d9e5a92d

Сутягин А. В. - Все О Зашите Прав Потребителя

Купля продажа любого товара возможно только в том случае, если продавец хочет продать, а покупатель купить необходимую ему вещь. Для законного совершения сделки необходимо достигнуть взаимного согласия между сторонами.

Моментом совершения сделки является момент достижения такого согласия. Оно может быть выражено как в письменной, так и в устной форме. Требования к оформлению розничных договоров весьма либеральны по сравнению с большинством других договоров (например, к договорам, заключаемым между юридическими лицами). Для заключения розничного договора обычно не требуется даже составление какоголибо документа, за исключением документа, подтверждающего факт оплаты товара.

Покупателю достаточно передать продавцу деньги, а тому, в свою очередь, передать покупателю товар и кассовый чек.
Гражданское законодательство предусматривает несколько форм, в которых может выражаться заключение договора: устная и письменная (простая и нотариальная). Договор розничной куплипродажи может заключаться в устной форме, однако в соответствии со статьей 493 ГК договор розничной куплипродажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

То есть до выдачи чека или подобного ему документа договор считается незаключенным и в принципе покупатель может требовать возврата ему денег. Вместе с тем ни кассовый, ни товарный чек, ни иной документ, подтверждающие оплату товара покупателем, не являются письменной формой договора, предусмотренной статьей 160 ГК, так как не отвечают предъявляемым к ней требованиям. Кассовый и товарный чеки письменные документы, подтверждающие факт заключения договора и его условий (кассовый чек цену, а товарный предмет и цену).

Если кассовый чек всегда подтверждает оплату товара, то товарный только в том случае, если на нем стоит отметка об оплате (например, штамп оплачено).
Это означает, что основные условия договора можно оговорить устно. Для договора куплипродажи существенными условиями являются наименование товара и его количество. Без достижения соглашения об этих условиях договор куплипродажи является не заключенным.

Заключение договора вообще может быть совершено без устного общения продавца и покупателя, например, в случае продажи через торговые автоматы и интернетмагазины. В этих случаях покупателю достаточно нажать определенные кнопки или совершить другие действия, выражающие волю лица установить правоотношение (например, совершить сделку).
Письменный договор присущ сделкам по продаже дорогих и технически сложных вещей. Такие вещи нередко приобретаются под заказ, то есть моменты заключения договора, оплаты товара и его передачи покупателю могут быть существенно разнесены по времени, что в свою очередь требует документальной фиксации обязательств сторон.
Если договор заключен устно, у продавца появляется возможность для злоупотреблений. Например, не сообщив условия эксплуатации товара, продавец в дальнейшем может ссылаться на то, что покупатель был устно уведомлен о всех особенностях и комплектации приобретаемой вещи. Такое нередко происходит во время покупки товара через интернетмагазин.

После совершения заказа, как правило, покупателю звонит представитель продавца и уточняет время и место доставки товара, условия оплаты. На уточняющие вопросы покупателя о комплектации или совместимости, например, электронного изделия с другими аналогичными товарами покупатель получает положительные ответы.

Но в момент передачи товара курьером оказывается, что комплектация не соответствует обещанной, а дальнейшая эксплуатация показывает, что товар не совместим с другой бытовой электроникой.
Впрочем, злоупотребления продавца возможны и при заключении письменного договора куплипродажи. Допустим, по условиям договора товар должен быть передан спустя определенное время, в то время как покупатель выбрал его по каталогу или описанию. Казалось бы, ошибка или обман здесь исключен.

Но это не совсем так. В каталоге может быть определено только родовое понятие товара, например стол. В этом случае выбранная вещь может оказаться совсем не той, которую представлял себе покупатель, либо продавец намеренно предоставил любой попавшийся товар с аналогичным названием.

Если же товар имеет цифровое обозначение, артикул, он может быть указан таким образом, что трудно понять, что это означает.
Во всех перечисленных случаях продавец может понести гражданскую ответственность. Однако в определенных ситуациях возможно и административное наказание.



Например, если в договор включены требования, ущемляющие права потребителя.
Наиболее часто встречается ситуация, когда основным документом, подтверждающим факт заключения договора, является кассовый чек. На практике продавцы не всегда выдают его покупателю. Мотивы таких действий могут быть различными.

Как правило это желание сокрыть реальный доход от продаж и как следствие заплатить меньше налогов. Побочный эффект, а иногда и основной желание снять с себя ответственность за качество проданного товара.

Административным кодексом РФ на этот случай предусмотрена статья 14.5 Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольнокассовых машин.
Штраф за это нарушение установлен в размере от 1000 до 1500 рублей для кассиров, от 3000 до 4000 рублей для руководителей фирмы, от 30 000 до 40 000 рублей для самой фирмы.
Надо сказать, что эта статья является наиболее часто применяемой в сфере нарушений на розничном рынке.
Чтобы гражданину выступить инициатором привлечения фирмы за невыдачу кассового чека, необходимо собрать доказательства того, что он приобретал товар у конкретного продавца. В ряде случаев это сделать очень проблематично.

