d9e5a92d

ООН и неправительственные организации

Существуют также проблемы укомплектованности персоналом Управления Верховного комиссара по правам человека.
- Общественность должна лучше информироваться о работе договорных органов. Одной из мер должно стать облегчение доступа к ежегодным докладам таких органов и приведение их к большей удобочитаемости.
Мы перечислили лишь некоторые из главных проблем. Хотелось бы надеяться, что эти вопросы будут серьезно обсуждаться на заседаниях ЭКОСОС и Генеральной Ассамблеи ООН с целью разработки новых современных процедур в области реализации прав человека.

Совершенствование и усиление механизмов ООН по правам человека остается одним из основных приоритетов в реформировании ООН.

Литература

1. Аннан Кофи А. Генеральный секретарь ООН. Общая судьба - новая решимость.

Годовой доклад о работе Организации за 2000 год. Нью-Йорк, Департамент общественной информации ООН, 2000.
2. Аннан Кофи. А. Генеральный секретарь ООН. Годовой доклад о работе Организации. 2001 год (A/56/1).

Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2002.
3. Бутрос-Гали Бутрос. Организация Объединенных Наций и права человека.

Информационный центр ООН в Москве, Департамент общественной информации ООН, 1995.
4. Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий.

Нью-Йорк, Организация Объединенных Наций, 1995.
5. Всеобщая декларация прав человека и Россия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (2324 ноября 1998 г., Москва). - М., 1999.
6. Гусейнов Л.Г. Международные обязательства государств в области прав человека. - Баку: Huquq adsbiyyati, 1998. -188 с.
7. Декларация и доклад генерального секретаря ООН о правозащитниках. - М.: Московская школа прав человека, 2001.
8. Деятельность УВКБ ООН в Российской Федерации и Республике Беларусь. УВКБ ООН в Москве, 2000.
9. Деятельность УВКБ ООН в Российской Федерации и Республике Беларусь. УВКБ ООН в Москве, 2001.
10. Джонсон Г., Симонидес Я. Всеобщая декларация прав человека. 45-я годовщина: 1948-1993.

Предисловие Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора. - М.: Интер-пракс, 1994.
11. Карташкин В.А.

Международная защита прав человека. -М., 1976.
12. Костенко Н.И. Международный уголовный суд. - М.: Институт государства и права РАН, Издательство ПРИОР, 2002. - 272 с.
13. Куликов Р. О международно-правовой ответственности за нарушение прав человека. - М., 1979.
14. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности: Пер. с франц. - М.: Издательская группа Прогресс -Универс, 1993. - 384 с.
15. Манов Б.Г.

ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека. - М., 1986.
16. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М.: Юридическая литература, 1990. - 672 с.
17. Международное сотрудничество в области прав человека.

Документы и материалы. Выпуск 2. - М.: Международные отношения, 1993.
18. Международные акты о правах человека.

Сборник документов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА'М, 1998.
19. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н. проф.

В.А.Карташкин, д.ю.н., проф. Е.А.Лукашева. - 2-е изд., доп. - М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА*М), 2002. - 944 с.
20. Международные организации системы ООН. - М., 1990.
21. Мы, народы Объединенных Наций...- М.: Международная жизнь, 1995.
22. Национальные учреждения по правам человека.

Руководство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций, 1995.
23. Нешатаева Т.Н.

Международные организации и право. -М.: Дело, 1998.
24. Образ и реальность.

Вопросы и ответы об Организации Объединенных Наций. - М.: Информационный центр ООН в Москве, 1999.
25. Организация Объединенных Наций.

Основные факты. Справочник. Пер. с англ. - М.: Издательство Весь мир, 2000. -424 с.
26. Организация Объединенных Наций: Всемирная конференция по правам человека. Венская декларация и Программа действий. Июнь 1993 г. С выступлением Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Бутроса Бутроса Гали на открытии конференции.

Нью-Йорк, Департамент общественной информации ООН: сентябрь 1995.
27. Права и свободы личности. Международные документы. Комментарии.

