательность - это порядок изложения деяний, изменение которого не повлечет изменения первоначального смысла, закрепленного в определенном порядке деяний. Для того чтобы проиллюстрировать важность соблюдения обязательной юридической логической последовательности, приведем следующий пример.
Человек увидел направленный на него пистолет и выстрелил. (1)
деяние 1 деяние 2
Теперь изменим данную последовательность и поменяем местами эти два деяния:
Человек выстрелил и увидел направленный на него пистолет. (2)
деяние 2 деяние 1
Измененный порядок деяний в предложении (2) показывает изменение первоначального смысла, что вызвано причинно-временной связью между двумя описанными в примере деяниями, а, следовательно, их последовательность должна оставаться неизменной. Таким образом, если представить, что подобное нарушение было допущено при составлении протокола допроса свидетеля, то действия, описанные предложением (1), могут быть квалифицированы как необходимая оборона (ст. 37 п. 1 УК РФ) и не являться преступлением, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. В то же время действия, описываемые предложением (2), уже могут квалифицироваться как убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ст.

108 п. 1 УК РФ) и наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок. Данный пример достаточно ярко иллюстрирует, к каким последствиям может привести нарушение обязательной юридической логической последовательности.
Теперь приведем пример необязательной юридической логической последовательности.
Он бежал и стрелял. (3) или
Он стрелял и бежал. (4)
Отсутствие в данном случае причинно-временной связи между описанными в предложении действиями показывает, что изменение их взаимного расположения не влечет за собой изменение его смысла.
Содержательная логическая последовательность - это структурно-смысловое распределение нормативно-правового материала в тексте нормативно-правового акта. Из определения вытекает деление содержательной логической последовательности на структурную и смысловую.
Структурная содержательная логическая последовательность определенным образом связана с внешней формой представления текстов нормативно-правовых актов и представляет собой следующий порядок организации его содержания:
- область применения данного нормативно-правового акта;
- порядок применения, который описывает определенные требования к поведению субъектов;
- результаты применения или правовые последствия.
Область применения нормативно-правового акта - это один из
важнейших элементов его структуры, так как именно эта часть нормативно-правового материала раскрывает основные задачи, принципы и круг вопросов, охватываемых данным нормативно-правовым актом. Область применения нормативно-правового акта зафиксирована в таких элементах структуры нормативно-правового акта, как его название и преамбула.
Порядок применения нормативно-правовых актов закреплен основной частью, в которой излагаются нормативно-правовые установления, составляющие содержание (нормативный смысл) нормативноправовых актов. Элемент структуры нормативно-правовых актов, в котором отражены результаты применения (или не применения) данных предписаний, может носить как самостоятельный характер, так и быть включен в нормативно-правовой материал, устанавливающий порядок его применения.

Соблюдение подобной структуры нормативно-правовых актов способствует поэтапному (последовательному) восприятию нормативно-правового материала и позволяет сохранять определенную структурную корректность.
Другой вид содержательной логической последовательности -смысловая, которая должна закреплять движение мысли законодателя. Точная передача последовательности смысловой информации является носителем дополнительной информации, так как предоставляет возможность воспринимающему субъекту облегчить процесс понимания данного нормативно-правового акта за счет поэтапного восприятия, а также возможности следовать той же логике мысли, которой придерживался и законодатель.

Мысль о том, что сама последовательность изложения нормативно-правового материала в тексте нормативно-правового акта является носителем дополнительной информации, не лишена оснований, и на это необходимо обратить особое внимание при подготовке законопроектов.
Это обосновывается тем, что свойственная письменной речи пассивная, не формирующая смысл интонация, отсутствие мимики и жестов компенсируется действием принципа "линейной" подачи информации, согласно которому сначала в предложении вводится вспомогательная информация, а затем основная. При этом основная информация располагается после сказуемого, а вспомогательная находится до сказуемого.
В силу того, что исходным типом речи текстов нормативноправовых актов все же является письменная речь, то необходимо более строгое соблюдение принципа линейной подачи вспомогательной и основной информации. Описанный подход позволяет выявлять основную и вспомогательную информацию сообщения, что должно существенно облегчать процесс понимания смысла нормативноправового акта, так как дает возможность воспринимающему субъекту более четко представлять цели и задачи, которые преследовал законодатель при создании данного нормативно-правового акта.
Описанная выше последовательность подачи нормативноправового материала тесно связана с синтаксической последовательностью.
Синтаксическая гическая последовательность подчиняется законам синтаксиса и имеет немаловажное значение для правильного понимания нормативно-правового акта. В основу синтаксической последовательности положен принцип построения такой синтаксической структуры предложений текстов нормативно-правовых актов, при которой взаимосвязанные слова, в смысловом плане, располагаются в непосредственной близости друг от друга, что облегчает процесс восприятия за счет ненадобности хранить в памяти достаточно длинные цепочки слов.

Данный принцип позволяет выявлять синтаксически некорректные предложения текстов нормативно-правовых актов, на основе построения деревьев зависимостей данных предложений.
Другим формально-логическим требованием, предъявляемым к текстам нормативно-правовых актов, является их логическая завершенность.
Логическая завершенность - это наличие такого объема информации, который необходим для того, чтобы процедурная составляющая нормативно-правового акта была результативной. Под объемом подразумевается не только количество, но и качество данной информации, которая должна быть однозначной и точной, т.е. исключающей различные двусмысленности и неточности.
Необходимо различать два вида логической завершенности текстов нормативно-правовых актов: полная и ссылочная. Полная логическая завершенность предполагает, что текст нормативно-правового акта содержит весь объем информации, необходимый для выполнения описываемых в тексте нормативно-правового акта деяний. Если же логическая завершенность текста нормативно-правового акта характеризуется как ссылочная, то это значит, что текст нормативноправового акта содержит либо частичное описание деяний, либо такое описание отсутствует вовсе, но имеется ссылка на нормативноправовой акт, в котором эти деяния описаны.

Во всех других случаях текст нормативно-правовых актов не отвечает критерию логической завершенности.
Анализ ссылочной логической завершенности позволяет исследовать типы ссылок в текстах нормативно-правовых актов, среди которых можно выделить: определенные, т.е.



Содержание раздела