Поэтому чаще всего инициатива в привлечении продавцов к ответственности за работу без применения кассовых аппаратов исходит из налоговых органов. Факт нарушений вскрывается в ходе плановых или неплановых проверок деятельности фирмы.

Хотя отдельные случаи подобных нарушений не сказываются напрямую на правах потребителей. Например, операторы сотовой связи принимают оплату через специальные терминалы.

Если такой терминал не зарегистрирован в налоговой инспекции и к тому же не имеет фискальной памяти, фирма будет привлечена к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ (постановление ФАС ВолгоВятского округа от 17 октября 2007 года А292798/2007).

Глава 2. Информация, необходимая потребителю

Любой покупатель, придя в магазин или рынок, вправе рассчитывать на то, что продавец расскажет об особенностях того или иного товара, его производителе, сообщит другую интересующую покупателя информацию. Чтобы покупатель смог воспользоваться этим правом, закон О защите прав потребителей установил для продавца соответствующие обязанности. Так, в пункте 1 статьи 8 упомянутого закона сказано, что изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (продавец) индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Кроме того, продавец обязан уведомить потребителя о наличии у него лицензии на право осуществления лицензируемым видом деятельности, если продавец осуществляет торговлю товарами, продажа которых требует наличия лицензии.
Обычно информацию о себе продавец не скрывает. Наоборот, старается сделать вывеску побольше, использовав ее заодно в качестве рекламного щита.

Куда чаще потребители сталкиваются с тем, что не могут получить сведения об изготовителе, поскольку ее не всегда размещают на товаре, правда, информация об изготовителе товара относится также к такому понятию как информация о товаре, а ему посвящена отдельная норма.
Еще более серьезные требования предъявляются к предоставлению информации о товаре. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона О защите прав потребителей изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Защищая права потребителей, правительство России издало постановление от 15 августа 1997 года 1037 О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке. Обязанность предоставлять информацию на русском языке возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются импортом товара.
Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке:
наименование товара;
наименование страны, фирмыизготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);
назначение (область использования), основные свойства и характеристики;
правила и условия эффективного и безопасного использования;
иные сведения о товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.
Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке запрещена.
Однако покупателям нередко приходится сталкиваться с тем, что продавцы на рынках предлагают, например, электронную продукцию, к которой прилагаются правила эксплуатации на иностранном языке без перевода на русский.
По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации, в остальном же требование закона весьма расплывчато. Какая информация о конкретном товаре может считаться необходимой? Нужно ли, например, при продаже электрической лампочки раскрывать в информации о товаре принципы электротехники или же достаточно указать мощность лампочки?

Нужно ли указывать ту информацию, которую покупатель может получить самостоятельно при осмотре товара? Какая информация может считаться достоверной, если в отдельных сферах существуют различные способы систематизации информации? Такая неопределенность приводит к различного рода нарушениям и злоупотреблениям со стороны продавца. Впрочем, в некоторых случаях продавец не всегда в состоянии предоставить достоверную информацию.

В частности, это характерно для случаев продажи компьютерной техники. Например, емкость жесткого диска компьютера, подсчитанная в десятичной системе исчисления, отличается от емкости того же жесткого диска, подсчитанной в двоичной системе.

Между тем производители винчестеров обычно указывают в сопроводительной документации емкость, подсчитанную в десятичной системе исчисления, так как в этом случае цифры получаются несколько большими, что создает иллюзию большего объема. Производители же программного обеспечения обычно используют двоичную систему исчисления, что приводит к тому, что потребитель, купивший винчестер в магазине, установив его на свой компьютер, видит на мониторе несколько иную информацию, нежели ту, что ему сообщили в магазине.
Можно долго спорить о том, какая система исчисления должна применяться при расчетах, но, безусловно, одно: если существует проблема, связанная с информацией о товаре, то продавец должен как минимум сообщить о ней покупателю, иначе имеется риск быть обвиненным в непредставлении необходимой информации. В случае с жесткими дисками компьютеров продавцу достаточно указать в документах на товар (ценниках, накладных) не только емкость диска, указанную производителем, но и емкость в двоичной системе.
О том, какая информация о товаре должна быть предоставлена в обязательном порядке, сказано в пункте 2 статьи 10 Закона О защите прав потребителей.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генноинженерномодифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Эти сведения необходимо отразить в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках или маркировках. Закон допускает доведение перечисленных сведений другим способом, который установлен для отдельных видов товаров.
На технических регламентах необходимо остановиться подробнее. Еще в 2003 году, а точнее 1 июля 2003 года, вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002г. 184ФЗ О техническом регулировании.