Библиотечка Российской газеты 19. -М., 1998.
28. Права человека и работа в социальной сфере.

Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы. Нью-Йорк и Женева, Организация Объединенных Наций, 1995.
29. Права человека и судопроизводство.

Собрание международных документов. Варшава, БДИПЧ.
30. Права человека. Вопросы и ответы.

Нью-Йорк, 1990.


31. Права человека.

Изложение фактов - специализированное тематическое издание ООН. - Нью-Йорк. 1981-1998 гг.
32. Права человека.

Основные международные документы. -М.: Международные отношения, 1990.
33. Права человека: Сб. междунар. - правовых док. / Сост. Щербаков В.В. - Мн.: Белфранс, 1999. - 1146 с.
34. Рудинский Ф.М.

Универсальная концепция прав человека и современная Россия. Сборник научных трудов юридиче-
ского факультета Московского городского педагогического университета. Книга I. - М.: Логос, 1998.
35. Свобода личности в праве.

Исследование по вопросу об обязанностях личности перед обществом и ограничениях прав и свобод человека по статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Нью-Йорк, Организация Объединенных Наций, 1993.
36. СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. - М.: Международные отношения, 1989.
37. Центр по правам человека: Сборник международных договоров.

Нью-Йорк и Женева: ООН, 1994. (2 тома).
38. Шреплер Х.А.

Международные организации: Справочник / Пер. с нем. С.А.Тюпаева. - М.: Международные отношения, 1995. - 320 с.

ООН и неправительственные организации

Важность работы с неправительственными организациями и при их посредничестве как неотъемлемой части информационной деятельности ООН получила признание еще в 1946 г., когда был создан Департамент общественной информации (далее - ДОИ). Своей резолюцией 13 (1) Генеральная Ассамблея обязала ДОИ и его отделения ...активно содействовать и оказывать помощь информационным органам различных стран, просветительным учреждениям и другим правительственным и неправительственным организациям разного рода, заинтересованным в распространении информации об Объединенных Нациях.

В этих и других целях он должен иметь полностью оборудованный справочный отдел, инструктировать или направлять лекторов и предоставлять в пользование этих учреждений и организаций свои издания, документальные фильмы, короткометражные фильмы, плакаты и другие наглядные пособия.
27 мая 1968 г. Экономический и Социальный Совет принял резолюцию 1297 (XLIV), призывающую ДОИ к предоставлению ассоциированного статуса какой-либо неправительственной организации, исходя из духа и буквы резолюции 1296 (XLIV) от 23 мая 1968 г., в которой говорилось, что неправительственная организация должна поддерживать работу ООН и содействовать распространению знаний принципов ООН и ее деятельности, и это должно соответствовать собственным задачам и целям неправительственной организации, ее существу, компетенции и деятельности.
Отношения НПО с организациями и учреждениями системы ООН различаются в зависимости от их целей, местонахождения и мандата.
Более 1 500 неправительственных организаций, осуществляющих широкие информационные программы по вопросам, стоящим на повестке дня ООН, имеют ассоциированный статус при Департаменте общественной информации (ДОИ) Секретариата ООН, что предоставляет ООН еще одну возможность поддерживать связь с людьми во всем мире. ДОИ помогает таким НПО получать доступ к информации и распро-
странять информацию по широкому кругу вопросов, в решении которых участвует ООН. Это способствует лучшему пониманию в широких слоях мировой общественности целей и задач всемирной организации.

Сотрудничество неправительственных организаций

с Департаментом общественной информации ООН
Между Департаментом общественной информации и неправительственными организациями поддерживается постоянное сотрудничество. Неправительственные организации, имеющие ассоциированный статус при ДОИ, предоставляют своим членам информацию об ООН, способствуя, таким образом, распространению знаний об Организации Объединенных Наций и мобилизации поддержки ей на низовом уровне. Распространение информации об ООН включает в себя:
- популяризацию во всем мире деятельности ООН в таких областях, как защита и укрепление мира и безопасности, экономическое и социальное развитие, права человека, гуманитарные вопросы и международное право;
- содействие проведению мероприятий в рамках объявленных Генеральной Ассамблеей ООН памятных дат и посвященных определенным темам международных годов с целью привлечения внимания мировой общественности к важным проблемам, стоящим перед человечеством.

