d9e5a92d

Права человека - основа мира

В открытых, демократических обществах государство не вмешивается в частную жизнь людей, не предписывает, чем именно они должны заниматься, что любить, за что или против чего бороться. Многообразные интересы людей во всех сферах жизнедеятельности реализуются через их совместные действия, через объединения, ассоциации.

Гражданское общество отличается широкой сетью горизонтальных отношений, связей, независимых от государства структур. Именно в них реализуется большая часть интересов, прав и свобод людей.

Задача человека и государства - договориться о правилах игры (о конституциях, законах, налогах, правах), задача гражданского общества - не допускать нарушения этих правил.
Современные демократические общества характеризуются настолько большим количеством негосударственных, неправительственных организаций (НПО, или NGO - аббревиатура английского эквивалента), обществ, ассоциаций, центров, фондов и т.п., что часто не поддаются никакому учету, не входят в официальную статистику. Часть таких НПО ставит своей задачей защиту тех или иных прав людей, служит буфером, защитным слоем между отдельным человеком и властью.

Иногда эту широкую сеть негосударственных / неправительственных / общественных организаций называют третьим сектором.
При тоталитарном режиме нет гражданского общества. Власть напрямую управляет человеком.

Система связей только вертикальная, и притом только сверху вниз - обратная связь не интересует тоталитарное государство.
Конституция России не применяет понятия гражданское общество. Отсутствие понятия гражданское общество в нормативных документах России возможно, следует рассматривать как своего рода демонстративное свидетельство отстраненности, невмешательства нынешнего государства в не свои сферы.

Вместе с тем, именно Конституция установила и регулирует основные правила, нормы функционирования гражданского общества.
В ноябре 2001 г. в России прошел Гражданский форум, на котором была предпринята попытка установить диалог и отношения партнерства между властью и формирующимся гражданским обществом.

Права человека - основа мира

Это позитивное значение прав человека как для международных, так и внутригосударственных отношений подчеркивается в преамбуле Всеобщей декларации прав человека: ...признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Современный мир по-прежнему не избавился от войн и вооруженных конфликтов, вспыхивающих между странами на разных континентах.

За последние 50 лет большинство серьезных нарушений прав человека произошло не в ходе международных вооруженных конфликтов, а в пределах государств. Фактом истории человечества конца XX века стала значительная миграция населения. Так, число перемещенных в результате стихийных бедствий или вооруженных конфликтов гражданских лиц во всем мире составляет более 50 млн. человек.

Миллионы людей перемещаются в силу экономических и социальных причин. В результате миграции сегодня практически каждое государство стало многонациональным, поликонфессиональ-ным, поликультурным.

И, как следствие, значительно возросла социальная напряженность во многих странах.
В этих условиях признание и уважение прав каждого человека являются предпосылкой ненасильственного разрешения конфликтов, предотвращения вооруженных столкновений. Уверенность человека в том, что и другие люди имеют, знают и действуют в соответствии с общепризнанными правами и свободами, правилами взаимоотношений, позволяет предвидеть ситуацию, ожидать определенной реакции и поведения членов человеческого сообщества.

Соблюдение прав человека - это отсутствие страха, ненависти, ксенофобии, агрессии, войн.
Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научнотехнического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав.

Таким образом, я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества, - писал в своей Нобелевской лекции А.Сахаров. Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими.



Этот тезис А.Сахарова нашел и международное признание. Всемирная конференция по правам человека, состоявшаяся в Вене в 1993 г., констатировала, что соблюдение прав человека и основных свобод для всех способствуют стабильности и благосостоянию, которые необходимы для установления мирных и дружественных отношений между нациями, и улучшению условий мира и безопасности, а также социального и экономического развития.

Права человека: идеалы и реалии

Генеральная Ассамблея ООН, провозглашая Всеобщую декларацию прав человека, не питала иллюзий по поводу ее скорого воплощения в жизнь. В Декларации подчеркивается, что ее назначение - служить в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод.
Ни в одной стране нет абсолютно благополучного положения с правами человека. Ознакомившись с докладами, представленными в различные органы ООН по правам человека, Генеральный секретарь ООН К.Аннан констатировал: В этих докладах нарисована мрачная картина состояния прав человека в сегодняшнем мире.

