d9e5a92d

Права потребителя жилищно - коммунальных услуг

Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат продаже после проведения ветеринарносанитарной экспертизы с выдачей в установленном порядке ветеринарного свидетельства (справки) установленного образца, которое должно быть предъявлено покупателю по его требованию.
Если товар прошел предпродажную фасовку, которая произведена продавцом, объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли. При этом на расфасованном товаре указывается его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия весовщика.
Если товар фасует производитель, дополнительное взвешивание производить не нужно, но вес при этом должен быть указан на упаковке.
Нельзя продавать нерасфасованный и неупакованный товар, кроме определенных видов товаров, перечень которых утверждается в установленном федеральным законом порядке. А хлеб и хлебобулочные изделия продаются в местах мелкорозничной торговли только в упакованном виде.
Упаковочный материал должен соответствовать обязательным требованиям стандартов.
Продавец не имеет права взимать с покупателя плату за упаковку, а цену продовольственных товаров, продаваемых в развес, необходимо определять по весу нетто.
Покупатель может попросить продавца нарезать гастрономический товар и передать в таком виде. Продавец не вправе отказать в удовлетворении этой просьбы.
Продовольственные товары можно продавать вместе с непродовольственными и оказывать в этом же месте услуги общественного питания. Но при этом нельзя ухудшать качество и безопасность продовольственных товаров и условий их продажи, которые установлены обязательными стандартами.
Свои особенности имеются при реализации алкогольной продукции.
Например, питьевой этиловый спирт разрешено продавать только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Правила устанавливают запрет на розничную продажу алкогольной продукции, которая:
содержит этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции, местах;
не имеет специальной маркировки (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной марки (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации);
не имеет предупреждающей надписи о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на потребительской таре единицы продукции.
Нельзя продавать алкогольную продукцию:
несовершеннолетним;
в детских, образовательных и медицинских организациях;
в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурнооздоровительных и спортивных сооружениях;
в общественном транспорте городского и пригородного сообщения всех видов.
Организации, торгующие в розницу алкоголем с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег. Эти требования справедливы только для торговых точек, находящихся в городах.
Информация об алкогольной продукции кроме сведений, указанных в разделе Общие положения Правил продажи отдельных видов товаров, должна содержать:
наименования входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе пищевых добавок, используемых в процессе ее изготовления, сведения о наличии в алкогольной продукции компонентов, полученных с использованием генномодифицированных организмов (при их наличии), а также о содержании в ней вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов;
пищевую ценность алкогольной продукции;


объем алкогольной продукции в потребительской таре;
противопоказания к применению алкогольной продукции;
дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
В Правилах указано, какую документацию должен иметь продавец на реализуемое спиртное. Вот этот перечень:
товарнотранспортная накладная;
копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
копия справки, прилагаемой к товарнотранспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
На продавца возлагается обязанность проверять перед продажей алкогольной продукции ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Продукцию нужно разместить по видам. Например, шампанское в одном месте, вино в другом и так далее.

При этом не обязательно расставлять ее по разным углам, достаточно разместить бутылки группами, так, чтобы вино не оказалось в одной группе, например, с водкой.
В организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.
За нарушения Правил продажи отдельных видов товаров продавец может быть привлечен к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ, которая так и называется: Нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Однако, если нарушены требования по продаже алкогольной продукции, то ответственность наступает по специально предусмотренной для такого случая статье 14.16 КоАП РФ Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Наказание за это, в зависимости от конкретных обстоятельств, предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей, для фирмы от 20000 до 50000 рублей. При этом алкогольная продукция может быть конфискована.

Пример

Арбитражный суд г. Москвы признал незаконным и отменил постановление ИФНС РФ 17 по г. Москве 207ю от 19 июня 2007г. по делу об административном правонарушении о привлечении ЗАО Т и К Продукты к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере 30000руб. о чем свидетельствует решение от 7 августа 2007г.
При этом Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения, поскольку Правила продажи отдельных видов товаров находились в одном из служебных помещений магазина, по первому требованию проверяющих были им предоставлены. Суд пришел к выводу о неправильной квалификации вмененного заявителю административного правонарушения, которое необходимо квалифицировать по ст.