Ассоциированный статус НПО при ДОИ

Ассоциированный статус при ДОИ может быть предоставлен неправительственным организациям, которые:
- разделяют идеалы Устава ООН;
- не ставят целью своей деятельности получение прибыли;
- продемонстрировали свой интерес к решению проблем, стоящих на повестке дня ООН, а также возможность распространять свои информационные материалы среди широких или специализированных аудиторий, таких как работники сферы образования, представители средств массовой информации, политики или представители деловых кругов;
- имеют твердое намерение и возможности осуществлять эффективные информационные программы, посвященные деятельности ООН, посредством публикации бюллетеней, брошюр и информационных листков, организации конференций, семинаров и круглых столов и привлечения к сотрудничеству средств массовой информации. Неправительственная организация, которая отвечает установленным критериям, должна направить из своего центрального учреждения официальное письмо на имя руководителя Отдела неправительственных организаций в Департаменте общественной информации с выражением ее стремления к получению ассоциированного статуса при ДОИ. В письме следует указать причины, которые побуждают данную организацию стремиться к получению такого ассоциированного статуса, а также дать краткое изложение информационной программы данной неправительственной организации. К письму необходимо приложить по меньшей мере шесть образцов недавно выпущенной информационной продукции этой организации.

Рекомендательные письма других департаментов, программ и специальных учреждений ООН и/или информационных центров ООН и информационных служб ООН окажут существенную помощь при рассмотрении заявления.
Заявления и другие документы неправительственных организаций о предоставлении им ассоциированного статуса можно направить в Информационный центр ООН в Москве. Информцентр рассматривает заявку и исходя из своего знания местных условий, он предоставляет Департаменту общественной информации свои рекомендации по существу таких заявлений. Обращения и письма неправительственных организаций по вопросу о предоставлении им ассоциированного статуса при Департаменте общественной информации ООН должны направляться по адресу:
Директору Информационного центра ООН в Москве
Глазовский пер. 4/16
г.Москва, 119002
Тел.: (095) 241-28-94, 241-25-37
Факс: (095) 230-21-38
e-mail Заявку можно также направить напрямую руководителю Отдела неправительственных организаций в Департаменте общественной информации ООН по адресу:
Соединенные Штаты - Нью-Йорк Chief, NGO Section Department of Public Information Room S-1070L
United Nations, New York NY10017 (United States)
Тел.: +1 (212) 963-6842 Факс: +1 (212) 963-6914 e-mail Комитет ДОИ по неправительственным организациям рассматривает поступившие заявки на своем очередном заседании. Организации, подавшие заявления, незамедлительно извещаются о результатах их рассмотрения.

После этого организациям, получившим ассоциированный статус при ДОИ, предлагается назначить своего основного представителя при Департаменте и его заместителя.
Обращаем внимание руководителей НПО на то, что предоставление неправительственной организации ассоциированного статуса при ДОИ не означает включение ее в систему ООН и не дает такой организации или ее сотрудникам права на какие-либо привилегии, иммунитеты, особый статус либо финансирование деятельности и поездок.

Исполком ДОИ/НПО

Сообщество неправительственных организаций, имеющих ассоциированный статус при ДОИ, избирает Исполнительный комитет ДОИ/НПО, состоящий из 18 членов, который выполняет консультативные функции, отвечает за связь и передачу информации и представляет интересы неправительственных организаций, имеющих ассоциированный статус при ДОИ. Члены этого комитета представляют НПО из всех частей света и избираются из числа их представителей в Нью-Йорке на два года.

