d9e5a92d

Баранов П. П. - Юридический сборник

В настоящий сборник вошли статьи, содержащие результаты исследований сотрудников Ростовского юридического института и Таганрогского государственного радиотехнического университета в области теории права и правовой информатики.
Обсуждаются некоторые новые способы совершенствования приемов и методов юридической техники, вопросы моделирования нормативно-правовой деятельности и другие актуальные проблемы теории права и правовой информатики.

ВЫЯВЛЕНИЕ СИСТЕМНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ В ТЕКСТАХ НОРМАТИВНОПРАВОВЫХ АКТОВ

Использование информационной и других видов избыточности довольно широко распространено и применяется практически во всех сферах деятельности человека. Например, в технических системах избыточные составляющие могут выступать в качестве компонентов, которые способствуют более надежной и безотказной работе этих систем. Для достижения цели по повышению надежности работы технических систем неизбежно приходится использовать избыточность, т.к. она незаменима в целях противодействия "помехам" и "шумам".

При этом в идеальных условиях нет необходимости во введении дополнительной избыточности. Но, в связи с тем, что в реальной жизни идеальных условий практически не существует (они могут быть только искусственно смоделированы в лабораторных условиях), в целях повышения надежности обойтись без избыточности на практике не представляется возможным.
В тех сферах деятельности человека, которые связаны с передачей информации, необходимость использования избыточности еще более высока. Это связано с тем, что в процессе обмена информацией часть ее может быть утеряна под воздействием того негативного влияния, которое оказывает на процесс передачи информации целый ряд причин. Так, в ситуации, когда в процессе обмена информацией участвует человек воздействие на этот процесс оказывают причины не только технического, но и сугубо "человеческого", субъективного плана. Следовательно, сознательное введение информационной избыточности позволяет создавать условия, способствующие точному и однозначному пониманию любого сообщения.

Особенно актуальной является точность и однозначность передачи правовой информации, в частности, содержащейся в текстах нормативно-правовых актов. Необходимость однозначного понимания текстов нормативно-правовых актов разными воспринимающими субъектами не подвергается сомнению.

Связано это с тем, что от однозначности восприятия правовой информации напрямую зависит, например, правомерность решения судьбы конкретного субъекта в реальной жизненной ситуации и т.д.
Наличие информационной избыточности в текстах нормативноправовых актов формирует предпосылки к устранению разнообразных недоразумений в процессе восприятия, способствует повышению надежности понимания той или иной правовой информации, заключенной в текстах нормативно-правовых актов. Помимо того, величина необходимого и достаточного объема информационной избыточности находится в непосредственной зависимости от индивидуальных особенностей и способностей воспринимающих субъектов.
В случае, когда информационная избыточность полностью отсутствует в текстах нормативно-правовых актов может возникнуть состояние, которое повлечет за собой появление всевозможных недоразумений в процессе восприятия текстов нормативно-правовых актов и, как следствие, в процессе их реализации на практике. Но, с другой стороны, если не соблюсти определенную "меру" информационной избыточности то, неминуемо, возникнет такое положение, при котором огромное количество всевозможной правовой информации загромоздит суть текста нормативно-правового акта.

В результате станет затруднительным понять, что же предполагалось довести до сведения воспринимающего субъекта посредством данного сообщения.
Влияние информационной избыточности на процесс восприятия текстов нормативно-правовых актов однозначно оценить не возможно. Решать данный вопрос следует в каждом отдельно взятом случае строго индивидуально.

При этом отметим, что умелое использование информационной избыточности значительно повышает надежность восприятия правовой информации и, следовательно, возможность ее позитивной оценки.
Для анализа информационной избыточности в текстах нормативно-правовых актов возьмем за основу определение, используемое Ю.В. Кудрявцевым как наиболее близкое к тому пониманию сущности данного понятия, которое употребляется в настоящей работе.

