d9e5a92d

Исковое заявление и требования к нему

Не облагаются пошлиной жалобы на действия судебного приставаисполнителя, жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами и ряд других жалоб, поданных в суд организациями и физическими лицами.
Не платит госпошлину гражданин:
если он подает кассационную жалобу по уголовному делу, в котором оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением;
по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод;
реабилитированный или признанный пострадавшим от политических репрессий, при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий;
отнесенный к категории вынужденных переселенцев и беженцев при подаче жалоб на отказ в регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем или беженцем;
при подаче в суд заявлений об усыновлении и (или) удочерении ребенка.
Кроме того, освобождаются от уплаты госпошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции и мировым судьям:
общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
истцы инвалиды I и II группы;
ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
и другие.
Инвалиды, ветераны, пенсионеры и другие лица, перечисленные в пункте 2 статьи 333.36 НК РФ, уплачивают госпошлину в суд в следующих случаях и размерах:
если подан иск имущественного или смешанного характера и его размер не превышает 1000000 рублей, госпошлина не уплачивается;
если цена иска превышает 1000000 рублей, необходимо уплатить госпошлину, размер которой исчисляется по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ. При этом ее окончательный размер уменьшается на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.

Исковое заявление и требования к нему


Чтобы исковое заявление было принято судом к рассмотрению, а гражданское дело принято к производству, необходимо соблюсти требования закона предъявляемые к иску. Иск всегда оформляют письменно. В шапке заявления нужно указать наименование суда, в который подается иск, данные истца (его место жительства или место нахождения), данные представителя истца и сведения о документе, на основании которого представитель наделен соответствующими полномочиями (если заявление подает представитель). Здесь же нужно вписать сведения об ответчике, указав его место нахождение или место жительства.

Если в деле предполагается участие третьих лиц, их данные тоже нужно указать в шапке иска.
Текст заявления начинают с изложения обстоятельств, при которых произошло нарушение прав, свобод или законных интересов истца. Затем нужно сослаться на обстоятельства и доказательства, которые подтверждают нарушение со стороны ответчика.

Если иск имеет денежную оценку, необходимо указать цену. Расчет цены иска можно сделать в приложении к исковому заявлению либо в самом иске.
Если законом или договором между сторонами конфликта предусмотрена обязательная стадия досудебного урегулирования, нужно указать сведения о ее соблюдении. Доказательствами могут служить письма или требования, которыми стороны обменялись в ходе досудебной стадии.
В конце необходимо изложить требования, которые истец предъявляет к ответчику.
Ну и конечно же иск должен быть подписан истцом или его представителем.
Дополнительные требования установлены законом для искового заявления, подаваемого прокурором. Кроме перечисленных выше сведений, прокурор должен указать:
в чем конкретно заключаются интересы лиц, в защиту которых подано заявление и какое право нарушено;
ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты нарушенных интересов;
обоснование того, почему гражданин не может сам подать заявление, если иск подан в защиту интересов отдельного гражданина.
Обратите внимание: если в заявлении есть ссылки на какиелибо документы, подтверждающие позицию истца, их нужно приложить к иску в виде копий. Однако это не значит, что подлинники не нужны.

Их потребуется предъявить в суде.
Чтобы истец не мучился вопросом, какие документы необходимо указать в приложении, а какие нет, в статье 132 ГПК РФ законодатель привел их обязательный перечень. Вот он:
копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;


документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.
Приложенные документы нужно перечислить в отдельной графе иска приложение.
На усмотрение истца в заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
После того, как иск поступил в суд, судья обязан в течение пяти дней рассмотреть вопрос о принятии заявления к производству. Свое решение судья оформляет определением.
После того, как истец подал заявление в суд, ему не стоит успокаиваться. Суд может оставить заявление без движения, вернуть его заявителю или отказать в принятии иска.

Несмотря на схожие по смыслу слова, содержание их различается кардинально.
Судья оставит без движения иск, если заявителем нарушены требования закона к форме, содержанию иска и к приложениям к заявлению.
Принятое решение судья оформляет определением. В нем он указывает, какие недостатки обнаружены, а также разумный срок для их устранения.
Обратите внимание: если истец в установленный срок исправит недостатки, заявление считается поданным в день его первоначального представления. Это чрезвычайно важно в том случае, если срок исковой давности подходит к концу.
Если указания судьи не будут выполнены в срок, заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
На определение суда об оставлении искового заявления без движения может быть подана частная жалоба.
Возврат иска возможен, если:
1)истец нарушил требование обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если таковой установлен законом или договором между истцом и ответчиком;
2)дело неподсудно данному суду;
3)исковое заявление подано недееспособным лицом;
4)исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;
5)в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
6)истец попросил вернуть исковое заявление до того, как суд вынес определение суда о принятии искового заявления к производству суда.
Решение о возврате искового заявления суд должен принять в течение пяти дней с момента его подачи и вручить заявителю лично. Судебное решение может быть в тот же срок отправлено почтой по месту нахождения истца.

