d9e5a92d

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.С. СОЛОВЬЕВА

Союз племен - это следующая ступень перехода к государству, зародыш нации. Военные союзы переходят к постоянному политическому строю.

Таким образом, на смену рода приходит следующая, более высокая ступень организации общества - национально государственный порядок.
Но с появлением государственных образований, род не исчезает полностью, а только видоизменяется. Это можно выразить в формуле: государственный порядок превращает род в семью. Семья представляет частную сторону жизни в противовес публичной, государственной.

Возникновение и развитие государственности приводит к разделению публичных и частных интересов. Выразителем и носителем частных интересов становится семья и это ее главный, отличительный признак, считает Соловьев. Публичную же сторону общежития представляет государство.

К нему, как особой всенародной организации, переходят функции политического управления обществом, которые при родовом строе еще не отделялись.
При родовой организации юридические и политические функции решались внутри кровной группы людей. Затем они переходят к государству как к особой публичной или всенародной организа- ции.
Любая общественная группа представляет собой, по Соловьеву, лишь одну из относительных ступеней исторического прогресса. Личность же человеческая проходит все эти ступени, стремясь к абсолютному совершенству, которое не ограничивается никакими общественными формами.
Согласно общему закону развития (всякого развития), сформулированному В. Соловьевым в работе Философские начала цельного значения, каждое развивающееся образование проходит в своем развитии три обязательных момента. Соответственно этому закону общего развития Соловьев выделяет три последовательные ступени общественной жизни:
1) Родовой строй;
2) Национально-государственный порядок;
3) Всемирное общение жизни как идеал будущего.
Каждая последующая ступень является более прогрессивной относительно предыдущей. Она не упраздняет предшествующих позитивных форм общежития, а включает их и облагораживает. При переходе от родового быта к государственному прежние самостоятельные, общественные целые - роды входят как подчиненные части в новое целое уже более высокого порядка - политический союз. Подобным образом третья, высшая стадия человеческого развития - вселенская - требовала бы от государств и народов войти в качестве составных частей в новую всеобъемлющую организацию.

При этом, подчеркивал Соловьев, общественный прогресс возможен не через уничтожение и расчленение исторических общественных образований, а через приведение их в должное соответствие с собою и взаимно друг с другом, согласно безусловному нравственному началу. Но до тех пор, пока Бог не будет во всех, пока не осуществится Божественный порядок, до тех пор Божественное управление человечеством требует особых органов или проводников своего действия в человечестве.
Государственный строй - это, несомненно, более высокая, но не абсолютная форма человеческого общения. Он имеет лишь относительное преимущество перед родовой организацией.

Переход к нему не должен упразднять тот безусловный нравственный элемент, который был присущ роду. Закон государственный не может ставиться выше закона естественного.
В работе Философские начала цельного знания Соловьев формулирует свою концепцию сфер общества. Причину возникновения и истоки основных форм общечеловеческой жизни Соловьев обнаруживает в определяющих самую природу человека трех основных формах бытия - чувствах, мышлении и деятельной воле.
Стремление человека к объективному благу обусловило возникновение трех основных сфер: экономического общества, имеющего целью обеспечение существования его элементарных субъектов и основанного на трудовой обработке природы; политического общества, или государства, решающего задачи организации взаимодействия членов одного собирательного целого; духовного или священного общества (церковь), определяемого религиозным характером человека. По закону развития общечеловеческий организм должен пройти три момента, три фазы в своем развитии.
Первая фаза характеризуется слитностью или необособленностью всех сфер общечеловеческой деятельности, отсутствием ясного различия между духовным, политическим и экономическим обществом. Первые формы экономического союза - семья и род - имели вместе с тем значение политическое и религиозное, были первым государством и первой церковью.

Отмечая относительный характер этой слитности в историческом развитии древнего мира, Соловьев отмечает, что уже в Греции и Риме начинается последовательное выделение различных жизненных сфер и элементов.


Начало второго этапа Соловьев связывает с возникновением христианства, когда первоначальная слитность общества уступает место последовательному выделению различных сфер и элементов. В этот период происходит отделение церкви от государства и еще слитного с ним экономического общества. Суть этого отделения состоит, по Соловьеву, в противопоставлении духовного общества - христианства -обществу плотскому - язычеству.

Именно характер взаимоотношений церкви и государства, считает он, во многом определил особенности развития Востока и Запада.
Содержание исторического развития на втором этапе характеризуется также разделением государства и земства (общества политического и общества экономического); возникновением протестантства и новой государственной церкви; распадением экономического общества на враждебные классы, а затем - на враждебные личности, что ведет на Западе к чрезвычайному развитию индивидуализма, а затем - к всеобщему обезличению и опошлению. На этой же ступени происходит окончательное выделение и самоутверждение общества экономического в противоположность политическому и духовному.

Это самоутверждение экономического общества Соловьев связывает с социализмом, который представляет последнее слово общественного развития во втором моменте общечеловеческой истории,представляемом западной цивилизацией.
Итогом второго этапа развития, по Соловьеву, является наблюдаемое в сфере общественных отношений всеобщее разложение на низшие составные элементы и потеря всякого универсального содержания, всех безусловных начал существования. Второй этап - только переходный к третьему, составляющему, как считал Соловьев, цель человечества, характеризующийся внутренним, свободным соединением, синтезом всех элементов общечеловеческого организма.
Смысл жизни состоит в гармонии, а эта гармония недостижима без нравственной сплоченности. Состояние исключительного самоутверждения и эгоизма по сути ошибочно и безнравственно.
Нравственное начало в человеке требует его подчинения высшему и господства над материальной природой. Но так же как нравственность личная не может быть отделена от общественной, так и материальная жизнь одного человека есть только часть общей материальной жизни.