Достаточно формально видоизменив вышеупомянутое определение отметим, что: под информационной избыточностью будем понимать ту часть текстов нормативно-правовых актов, которая, в той или иной форме, повторяет одну и ту же информацию, либо не несет в себе смысловой нагрузки и которую можно опустить либо преобразовать, без изменения смысла нормативно-правового акта.


Рассматривать информационную избыточность можно с нескольких относительно самостоятельных, но, в то же время, тесно взаимосвязанных сторон. Укажем на две основные из них. С одной стороны, текст отдельного нормативно-правового акта выступает как целостное образование со своей внутренней структурой. Следовательно, он может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта изучения.

С другой стороны, совокупность текстов нормативноправовых актов также является некоторым целостным объектом, образующим систему законодательства. Таким образом, необходимо рассматривать тексты нормативно-правовых актов не только по отдельности, но и в совокупности. При этом для однозначности понимания при рассмотрении информационной избыточности в тексте отдельного нормативно-правового акта будем говорить об объектной информационной избыточности. Рассматривая же тексты нормативно-правовых актов в совокупности - о системной информационной избыточности.

В настоящей работе рассматриваются вопросы, связанные с выявлением и анализом системной информационной избыточности.
Вывод о возможности и необходимости рассмотрения системной информационной избыточности как ее самостоятельного вида основан на том соображении, которое в определенной степени уже упоминалось выше, что разнообразные нормативно-правовые акты в совокупности образуют систему законодательства. Они не просто сосуществуют, но необходимо взаимосвязаны и соотнесены друг с другом.

Нормальное функционирование системы законодательства в значительной степени зависит от того, насколько гармонично сочетаются между собой ее составные части. В этой связи необходимо выделить ряд вопросов, которые вытекают из такой постановки проблемы. Во-первых, насколько слажено согласуются ранее действовавшие нормативно-правовые акты с вновь установленными.

Во-вторых, общие - со специальными. В-третьих, акты, обладающие высшей юридической силой, - с актами, занимающими низшие ступени в иерархическойструктуре системы законодательства .
Системную информационную избыточность можно рассматривать как своеобразную меру "помехоустойчивости". Под помехоустойчивостью понимается способность информации противостоять "помехам" и "шумам" в процессе ее передачи и приема, т.е. выполнять свои функции в условиях, оказывающих негативное воздействие на процесс восприятия . Здесь необходимо указать на так называемое "золотое правило" теории информации, которое гласит, что при передаче информации она не может возрастать, наоборот, она уменьшается и лишь, в крайнем случае (если нет никаких "помех" или "шума"), она остается такой же. Таким образом, действие "помех" вызывает необходимость применения информационной избыточности, которая частично парализует эти "помехи".

Но возможно указать на исключение из вышеуказанного "золотого правила", имеется в виду ситуация, когда информационная избыточность появляется как отражение психофизиологических и прочих индивидуальных особенностей воспринимающих субъектов.
Представляется, что рассмотрение и анализ системной информационной избыточности в текстах нормативно-правовых актов позволит расширить предметное поле такого традиционного для общей теории права направления исследований как законодательная техника.
На первый взгляд, в рамках указанного предметного поля не осталось вопросов, не охваченных исследованиями ученых. Вместе с тем представляется вполне очевидным, что многие проблемы, связанные с законодательной техникой, оставаясь все еще мало изученными, не могут не привлечь внимание современного исследователя своей актуальностью. В настоящее время происходит всестороннее и повсеместное применение компьютерных систем, в связи с чем появляются новые, не исследованные области знаний.

