d9e5a92d

Механизмы и процедуры

Думается, это связано с тем, что проблема прав человека долгие годы в СССР была закрытой темой и ученым дозволялись лишь идеологизированные политические восхваления достижений социализма в области прав человека. Современные зарубежные исследования в области прав человека насчитывают уже 60 лет, в то время как российская юридическая мысль соприкоснулась с данной темой без классового подхода и оглядок на руководящую и направляющую силу советского общества чуть более 10 лет. Вместе с тем понятие инструменты как рабочий собирательный термин используется в практике ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и других организаций.

Так, в ратификационных таблицах основные международные договоры по правам человека называются не иначе как международные инструменты (англ. International Instruments).
Документы в области прав человека могут быть классифицированы по различным основаниям. По форме и степени обязательности это могут быть декларации/рекомендации и договоры.

Остановимся на двух видах главных документов.
Декларации (лат. declaration заявление, объявление) - международно-правовые документы, в которых провозглашаются какие-либо принципы, основы. Декларации принимаются резолюцией соответствующей международной организации. Декларации не содержат юридически обязательных норм. Они являются лишь рекомендациями, пожеланиями.

В них выражено намерение государств, их готовность следовать положениям декларации. Однако многие документы, как, например, Всеобщая декларация прав человека, обладают большой моральнополитической силой, и по отношению к ним судят о позициях государств.

Являясь первоначальным результатом поиска общих подходов к той или иной проблеме на международном уровне, декларации служат основой, отправной точкой для последующей разработки международных договоров в области прав человека. Возможность как отказа государств, голосовавших за резолюцию (декларацию), от своей позиции, так и присоединения к резолюции (декларации) впоследствии не участвовавших, воздержавшихся либо голосовавших против государств, не предусматривается.

В российской литературе, публикациях СМИ довольно часто можно встретить ошибочные утверждения: Советский Союз (Россия) присоединился (подписал, ратифицировал и т.п.) Всеобщую декларацию прав человека.
Договор - как его определяет Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. - означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Это определение договора применимо и к договорам, принятым в рамках международных организаций.
Международные соглашения могут иметь различные наименования: конвенция, пакт, соглашение, договор, хартия, устав, протокол и т.д. В международном праве не сложилось четкого правила для наименования для тех или иных договорных документов. Однако, чаще всего, конвенция - это соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме: Конвенция о статусе беженцев, Конвенция о правах ребенка, Европейская культурная конвенция.

Пакты - договоры, охватывающие различные группы проблем: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах.
Вступление в силу международных договоров требует соблюдения определенной процедуры со стороны каждого государства-участника. Первоначальное согласие государства соблюдать условия договора выражается его подписанием, но чтобы договор вступил для данного государства в силу, обычно необходима ратификация - утверждение договора законодательным органом власти (в России - Федеральным Собранием).

В многосторонних международных договорах часто устанавливаются более жесткие требования, а именно минимальное число ратифицировавших договор государств-участников, необходимое для его вступления в силу.
Действующий международный договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться - Pacta sunt servanda. Государства-участники могут отказаться от своих обязательств и выйти из данного договора, то есть денонсировать его (лат. denuntiatio - уведомление).
При подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему государство может сделать оговорку (англ. reservation), т.е. одностороннее заявление, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к себе. Некоторые договоры не допускают оговорок.


Международные договоры могут быть открытыми либо закрытыми. К открытым международным договорам могут присоединиться государства, независимо от согласия других участвующих в них государствах.
Для наблюдения за реализацией соглашений в области прав человека иногда создаются соответствующие контрольные органы - комитеты.
Например, Международный пакт о гражданских и политических правах был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и вступил в силу 23 марта 1976 г. после того, как был ратифицирован 35 государствами. Связанными с Пактом документами являются два Факультативных протокола. В соответствии с Пактом образован Комитет по правам человека.1

Механизмы и процедуры

Организация Объединенных Наций рассматривает и обсуждает вопросы, касающиеся прав человека, по сути дела во всех своих структурах, но в интересующем нас аспекте, - защита прав человека, - главную роль играет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и договорные (конвенционные) органы, т.е. различные комитеты, созданные в соответствии международными договорами: пактами и конвенциями.
Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (международные суды по правам человека, международные организации, комитеты, комиссии, рабочие группы, специальных докладчиков). Международные контрольные механизмы, как правило, представляют собой коллективные органы (комитеты, группы и т.д.), хотя институт индивидуальных специальных докладчиков достаточно часто встречается в практике ООН и Совета Европы.
Международные процедуры в области защиты прав человека представляют собой методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятие решений по сообщениям, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека.
Иногда процедуры расписаны достаточно четко и подробно. Например, ЭКОСОС утвердил процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод (Процедура 1503).

