d9e5a92d

Общераспространенные полезные ископаемые

Внутренние морские воды - воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря РФ.
Биосфера - геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств.
Водные ресурсы - запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы человеком.
Водопользование - юридически обусловленная деятельность граждан, юридических лиц, иных субъектов природоресурсного права, связанная с использованием водных объектов.
Возобновление природных ресурсов - полное или частичное самовосстановление природных ресурсов, происходящее естественным путем или при участии человека.
Восполнение природных ресурсов - открытие новых источников и запасов природных ресурсов, осуществляемое при проведении поисково-разведочных работ.
Воспроизводство природных ресурсов - совокупность мероприятий, обеспечивающих поддержание состояния природных ресурсов на имеющемся уровне или повышение их количественных и (или) качественных характеристик.
Восстановление природных ресурсов - комплекс мероприятий, направленных на получение природных ресурсов в количествах, близких к естественным, после их полного или частичного истощения.
Государственное управление ресурсопользованием -комплекс проводимых уполномоченными
государственными органами мероприятий по мониторингу природных ресурсов, их учету и ведению кадастров, составлению и реализации программ использования, защиты и восстановления природных ресурсов, а также лицензированию и лимитированию ( нормированию) ресурсопользования.
Государственный кадастр природных ресурсов -
систематизированный свод данных о природных объектах и содержащихся в них ресурсах, а также сведений об использовании природных ресурсов и
ресурсопользователях.
Государственный мониторинг природных ресурсов -отслеживание состояния природных ресурсов и составление на этой основе оценок их количественного и качественного состояния, динамики изменения в целях государственного управления использованием природных ресурсов.
Добыча природных ресурсов - извлечение природных ресурсов из окружающей среды с целью потребления, сопровождающееся необратимым нарушениемвзаимодействия материальных объектов природы.
Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Интегральный природный ресурс - совокупность природных ресурсов, характеризующаяся такими взаимосвязями, при которых количественное или качественное изменение одного из них с неизбежностью влечет изменение характеристик других ресурсов.
Исключительная экономическая зона Российской Федерации - морской район с особым правовым режимом, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, включая все острова РФ, за исключением скал, не пригодных для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Комплексное ресурсопользование - использование природно-ресурсного потенциала, при котором добыча одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам.
Континентальный шельф Российской Федерации -морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние
Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль, допускается проведение внешней границы континентального шельфа на расстоянии 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Лесной фонд - все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).


Лесопользование - использование лесного фонда в целях извлечения основных и второстепенных лесных ресурсов, а также для удовлетворения иных потребностей, не связанных с изъятием лесных ресурсов.
Лимиты ресурсопользования - научно обоснованные, предельно допустимые в данных условиях объемы изъятия природных ресурсов, не влекущие их истощения.
Лицензия на ресурсопользование - выданное компетентным государственным органом специальное разрешение, удостоверяющее право ее владельца на пользование природным ресурсом в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении оговоренных условий ресурсопользования.
Месторождения полезных ископаемых -естественные скопления полезных ископаемых, по количеству, качеству и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хозяйственного использования.
Морские научные исследования наконтинентальном шельфе - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих целей экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах.
Невозобновимые природные ресурсы - природные ресурсы, которые невозможно восстановить за время, соизмеримое со временем хозяйственной деятельности человечества.
Неживые ( минеральные) ресурсы исключительной экономической зоны РФ - минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения.
Недра - часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недропользование - использование полезных свойств недр Земли для изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их извлечением.
Объекты животного мира - организмы животного происхождения или их популяции.

