d9e5a92d

Азаров А. В. - Права человека - Международные и российские механизмы защиты

В книге рассматриваются основные понятия теории прав человека, дается общий обзор международных и внутрироссийских механизмов защиты прав человека. Освещается деятельность договорных органов ООН, соглашения Совета Европы, организация работы и порядок обращения в Европейский Суд по правам человека, ОБСЕ, а также система защиты прав человека в России. Приводятся образцы заявлений в международные органы.

Приведены нормативные акты РФ.
Книга адресована как отдельным лицам, защищающим свои права, так и неправительственным правозащитным организациям. Она может использоваться также в изучении и преподавании прав человека.

Предисловие

В 1998 году по случаю пятидесятой годовщины Всеобщей декларации прав человека две немецкие неправительственные организации - Германская Ассоциация ООН и Германская Комиссия по делам ЮНЕСКО - решили издать пособие, посвященное функционированию существующих механизмов и процедур ООН в области прав человека и их более эффективному использованию. Пособие адресовалось как отдельным лицам - жертвам нарушений прав человека, так и неправительственным организациям, работающими в этой области.
В ходе дальнейшей работы было подготовлено и выпущено в свет две версии пособия. Брошюра на английском языке была посвящена только механизмам и процедурам системы ООН и предназначалась для широкого распространения в странах Европы.

Немецкое издание было ориентировано на заинтересованную общественность Германии и включало в себя также обзор внутренних и европейских механизмов и процедур защиты прав человека.
Международная общественность с энтузиазмом откликнулась на эти публикации, и вскоре возникли инициативы подготовки иноязычных изданий. Английская версия была переведена на греческий (1998), турецкий (1998) и французский (2000) языки.

Немецкое (1998), русское (2000) и болгарское (2001) издания были адаптированы к ситуации и потребностям соответствующих стран, а также дополнены материалами о региональных и национальных механизмах защиты прав человека. В настоящее время готовятся также публикации этой книги на азербайджанском, арабском, армянском, грузинском и испанском языках, а также на иврите.

Некоторые издания размещены в Интернете.
Основой для этого пособия стало третье, исправленное и дополненное английское издание 2002 года. В него включены также разделы, посвященные европейским механизмам защиты прав человека, и дополнительная информация, касающаяся Российской Федерации.

Издание дополнено также вводной статьей А.Азарова в которой разъясняются основные понятия теории прав человека.
При подготовке данной книги авторы руководствовались тенденциями, внушающими оптимизм. Одна из таких тенденций - рост числа государств, ратифицировавших соглашения ООН по правам человека, возрастающее количество как договорных органов, ответственных за рассмотрение докладов государств, так и неправительственных организаций, работающих в области прав человека. Это значит, что борьба против нарушений прав человека, где бы они ни имели место, является важной и необходимой для всех.

Конечно, многие государства слишком часто предпочитают закрывать глаза на несоблюдение прав человека в других странах. К сожалению, Организация Объединенных Наций не сумела пока достичь поставленной цели, а именно остановить грубые нарушения прав человека.

Но все это означает, что и неправительственные организации, и правительства доброй воли, и органы ООН по правам человека должны умножить свои усилия.
Борьба против нарушений прав человека во всем мире требует большей открытости как на международном, так и на национальном уровне. Повсеместное распространение Интернета позволило миллионам пользователей получить доступ к официальным документам международных организаций, в том числе к материалам договорных органов ООН.

Необходимо шире распространять такие материалы, в том числе публиковать доклады государств-участников и заключительные замечания комитетов на соответствующих национальных языках.
В последние годы был достигнут прогресс в создании национальных учреждений мониторинга в области прав человека.
Ввиду насилия и тяжких злодеяний в Руанде и бывшей Югославии Советом Безопасности были созданы два специальных трибунала. 1 июля 2002 г. начал свою работу Специальный суд по Сьерра-Леоне и вступил в силу Устав Международного уголовного суда.
Все это ставит серьезные задачи как перед государственными органами, так и перед неправительственными организациями, работающими в области прав человека, и мы были бы очень рады, если бы лежащая перед вами книга способствовала разрешению этих задач.