Детально определен Регламент Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. (Правила процедуры Суда).

Классификация прав человека

Любая классификация достаточно условна. Задача состоит в том, чтобы поделить рассматриваемый массив объектов и сгруппировать их по однородным признакам, по одному основанию. Мы рассмотрим более детально классификацию прав человека по двум основаниям: в контексте их содержания и времени возникновения. Другие варианты классификации приведены в схеме 1 на стр.

48.

Гражданские, политические, экономические,

социальные и культурные права
Согласие народов по поводу основных прав и свобод человека и их основной классификации косвенным образом нашли свое выражение в Уставе ООН и Международном билле о правах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативных протоколах к нему. Сами названия пактов уже признают гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права.

Это пять основных категорий (групп) прав человека, закрепленных в международно-правовых нормах.
Советская политико-правовая доктрина традиционно выделяла социально-экономические, политические и личные права и свободы. В группу личных прав зачислялись право на неприкосновенность личности (свобода от незаконных арестов), право на охрану личной жизни, тайна переписки, свобода вероисповедания, право вести атеистическую пропаганду и др.

Однако советские конституции никогда не признавали таких личных прав, как право на жизнь, право на свободное передвижение, право покидать свою страну и возвращаться в нее, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Этой конструкции (личные, политические и социально-экономические права) и сегодня придерживаются многие исследователи и ученые.
Вместе с тем такой подход к основной классификации прав и свобод человека уязвим для критики с точки зрения формальной логики: для классификации каких-либо объектов должно быть взято одно и то же основание деления. В данной же схеме права человека разделены по двум различным основаниям. С одной стороны, по сферам жизнедеятельности людей (политика, экономика, социальная сфера) и, - с другой, -по субъекту, носителю прав - человеческой личности. Права человека и в политической и в экономической области являются столь же личными, индивидуальными, субъективными, осуществляемыми отдельным человеком, личностью, сколь и другие права из советской группы личных прав.

Уместно было бы видеть на другом полюсе личных, индивидуальных прав права групповые, коллективные.
Классически понимаемые гражданские права, по содержанию совпадающие с советскими и постсоветскими личными правами, могут быть более логично рядоположены с политическими, экономическими, социальными, культурными правами, если мы примем во внимание существование гражданского общества как особой сферы жизнедеятельности людей, в которой реализуется частная жизнь человека, свободная от государственного вмешательства и тотального контроля.
Действующая Конституция России не дает четкой классификации прав и свобод человека. Вместе с тем, набор прав и свобод соответствует общепризнанным стандартам и укладывается в два Международных пакта, принятых ООН.
Для российских правовых реалий важно проводить отличие между гражданскими правами как одной из категорий теории и практики прав человека и гражданскими правами субъектов гражданско-правовых отношений, урегулированных отраслевым гражданским законодательством Российской Федерации. По содержанию и смыслу это разные понятия: и по происхождению прав, и по субъекту, и по объекту, и по регулируемым отношениям, и по методу правового регулирования.
В теории прав человека гражданские права - это совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения: право на жизнь, свобода мысли, слова, вероисповедания и т.д.
В соответствии же с нормами Гражданского кодекса РФ и гражданского законодательства, регулирующими правовое положение участников гражданского оборота, права возникают из субъективных мотивов, желания их участников: автономии воли и имущественной самостоятельности. Гражданские права и обязанности возникают из договоров, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, из судебных решений, в результате приобретения имущества, в результате создания произведений науки, литературы, искусства и т.д.

Участники гражданско-правовых отношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора в рамках закона. Объектами гражданских прав являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Субъектами гражданских прав (лицами) в рассматриваемом смысле могут быть физические и юридические лица, муниципальные образования, а также государство.
В теории прав человека субъектами гражданских прав могут быть только люди (физические личности), либо социальные общности (народы, нации, меньшинства, социальные группы).