Таким образом, на стыке общей теории права и информатики возникает большое количество новых полей для исследования. Это диктует необходимость объективно, глубоко и всесторонне проанализировать формально-логическую сторону системы законодательства, а также текстов отдельно взятых нормативно-правовых актов.
Несмотря на обилие работ, в которых так или иначе затрагиваются разнообразные вопросы формально-логического анализа текстов нормативно-правовых актов, до сегодняшнего дня остаются проблемы, требующие специального внимания и тщательного дополнительного исследования. В ряду таких проблем особое место занимает проблема информационной избыточности в текстах нормативно-правовых актов.
Нельзя игнорировать также и то обстоятельство, что в последнее время значительно возрос интерес профессиональных юристов к проблемам, связанным с формально-логическими исследованиями текстов нормативно-правовых актов, что не в последнюю очередь обусловлено как все более бурным развитием информационно-советующих систем в области права, так и стремлением в новой политической реальности, учитывая кризисное состояние современного российского общества, попытаться осуществить целостное рассмотрение формально-логических характеристик текстов нормативноправовых актов, в том числе и информационной избыточности.
В системе законодательства последних лет заметно усилилась такая негативная тенденция, как девальвация, на которую впервые обратил внимание Ю.А. Тихомиров, описав ее следующим образом: нормы права "механически воспроизводятся в других актах, произвольно истолковываются, применяются с отступлением от смысла, остаются без внимания или не реализуются вообще".Указанное понятие является наиболее близким по своему смысловому значению к понятию пространственной информационной избыточности. Но при этом понятие девальвация охватывает и формальную, и содержательную стороны проблемы.

Информационная же избыточность несколько более узкое понятие, с более тщательным рассмотрением именно формальной стороны.
Помимо того, в литературе указывается, что нарушения требований законодательной техники в части согласованности нормативноправовых актов в процессе правотворчества могут выражаться в виде следующих недоработок:
- при издании новых актов не отменяются или не изменяютсядействующие;
- отменяются или изменяются ранее изданные акты без точного и исчерпывающего их перечисления;
- отсутствует необходимая согласованность и редакционная увязка между актами, издаваемыми по одному и тому же вопросу;
- новый акт не полностью регулирует соответствующий вопрос, в результате чего ряд прежних актов по тому же вопросу нельзя полностью отменить;
- акты излагаются сложным, неясным, неточным языком, страдают неоправданным многословием и ряд других.
Все вышеперечисленные несогласованности в системе законодательства, в той или иной степени, свидетельствуют о существовании системной информационной избыточности, которая состоит из двух основных видов: пространственной и временной.
Пространственная информационная избыточность представляет собой "повторение одних и тех же положений или их частей" в пространственных пределах системы законодательства.
Например, в экологическом законодательстве пространственная информационная избыточность чаще всего проявляется в нормах, устанавливающих ответственность, как правило: "дело сводится к повторению общеизвестной истины о том, что виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством России". В частности, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и ряд других.

Также можно привести в качестве примера ч.4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит: "Общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Тем же самым постулатом заканчивается большинство нормативно-правовых актов экологического законодательства.

Кроме того, та же информация повторяется и во многих кодексах, в частности: ст.6 Семейного кодекса РФ, ч.3 ст.3 АПК РФ, ст.3 Воздушного кодекса РФ, ч.3 ст.3 Лесного кодекса РФ и в других нормативно-правовых актах.
В свою очередь, пространственная информационная избыточность подразделяется на параллельную и иерархическую.
Параллельная информационная избыточность, т.е. повторение одних и тех же предписаний в смежных нормах, статьях или повторения при соотнесении отраслей права и отраслей законодательства. Параллельная информационная избыточность "возникает при дроблении нормы на отдельные предписания, каждое из которых при их общей смысловой части и принадлежности к одной логической структуре содержит какую-либо новую информацию, обращает внимание на определенную сторону регулируемого отношения". Она также имеет место и в случаях, когда по сути одно и то же правовое предписание в разных вариантах повторяется в нескольких нормах или статьях нормативно-правового акта.

Таким образом, повторяющаяся информация, с формальной точки зрения являющаяся избыточной, неоднократно воспроизводится в текстах нормативно-правовых актов, способствуя правильному восприятию смысла каждой нормы и сохранению их общего смысла.
Например ч. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ гласит: "Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния". Ст. 10 там же "Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния...".

