d9e5a92d

Всеобщность, универсальность

Государство, власть, насилие не может отнять право на жизнь, - оно в худшем случае может отнять саму жизнь. И сам человек не может отказаться от своих неотъемлемых прав, не потеряв своей человеческой сущности. Невозможно написать и заверить у нотариуса отказ от своих естественных прав: Я, такой-то отказываюсь от своего естественного права на жизнь...(или от свободы мысли и слова, от свободы совести и вероисповедания и т.д.). Без этих неотчуждаемых прав некое биологическое существо перестанет быть homo sapiens.

И другая сторона дела: человек может не воспользоваться своими основными естественными правами, но это уже проблема собственного волеизъявления и иных условий.
В соответствии с международными стандартами Конституция Российской Федерации фиксирует: Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17). Перечисленные в ней основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Всеобщность, универсальность

Права человека носят всеобщий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений.
Во-первых, все люди, без какой-либо дискриминации, обладают основными правами и свободами. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения признания их содержания. Общепризнанные права человека, такие как право на жизнь, свобода совести, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. - это общие права и свободы всех людей вне зависимости от национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей, общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.
В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в пространственном, территориальном аспекте. везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, - в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами, вне зависимости от того, является ли эта территория безлюдным островом, суверенным независимым государством либо подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
В-четвертых, вопросы прав человека являются предметом обеспокоенности всех государств. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека означает, что проблемы прав человека не являются внутренним делом государств.

Это нашло свое выражение в политическом Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.) Государства-участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Они категорически и окончательно заявили, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.
Генеральная Ассамблея ООН и Парламентская Ассамблея Совета Европы в своих резолюциях также неоднократно подтверждали данный подход к правам человека.

Неделимость, взаимозависимость, взаимосвязанность

У многих интересующихся правами человека появляется желание выстроить права и свободы по ранжиру, по значимости, дать их иерархию.
И соблазн этому дает, в частности, Международный билль о правах: Международные пакты о правах человека имеют разную степень обязательности их осуществления государст-вами-участниками.
Так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах излагает их как бы в сослагательном наклонении, как пожелание: Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер.


В то время как Международный пакт о гражданских и политических правах однозначно и безоговорочно устанавливает, что Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте.
Американская традиция, идущая от Билля о правах - первых десяти поправок к Конституции 1787 г., - под правами человека имеет в виду понимаемые сообразно тому времени гражданские права и свободы. Их содержание отличается от современных формулировок Международного билля о правах и региональных документов. Соединенные Штаты в силу разных причин не признают существования социально-экономических прав и не ратифицировали Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

На своем видении прав человека настаивают отдельные мусульманские государства, страны Азии и Африки.
Вместе с тем, в последние годы сформировалось общее понимание того, что права и свободы человека представляют собой общий комплекс, систему прав. Так Венская Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека в 1993 г. однозначно определила: Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием.

Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы.
Конечно, в конкретно-исторических реалиях тех или иных стран на первый план выступают права, требующие к себе повышенного внимания: либо нормативного закрепления, либо обеспечения, либо защиты. Так, сегодня население России в значительно большей мере обеспокоено не столько реализацией своих политических или культурных прав, сколько гарантиями и защитой социально-экономических прав, защитой от произвола и беззакония со стороны правоохранительных органов.

Основные, конституционные права

Это те права, которые закреплены в Основном Законе государства, в Конституции - поэтому их и называют основными, конституционными правами и свободами. Комплекс основных прав человека не ограничивается только теми, что зафиксированы непосредственно в Конституции. В Российской Федерации также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Важно помнить также, что согласно п.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, права и свободы человека, отраженные а) в принципах,
б) в нормах международного права и в) в договорах с участием России, также следует рассматривать как основные права.
Например, право на вступление в брак и право основывать семью не содержится в Конституция России и, следовательно, формально не относятся к категории конституционных, основных прав. Однако они содержатся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Эти Пакты (договоры) ратифицированы СССР в 1973 г. и входят в правовую систему России.

В силу этого право на вступление в брак и право основывать семью могут считаться основными.
Кроме этих прав, в различных национальных законах, подзаконных актах закреплено еще множество других.
Так, ст. 27 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством.