Общераспространенные полезные ископаемые

полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об относительной достаточности их для удовлетворения потребностей народного хозяйства на перспективу и в случае их истощения могут быть заменены однотипными полезными ископаемыми.
Особое водопользование - пользование водным объектом ограниченным кругом лиц.
Оценка природных ресурсов - мероприятия, направленные на определение технической возможности и социально - экономической целесообразности
использования ресурса.
Поверхностные водные объекты - постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Поиск природных ресурсов - локализация проявлений природных ресурсов способами, не требующими их извлечения.
Полезные ископаемые - твердые, жидкие и газообразные природные образования земной коры, используемые или пригодные для использования во всех сферах человеческой деятельности.
Поресурсное законодательство - совокупность законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с использованием одного из видов природных ресурсов.
Природно-ресурсный потенциал территории -совокупность природных ресурсов, объектов,
средообразующих факторов и условий ( включая климатические, геологические, гидрологические и другие условия), которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности.
Природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
Природные ресурсы - локализованные в пространстве компоненты материи, способные удовлетворять потребности человека.
Природные условия - совокупность различных характеристик окружающей природной среды, отражающих ее состояние.
Природный объект - ограниченный в пространстве комплекс взаимосвязанных материальных элементов природы естественного происхождения.
Природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду.
Природоресурсное право - система правовых норм, обычаев и традиций, регулирующих общественные отношения по поиску, оценке, разведке и добыче природных ресурсов, а также связанные с ними отношения.
Разведка природных ресурсов - определение пространственных координат мест нахождения природных ресурсов.
Рациональное ресурсопользование - использование природных ресурсов с получением выгоды, превышающей ущерб, наносимый окружающей среде, который должен быть на столь низком уровне, какой только можно достигнуть с учетом социоэкономических факторов.
Ресурсопользование - использование природных ресурсов, связанное с их добычей ( извлечением из окружающей среды), включающее поиск, оценку, разведку и добычу ресурса.
Ресурсные отношения - общественные отношения, возникающие в связи с поиском, оценкой, разведкой и добычей природных ресурсов.
Ресурсный баланс - расчетные данные о количестве, качестве, степени изученности и освоенности, территориальном размещении природного ресурса.
Ресурсодержатели - собственник природного ресурса, а также органы, уполномоченные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществлять функции управления использованием природных ресурсов.
Ресурсопользователи - граждане, юридические лица и иные субъекты природоресурсного права, которым в порядке, предусмотренном природоресурсным
законодательством, предоставлены права пользования природным ресурсом.
Соглашение о разделе продукции - договор, в соответствии с которым РФ предоставляет, а субъект предпринимательской деятельности ( инвестор) на возмездной основе и на определенный срок принимает на себя исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ на условиях раздела добытой продукции в соответствии с заключенным соглашением.
Специально уполномоченный орган управления использованием и охраной природного ресурса -
федеральный орган государственной исполнительной власти, в компетенцию которого входит регулирование отношений по использованию и охране определенного вида природного ресурса.
Территориальное море Российской Федерации -
прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемые в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ.
Устойчивое развитие - развитие, которое
удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Природоресурсное право в системе отраслей российского права

Проблема разграничения и соотношения ( взаимной связи) отраслей российского права приобретает особую актуальность в периоды становления новых, ранее не обособленных отраслей права. В отечественной правовой науке предпринимались попытки включения норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов, в земельно-колхозное право (30- е годы), земельное право в широком смысле (40-50- е годы), природоохранительное право, природоресурсовое право (60-70-е годы), экологическое право (90- е годы) . В настоящее время предпринимаются попытки обосноватьсуществование права окружающей среды .
Вопрос о соотношении природоресурсного и экологического права решался российскими юристами двумя способами: природоресурсное право или включало в себя экологическое, или само поглощалось экологическим правом, правом окружающей среды. В экологическое право (право окружающей среды) большинством авторов предлагается включить в качестве самостоятельных отраслей горное, лесное, воздушное и др. отрасли права, составляющие его Особенную часть. В обоснование таких подходов приводится тезис о единстве предмета правового регулирования, который должны составлять общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Нельзя не видеть, что определяемый таким образом предмет отрасли права внутренне противоречив, поскольку вместе объединяются две разнородные группы общественных отношений, и создается труднообъяснимая правовая конструкция - отрасль права, содержащая другие самостоятельные отрасли права.