14.15 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС РФ 17 по г. Москве обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней, и просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считая, что материалы административного дела подтверждают факт совершения ЗАО Т и К Продукты административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, которое нельзя признать малозначительным.
Представитель ЗАО Т и К Продукты в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая ее необоснованной и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что Правила находились в служебном помещении и по первому требованию покупателем могли быть им предоставлены. Пояснил, что проверка проведена с нарушением Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отмене судебного решения, принятого с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что 31.05.2007 на основании поручения на проведение проверки 696 от 31.05.2007 (л.д. 56) сотрудниками УФНС России по г. Москве проведена проверка магазина Магнолия, принадлежащего ЗАО Т и К Продукты и расположенного по адресу: г. Москва, 2я ул.

Марьиной рощи, д. 10/14, принадлежащего ЗАО Т и К Продукты на предмет соблюдения действующего законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции.
В ходе проверки выявлены нарушения п. п. 9, 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ 55 от 19.01.1998 и п. 1 ст. 11, п. 1 ст.

26 ФЗ от 22.11.95 171ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно указанные Правила не доведены до сведения покупателей в доступной и наглядной для покупателя форме, хотя торговая деятельность велась, при продаже водки Гжелка, кассовый чек покупателю выдан.
По результатам проверки в присутствии директора магазина П. составлен акт 424 от 31.05.07 (л.д. 7).
По результатам проверки составлен протокол 207ю от 04.06.07 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (л.д. 4546) в отношении ЗАО Т и К Продукты в присутствии исполняющего обязанности генерального директора общества Ш.
Постановлением от 19.06.07 207 по делу об административном правонарушении ЗАО Т и К Продукты привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере, что составляет 30 000руб., что явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда о том, что совершенное ЗАО Т и К Продукты административное правонарушение является малозначительным. Суд первой инстанции установил, что ЗАО Т и К Продукты отрицает свою вину в совершении административного правонарушения п. 3 ст.

14.16 КоАП РФ, представитель утверждает, что Правила находились в служебном помещении, в не доступном для покупателя месте, что свидетельствует о том, что не были доведены до сведения покупателей в наглядной и доступном форме, путем размещения в удобном для покупателей месте.
Утверждение представителя о том, что настоящие Правила могут быть предоставлены по первому требованию покупателей, не освобождает общество от ответственности и не является основанием для признания правонарушения малозначительным.
При этом сам по себе факт наличия в магазине Правил, на что указывает заявитель в своей жалобе, не означает, что обществом были соблюдены соответствующие положения закона, поскольку пункт 9 Правил возлагает на продавца алкогольной продукции обязанность по их размещению в наглядной и доступной для покупателей форме. По смыслу вышеприведенной нормы Правила должны быть одновременно и доступны, и наглядны.
Объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, образует противоправное бездействие, выразившееся в недоведении продавцом до сведения покупателей в наглядной и доступной форме настоящих Правил.
Нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что административный орган неправильно квалифицировал совершенное обществом административное правонарушение исходя из следующего, поскольку, по мнению суда, действия общества следует квалифицировать по ст. 14.15 КоАП РФ.
Обязанность по доведению до сведений покупателей настоящих Правил в наглядной и доступной форме установлена в пункте 9 Правил, который является общей нормой, защищающей интересы покупателя.
Нарушение этого требования влечет привлечение к ответственности в соответствии со статьей 14.15 КоАП. Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 171ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции нарушение установленных законом Правил розничной продажи алкогольной продукции запрещено.
Статьей 3 Федерального закона 171ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из этого Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Исходя из пункта 9 Правил продажи указанные Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Действие названного пункта Правил продажи распространяется на правила продажи алкогольной продукции, особенности реализации которой, определены в разделе XIX Правил.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение Правил продажи помимо общих норм, содержащихся в статье 14.15 КоАП РФ, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Административная ответственность за нарушение Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена статьей 14.16 КоАП РФ.
Факт недоведения Правил продажи Обществом, осуществляющим реализацию алкогольной продукции, до сведения покупателей установлен судом 1 инстанции и подтверждается материалами дела.
Из вышеизложенного следует, что нарушение обществом пункта 9 Правил продажи, допущенное при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, подтверждает нарушение Правил продажи алкогольной продукции, ответственность за которое установлена специальной нормой, а именно частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что проверка магазина проведена с нарушением Закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) 134ФЗ, поскольку 30.09.2006 проводилась проверка торговой точки, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 8, стр. 1 по вопросу соблюдения лицензионных правил продажи алкогольной продукции (ч.