Авторы выражают свою благодарность ЮНЕСКО за финансовую поддержку первоначальных английского и немецкого изданий. Все мнения, выраженные в этом руководстве, относятся исключительно к точке зрения авторов и ни в каком случае не к учреждениям, с которыми они связаны в профессиональной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные (всеобщие) ценности - права и свободы человека стоят на одном их первых мест. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет, права человека обрели современную форму, современное понимание.

Права человека и основные свободы как фундаментальные ценности современной цивилизации будут иметь существенно важное значение для международных отношений и в XXI веке - уверенность в этом выразили главы всех государств и правительств на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года. Принцип уважения прав человека является одним из основных принципов международного права.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью - постулирует также и Конституция Российской Федерации.
Вместе с тем невозможно дать одно верное и единственное определение прав человека. И невозможно это сделать в силу того, что права человека - явление многогранное.
Права и свободы человека - это, прежде всего, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей. Права человека есть определенный взгляд на устройство мира, т.е. миропонимание, мировоззрение, основанное на принципах гуманизма. Справедливо и утверждение о правах человека как системе гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе. Не ошибется и тот, кто скажет, что права человека это система социальных регуляторов отношений между людьми (т.е. отношений по горизонтали), состоящая из морально-этических принципов и норм.

Справедливым будет также утверждение, что права человека - это правовое понятие, характеризующее закрепленный в нормах права статус личности в ее взаимоотношениях с властью, с государством (т.е. отношения по вертикали). Правозащитники скажут, что права человека - это средство защиты от произвола и насилия со стороны государства, к которому оно склонно по своей природе. Папа Иоанн-Павел II утверждает, что Евангелие наиболее полным образом провозглашает и закрепляет права человека.

Генеральный секретарь ООН Кофи А.Аннан связывает укрепление безопасности с усилением защиты и уважения прав человека, демократии и социальной справедливости. А кто-то скажет, что права человека - это инструмент политических спекуляций и давления на другие государства в международных отношениях...

И этот ряд можно продолжать еще долго.
Права человека неразрывны от таких проблем, как свобода, демократия, тоталитаризм, глобализация, дискриминация, культура мира, толерантность, насилие, экстремизм, фашизм, терроризм, антисемитизм, национализм, религиозный фундаментализм, ксенофобия и т.п.
Помимо прав человека как объективной данности в тех или иных формах их существования, сложились и определенные представления, видения, понимания этого феномена, сформировалась теория прав человека. В современных научных воззрениях права человека представляют собой комплексную систему гуманитарного знания.

Это знание включает основы таких наук, как философия, история политических и правовых учений, всемирная история (применительно к нашей действительности также история России и СССР), теория государства и права, конституционное право, международное право, международное гуманитарное право, политология, социология, экономика, этнология, религиоведение, педагогика, социальная психология. В международном праве в результате сотрудничества государств в последние десятилетия сформировалась самостоятельная отрасль с достаточно непривычным, и, казалось бы, тавтологичным названием: международное право прав человека.
Права человека занимают важное место в таких прикладных дисциплинах, как конфликтология, искусство общения, ведение переговоров, разрешение конфликтов, история и практика правозащитного движения и т.д. и т.п.
Поэтому, говоря о правах человека, нужно представлять, в каком контексте о них идет речь: философском, моральноэтическом, политико-правовом и т.д.

Моральные нормы и нормы права

Взаимоотношения между людьми регулируется системой социальных норм. Основными регуляторами общественных отношений являются нормы морали и нормы права. Права человека, генетически происходя из моральных норм, существуют как в нормах морали, так и в нормах права.

Иногда и правовые документы оперируют нравственными категориями. Так, во Всеобщей декларации прав человека утверждается, что люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Конвенция о правах ребенка содержит слова счастье, любовь. Семейный кодекс РФ закрепляет необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения. Совесть, братство, счастье, любовь -эти сугубо нравственные термины, войдя в правовые нормы, не стали правовыми категориями. В огромном айсберге прав и свобод человека - как социальных норм человеческих взаимоотношений - вне правового регулирования, под водой находится большая часть наших прав.