Наиболее последовательно и мотивированно разграничение между природоресурсным и экологическим правом проводит Б. В. Ерофеев. Автор справедливо отмечает, что коренные отличия природоресурсного права от права экологического отражены в предмете, методе правового регулирования и его источниках, верно указывая, что природоресурсное право изучает общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных ресурсов, в то время как предметом экологического права являются общественные отношения, касающиеся не столько самих природных объектов, сколько внутренних и внешних связей этих объектов, их свойств, состояний и процессов, происходящих в них.
Водное, горное, лесное законодательство,законодательство РФ о животном мире и природных лечебных ресурсах ставит своими задачами регулирование отношений по рациональному использованию и охране соответствующих природных ресурсов. Необходимость уменьшения вредного воздействия на природную среду в результате поиска, разведки и добычи природных ресурсов, а также в ходе иной деятельности человека, не связанной с их извлечением, зачастую приводит к отождествлению понятий рационального использования и охраны природных ресурсов, в то время как это взаимно исключающие друг друга виды деятельности.
Рациональное использование природного ресурсапредусматривает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе. Анализ содержания, вкладываемого законодателем в понятия использование природных ресурсов и охрана природных ресурсов позволяет обосновать необходимость отраслевого разграничения норм, регулирующих отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
В основе охраны природы лежит деятельность, направленная на сохранение природных объектов и окружающей среды в целом, в то время как использование природных ресурсов направлено на поиск, разведку и извлечение, в той или иной форме, их полезных свойств. Рациональность в использовании природных ресурсов заключается в применении технологий, приносящих наименьший вред, а также в добыче ресурсов в объемах, не приводящих к необратимым явлениям в окружающей среде. Цели любой деятельности, направленной на извлечение природных ресурсов, находятся в прямом и непримиримом противоречии с целями охраны природы.

Следовательно, рациональное использование природных ресурсов не может являться ни составной частью охраны природы, ни охватывать ее.
Связи общества и природы, при реализации которых человек оказывает влияние на окружающую среду, многогранны. Среди них можно выделить группы отношений: 1) по воздействию на природные ресурсы с целью их извлечения ( изъятия) из природной среды для последующего потребления, и 2) связанные с иным воздействием человека на природу ( загрязнение окружающей среды отходами промышленности, транспорта, сельского хозяйства, и т.п.). Последние являются предметом экологического права.

В отличие от них отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования в ходе поиска, оценки, разведки и добычи природных ресурсов должны составлять предмет природоресурсного права.
Большинство нормативных актов, регулирующих отношения ресурсопользования, содержат не только нормы природоресурсного права, но и нормы, посвященные охране соответствующего природного ресурса и окружающей природной среды в целом. Это свидетельствует о необходимости правового регулирования охраны окружающей среды в ходе разведки, добычи природных ресурсов и тесной связи природоресурсного и экологического права, о проявлении общей тенденции экологизации российского законодательства.

Однако приведенное обстоятельство не является основанием ни для включения отношений по охране природных ресурсов в предмет природоресурсного права, ни для поглощения природоресурсного права экологическим.
Соотношение природоресурсного и земельного права обусловлено неразрывной связью поверхностного слоя земли со многими другими природными ресурсами. Земля, в соответствии со ст.9 Конституции РФ, является одним из природных ресурсов.

На этом основании земельные отношения зачастую объединяют с другими ресурсными отношениями и включают в предмет экологического права (права окружающей среды). Между тем, отношения по использованию земель и отношения по использованию иных природных ресурсов имеют принципиальные отличия, не позволяющие устанавливать для них единый правовой режим.
Земельное право регулирует отношения, связанные с распределением, использованием и охраной земель. Причем под их использованием понимается обратимое использование земель, т. е. не сопровождающееся их безвозвратным изъятием, нарушением целевого назначения почвенного слоя.

Именно здесь проходит водораздел между отношениями, составляющими предмет правового регулирования земельного и природоресурсного права.
При пользовании лесами, недрами, животным миром применение норм земельного права обусловлено, как правило, неразрывной связью природных ресурсов с почвенным слоем. Поэтому применение норм земельного права в рассматриваемых природоресурсных отношениях необходимо.

В отличие от этого использование, например, живых и неживых ресурсов континентального шельфа, исключительной экономической зоны и внутренних морских вод РФ не требует нарушения почвенного слоя.
Соотношение природоресурсного и гражданского права. Нормы гражданского права регулируют две группы отношений по использованию природных ресурсов: 1) отношения по гражданскому обороту природных ресурсов, извлеченных из окружающей природной среды и 2) ряд отношений, возникающих в ходе ресурсопользования. Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере ресурсопользования, являются специальными по отношению к ГК РФ.

Нормы поресурсного законодательства устанавливают, что имущественные отношения, возникающие при использовании природных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено соответствующим природоресурсным законом. В других случаях применение гражданского законодательства допускается, если на это прямо указано в законе.

Водное, лесное законодательство, законодательство о недрах допускают возможность применения норм гражданского права для регулирования отношений, возникающих в процессе ресурсопользования. Однако условия и границы их применения устанавливаются природоресурсным законодательством.