Преодоление разрыва между идеалами, нормами в области прав человека и их реализацией на практике продолжает оставаться сложной задачей, стоящей как перед международными организациями, так и внутри государств.
Не вселяет уверенности в возможности защиты прав и свобод человека и ситуация в современной России. Безрезультатные реформы, экономическая нестабильность и политическая неуверенность, вооруженные конфликты, беспрецедентная коррупция, неисполнение законов, слабая судебная система, произвол должностных лиц, теневая власть криминальных группировок, рэкет, терроризм, уголовные преступления, падение общественных нравов ведут к массовым и грубым нарушениям прав человека.
Даже не оперируя каким-либо официальными статистическими данными, каждый скажет, что ситуация с правам человека обстоит в России гораздо хуже, чем во многих демократических государствах. И вряд ли кого-то успокаивает мысль, что есть страны, где ситуация еще хуже, чем в России.
Так, пытка это не только причинение сильной боли или страданий, а также и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание. Казалось бы, в Комитет против пыток ООН должен идти поток жалоб из России.

Однако обращаются в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека отнюдь не россияне.
Весьма показательна следующая статистика.
В Комитет против пыток ООН всего поступила 221 жалоба. Из них 40 - из Швеции, 39 - из Швейцарии, 34 - из Канады, 29 - из Франции, 19 - из Австралии, 14 - из Нидерландов, 8 -из Дании, 1 - из России.
В Комитет по правам человека поступила 1171 жалоба. Из них 107 - из Канады, 79 - из Уругвая, 71 - из Нидерландов, 58 - из Франции, 54 - из Испании, 53 - из Австралии, и только 21 - из России.
Из 28 жалоб, поступивших в Комитет по ликвидации расовой дискриминации, 11 - из Дании, 5 - из Австралии, по 3 - из Нидерландов и Швеции, по две - из Норвегии и Словакии. Из России - ни одной.
Вряд ли мы сделаем отсюда вывод, что в Канаде, Швеции, Швейцарии, Франции, Нидерландах, Австралии, Дании и так далее имеют место массовые нарушения прав человека. Скорее наоборот: чем выше уровень обеспечения прав человека, тем острее чувствуют люди любые нарушения и более эффективно используют возможные правовые средства защиты.
В отношении же России эти данные будут свидетельствовать о традиционном правовом нигилизме, о том, что население России весьма слабо осведомлено о своих правах и возможностях их защиты. И речь идет не только об имеющихся внутригосударственных средствах правовой защиты.

Большинство населения нашей страны даже не осознает того, что оно подвергается пыткам, следуя смыслу международных договоров против пыток, и тем более не знает о существовании какого-то комитета ООН.
Например, учителя, работники системы образования, месяцами не получающие зарплаты, могли бы не перекрывать автотрассы, не ложиться на рельсы, не проводить голодовки, а с учетом определенных требований направлять жалобы в ЮНЕСКО. Возможно, массовый поток жалоб на государство возымел бы свое действие и принес бы результаты.
Вместе с тем не следует обольщаться и полагать, что направление жалобы в международный орган по защите прав и свобод человека быстро даст желаемый результат. Так, в Европейский Суд по правам человека поступило более 8,4 тыс. жалоб на Российскую Федерацию, из них более половины -4,7 тыс. - было признано неприемлемыми. Эти цифры говорят о том, что предполагаемые жертвы нарушений прав человека плохо представляют себе, как и за защитой каких прав возможно обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Это легковесное отношение к подготовке жалоб в Страсбург говорит о низкой правовой культуре заявителей и их консультантов, отсутствии культуры прав человека.
Восстановление нарушенных прав - процесс долгий, трудный, требующий определенных знаний. Правильное понимание и корректное применение юридических понятий в правозащитной работе - одно из составляющих успеха как в национальных, так и в межгосударственных органах по защите прав и свобод человека.