2 ст. 14.6 КоАП РФ), нельзя признать состоятельной.
Из материалов дела следует, что по настоящему делу проводилась проверка магазина, расположенного по другому адресу, а именно: г. Москва, 2я ул. Марьиной рощи д. 10/14, установлен факт совершения ЗАО Т и К Продукты административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.

14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона 134ФЗ действия названного Закона направлено на регулирование отношений в области защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора).
В абзаце 1 статьи 2 Закона 134ФЗ дано понятие государственный контроль (надзор): проведение проверки выполнения юридическим лицом при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленным федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Толкование приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что под действие Закона 134ФЗ подпадают отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам. Государственный контроль это мероприятия по проверке свойств и характеристик товаров, работ, услуг на соответствие установленным требованиям.
В настоящем случае административный орган проверил на соблюдение обществом правил, установленных Законом О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в связи с чем, ссылка заявителя жалоба на положения Закона 134ФЗ несостоятельна.
Учитывая, что в ходе проверки выявлено отсутствие для покупателей Правил в наглядной и доступной форме, что подтверждено материалами проверки, следует признать, что в действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что настоящие Правила по утверждению ЗАО Т и К Продукты находились в служебном помещении магазина, следует признать, что общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, в силу ст. 2.1 КоАП РФ влечет признание общество виновным в совершении административного правонарушения.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, но неправильное применение норм материального права привело к принятию ошибочного решения, которое подлежит отмене.
В результате рассмотрения дела ЗАО Т и К Продукты понесло наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 30000 рублей (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2007г. 09АП11785/2007АК).

Глава 5. Права потребителя жилищно - коммунальных услуг


Потребителями жилищнокоммунальных услуг являются граждане, которые имеют жилищные права (право собственности на квартиру или дом, права пользования жильем по договору социального найма, право пользования служебным жильем и другие). Основным государственным законом, регулирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий с 1 марта 2005 года.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и другими правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Таким образом, жилищные права и обязанности возникают:
1)из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2)из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3)из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4)в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5)из членства в жилищных или жилищностроительных кооперативах (в случае полной выплаты паевого взноса (ст.129 ЖК РФ);
6)вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Предоставление жилищнокоммунальных услуг регулируется большим количеством нормативноправовых актов, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Вот основные из них:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. 15ФЗ;
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. 188ФЗ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. 195ФЗ;
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. 63ФЗ;
Закон РФ от 7 февраля 1992г. 23001 О защите прав потребителей;
Федеральный закон от 30 декабря 2004г. 210ФЗ Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
Указ Президента РФ от 28 апреля 1997г. 425 О реформе жилищнокоммунального хозяйства в Российской Федерации;
Постановление Правительства РФ от 21 января 2006г. 25 Об утверждении правил пользования жилыми помещениями;
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006г. 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам;
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006г. 306 Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг;
Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006г. 491 Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
Письмо Роспотребнадзора от 8 февраля 2006г. 0100/12600632 О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищнокоммунальных услуг;
Письмо Роспотребнадзора от 06 июня 2005г. 0100/42650532 О правовых основаниях возмещения вреда, причиненного потребителям вследствие недостатка товара, работы или услуги;
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.12780317.
Условно можно разделить права потребителей услуг ЖКХ на несколько групп: права по пользованию жилым помещением, права по пользованию коммунальными услугами и прочие права.
Особо отметим, что помимо вышеназванных прав, потребитель также имеет право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков оказанных услуг или работ (ст. 14 Закона от 7 февраля 1992г.

23001 О защите прав потребителей).



Содержание раздела