Нормативное определение сферы применения гражданского права для регулирования природоресурсных отношений приводит к четкому разделению предметов гражданского и природоресурсного права.
Применение норм административного права длярегулирования природоресурсных отношений обусловлено лицензионным порядком ресурсопользования,
необходимостью его нормирования ( лимитирования), ведения государственных балансов, кадастров, мониторинга природных ресурсов. Значительное количество норм, устанавливающих порядок создания и деятельности, полномочия государственных органов по управлению использованием природных ресурсов, относятся к административному праву.
Все виды ресурсопользования, за исключением общего ресурсопользования, являются платными. Платаустанавливается за пользование ресурсами недр, вод, лесов, животного мира, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, природных лечебных ресурсов и вносится ресурсопользователями в бюджеты различных уровней. Такие отношения составляют предмет финансового права и регулируются его нормами. Наряду с денежной формой платы за природные ресурсы, законом предусмотрена и натуральная форма оплаты.

Платежи за недропользование, осуществляемые на условиях раздела продукции, а также налог на прибыль при этом уплачиваются ресурсопользователем ( инвестором) путем передачи государству части добытых ресурсов на условиях, установленных в заключаемом между ними соглашении. Поэтому правовой институт платы за природные ресурсы включает нормы как финансового, так и природоресурсного права.

Соотношение природоресурсного и трудового права.


Поиск, оценка, разведка и добыча природных ресурсов невозможны без установления между ресурсопользователем и работником трудовых отношений. Чаще всего нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения в сфере ресурсопользования, посвящены охране труда работников, занятых на добыче ресурса. Однако нормативные акты поресурсного законодательства содержат и иные нормы трудового права.

Так, статья 7 ФЗ РФ О соглашениях о разделе продукции предусматривает не только обязанность инвестора по соблюдению установленных правил по безопасному ведению работ и охране труда, но и обязательное трудоустройство не менее 80% работников - граждан Российской Федерации среди общего количества всех привлеченных работников.
Природоресурсное право, имея свой предмет правового регулирования, специфичный правовой режим
ресурсопользования, кодифицированную нормативную основу, формируется как самостоятельная отрасль права. В основе этого лежит необходимость системного подхода к правовому регулированию отношений, связанных споиском, оценкой, разведкой и добычей природных ресурсов, рациональным и безопаснымресурсопользованием.

История развития российскогоприродоресурсного законодательства


В развитии русского, советского и российского природоресурсного законодательства можно выделить несколько этапов.
В допетровские времена, до 1700 г., в силу неразвитости промышленности использование ресурсов недр законами не регулировалось, и собственники земли могли беспрепятственно добывать минералы и обрабатывать их. Практический интерес представляли только леса, воды и объекты животного мира.

Права на них были неразрывно связаны с правом на земельные участки. В XII - XV веках земли вместе с населенными крестьянами деревнями передавались русскими князьями по жалованным грамотам монастырям, своим подданным.

Вместе с землями к приобретателям переходило право на использование лесов, озер, рек, объектов животного и растительного мира.
Использование объектов животного мира многие сотни лет регулировалось нормами обычного права. Человек, заботясь о воспроизводстве живых природных ресурсов, извлекаемых из окружающей среды, путем длительных наблюдений за природой выработал определенные ограничения на их использование.
Петр I (1696 - 1725 г.г.), ввел ряд жестких ограничений на использование природных ресурсов. В первую очередь, это относилось к лесам и полезным ископаемым как ресурсам, наиболее необходимым для нужд промышленности, армии и флота. Ограничения на вырубку леса были введены в 1705 г. для нужд флота. Запрещалось всем без исключения на расстоянии 50 верст (1 верста -1,06668 км.) от больших и 20 верст от малых рек рубить дуб, лиственницу, клен, некоторые другие породы деревьев, высота которых составляла 12 и более аршин (1 аршин -71,12 см.).

Рубка казной ( государством) и для казны разрешалась в любых местах и бесплатно, даже если земля не являлась казенной. С 1703 г. предусматривались административные и уголовные наказания за незаконную рубку леса. За каждое срубленное дерево ( кроме дуба) налагался штраф в размере 10 рублей, за срубленный дуб устанавливалась смертная казнь.

С 1705 г. даже за порубку дубового валежника виновные ссылались на каторгу.



Содержание раздела