Человеку в одиночку невозможно защититься от разрушительных сил природы, для обеспечения безопасности необходимы совместные усилия людей.
Материальная жизнь человека предполагает не только его отношения с внешней средой, но и включает его страсти и плотские влечения, победить которые возможно лишь человеку общественному. Пока человек зависим от сил природы, он не задумывается над господством духа над плотью.

Общественная безопасность, создаваемая в государственном союзе, создает предпосылки для развития нравственности аскетической, которая предполагает торжество разумного духа над стихийными силами.
Таким образом, власть человека над природою, в том числе над собственной плотью, возрастает в условиях развития государственного строя. Этому способствует ряд обстоятельств: чем труднее борьба с природной стихией, тем сплоченнее и организованней должно быть человеческое общество, где жесткая дисциплина первоначально поддерживалась религиозной санкцией. Поэтому эти первые политические союзы, покорившие дикую природу, должны были иметь, по словам Соловьева, характер религиозно-военной деспотии.

Подчинение властям в таких союзах было вынужденным, но тем не менее оно воспринималось народными массами как религиозно-нравственная обязанность.
Какой бы несовершенной не являлась такая власть, подчинение ей уже есть, по словам Соловьева, нравственное дело, победа духовного начала над плотским. В этом историческое предназначение таких военно-теократических деспотий - создавать условия для дальнейшего прогресса, духовного развития сначала лучшей части человечества, а затем и всего его в целом.
Такое общество представляет собою лишь переходную стадию исторического прогресса, так как личность не может являться орудием даже для самых возвышенных политических целей.
Процесс происхождения государства, по Соловьеву, носит договорной характер. Выделившись из рода, люди первоначально жили сами по себе, вне всякой общественной связи, но в определенный момент сходятся ради общей пользы, подчиняются по договору единой власти и образуют таким образом гражданское (политическое) общество, или государство.

Таким образом, государство имеет целью общую пользу. Оно возвышается над личными интересами.
Но интересы одного никогда не совпадут с интересами всех, если было бы иначе, государство вообще не нужно было бы. Государство необходимо для согласования частных интересов.

Собственною целью государства является не интерес как такой, составляющий собственную цель отдельных лиц и партий, а разграничение этих интересов, делающее возможным их совместное существование.
Одним из объединяющих начал человеческого общества является право. Такое общество, соединенное принципами права, Соловьев называет обществом политическим или государством.

Право выражает лишь отрицательную сторону нравственного начала, оно определяет нормальный характер способа действия.
Право определяет, чего человек должен избегать, чего не должен делать, т.е. оно является формой всякой деятельности, но не определяет цели этой деятельности. Положительная сторона нравственного начала требует не воздержания от действий, а реальной помощи всем и каждому.
Государство, признавая свободу лиц, не дает никакой общей цели для их свободной деятельности. Оно устанавливает лишь внешнюю связь между людьми.

Основанное на свободе и разумности, право определяет только форму (способ) человеческой деятельности. Содержание же этой деятельности, ее цели составляют, по Соловьеву, положительный порядок, определяемый абсолютной целью.
Чем сильнее государство, чем сильнее государственная власть, тем меньше бедствий в стране, тем крепче порядок и тем легче управление. Как церковь есть собирательно-организованное благочестие, так государство есть собирательно-организованная жалость.

Исторические примеры доказывают, считал Соловьев, что только организация крепкой и единой государственной власти необходима для защиты слабых и немощных от насилия.
Первоначально отдельные лица существуют сами по себе, затем сходятся ради общей пользы, подчиняясь согласно заключенному договору единой власти, образуя таким образом гражданское (политическое) общество, или государство. Все постановления государства становятся в силу общественного договора выражением права.

Задачей правомерного государства становится осуществление наибольшей пользы, т.е. пользы всех. Но если бы польза являлась действительно общей, то не было бы необходимости организации государства как обеспечителя общих интересов. В реальности же интересы, а значит и польза разных лиц, не совпадают.

И если польза всех не согласуется, то государство может иметь в виду осуществление лишь пользы большинства.
На самом деле, замечает Соловьев, государство имеет целью разграничение частных интересов, а не обеспечение их реализации, в той степени, в какой они не вступают в противоречие с интересами других. Если это условие одинаково для всех, то все равны перед общей властью, которая определяется не общей пользой, а равенством или справедливостью.

Государственная власть должна быть беспристрастной в отношении частных интересов, возвышаться над ними. Она не может гарантировать осуществление интересов каждому, это невозможно, ее задача - заботиться об общей границе всех интересов.

Поэтому право Соловьев рассматривает с отрицательной стороны, так как оно не требует осуществления интереса каждого в данных пределах, а лишь запрещает их переходить.
Государство должно осуществлять общую пользу не фактически - согласно личным требованиям каждого, а юридически - в пределах общего права, обеспечивая отрицательное равенство всех. Ограничение частного интереса правом допустимо лишь в тех пределах, в каких оно обеспечивает равновесие всех интересов.
 



Содержание раздела