Литература

1. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. - М.: Общество Знание России, 1995. - 255 с.
2. Баглай М.В. Дорога к свободе. - М.: Междунар. отношения, 1994. - 320 с.
3. Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. - М.: Общество Знание России, 1996. - 296 с.
4. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. Пособие для самообразования. - М.: Педагогическое общество России, 2001. -460 с.
5. Глобализация: человеческое измерение. - М.: РОССПЭН, МГИМО МИД РФ, 2002. - 112 с.
6. Глушкова С.И. Права человека в России: история, теория, практика. Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002. - 748 с.
7. Головатенко А. Ю. Права человека и статус личности: история и современность. - М.: Московская школа прав человека, 1999. - 62 с.
8. Действующее международное право. В 3-х томах.

Составители Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. - М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997.
9. Демократия и гражданское общество / Пер. с англ.; по-слесл. М.А.Абрамова / Кин Дж. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.
10. Комкова Г.Н.

Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России / Под ред. В.Т. Кабышева. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - 152 с.
11. Компас: Пособие по образованию в области прав человека с участием молодежи. - Страсбург: Совет Европы, 2002. -478 с.
12. Крэнстон М. Права человека.

Документы о правах человека. Paris: Editions de la Seine, 1975. - 376 с.
13. Лазутова М.Н.

Права человека: история и современность. - М., 1992.
14. Либерализм в классической традиции. /Пер. с англ. / Ми-зес Л. - М.: Социум; Экономика, 2001.
15. Лукашук И.И., Глобализация, государство, право, XXI век. - М.: Спарк, 2000. - 279 с.
16. Матвеева Т.Д.

Международные и национальные инструменты и механизмы защиты прав человека. - М., 1995.
17. Международное право: Учебник.

Отв. ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. - М.: Международные отношения, 2000. -720 с.
18. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М.: Юрид. лит., 1991. - 160 с.
19. Общая теория прав человека. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук Е.А.Лукашева. - М.: Норма, 1996. - 520 с.
20. Права человека.

История, теория и практика: Учебное пособие. / Отв. ред. Б.Л.Назаров. - М.: Русслит, 1995. - 304 с.
21. Права человека: вопросы и ответы. Лиа Левин, рисунки Плантю. - М.: Издательство Бином, 1997. - 96 с.
22. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. чл.-корр. РАН Е.А.Лукашевой. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 448 с.
23. Права человека: учебник для вузов / Отв. редактор чл.-корр.

РАН, д.ю.н. Е.А.Лукашева. - М.: изд-во НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА*М), 2002. - 573 с.
24. Российское гуманитарное право: Учебное пособие для вузов / В.Н.Белоновский, Н.А.Ефремова, Н.И.Косякова и др.; под ред.

Ю.А.Тихомирова (отв. ред.), Н.И.Архиповой, Н.И.Косяковой. - М.: Приор, 1998.
25. Саидов А.Х. Международное право прав человека. - М., 2002. - 98 с.
26. Саидов А.Х.

Общепризнанные права человека. Учебное пособие. / Под ред. И.И.Лукашука. - М.: МЗ Пресс, 2002. -267 с.
27. Словарь прав человека и народов / Отв. ред. Р.А.Тузму-хамедов, В.И.Кузнецов. - М.: Международные отношения, 1993. - 240 с.
28. Смирнов С., Блинушов А. Путеводитель по правам человека в Интернете / Ред.

С.А.Смирнов. - М.: Права человека, 1999.
29. Создавая социальную демократию.

Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции / Пер. с англ.; Предисл. Лужкова Ю.М.: (Тема) / ВЕСЬ МИР, 2001. - 592 с.
30. Соколов А.Н. Правовое государство: от идеи до ее материализации. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. -
31. 4С5у6дс.Европейских сообществ.

Избранные решения. /Отв. ред. д.ю.н., проф. Энтин Л. - М.: Издательство НОРМАМ, 2001. - 400 с.
32. Тиунов О.И.

Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. - 328 с.
33. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - 456 с.
34. Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий / Под ред. д.ю.н., проф. С.Ю.Кашкина. - М.: Юриспруденция, 2001. - 208 с.
35. Шевцов В.С. Права человека и государство в Российской Федерации. - М.: Профессиональное образование, 2002. - 440 с.