Исполнительный комитет поддерживает сотрудничество с секцией ДОИ/НПО по вопросам осуществления программ, мероприятий и инициатив, представляющих взаимный интерес, включая проведение ежегодной Конференции ДОИ/НПО.
Исполнительный комитет ДОИ/НПО не является частью Департамента общественной информации. Связь неправительственных организаций с Департаментом общественной информации не зависит от их отношений с Исполнительным комитетом.

Неправительственные организации, имеющие ассоциированный статус при ДОИ, приглашаются поддерживать регулярные контакты с секцией ДОИ/НПО.

Помощь ДОИ/НПО

Секция ДОИ/НПО в штаб-квартире ООН предоставляет ряд услуг организациям, имеющим ассоциированный статус при Департаменте общественной информации. В частности, эта секция:
- Организует и координирует в сотрудничестве с Исполнительным комитетом ДОИ/НПО ежегодную Конференцию ДОИ по неправительственным организациям. В рамках этого международного форума для обсуждения глобальных вопросов собираются ответственные сотрудники учреждений системы ООН, представители видных международных НПО, ученые и представители крупнейших средств массовой информации.
- Организует в ООН еженедельные брифинги для неправительственных организаций по глобальным вопросам. На таких брифингах выступают ответственные сотрудники учреждений системы ООН, представители государств -членов ООН и неправительственных организаций, имеющих большой опыт в решении тех или иных вопросов.
- Обеспечивает представителей НПО и их заместителей пропусками, дающими им право присутствовать на всех открытых заседаниях органов ООН; дает доступ к материалам фото-, видео- и аудиобиблиотек ДОИ и библиотеки им. Дага Хаммаршельда, а также, в качестве наблюдателей, на заседания более 20 комитетов НПО, организованных КОНПО - Конференцией непра-
Соединенные Штаты - Нью-Йорк Room L-1B-31
United Nations, New York, NY 10017 (United States) Тел.: +1 (212) 963-7233 / 7234 / 7078 Факс: +1 (212) 963-2819
вительственных организации, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС.
- Координирует совместные информационные программы ДОИ/НПО.
- Ежегодно проводит ознакомительные курсы для новых представителей неправительственных организаций.
- Ежегодно публикует справочник ДОИ/НПО, в котором все неправительственные организации, имеющие ассоциированный статус, указаны в алфавитном порядке, по регионам и по проблемам, в решении которых они специализируются.
- Осуществляет оперативно-функциональное обеспечение Центра НПО в Нью-Йорке, который отвечает за:
- доступ к текущим документам и пресс-релизам ООН;
- регулярную почтовую рассылку информационных материалов ООН в штаб-квартиры всех ассоциированных НПО;
- выдачу во временное пользование материалов видеобиблиотеки, в которой собрано большое количество фильмов ООН;
- доступ к постоянно обновляемой подборке публикаций учреждений системы ООН.
Центр ДОИ/НПО находится по адресу:

Обязанности неправительственных организаций, имеющих ассоциированный статус при ДОИ

Со времени основания ООН на конференции в Сан-Франциско неправительственные организации сделали очень много полезного для привлечения внимания международного сообщества к важным международным вопросам. Они предлагали новые идеи и программы, способствовали распространению информации и мобилизации общественной поддержки деятельности ООН и ее специализированных учреждений. Получение неправительственной организацией ассоциированного статуса при ДОИ предполагает, что такая НПО посвятит часть своих информационных программ распространению знаний о деятельности ООН, ее задачах и принципах.

Кроме того, они должны информировать о своей деятельности секцию ДОИ/НПО, регулярно предоставляя образцы своих информационных материалов, имеющих отношение к деятельности ООН. Эти материалы следует также направлять для изучения в Центр ДОИ/НПО.