Каждый человек имеет право быть счастливым, право любить и быть любимым. Однако государство отнюдь не гарантирует, не обеспечивает и не защищает право человека на счастье, на любовь. Что с того, что ст.1 Семейного кодекса РФ декларирует: Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения?

Ни государство, ни какой-либо другой социальный институт не может обеспечить или защитить чувства взаимной любви. Любовь, как и многие другие моральные категории, отношения, нравственные права не могут быть юридически регламентированы.

Например, российское законодательство признает право нетрудоспособных родителей на заботу со стороны трудоспособных совершеннолетних детей. Забота предполагает как материальный, так и моральный аспект: любовь, внимание, участие, общение, уважение, сострадание и т.д.
Государство обеспечит нам только видимую часть айсберга, в данных примерах признает право на вступление в брак и право основывать семью, а также право нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскать с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке алименты. Однако никакой суд не взыщет моральную составляющую заботы: любовь, внимание, участие и т.д.
Таким образом, когда речь идет о реализации, и тем более о защите и восстановлении нарушенных прав, то нужно иметь в виду не вообще любые права человека. Следует различать морально-этические права, не закрепленные в нормах права, либо зафиксированные в них, но носящие нравственный смысл, от юридически признанных и защищаемых прав.

К истокам: естественные права человека

В основе концепции естественного права - откуда, собственно, и происходит учение об естественных права человека -лежит либерально-демократическая традиция общественнополитической мысли, развиваемая уже почти три столетия. Естественное право включает в себя идеалы свободы, справедливости, собственности, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти.

Собственность, безопасность, свобода - на этом основан общественный порядок, - писал представитель классического либерализма Ф.Лассаль.
В эпоху буржуазных революций XVII-Х?ІІІ столетий идеи естественного права и прав человека развивались и поддерживались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии это Гуго Гроций и Спиноза.

В Англии - Томас Гоббс и Джон Локк. Во Франции - Жан-Жак Руссо, Вольтер. В Соединенных Штатах - Томас Джефферсон и Александр Гамильтон. В России - Александр Радищев и другие.

Права человека заняли значительное место в первых буржуазнодемократических конституциях конца XVIII века: в Декларации независимости 1776 г., в Конституции 1787 г. и Билле о правах 1791 г. (Соединенные Штаты); во Французской Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Этот первый импульс оказал непреходящее значение на весь ход человеческой истории и до сих пор питает как политико-правовые учения, так и этические доктрины. Не следует, правда, забывать, что в доктринах и практике того времени права человека распространялись не на всех людей и носили, следовательно, сословно-ограниченный характер.
Важно различать понятия свобода и права и свободы человека. В первом случае свобода понимается в широком философском смысле как присущие человеку и социальным общностям возможности действовать, поступать как самостоятельным и независимым суверенам в соответствии со своей волей, по своему усмотрению. Свобода есть непременное условие становления, развития, реализации личности и общества.

Свобода дает человеку возможность самораскрыться, самореализоваться, тем самым внести свой вклад в общие достижения общества. Это ведет в свою очередь к обогащению, совершенствованию всего человечества.

Свободы человека - более узкое конституционноправовое понятие, тождественное объективным правоустанов-лениям и субъективному праву конкретного индивида действовать в ограниченных законом пределах.
После Второй мировой войны, отчасти как реакция на концепцию юридического позитивизма, по сути дела теоретически обосновавшего и легализовавшего законы фашистской Германии и сталинский режим в СССР, формируется теория возрожденного естественного права. Под влиянием этой теории идеалы прав человека нашли свое закрепление в документах ООН, Совета Европы, послевоенных конституциях многих государств.
Основные постулаты концепции естественных прав человека заключаются в том, что права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством. Человек не обязан никакой высшей сакральной или светской власти за свои права. Ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Эти права принадлежат ему уже в силу того, что он человек, в силу человеческой природы.