Схема 1. Классификация прав и свобод человека


По времени возникновения
¦ Первое поколение (конец XVIII в.) Гражданские и политические
¦ Второе поколение (середина XX в.) Социально-экономические права
¦ Третье поколение (70-е годы XX в.) Коллективные права (права солидарности)
По сферам общественных отношений
¦ Гражданские
¦ Политические
¦ Экономические
¦ Социальные
¦ Культурные
По принадлежности к социальным нормам-регуляторам
¦ Естественные
Моральные нормы
¦ Позитивные
Писаное право, юридические нормы
По политико-правовому статусу личности
¦ Права человека
Права каждого индивида
¦ Права гражданина
Права лица, имеющего устойчивую правовую связь с государством
По степени персонификации субъекта
¦ Индивидуальные
Права отдельного человека
¦ Коллективные
Права социальных общностей
По специальному субъекту -носителю прав
¦ Права беженцев
¦ Права женщин
¦ Права ребенка
¦ Права инвалидов
¦ Права апатридов
¦ Права лиц в вооруженных конфликтах
¦ Права заключенных
¦ Права трудящихся-мигрантов и др.
По универсальности и закреплению в конституциях и международных нормах
¦ Основные (конституционные) права человека
¦ Производные (неосновные) права
По возможности временного ограничения
¦ Абсолютные
¦ Относительные
По роли государства в обеспечении прав и свобод
¦ Негативные
¦ Позитивные

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Когда в 1945 г. совершенные фашизмом преступления против человечности повлекли за собой создание ООН, священным долгом новой всемирной организации стало содействие уважению к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка или религии.
Права человека красной нитью проходят через Устав ООН (см. п. 3 ст. 1, п. 1b ст. 13, ст. 55c, ст.

56, ст. 68 и ст. 76c в приложении X.2, стр.374).

Преамбула к Уставу и его п. 3 ст. 1 содержат явные упоминания прав человека; кроме того, Устав также особо обязывает Генеральную Ассамблею (п. 1b ст. 13) и ЭКОСОС (ст.

55c) содействовать уважению к правам человека и дает подобный мандат системе опеки (ст. 76c).

Посредством Устава все государства-члены ООН юридически связаны в борьбе за полную реализацию всех прав и свобод человека.

На пути к системе защиты прав человека

Чтобы создать систему защиты прав человека, была необходима определенная последовательность действий, а именно: а) выработка концепции; б) разработка определения прав человека; в) создание обязательных норм; и г) формирование политической и юридической системы реализации прав человека. В Уставе ООН мы находим норму, выраженную в ст.

1 п. 3, в соответствии с которой ООН должна осуществлять международное сотрудничество... в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии. Эта формулировка в значительной мере привела к исключению проблем соблюдения прав человека из категории дел, по существу входящих во внутреннюю компетенцию любого государства (п.

7 ст. 2). Органы ООН компетентны обсуждать эти вопросы.

Более того, после создания необходимых механизмов стало возможным иметь дело с фактическими нарушениями прав человека.
Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско предусмотрела в статье 68 Устава ООН создание комиссии по содействию правам человека, первой задачей которой стала разработка международного билля о правах человека (см.
III.1, стр.86).

Всеобщая декларация прав человека

На своей первой сессии в январе 1946 года Генеральная Ассамблея приняла решение о подготовке международного билля о правах. В феврале 1946 г. была создана Комиссия по правам человека (Резолюция ЭКОСОС 5(I) от 16 февраля 1946 г.) На Комиссию была возложена задача подготовки Международного билля о правах человека.

Первоначально предполагалось, что это будет один документ. Затем было решено, что Билль должен состоять из трех частей: декларации, в которой провозглашаются общие принципы, пакта (или пактов), которые носили бы обязательный характер для государств, их ратифицировавших, и мер осуществления, т.е. механизмов контроля выполнения государствами своих обязательств.
Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (см. полный текст в приложении X.3, стр.381). Ее назначение - служить в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства в своих усилиях по обеспечению всеобщего и эффективного признания и соблюдения перечисленных в ней прав и свобод. Декларация была принята 48 голосами, никто не голосовал против.

