d9e5a92d

Венская Всемирная конференция по правам человека

Вместе с сохранением мира и безопасности во всем мире, а также экономическим и социальным развитием, содействие в поощрении и защите прав человека на глобальном, региональном и национальном уровнях составляет одну из трех основных задач ООН. Эта задача подверглась значительному расширению и в мандатах, и в практике работы ООН.

Венская Всемирная конференция по правам человека

Всемирная конференция по правам человека состоялась в Вене в июне 1993 г. На ней представители более 170 государств собрались впервые за последние 25 лет, чтобы вновь подтвердить свои обязательства по защите прав человека. Конференция недвусмысленно подтвердила универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав и основных свобод человека.

Всемирная конференция по правам человека настоятельно призвала правительства включить стандарты, содержащиеся в международных договорах по правам человека, во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества, которые играют определенную роль в деле поощрения и защиты прав человека.
Конференция подробно рассмотрела прогресс, достигнутый в области прав человека, и препятствия на пути к их полной реализации, а также применение международных инструментов и эффективность методов и механизмов ООН в области прав человека.
Акцент был сделан на защите прав наиболее уязвимых групп, включая расовые, религиозные и этнические меньшинства, коренные народы, женщин и детей, жертв войны, беднейшие слои населения и инвалидов.
В Венской декларации и Программе действий, принятых на Всемирной конференции, было подтверждено, что поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организации Объединенных Наций.

Верховный комиссар по правам человека

Сорок восьмая сессия Генеральной Ассамблеи подтвердила Венскую декларацию и Программу действий. Кроме того, Ассамблея согласилась с предложением Конференции ввести должность Верховного комиссара по правам человека (Резолюция 48/141 от 20 декабря 1993 г.), а также объявила три десятилетия в области прав человека: Третье Десятилетие против расизма и расовой дискриминации; Десятилетие коренных народов и Десятилетие образования в области прав человека.

В своей резолюции Генеральная Ассамблея перечислила обязанности Верховного комиссара. Они включают:
- проведение в жизнь и защиту эффективного осуществления всех гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, включая право на развитие;
- оказание государствам по их просьбе консультативных услуг, технической и финансовой помощи в области прав человека;
Швейцария - Женева
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations Office at Geneva
8-14 avenue de la Paix
CH - 1211 Geneva 10, Switzerland
Тел.: +41 (22) 9179000
Факс: +41 (22) 9179006 E-mail:
- координацию программ ООН по образованию и информированию общественности в области прав человека;
- активную роль в устранении препятствий на пути к полной реализации прав человека и в предотвращении продолжающихся нарушений прав человека во всем мире;
- участие в диалоге с правительствами с целью гарантировать уважение к правам человека;
- расширение международного сотрудничества в поощрении и защите прав человека;
- координацию деятельности по поощрению и защите прав человека посредством системы ООН, и
- рационализацию, адаптацию, усиление и упрощение механизмов ООН в области прав человека с целью улучшения их эффективности.
Верховный комиссар по правам человека является заместителем Генерального секретаря ООН, его назначает Генеральный секретарь с одобрения Генеральной Ассамблеи. Доклад о деятельности Верховного комиссара по правам человека ежегодно представляется Комиссии по правам человека ООН, Экономическому и Социальному Совету и Генеральной Ассамблее ООН. Управление Верховного комиссара по правам человека является органом Секретариата ООН (см. схему 4), размещается в Женеве и имеет отделение в Нью-Йорке .
Первым Верховным комиссаром по правам человека был Хосе Айяла Лассо из Эквадора, он исполнял обязанности с апреля 1994 г. по март 1997 г. С сентября 1997 г. по сентябрь 2002 г. должность Верховного комиссара по правам человека занимала Мэри Робинсон из Ирландии. Начиная с 12 сентября 2002 г., Верховным комиссаром по правам человека является Серхио Виейро де Мельо из Бразилии.

Он будет исполнять эти обязанности в течение четырех лет и затем может быть назначен на второй срок.
Верховным комиссаром по правам человека назначены представители по вопросам прав человека в Аддис-Абебе, Бангкоке, Бейруте, Претории и Сантьяго. Кроме того, в Яунде был учрежден Субрегиональный центр по вопросам прав человека и демократии в Центральной Африке.