Ч. 1 ст. 11 там же "Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния". Ч. 3 ст.

11 там же "Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них)". Подобное повторяется и в: ч. 1 и ч. 4 ст. 19, ст.

20, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст.

25, ч. 1 ст. 26,. ч. 3 ст.

27 и т.д.
Следовательно, параллельная информационная избыточность -это, как правило, пример позитивной информационной избыточности. Удалять данную информацию нельзя, следует лишь выделять ее, в целях последующего возможного совершенствования системы законодательства.
Иерархическая информационная избыточность, т.е. соотношение принципов и норм права, институтов и норм права, абстрактных и конкретных предписаний. Иерархическая информационная избыточность - позитивная избыточность, в большей своей части, именно потому, что, как известно, без развитой системы общих и более конкретных норм надлежащее правовое регулирование не возможно.
Типичным примером абстрактных норм являются, несомненно, конституционные нормы. Их конкретизируют нормы самых различных отраслей права. Например: ст.

19 Конституции РФ гарантирует равные права и свободы всем гражданам независимо от целого ряда их индивидуальных особенностей. Подобную информацию можно обнаружить в: ст.4 Уголовного кодекса РФ, ст.6 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.5 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч.2 ст.3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, иерархическая информационная избыточность зачастую является примером позитивной информационной избыточности. Рекомендации те же, что и для параллельной информационной избыточности.

Как возможные правовые последствия негативной иерархической информационной избыточности выделим: столкновения норм, посредством чего нарушается один из важнейших принципов законодательной техники - максимальная экономия правовых средств, недопущение каких-либо повторов. Это, в свою очередь:
- затрудняет поиск необходимого нормативно-правового акта;
- дезориентирует воспринимающего субъекта;
- создает впечатление о наличии "лишних" норм, о необязательности их применения, о том, что их можно не учитывать.
Таким образом, в случае, если пространственная информационная избыточность носит негативный характер, необходимо избавлять систему законодательства от нее. Выскажем также и следующее мнение: необходимо выделять пространственную информационную избыточность и в случае, когда она носит позитивный характер.

Пояснить высказанное мнение можно его своеобразной "нацеленностью в будущее", определенной подготовкой "плацдарма" для последующего возможного совершенствования существующей ныне системы законодательства, путем создания более совершенных, укрупненных нормативно-правовых актов.
Временная информационная избыточность - это повторение одних и тех же положений во времени. Но прежде чем приступить непосредственно к анализу временной информационной избыточности, рассмотрим следующие ее виды, в рамках системной, которые возможно выделить во временном аспекте, а именно: первоначальную и последующую.
Первоначальная информационная избыточность - это такой вид информационной избыточности, который возникает непосредственно сразу при создании нормативно-правового акта. Последующая информационная избыточность возникает по прошествии какого-то периода времени, с созданием новых нормативно-правовых актов, регулирующих сходные правоотношения.
Это два самым теснейшим образом взаимосвязанных понятия. Так, если для одного нормативно-правового акта информационная избыточность будет первоначальной, то для другого она, неизбежно, будет последующей. Следовательно, один из этих двух актов (целиком или в какой части) необходимо удалить.

При этом в случае, когда "второй" нормативно-правовой акт был создан в целях улучшения "первого", т.е., когда знали о существовании последнего, необходимо упразднить "первый" нормативно-правовой акт. В данном случае под "первым" понимается - нормативно-правовой акт, созданный ранее во времени. Если же создатели "второго" не подозревали о том, что данное правоотношение уже урегулировано, здесь ситуация несколько сложнее.

Имеется в виду, что при таком состоянии дел потребуется рассматривать каждый конкретный случай, и оставить тот нормативно-правовой акт, применение которого на практике позволит более надлежащим образом регулировать правоотношения. Возможно, что появится "третий" нормативно-правовой акт, который будет представлять собой некий симбиоз из двух ранее созданных.
Необходимо отметить, что, только рассматривая тексты нормативно-правовых актов во временном разрезе, можно говорить об информационной избыточности в "чистом" виде. Одно и то же сообщение повторяется несколько раз, что обусловлено или неверным его пониманием в первый раз, или неадекватной реакцией воспринимающих субъектов на него.