Консультативный статус НПО при ЭКОСОС

Многие неправительственные организации, работающие в области экономического и социального развития, смогли выполнить требования, необходимые для предоставления им консультативного статуса при Экономическом и Социальном Совете.
Статья 71 Устава ООН предусматривает, что Экономический и Социальный Совет уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Эти мероприятия регулируются резолюцией ЭКОСОС 1296 (XLIV) от 23 мая 1968 г., которая предусматривает возможность предоставления неправительственным организациям консультативного статуса при ЭКОСОС, а также проведения ими консультаций с секретариатом этого органа ООН.
Позднее, в июле 1996 г., в результате трех лет переговоров ЭКОСОС пересмотрел старую схему проведения консультаций с НПО. В результате была принята резолюция 1996/31, в которой предусматриваются новые правила проведения консультаций между ЭКОСОС и неправительственными организациями. В ней изложены стандартные условия аккредитации неправительственных организаций на конференциях ООН, упрощен процесс подачи заявлений для получения консультативного статуса при ЭКОСОС.

Кроме того, резолюция предоставляет национальным НПО право обращаться с просьбой о получении такого статуса. Общий статус предоставляется крупным международным неправительственным организациям, которые занимаются практически всеми вопросами, находящимися на повестке дня ЭКОСОС. Особый консультативный статус предоставляется тем неправительственным организациям, которые специализируются в области лишь некоторых вопросов, входящих в компетенцию ЭКОСОС.

Ограниченный статус предоставляется неправительственным организациям, которые, по мнению ЭКОСОС, могут периодически помогать ему в работе.
Другим результатом решений, принятых в июле 1996 г., было решение ЭКОСОС 1996/297, в котором содержалась рекомендация Генеральной Ассамблее рассмотреть на своей сорок первой сессии вопрос о широком участии НПО в работе ООН с учетом опыта, полученного в результате консультативных мероприятий между НПО и ЭКОСОС. Впоследствии в рамках Рабочей группы Генеральной Ассамблеи по укреплению системы ООН была создана подгруппа по неправительственным организациям.

Эта подгруппа, работа которой ведется и в настоящее время, занимается изучением вопросов, связанных с участием НПО в работе Организации Объединенных Наций.
ЭКОСОС принимает решения о предоставлении НПО консультативного статуса на основании рекомендаций межправительственного Комитета по неправительственным организациям. Этот комитет, куда входят 19 государств-членов ООН, проводит свои заседания ежегодно. За дополнительной информацией по этому вопросу следует обращаться или в Информационный центр ООН в Москве или по адресу:
Соединенные Штаты - Нью-Йорк
Non-Governmental Organizations Unit
Division for Policy Coordination and ECOSOC Affairs,
DPCSD Room DCI-1070 United Nations New York, NY 10017 United States
КОНПО, или Конференция неправительственных организаций, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС, является выразителем мнения сообщества НПО, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС. Целью этой конференции является создание наилучших возможностей для деятельности неправительственных организаций и обеспечение соответствующих условий для осуществления ими своих консультативных функций, а также организация встреч для обмена мнениями по вопросам осуществления консультативного процесса и другим проблемам, представляющим взаимный интерес.
Участие НПО в заседаниях в Женеве и Нью-Йорке
Неправительственные организации с консультативным статусом могут посещать все открытые заседания комиссий, комитетов, и рабочих групп по правам человека. Их основная деятельность включает в себя:
- лоббирование решений, включая предложение формулировок для использования;
- созыв параллельных неофициальных встреч с экспертами, представителями правительств и неправительственных организаций для рассмотрения действий по определенным странам или темам;
- представление докладов по специальным процедурам, например, специальному докладчику по торговле детьми;
- встречи со специальными докладчиками по темам и странам.
Неправительственные организации могут играть важную роль, участвуя в подготовке периодического доклада государства-участника. Они могут:
- подталкивать министерство, ответственное за подготовку доклада, к его своевременному представлению;
- гарантировать, что доклад, а также протокол дебатов Комитета по докладу и заключительные замечания будут распространены в соответствующем государстве;
- представить альтернативный доклад параллельно с докладом государства-участника;
- подать информацию в рабочие группы, которые собираются в конце каждой сессии для подготовки следующей;
- посещать заседания, на которых рассматриваются доклады государств-участников (хотя НПО не вправе делать никаких заявлений, возможны консультации с членами комитета в кулуарах и неофициальная постановка проблем для обсуждения при рассмотрении доклада государства-участника).
Различным неправительственным организациям рекомендуется концентрировать свои усилия, говорить в один голос. Чем больше неправительственных организаций сотрудничает и расширяет диалог между собой, тем большее влияние они могут оказать при устном или письменном изложении проблем экспертам и представителям государств.