Воздержались при голосовании восемь государств: Белорусская ССР, Польша, Саудовская Аравия, СССР, Украинская ССР, Чехословакия, Югославия и Южно-Африканский Союз.
Имея лишь рекомендательный характер, Декларация сыграла ключевую роль в дальнейшем развитии механизмов защиты прав человека и стала основой, на которой была построены как универсальная, так и региональные международные системы защиты и осуществления прав человека.
Декларация состоит из 30 статей и формулирует общие положения. Она содержит фундаментальные права и свободы: гражданские права (ст. 3-19), политические права (ст. 20-21), а также экономические, социальные и культурные права (ст.

22-28), не устанавливая никакой иерархии среди них. Основные права, зафиксированные во Всеобщей декларации, стали основой для разработки более 90 международных соглашений, деклараций или других документов в рамках системы ООН (см. схему 2, стр.

83). Среди них такие, как:
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ПЭСКП, в английском написании - CESCR);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (ПГПП, или CCPR);
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД, или CERD);
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ, или CEDAW);
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП, или CAT);
- Конвенция о правах ребенка (КПР, или CRC); и
- другие декларации и/или соглашения по таким вопросам, как дискриминация, геноцид, рабство, а также социальное благосостояние, прогресс и развитие.
Дата 10 декабря ежегодно отмечается как Международный день прав человека.

Международный билль о правах

В 1951 году в целях разрешения трудностей по объединению в одном договоре гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав было решено подготовить два пакта. После многих лет напряженной работы Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему были открыты в 1966 г. для подписания и вступили в силу в 1976 г.
Вместе со Всеобщей декларацией эти два Пакта и Факультативные протоколы образуют Международный билль о правах. Многие государства включили его нормы в свои национальные конституции или признают их частью своей правовой системы.

Так, напомним еще раз, что, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В рамках ООН разработано большое число процедур контроля за соблюдением признанных международным сообществом прав человека. В этом контексте можно выделить четыре главных метода:
- рассмотрение докладов государств-участников комитетами независимых экспертов. Проблемы соблюдения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, устранения дискриминации по расовому и половому признаку, запрещения пыток и им подобные обсуждаются с представителями государств - часто на уровне министров;
- рассмотрение Комиссией по правам человека (см. III.1, стр.86) индивидуальных сообщений о наиболее серьезных нарушениях прав человека, таких как произвольные или внесудебные казни, пытки, исчезновения и произвольные задержания, с помощью специальных докладчиков или рабочих групп.

Каждый год свыше тысячи безотлагательных дел передается правительствам срочными сообщениями и намного большее их число посылается почтой. Результаты этих инициатив и ответы правительств содержатся в публикуемых докладах, рассматриваемых в Комиссии по правам человека;
- изучение Комиссией по правам человека и Генеральной Ассамблеей ситуации с правами человека в определенных государствах или территориях. Например, были рассмотрены ситуации на оккупированных арабских территориях, включая Палестину, в Афганистане, Беларуси, Демократической Республике Конго, Иране, Ираке, Мьянме, Сьерра-Леоне, Туркменистане, Чеченской Республике Российской Федерации, Юго-Восточной Европе и Экваториальной Гвинее, а также с ливанцами, задержанными в Израиле.

Для установления фактов назначаются рабочие группы, комитеты или специальные докладчики. Их сообщения с заключениями и рекомендациями обсуждаются политическими органами ООН, включая Генеральную Ассамблею; и
- рассмотрение органами по правам человека петиций (сообщений) от отдельных лиц и организаций (НПО), которые ссылаются на грубые и систематические нарушения прав человека. В последнее время ежегодно обрабатывается около 100 тыс. таких обращений, на основе которых правительствам направляются запросы. Дела по обращениям готовятся к рассмотрению органами, наделенными соответствующей компетенцией.

Эти органы стремятся обнаружить систематические нарушения, требующие дальнейшего вмешательства ООН. Дела о систематических нарушениях прав человека (ситуации) изучаются на закрытых заседаниях Комиссией по правам человека (см. схему 5 и раздел III.1, стр.86).
Таким образом, можно сделать вывод, что ООН путем установления стандартов и осуществления прав человека на международном уровне оказала существенное воздействие на улучшение ситуации с правами человека во многих частях мира.



Содержание раздела