Адрес Управления Верховного комиссара по правам человека:
За период с июня 2000 г. по июнь 2002 г. Управлением Верховного комиссара по правам человека было получено более 103 тыс. жалоб о нарушениях прав человека. В дальнейшем эти жалобы направляются для рассмотрения в соответствующие комиссии и комитеты ООН.
Международный уголовный суд
В 1948 году после Нюрнбергского и Токийского процессов Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций впервые признала необходимость создания постоянного международного суда для рассмотрения преступлений, которые по своей жестокости аналогичны совершенным во время Второй мировой войны. С того времени вопрос о необходимости создания такого суда обсуждался как в Организации Объединенных Наций, так и вне ее.

Масштабы, размах и ужасающий характер зверств, совершенных в течение последних 20 лет во многих частях мира, придали импульс процессу создания постоянного механизма для привлечения к ответственности тех, кто совершил такие преступления как геноцид, этнические чистки, обращение в сексуальное рабство и причинение тяжких телесных преступлений, а также для того, чтобы наконец покончить с безнаказанностью, которой столь часто пользуются те, кто стоит у власти.
Совет Безопасности Организации Объединенных Наций отреагировал на события в Руанде и бывшей Югославии, создав трибуналы для привлечения преступников к суду. Однако трибуналы, создаваемые после совершения преступлений, обычно связаны мандатами, которые являются конкретными с точки зрения времени и территории.

Создание такого трибунала является сложным, длительным и дорогостоящим мероприятием.
Более эффективным и действенным является создание постоянного суда, наделенного правом привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении самых серьезных преступлений, зверств и массовых убийств. Такой суд может быстро принимать меры и содействовать сокращению масштабов или продолжительности насилия; в силу самого своего существования обеспечивая гораздо более высокую степень сдерживания.
В 1994 году Комиссия международного права успешно завершила свою работу над проектом статута Международного уголовного суда и представила проект статута Генеральной Ассамблее. После дальнейшей доработки проекта под эгидой ООН была созвана Дипломатическая конференция полномочных представителей по вопросу об учреждении Международного уголовного суда, которая состоялась в Риме в июне-июле 1998 года. Результатом данной Конференции стал окончательный текст Римского статута Международного уголовного суда, открытый для подписания 17 июля 1998 г. и вступивший в силу 1 июля 2002 г.
По состоянию на апрель 2003 г. Римский статут Международного уголовного суда ратифицирован 89 государствами. Российская Федерация подписала Статут 13 сентября 2000 г., но к моменту выпуска книги еще не ратифицировала.
Международный уголовный суд, учрежденный в качестве независимого органа, компетентен действовать в случае совершения преступлений, подпадающих под его юрисдикцию, без особого на то мандата от Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Он наделен мандатом судить физических лиц, и привлекать их к ответственности за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества:
а) преступление геноцида;
б) преступления против человечности;
в) военные преступления;
г) преступление агрессии.
Общее заблуждение состоит в том, что Суд сможет судить только тех, кто совершал такие преступления в прошлом, однако дело обстоит иным образом. Суд будет обладать юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в июле 2002 года Статута в силу.
Геноцид определен как ряд запрещенных деяний, таких, как убийство или причинение серьезных телесных повреждений, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.
В соответствии со Статутом, преступление против человечности включают в себя такие преступления, как истребление гражданского населения, обращение в рабство, пытки, изнасилование, принудительная беременность, преследование по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным или гендерным мотивам и насильственное исчезновение людей, но лишь в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население.
Требование о широкомасштабном или систематическом нападении в случае преступлений против человечности является очень важным, поскольку оно устанавливает более высокий порог и особые масштабы и/или размах для того, чтобы то или иное преступление подпадало под юрисдикцию Суда. Это отличает их от произвольных актов насилия, таких, как изнасилования, убийства или даже пытки, которые порой могут осуществляться даже военнослужащими в форме, но которые в действительности не могут квалифицироваться как преступления против человечности.
Геноцид и преступления против человечности наказуемы независимо от того, совершены они в мирное или в военное время.
Военные преступления охватывают серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года и другие нарушения, перечисленные в Статуте, совершенные в крупных масштабах в ходе международных вооруженных конфликтов.
В течение последних 50 лет большинство серьезных нарушений прав человека произошло не в ходе международных вооруженных конфликтов, а в пределах государств. Поэтому в Статут Суда включены современные стандарты международного гуманитарного права, которые квалифицируют в качестве уголовно наказуемых военные преступления, серьезные нарушения, совершенные во время вооруженных конфликтов внутреннего характера, когда они совершаются в рамках плана или политики или в крупных масштабах, исключая внутренние отдельные и спорадические акты насилия или беспорядки.
Агрессия была включена в качестве одного из преступлений, на которые распространяется юрисдикция Суда. Однако сначала государства-участники должны достичь соглашения по двум следующим моментам: определение понятия агрессии, которое оказалось сложным, и условия, при которых Суд может осуществлять свою юрисдикцию.