Это право подтверждает ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Конституция Российской Федерации (ст. 44) закрепляет это право уже следующим образом:
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Вот эти перечисленные права и свободы являются основными, конституционными.
Далее эти права, как правило, развиваются, разворачиваются в более конкретных нормах. Так в Законе РФ Основы законодательства Российской Федерации о культуре подробно определены права человека в области культуры: право на творчество, право на личную культурную самобытность, право на гуманитарное и художественное образование, право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, право на приобщение к культурным ценностям, право на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, и т.п., но назвать их основными уже нельзя - это не основные, а производные от основных права.
Являясь участниками, субъектами различных правоотношений, выполняя разнообразные социальные роли, люди также приобретают (обратите внимание: не имеют их как естественные, прирожденные, а именно приобретают!) различные права. Так Закон РФ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей устанавливает продолжительность отпуска по беременности и родам 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. Такое право на отпуск и право на пособие возникнет только у женщины, и только если она беременна (либо родила), и только если она была трудоустроена. Право отпуска по данному основанию, естественно, не является универсальным, основным правом каждого человека.

Еще пример. В соответствии с Правилами пользования Московским метрополитеном пассажиру разрешается бесплатно провозить багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте не превышает 150 см.

И понятно, что право провоза чемодана в городском транспорте не является основным, конституционным правом человека.
Это не означает, однако, что неосновными правами людей власть может пренебрегать, нарушать их. Конституция однозначно говорит, что Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.

45), не фиксируя при этом, о каких правах идет речь: об основных либо о производных.

Ограничения прав и свобод

Международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод. Важно отметить, во-первых, что ограничения прав и свобод могут быть введены в условиях чрезвычайного положения только федеральным конституционным законом. Такие ограничения не могут быть введены решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Во-вторых, такие ограничения могут носить только временный характер.

В-третьих, ограничения прав и свобод должны носить соразмерный угрозам безопасности характер. В-четвертых, ограничения могут вводиться только в определенных в Конституции России целях:
- для обеспечения безопасности граждан,
- защиты:
¦ основ конституционного строя,
¦ нравственности,
¦ здоровья,
¦ прав и законных интересов других лиц,
- обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в
условиях чрезвычайного положения, не могут быть ограничены. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

Это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие. В теории прав человека эти права иногда определяют как абсолютные, а те, которые могут подлежать ограничению, - относительные права.

Права человека. Свободы человека.Сходство и отличия понятий

Международные документы и наше законодательство применяет понятия права человека и свободы человека. В чем же сходство и отличие этих понятий?
Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы - это те же права. Российская императрица Екатерина II сделала вывод, что свобода - это уверенность в том, что дозволено делать все, что не запрещено законом.

Иногда даже употребляются формулы право на свободу: каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, - признает Всеобщая декларация прав человека.
Вместе с тем в этих понятиях есть определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении человек (гражданин) - государство, то различия выразятся в следующем.
Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению.

Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь закон может установить пределы свободы.
Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной - это мои свободы, это мой выбор. Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (см. ст.

29 Всеобщей декларации прав человека, ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.13, 17, 29, 55
Конституции РФ и др.) Всем известны примеры: ограничение деятельности религиозных сект Муна в Соединенных Штатах, Белое братство на Украине, Аум Синрикё в Японии и т.п. Права и свободы человека, в которые не вправе вмешиваться ни частные лица, ни публичная власть, нормативно признанные и охраняемые государством, называют также негативными правами и свободами.
Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия свободы человека, в правах человека фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида.

Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность.

Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют активное избирательное право.

Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.
Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав.

В силу того, что государство должно предпринять положительные, позитивные действия, такого рода права еще характеризуют как позитивные права и свободы.
Однако, подчеркнем еще раз, в рассматриваемом нами правозащитном контексте понятия права человека и свободы человека идентичны.