Руководство по Программе практики в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека

В Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека проводится практика (интернатура) для аспирантов, специализирующихся в области прав человека. Эта практика предназначена:
* для содействия лучшему пониманию практикантами проблем прав человека и работы Управления Верховного комиссара ООН по правам человека;
* для обеспечения системы прав человека ООН помощью и вкладом выдающихся молодых студентов, специализирующихся в области, связанной с их собственной работой.
Практиканты распределяются в соответствии с потребностями Управления и собственными интересами. Они привлекаются, среди прочего, к составлению докладов и подготовке исследований, обслуживанию встреч, поддержке полевых операций и другой повседневной работе. Практиканты, вовлеченные в обслуживание ежегодных сессий Комиссии по правам человека, имеют разнообразные обязанности, включая помощь в подготовке резюме ежедневных встреч и анализ главных тенденций дебатов.

Они должны корректировать список выступающих и составлять ежедневные пресс-релизы.
Участники программы отбираются из числа заявителей, поддержанных своими научными учреждениями. Они должны иметь высшее образование по соответствующей дисциплине, например, по международному праву, политологии, истории или социологии.

Предпочтение отдается тем, кто в пределах своей дисциплины уже изучал права человека. Кандидаты должны хорошо владеть по крайней мере двумя из шести официальных языков ООН.

Они должны уметь составлять документы на английском или французском языке. Желательно
знание других официальных языков. Практикант должен быть старше 18 лет.
Практика не оплачивается. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека не обеспечивается бюджетом по этой статье.

Получение необходимых виз, затраты на дорогу и проживание обеспечивается также за счет практиканта или поддерживающего его учреждения.
В Отделении ООН в Женеве практиканты работают полную рабочую неделю, как и обычные сотрудники, и несут такие же обязанности.Они связаны теми же обязательствами, что и штатные сотрудники, и должны, в частности считать конфиденциальной любую неопубликованную информацию, которая становится им известна в процессе практики. Они не вправе публиковать отчеты или документы на основе полученной информации, не получив на это разрешения ООН.
Максимальное число практикантов, одновременно стажирующихся в Управлении, в любой момент равно 24. Отбор кандидатур проводится два раза в год: в мае-июне на третий и четвертый кварталы текущего года и в ноябре-декабре на первый и второй кварталы следующего года.

Минимальный период практики составляет три месяца и может быть продлен один раз еще на три месяца.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека проводит обучение отобранных кандидатов посредством ряда инструктажей, организованных Координатором программы. Более того, практиканты работают под руководством куратора, который отвечает за их обеспечение должностной инструкцией и планом работы.

После завершения практики от куратора и практиканта требуется подготовить отчет.
В конце практики ее участники заполняют анкету по оценке своей командировки и подают ее Координатору Программы практики.
В течение практики и последующих после ее окончания шести месяцев ее участники не могут быть приняты на постоянную или временную должность в ООН.
Кандидаты для прохождения практики должны подать следующие документы:
а) сопроводительное письмо-мотивацию, объясняющее, почему они подают заявку, с указанием преимуществ, которые даст кандидату прохождение практики, и целей карьерного роста;
б) должным образом заполненное Заявление о прохождении практики;
в) копии дипломов и список прослушанных курсов;
г) образец исследовательской работы.
Крайние сроки подачи заявок - 30 апреля для отбора в мае-июне и 31 октября для отбора в ноябре-декабре.
После внимательного изучения поданных документов о положительном решении сообщается автору заявки.



Содержание раздела