В настоящее время рассматриваются несколько предложений. Некоторые страны считают, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и с учетом мандата, которым Устав наделяет Совет Безопасности, только Совет имеет право определять факт совершения акта агрессии.

Если по этой позиции будет достигнуто согласие, то тогда необходимо будет определение Совета, прежде чем Суд сможет принять какие-либо меры. Другие страны считают, что такими полномочиями должен быть наделен не только Совет Безопасности. В настоящее время рассматриваются предложения о предоставлении такой функции Генеральной Ассамблее или Международному Суду в том случае, когда были выдвинуты обвинения в агрессии, а Совет Безопасности в течение определенного времени не принял меры.

Подготовительная комиссия продолжит свою работу над вопросом об агрессии.
Определения преступлений в Статуте являются результатом многих лет упорной работы, которую проводили многие делегации и их эксперты. Каждое определение четко сформулировано, с тем чтобы отразить действующие нормы международного права и отвечать требованию определенности в уголовном праве. Судьи Суда должны строго толковать определения и не применять их по аналогии. Цель заключается в установлении объективных международных стандартов, не оставляющих места для произвольных решений.

В случае неопределенности эти определения должны толковаться в пользу подозреваемого или обвиняемого.
При разработке Статута был проявлен значительный интерес к распространению юрисдикции Суда на терроризм, однако было решено не делать этого. В настоящее время, в дополнение к различным договорам, запрещающим многие конкретные акты терроризма, и с учетом событий 11 сентября 2001 г. государства-члены Организации Объединенных Наций занимаются разработкой всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом.

На одной из будущих конференций по обзору, если государства примут соответствующее решение, юрисдикция Суда может быть распространена на преступление терроризма.
Согласно принципу дополняемости, Международный уголовный суд будет действовать лишь в тех случаях, когда национальные суды не могут или не готовы осуществлять юрисдикцию. Если национальный суд готов и может осуществлять юрисдикцию, Международный уголовный суд не может вмешиваться, и перед ним не могут представать граждане этого государства, за исключением ситуаций, переданных ему Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, действующим на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций.

Основания для приема дела к производству Судом указаны в Статуте, и условия, регулирующие вопросы неспособности и нежелания, тщательно определены во избежание произвольных решений. Кроме того, обвиняемые лица и заинтересованные государства, независимо от того, являются ли они участниками Статута или нет, могут оспаривать юрисдикцию Суда или приемлемость дела к производству.

Они имеют также право подавать апелляции на любые связанные с этим решения.
В Римском статуте изложены четкие условия, когда Суд может осуществлять свою юрисдикцию, а также конкретные требования касательно того, когда он может это делать. Существует много гарантий для предотвращения явно необоснованных или политически мотивированных процессов, при этом предусмотрено много разных возможностей для протестов. Когда государство ратифицирует Статут, оно соглашается признавать юрисдикцию Суда в отношении преступлений, перечисленных в нем.