Права человека: объективный и субъективный смыслы

В нашем случае, поскольку данная книга посвящена проблемам международных и национальных инструментов, механизмов и процедур защиты, мы рассматриваем права и основные свобод человека в их правовом контексте. Права и свободы человека в объективном и субъективном смысле следует различать так же, как это имеет место в понимании права вообще.
В объективном смысле права и свободы человека - это система внутригосударственных правовых норм и общепризнанных обычаев, принципов и норм международного права прав человека, признающих, гарантирующих, обеспечивающих и защищающих правомерные правомочия индивидов и социальных общностей во всех сферах общественных отношений.
В субъективном смысле права и свободы человека - это принадлежащие конкретному лицу (социальным общностям) возможности правомерного действия, поступка, поведения (правомочия), предусмотренного (дозволенного) национальными и международными нормами права. Воспользоваться ли этими возможностями, реализовать ли свое право - зависит от усмотрения конкретного человека.
Проиллюстрируем сказанное одним любопытным с юридической точки зрения казусом современной России.
В объективном смысле право на брак - внутригосударственная правовая норма, признающая, гарантирующая, обеспечивающая и защищающая правомерные правомочия мужчин и женщин.
Правомерные правомочия мужчин и женщин, т.е. их субъективные права, состоят в возможности заключить брак -совершить действия, предусмотренные, дозволенные нормами Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно семейному законодательству Российской Федерации брак заключается между одним мужчиной и одной женщиной: не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
Следовательно, многоженство, многомужество (полигамия), а равно и однополые браки, не будучи закреплены в нормах российского права, не составляют ни объективного права на такие браки, ни субъективного права, поскольку заключение такого брака является недозволенным, неправомерным действием.
31 июля 1999 г. Республика Ингушетия принимает Закон О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений. Вторая статья Закона гласила: В Республике Ингушетия допускается заключение гражданами мужского пола до четырех браков с лицами женского пола, не состоящими в браке.
В данной ситуации было признано (возникло) как объективное право, т.е. установленная законом норма, так и субъективное право лиц мужского пола заключить до четырех браков как правомерное, дозволенное поведение.
(Оставим в стороне явное несоответствие и противоречие этого Закона действующему российскому законодательству: только через год Верховный Суд Республики Ингушетия признал указанное положение недействующим и не подлежащим применению).
Необходимо отметить, что в некоторых языках для обозначения объективного права и субъективных прав используются разные слова. Так объективное право в английском языке значит "law", во французском "loi", субъективное право, соответственно, "right" и "droit".

Теперь, полагаем, понятие международное право прав человека (International Law of Human Rights) не будет вызывать удивления.

Стандарты, инструменты, механизмы, процедуры

Сугубо технические понятия инструменты, стандарты, механизмы, казалось бы, не имеют никакого отношения к гуманитарной сфере прав человека. Однако сложилась обычная практика использования этих понятий и они имеют иное, отличное от их прямого смысла содержание. Эти термины стали рабочим языком международных организаций и национальных учреждений по правам человека, научными категориями современного международного права прав человека, вошли в повседневную лексику правозащитных организаций.

Понятия инструменты, стандарты, механизмы не входят собственно в содержание прав человека, не определены в международных договорах по правам человека, но они являются важным обслуживающим комплексом, инструментарием системы прав человека и без их уяснения представление о правах человека будет не полным.

Стандарты в области прав человека

Понятие стандарты в области прав человека означает обязательные требования, нормы, закрепленные в международных актах (документах). Так, известно, что Всеобщая декларация прав человека не является юридически обязательным документом, однако права человека, зафиксированные в ней, являются ярким примером стандартов.

Стандарты Всеобщей декларации прав человека являются исходными как для международного права прав человека, так и для построения национальных систем прав человека.
В зависимости от того, в рамках какой международной организации приняты документы по правам человека, они подразделяются на универсальные стандарты, т.е. принятые в рамках универсальной организации - ООН, и региональные стандарты (локальные), например, заключенные под эгидой Совета Европы - стандарты Совета Европы. Между универсальными и региональными стандартами нет противоречий, а скорее есть преемственность, согласованность.

Региональные стандарты должны содействовать укреплению универсальных стандартов в области прав человека, содержащихся в международных договорах о правах человека, а также их защите. Региональные стандарты более локальны, учитывают исторические традиции, культуру, уровень развития стран региона и порой конкретизируют и устанавливают более высокие нормы, чем универсальные стандарты.

Требования соответствия национального законодательства международным стандартам прав человека являются достаточно жесткими для участников договоров по правам человека. Так, в письме руководителей высших органов власти Российской Федерации от 18 января 1995 г. в связи с вступлением России в Совет Европы, высказывались заверения, что Россия, присоединившись к основополагающим конвенциям и, в первую очередь, к Европейской конвенции о защите прав человека, будет в полном объеме выполнять принимаемые обязательства, продолжит работу по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в соответствии со стандартами Совета Европы.

Таким образом, учет международных стандартов при подготовке законопроектов и других нормативных актов и применении права является обязательным.

Международные инструменты

Под международными инструментами понимаются различные документы, содержащие принципы, нормы (стандарты) по правам человека, принятые международными (межгосударственными) организациями: договоры, декларации, рекомендации, резолюции. Термин инструменты достаточно непривычен не только для рядового читателя, но зачастую неприемлем и в среде уче-ных-юристов, специализирующихся в области прав человека.



Содержание раздела