Они - суть его натуры, естества, поэтому их и называют естественными. Естественные права человека не нуждаются в каком-либо писаном, юридическом оформлении. Они объективно существуют и не зависят от каждого конкретного человека - носителя этих прав. Писаное право, которое вобрало в себя и обычные правила, нормы взаимоотношений, моральные права, дозволения, запреты, обязанности, называется позитивным правом (не путать с позитивизмом как одной из школ юриспруденции!).

Сегодня многие права человека содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех государств и перешли из категории морально-этических норм, правил, прав в категории позитивного права.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции Российской Федерации). Эти положения о принадлежности прав от рождения, о естественном характере прав человека впервые так определенно нашли отражение в российском праве.

И это не просто факт некоторых новаций в нашем законодательстве. За этим стоит радикальный поворот общественно-политической мысли, приобщение современной России к ценностям, прошедшим проверку временем, историей. Современная правовая доктрина России базируется на естественно-правовой концепции. Это знаменует полярное размежевание с догматами марксизма-ленинизма конца XX века.

Либерально-демократическая концепция естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей была несовместима с классовым подходом и идеологической чистотой марксистсколенинской юриспруденции, с позитивистской концепцией социалистического права и отвергалась в свое время советской правовой наукой и политической практикой коммунистического режима. Пропаганда идей естественного права направлена против пролетарской революции и коммунизма.

С помощью естественного права оправдываются всякие контрреволюционные движения и подрывная работа против Советского Союза и стран народной демократии, - так в правовой литературе советских времен оценивалась эта концепция.

Достоинство человека

Вся доктрина прав человека, основана на одной несомненной ценности. Эта ценность - достоинство человека.
Достоинство - категория, имеющая несколько планов, уровней. В самом широком, философском плане достоинство -неотъемлемое позитивное качество человека в собирательном его значении как представителя рода человеческого.

Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.-Ж.Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: Отказаться от своей свободы -это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой.

В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм данного подхода сформулирован во Всеобщей декларации прав человека и заключается в безусловном утверждении, что все люди - члены одной человеческой семьи, и они рождаются, уже обладая достоинством.

И в человеческом достоинстве все равны. По природе люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения достоинства, прав и свобод другого человека.
Достоинство человека - предпосылка его прав и свобод. Только через отношения, только через совместную жизнь людей, через сравнение с чем-то другим может быть выражено достоинство человека. Ценность, лежащая в основании естественного права, есть достойная, внутренне самостоятельная и внешне свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество, - писал русский философ И.Ильин.

Такая жизнь возможна только в виде мирного и организованного равновесия субъективных притязающих кругов; равновесия, каждому одинаково обеспечивающего возможность духовно достойной жизни, потому нарушающего это равенство лишь в сторону справедливости.
Кроме достоинства как объективной общечеловеческой характеристики, достоинство персонифицировано, воплощено в конкретных людях. И здесь есть еще два аспекта. Достоинство - это оценка конкретного человека со стороны других
людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми этот человек обладает. Чем больше у человека имярек социально значимых, позитивных качеств, тем выше достоинство этого человека. Точкой отсчета, сравнительной шкалой, по которой мы измеряем достоинство данного человека, является некий идеал достойной личности.

Важно подчеркнуть, что понятие достоинства исторически конкретно, обусловлено социокультурными и ценностными установками социума.
И еще один план: достоинство есть субъективная нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи с обществом, своего значения, роли, вклада, влияния (чувство собственного достоинства). В личном достоинстве заложены притязания на определенное отношение к себе, требование (право) на уважение со стороны других, со стороны общества.
В рамках темы данной книги важно подчеркнуть, что достоинство - не только философско-этическая, но и конституционно -правовая категория. Конституция России (ст. 21) в соответствии с международными стандартами фиксирует: Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Противоправно даже обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство. Каждый вправе защищать свое достоинство, свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Государство также берет на себя обязанности по защите достоинства личности посредством гражданско-правовых и уголовно-правовых средств.

Неотчуждаемость/неотъемлемость прав человека

Основные естественные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Пока жив человек, он неразрывно связан со своими основными правами и свободами, они не могут быть никем и никаким образом отняты у него.

Конечно, власть может ограничить человека в этих правах, грубым образом нарушать их, но отнять их у человека она не в состоянии.



Содержание раздела