Поколения прав

Постепенное развитие знания о правах человека, их закрепление в национальных законодательствах и международноправовых нормах, привели к выводу о наличии исторически последовательных прав и свобод. В зависимости от времени осознания и формулирования прав человека их подразделяют на поколения. Этот фактор - историческое время появления прав является еще одним из оснований классификации.

Принято выделять три поколения прав.
К первому поколению относятся гражданские и политические права. Это самое старое из общепризнанных прав человека поколение.

Оно выросло из европейской и американской философии и политико-правовой практики XVIII века. Затем эти права нашли свое подтверждение в документах ООН - во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в региональных соглашениях - в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)
Ко второму поколению относят социально-экономические права. Признание этих прав в нормах международного права явилось результатом идеологического и политического компромисса между социалистическими и западными странами. Продвигавшаяся в свое время в ООН Советским Союзом и поддержанная странами третьего мира идея о закреплении социально-экономических прав в международных документах, была предметом острых дискуссий как при принятии Всеобщей декларации прав человека в 1948 г., так и при разработке и принятии Международного билля о правах.

СССР руководствовался чисто идеологическими, пропагандистскими мотивами, настаивая на социальных и экономических правах и приводя в пример собственные достижения. В результате в 1951 г. было решено принять два Пакта.
С другой стороны были и объективные причины выделения социально-экономических прав в отдельную группу, категорию, и, соответственно, отнесение их ко второму поколению прав человека. Международное признание социально-экономических прав было в этот период уже закреплено в различных конвенциях Международной организации труда. Конституционная практика многих государств послевоенной Европы также свидетельствовала об их социальной ориентации: государства характеризовались непосредственно как социальные, закреплялось право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на социальную защиту и т.д.

В 1961 г. Совет Европы принял Европейскую социальную хартию.
В Европе, на родине теории естественного права и естественных прав человека, сегодня законодательно признаны все категории прав: гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры. Они закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколах к ней, в Европейской социальной хартии и других документах.
К третьему поколению относят коллективные права -
их еще называют правами солидарности. Это права меньшинств, права народов, право на развитие, право на мир, право на благоприятную окружающую среду, репродуктивные права и другие. В 70-80-е годы прошлого столетия ООН разработала документы о правах меньшинств, правах народов, принимались региональные международные нормы, свой вклад внес Хельсинкский процесс.

Следует заметить, что часть исследователей и практиков не относит коллективные права - права народов, наций, меньшинств - к правам человека, поскольку субъектом, носителем прав человека является индивид.

Свобода, ответственность и обязанности

Открытые, демократические общества, - в отличие от тоталитарных, - формируют другие принципы жизни, другие парадигмы отношений гражданин - государство, человек - общество, права - обязанности, свобода - ответственность.
Эти новые начала человеческого общежития еще недостаточно осознаны и не восприняты нашим посттоталитарным, постсоветским массовым сознанием. У многих подспудно, в подсознании живет страх, боязнь свободы.

С одной стороны, в свободе видится угроза собственной безопасности, беззащитность от произвола, беззакония коррумпированных чиновников, мафии, экстремистских и террористических организаций.
С другой стороны, свобода страшит необходимостью самому о себе беспокоиться, самому за все отвечать. Патерналистская политика и идеология общенародного социалистического государства отучили людей от самостоятельности, ответственности.

Отсюда у многих тоска по завоеваниям и ценностям социализма.
Вместо старой формулы права и соответствующие им обязанности должно утвердиться понимание ответственности. Ответственности в рамках закона. Свобода не означает полного пренебрежения интересами и правами других людей, безграничной вседозволенности. Свобода без границ - это саморазрушение, деструкция общества.

Свобода сама себя упраздняет, - как писал современный философ К.Поппер, - если она не ограничена. Неограниченная свобода означает, что сильный человек свободен запугать того, кто слабее, и лишить его свободы.

Именно поэтому мы требуем такого ограничения свободы государством, при котором свобода каждого человека защищена законом. Никто не должен жить за счет милосердия других, все должны иметь право на защиту со стороны государства. Конечно, нелегко строго определить степень свободы, которую можно оставить гражданам, не подвергая опасности ту свободу, которую призвано защитить государство, -продолжает К.Поппер. - Вместе с тем наш опыт (т.е. существование демократических государств) показывает, что эту степень можно приблизительно определить. В действительности, главная задача демократического законодательства и состоит в том, чтобы это сделать.