Этот документ фактически отменил все ГОСТЫ, СанПины и другие аналогичные нормативные акты. В части 1 статьи 46 этого Закона сказано, что с момента его вступления в силу и до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В настоящее время необходимых технических регламентов не принято, а значит, адекватной замены утратившим силу стандартам нет.
Таким образом, сейчас нет необходимости информировать потребителей о соответствии товаров этим актам. В то же время Закон О техническом регулировании вступил в силу три с половиной года назад, однако за это время был принят всего один технический регламент.
Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утвержден постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 года 481. В настоящее время в него входят:
1.Биологически активные добавки к пище, обладающие тонизирующим, гормоноподобным и влияющим на рост тканей организма человека действием (концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, получаемые из растительного, животного или минерального сырья).
2.Пищевые добавки (антиокислители, вещества для обработки муки, вещества, препятствующие слеживанию и комкованию, вещества, способствующие сохранению окраски, влагоудерживающие агенты, глазирователи, желеобразователи, загустители, кислоты, красители, консерванты, наполнители, отвердители, пеногасители, пенообразователи, пропелленты, подсластители, разрыхлители, регуляторы, стабилизаторы, уплотнители, усилители вкуса и запаха, эмульгаторы, эмульгирующие соли), а также пищевые продукты, содержащие эти пищевые добавки.
3.Пищевые продукты нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы.
Эта информация должна в обязательном порядке содержаться либо на самом товаре, либо на ценнике. Достаточно часто встречается ситуация, когда производитель не указывает необходимой информации на упаковке. Продавец в этом случае перед продажей должен оклеить товар специальными стикерами, содержащими нужную информацию.

Но он этого не делает, тем самым лишая покупателя возможности ознакомиться с характеристиками товара.
Непредоставление необходимой информации о товаре может привести к тому, что покупатель не сможет воспользоваться приобретенной вещью по ее прямому назначению. На практике бывает так, что потребитель, входя в магазин, далеко не всегда четко представляет, что же конкретно он собирается приобрести, более того, многие покупки делаются спонтанно, вследствие внезапно возникшей потребности или желания.

В этих условиях у продавцов очень часто возникает искушение представить свой товар в лучшем свете по сравнению с тем, что есть на самом деле: достоинства товара подчеркиваются, а иногда и преувеличиваются, о недостатках умалчивается или упоминается вскользь.
Чтобы оградить покупателя от недобросовестных действий продавца закон предусмотрел специальное требование для последнего. Согласно положению пункта 3 статьи 4 Закона О защите прав потребителей продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с заявленными целями приобретения.

Однако такие детали обычно обсуждаются продавцом и покупателем на словах в момент выбора товара. Впоследствии бывает крайне сложно установить, какие требования на самом деле предъявлялись покупателем.
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Об этом говорится в части 1 статьи 12 Закона О защите прав потребителей. Продавцы нередко противятся этому, заявляя, что он уже был в эксплуатации.

Выйти из затруднительного положения поможет экспертиза.
За нарушение требований об информировании покупателя о свойствах товара продавец несет имущественную ответственность статьями 14, 18 и 29 Закона О защите прав потребителей.
Кроме того, в упомянутом законе сказано, что ответственность за нарушение прав потребителей наступает в соответствии с законами и другими нормативными актами Российской Федерации. В Административном кодексе на этот случай предусмотрена статья 14.5 Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольнокассовых машин.

Под запрещенные действия должны быть совершены в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце.
Нарушителя ждет наказание в виде административного штрафа:
для граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
для должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Впрочем, в некоторых случаях правонарушение может быть признано малозначительным, и нарушитель не будет наказан. Вот один из таких примеров.
Общество с ограниченной ответственностью ЛамаПлюс (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее Роспотребнадзор) от 12.01.2007 45 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 10000руб.
Решением от 05.06.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Роспотребнадзор просит отменить решение от 05.06.2007. По мнению подателя жалобы, вывод суда о малозначительности совершенного Обществом правонарушения не соответствует материалам дела.
Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 21.12.2006 Управлением милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства при Управлении внутренних дел Тверской области (далее УМ БППР) проведена проверка принадлежащего Обществу торгового отдела Зоотовары, расположенного в торговом центре Олимп по адресу: город Тверь, Тверской проспект, дом 2.
По результатам проверки УМ БППР в присутствии законного представителя Общества и понятых составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 21.12.2006. Согласно протоколу в торговом отделе Общества отсутствовала информация о товаре и изготовителе имеющегося в продаже комбинезона для собак, ценник на данный комбинезон недооформлен (отсутствовала печать Общества или подпись материально ответственного лица), в продаже имелся шампунь для щенков с истекшим сроком годности, на ряд находящихся в продаже товаров (витаминноминеральный комплекс для котят, шампуни для животных) отсутствовали сертификаты соответствия.
В связи с выявленными фактами УМ БППР составлен протокол об административном правонарушении от 25.12.2006 605164, в котором указано на нарушение Обществом пунктов 11, 15, 19, 23 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 55.



Содержание раздела