В то же время информационная избыточность в таком наиболее простом, "чистом" виде способна существенно затруднить восприятие текстов нормативно-правовых актов, загромождая их элементами, повторяющими друг друга или лишенными смысловой нагрузки. Таким образом, временная информационная избыточность в большинстве - негативная информационная избыточность.
Примером временной информационной избыточности могут служить своевременно не упраздненные нормативно-правовые акты или принятые вследствие незнания того, что по данному вопросу уже действует решение, принятое вышестоящим органом. Особенно этим страдает локальное нормотворчество. Помимо того, наглядным примером временной информационной избыточности могут служить повторные разъяснения одних и тех же правовых норм Верховным либо Конституционным Судами РФ.

Так, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство содержат требования учитывать при назначении наказания личность виновного, строго соблюдать принцип индивидуализации наказания. Критерием правильного соблюдения этого принципа выступает судебная практика, показывающая, действуют ли воспринимающие субъекты во исполнение этих правовых предписаний либо не соблюдают их.

В таких нормативно-правовых актах "новая" информация отражает различные аспекты деятельности судов, вместе с тем, везде повторяется один и тот же, по сути, в информационном плане избыточный элемент - вышеупомянутый принцип индивидуализации наказания. Многократное повторение, напоминание этого принципа вызвано потребностями практики и порождает избыточную информацию.

Такого рода информационная избыточность необходима и носит позитивный характер.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
- избавление текстов нормативно-правовых актов от системной информационной избыточности, в случае если она носит негативный характер, позволит качественно улучшить существующую систему законодательства, облегчить ее восприятие и, соответственно, реализацию на практике;
- в случае если системная информационная избыточность даже носит позитивный характер, представляется необходимым выделять ее в целях возможного совершенствования системы законодательства в будущем, путем проведения кодификации, инкорпорации и т.п.
П.П. Баранов, Г.И.

Иванов, О.А. Лупандина

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ В ТЕКСТАХ НОРМАТИВНОПРАВОВЫХ АКТОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ


Информационная избыточность в текстах нормативно-правовых актов может быть определена посредством использования некоторых из существующих приемов юридической техники по оформлению нормативно-правовых актов. Вначале несколько слов о том, что же представляет собой само понятие - "законодательная техника".
"Законодательная техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности"1.
Объектом законодательной техники является текст нормативноправового акта, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия с целью его совершенствования. Одним из важных правил подготовки проектов нормативно-правовых актов является краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу . Следовательно, можно говорить о том, что выявление в текстах нормативно-правовых актов информационной избыточности должно послужить улучшению их формальной стороны с позиций законодательной техники.

Рассмотрим последовательно те из правил законодательной техники по оформлению нормативно-правовых актов, которые возможно, в той или иной конкретной жизненной ситуации, охарактеризовать как пример того или иного вида информационной избыточности.
Вначале проанализируем соотношение между общими и конкретными нормативно-правовыми актами. При помощи техники общего правового регулирования можно добиться сокращения числа действующих нормативно-правовых актов (правовых норм) и избежать повторений в законодательстве.

Действительно, вместо того чтобы при регулировании каждого отдельного вида общественных отношений повторять почти не отличающиеся друг от друга правовые предписания, которыми эти отношения должны регламентироваться, законодатель отбирает общие для всех этих предписаний элементы и обобщает их в общих правовых нормах, подлежащих применению ко всем видам этих отношений.
Кроме того, последние также применимы ко всем прочим отношениям, которые возникнут впоследствии и будут иметь общие с уже существующими отношениями существенные черты и особенности. Следовательно, они могут быть облечены в правовую форму, сходную с формой, урегулированных этими нормами отношений.



Содержание раздела