Это трудно, но не настолько, чтобы нам пришлось из-за этого менять свои основные требования, в частности отказаться от рассмотрения государства как инструмента защиты от преступлений, т.е. от агрессии. Кроме того, на возражение о том, что трудно сказать, где кончается свобода и начинается преступление, в принципе отвечает известная история о хулигане, утверждавшем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, на что судья мудро ответил: "Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа".
Всего одна статья Всеобщей декларации прав человека говорит об обязанностях: Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (ст. 29), но она не менее важна, чем статьи, признающие права.

При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе, - продолжает Декларация.
Общество вводит моральные запреты (не лги, не нарушай данного слова, не обижай слабого и т.д.), а государство (конкретно Конституция России) вводит определенные, запреты на такую деятельность, которая направлена на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Государство может временно ограничить права и свободы в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
К.Поппер в послесловии к русскому изданию своего классси-ческого труда Открытое общество и его враги писал, что для посттоталитарного общества одной из главных задач является укрепление свободы и осознание вытекающей из нее ответственности. С этими выводами ярого противника марксизма, апологета буржуазной демократии нельзя не согласиться.

Правовое государство

...Нам могут сказать, что русский народ вступил чересчур поздно на исторический путь, что нам незачем самостоятельно вырабатывать идеи свободы и прав личности, правового порядка, конституционного государства, что все эти идеи давно высказаны, развиты в деталях, воплощены, и потому нам остается только их заимствовать. Если бы это было даже так, то и тогда мы должны были бы все-таки пережить эти идеи; недостаточно заимствовать их, надо было бы в известный момент жизни быть всецело охваченными ими; как бы ни была сама по себе стара та или другая идея, она для переживающего ее впервые всегда нова; она совершает творческую работу в его сознании, ассимилируясь и претворяясь с другими элементами его; между тем правосознание русской интеллигенции никогда не было охвачено всецело идеями прав личности и правового государства, и они не пережиты вполне нашей интеллигенцией, - писал в Вехах известный российский правовед Б.Кистяковский.
Действительно, Россия, в силу известных исторических причин, не успела пережить, осознать, сделать частью своего миропонимания идеи прав человека, правового государства, отстала от стран с давними демократическими традициями в развитии своего правосознания. Так же, как и концепцию естественного права, естественных прав человека, марксизм-ленинизм резко отвергал понятие правового государства.

Поучительно вспомнить некоторые определения, данные в те времена советскими правоведами. Правовое государство - установившееся в буржуазной юридической литературе антинаучное понятие, изображающее буржуазное государство таким, в котором якобы нет места произволу исполнительной власти и где господствуют якобы закон и законность.

Характерным для теории правового государства является восхваление буржуазной демократии как якобы чистой, надклассовой... Буржуазия многих стран использует демагогически в своих классовых интересах учения о правовом государстве, вкладывая в них сугубо реакционный смысл, стремясь при их помощи внедрить вредные иллюзии в массы, замаскировать империалистическую сущность современного буржуазного государства и права.

Учения о правовом государстве направлены своим острием против революционного движения рабочего класса, а со времени возникновения социалистических государств - против них.
Однако современная практика демократических государств показала, что правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и уважении прав и свобод человека. Права человека и правовое государство - взаимообусловленные явления.

Без одного не может быть и другого.
В упрощенном виде правовое государство характеризуется следующими признаками:
- признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
- верховенство права;
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- взаимная ответственность граждан и государства.
Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет и раскрывает положения о правовом государстве с достаточно подробно урегулированным разделением властей (ст. 1, 10, главы 4-7), верховенством закона, с признанием и обязательствами защиты прав человека (гл.2) и другими элементами.

Гражданское общество

Составным компонентом либерально-демократических воззрений является и понятие гражданского общества. Один из политологических словарей дает следующее определение:
Гражданское общество - это:
1) человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовных сферах жизнедеятельности общества;
2) совокупность негосударственных - экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и других отношений;
3) сфера самоуправления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.
Гражданское общество - сфера, противостоящая государству, то есть публичной, легитимной организации власти.



Содержание раздела