Суд может осуществлять свою юрисдикцию в ситуациях, которые отвечают одному из следующих условий: одной или несколькими сторонами являются государства-участники; обвиняемый является гражданином государства-участника; преступление совершено на территории государства-участника; или государство, которое не является участником Статута, решило признать юрисдикцию Суда в отношении конкретного преступления, совершенного на его территории или его гражданином. Однако эти условия не применяются, когда Совет Безопасности, действуя на основании главы VII Устава, передает ту или иную ситуацию Прокурору.
Международный уголовный суд располагается в Гааге и является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций органом. Согласно Статуту, расходы Суда будут покрываться за счет начисленных взносов государств-участников и добровольных взносов правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.

В особых случаях средства могут выделяться Организацией Объединенных Наций при условии одобрения Генеральной Ассамблеей, когда это связано с расходами, понесенными из-за передачи ситуации Суду Советом Безопасности. Взносы государств-участ-ников будут начисляться на основе шкалы, утвержденной Организацией Объединенных Наций для ее регулярного бюджета, од-
1 Хотелось бы сразу уберечь многих от одной ошибки, проистекающей из низкой правовой культуры населения России. Широко распространенным заблуждением, которое неумышленно поддерживается различными средствами массовой информации, популярной литературой, учебными пособиями, является убеждение, что Международный Суд, учрежденный в 1945 г. и располагающийся также в Гааге, является инстанцией, куда можно обратиться с жалобой на нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Глава II Статута Международного Суда, определяющая его компетенцию, и п.1 ст. 34 в частности, устанавливает, что только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом.
Обращение государств в Суд является факультативным, т.е. это не обязанность, а право государств. Государства передают спор на разрешение Суда на основании специально заключенного ими соглашения.

Около 60 государств признают юрисдикцию Суда по ряду вопросов в качестве обязательной в т.ч. РФ по ряду международных договоров.
нако любое государство может по своему желанию добровольно выделить дополнительные средства.
Первая сессия Ассамблеи государств-участников Суда была проведена в сентябре 2002 года. 7 февраля 2003 г. Ассамблея государств-участников избрала в Международный уголовный суд восемнадцать судей, срок полномочий которых начинается с 11 марта 2003 г. К августу 2003 года будут выбраны или назначены основные должностные лица и сотрудники Суда, включая Прокурора и Секретаря, которые приступят к выполнению своих обязанностей.
С 1995 года в процессе учреждения Суда участвовала крупная коалиция неправительственных организаций. Они установили тесные рабочие отношения с делегациями, организовывали брифинги и публиковали брошюры, доклады и документы по различным темам, вызывающим особый интерес.

НПО внесли существенный вклад в работу и придали импульс проводимым в ее рамках переговорам. Ожидается, что многие из них будут активно участвовать в кампании, направленной на обеспечение ратификации Статута максимально большим числом государств.

Специальный представитель Генерального секретаря

ООН по вопросу о положении правозащитников
Мандат Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о положении правозащитников определен в резолюции 2000/61 Комиссии по правам человека, принятой 26 апреля 2000 г. В пункте 3 этой резолюции Специальному представителю предлагается представлять доклады о положении правозащитников во всех частях мира и о возможных средствах усиления их защиты при полном соблюдении Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (1998 г., см. стр.389).
Основными направлениями деятельности Специального представителя являются:
Швейцария - Женева
The Special Representative of the Secretary-General
on Human Rights Defenders
Office of the High Commissioner for Human Rights
United Nations
1211 Geneva 10, Switzerland
Факс: +41 (22) 9179006_
- поиск, получение, рассмотрение информации о положении и правах всех лиц, которые индивидуально или совместно с другими занимаются поощрением и защитой прав человека и основных свобод, а также представление ответов на такую информацию;
- налаживание сотрудничества и ведение диалога с правительствами и другими заинтересованными сторонами относительно поощрения и эффективного осуществления Декларации;
- подготовка рекомендаций относительно эффективных стратегий улучшения защиты правозащитников и принятие последующих мер по этим рекомендациям.
Методы работы Специального представителя во многом основаны на методах, используемых другими тематическими механизмами, и должным образом учитывают особенности его мандата. Сообщения представляют собой направляемые правительствам призывы к незамедлительным действиям и письма с указанием предполагаемых нарушений (по состоянию на февраль 2003 г. в адрес Российской Федерации было послано 15 таких сообщений, на 4 из которых поступили ответы). В особо серьезных случаях Специальный представитель также делает заявления для печати.

Он посещает отдельные государства и осуществляет миссии на места, опираясь на существующие протоколы и критерии в той мере, в какой они применимы к его мандату. Специальный представитель прилагает самые активные усилия для того, чтобы максимально широко использовались имеющиеся у него возможности, и устанавливает прямой контакт с правительствами, компетентными органами и учреждениями, а также с упомянутыми выше организациями.
Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о положении правозащитников признает важное значение деятельности правозащитных НПО для осуществления своего мандата и высоко ценит их помощь. НПО являются одним из главных источников информации для Специального представителя.

Правовые рамки мандата целесообразнее всего устанавливать в сотрудничестве с НПО, многие из которых уже создали специальные программы и сети по защите правозащитников. Кроме того, Специальный представитель налаживает связи с правозащитными центрами и учреждениями, а также пользуется их знаниями и опытом для определения сферы действия своего мандата.
Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросу о положении правозащитников Хина Джилани (Пакистан) была назначена на эту должность 18 августа 2000 г. сроком на три года. В апреле 2003 г. ее мандат был продлен до 2006 г.
Контактные данные:

Итоги и проблемы


Деятельность ООН в области прав человека сегодня нацелена в основном на практическое осуществление разработанных в прошлые годы международных стандартов. Эта работа сосредоточена на создании условий, необходимых для процесса осуществления и для формирования всеобщей культуры прав человека. Все это, надо надеяться, приведет к значительному сокращению нарушений прав человека во всем мире.

С одной стороны, нужно стремиться ко всеобщей ратификации различных соглашений в области прав человека; с другой стороны, необходимо дальнейшее усиление эффективности осуществления прав человека посредством Комиссии ООН по правам человека, договорных органов по правам человека, превентивной дипломатии и участия неправительственных организаций, включая также улучшение координации в рамках системы ООН.
За последние два с половиной десятилетия мы стали свидетелями значительного расширения деятельности ООН в области прав человека. Это относится не только к системе договоров по правам человека, но и к работе ООН в целом.
Такое развитие событий признается наиболее внушительным достижением ООН в сфере прав человека. Другие показатели, такие как число государств-участников одиннадцати основных инструментов, которое достигло общего количества 1260 на апрель 2003 г. (см. список в Приложении X.6, стр.534), являются хорошими индикаторами этого развития.

В своей Резолюции 43/115 Генеральная Ассамблея ООН заявила, что эффективное применение инструментов в области прав человека, предполагающих периодическую отчетность госу-дарств-участников соответствующим договорным органам и эффективное функционирование самих договорных органов, не только расширяет международную ответственность в области защиты и поощрения прав человека, но также обеспечивает государства-участники ценной возможностью пересмотреть политику и программы, воздействующие на защиту и поощрение прав человека, и проводить соответствующее урегулирование.
Вместе с тем, на сегодняшний день система контроля за выполнением соглашений ООН в области прав человека (см. схему 3) находится в кризисном состоянии, поэтому должны быть предприняты дополнительные меры, чтобы в дальнейшем гарантировать эффективную реализацию механизмов ООН по правам человека:
- Отмечается несоблюдение многими государствами-участниками сроков подачи докладов. Договорные органы сталкиваются с серьезными трудностями в исправлении такого положения дел.

Необходимо также наступление на проблему докладов, не отвечающих требованиям: например, доклад на одну страницу не может служить серьезной основой для обсуждения.
- С другой стороны, возрастает бремя, наложенное на многие государства расширением и взаимным перекрыванием обязательств по докладам. Право на свободу ассоциаций, например, признается в пяти соглашениях; кроме того, оно упоминается в конвенциях, посвященных правам ребенка и трудящихся-мигрантов, а также в двух конвенциях Международной организации труда.
- Финансовые ресурсы (чуть более полутора процентов от всего бюджета ООН) недостаточны для эффективного функционирования договорных органов. Некоторым договорным органам не хватает отведенного времени для тщательного рассмотрения на заседаниях всех поставленных перед ними вопросов.



Содержание раздела