Вместе с заявлением возвращаются все приложенные к нему документы.
Если заявитель обратился не по адресу, суд должен указать в своем определении, куда нужно подать заявление. Если допущены другие нарушения, суд также в определении дает рекомендации, как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела.
Получив решение суда о возврате иска, не стоит отчаиваться. Это не препятствует повторному обращению в суд к тому же ответчику о том же предмете и тем же основаниям. Для этого необходимо устранить выявленные судом недостатки.

Впрочем, на определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.
В принятии иска может быть отказано. Для этого есть несколько законных оснований:
заявление должно быть рассмотрено в другом судебном порядке;
заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право;
в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;
по спору между истцом и ответчиком о том же предмете и по тем же основаниям уже принято вступившее в силу решение суда либо есть определение суда о прекращении этого дела в связи с тем, что истец отказался от иска или между сторонами спора заключено мировое соглашение;
есть обязательно для сторон спора решение третейского суда по тем же основаниям и тому же предмету спора. Исключение составляют случаи, когда суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Решение об отказе в принятии заявления к рассмотрению должно быть оформлено определением. В течение пяти дней судья передает его заявителю или отправляет решение почтой.

Вместе с определением истцу отправляют поданное им заявление и все приложенные документы.
Отказ суда означает, что истец больше не может подать заявление в отношении того же ответчика по тому же предмету и основанию. Тем не менее есть шанс решение суда оспорить.

Для этого нужно подать частную жалобу.

Компенсация морального вреда


В соответствии со статьей 1099 ГК моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. В соответствии со статьей 15 Закона О защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Между тем, никто из потребителей обычно особо не задумывается, что такое на самом деле моральный вред, в чем заключается его суть. Статьей 151 ГК косвенно дается определение понятия моральный вред.

Если немного перефразировать норму закона, получится, что моральный вред это физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Это означает, что далеко не все эмоции, испытываемые покупателем вследствие неисполнения продавцами какихто обязанностей, установленных договором или законом, можно отнести к категории морального вреда. Очень часто в претензиях или исковых заявлениях вообще не указывается, испытывал ли покупатель в связи с нарушением продавцом своих договорных обязательств не то что страдания, а вообще какието эмоции. Нередко указывается просто: прошу возместить мне моральный вред.

И все, ни подробностей, ни обоснования, логика простая раз было нарушение, значит, был и моральный вред. Иногда в качестве обоснования указывается на то, что покупателем было потрачено личное время, что он не смог осуществить какието свои планы и т.д. В данном случае сразу видно, что все эти основания имеют весьма отдаленное отношение к страданиям.

Ни трата личного времени, ни срыв планов, ни вообще чтото подобное не может свидетельствовать о том, что покупатель страдал.
Очень часто в качестве обоснования причинения морального вреда указывается на то, что покупатель переживал изза того, что продавец не исполнил своих обязанностей должным образом. Переживания это, безусловно, отрицательные эмоции, но все же не страдания, если только они не привели к психическому расстройству.
Бывает и так, что покупатель заявляет, что испытывал именно страдания, но при этом он забывает о том, что должен както подтвердить свои слова, по крайней мере, в том случае, если дело слушается в суде. В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Это означает, что если потребитель заявляет о том, что испытывал нравственные страдания, то он должен это доказать.
Обычно, когда в суде встает вопрос о том, что необходимо доказать факт страданий, потребители приводят свидетелей, которые заявляют, что они видели, как страдал покупатель. Здесь следует заметить, что внутренний мир каждого человека неповторим, и судить однозначно о том, какие именно чувства испытывает в определенный момент времени человек, и что стало причиной возникновения этих чувств, невозможно даже для близкого человека. Кроме того, следует учесть, что в настоящее время в России правовая культура находится на не очень высоком уровне, и нередки случаи введения суда в заблуждение относительно правдивости показаний свидетелей.

Тем более что свидетелями обычно являются знакомые или родственники участников судебных процессов, то есть люди, заинтересованные в исходе дела.
Судьям хорошо известно о приведенных выше обстоятельствах, поэтому и оценивают они их с известной долей скепсиса. Но в то же время и отказывать потребителю во всем в российских судах не принято. В настоящее время судьями введено негласное правило: не отказывать в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, но и удовлетворять их в незначительном объеме.

В настоящее время судами в случае установления нарушений, допущенных продавцами, обычно удовлетворяются требования о компенсации морального вреда в размере 30005000 рублей в крупных городах (Москва, СанктПетербург) и 5001500 рублей в средних и небольших городах.
Бывают, конечно, и исключения, но это относится, в первую очередь, к искам публичных людей. Правда, и в этих случаях суммы, присуждаемые истцам, на несколько порядков отличаются от сумм, заявленных в исковых заявлениях. Показателен пример судебного процесса между Александром Абдуловым и Экспрессгазетой.

Известным артистом был подан иск о компенсации морального вреда, причиненного публикацией сведений о нем, не соответствующих действительности. Сумма, в которую актер оценил свои страдания, равнялась 100000 долларов США, однако суд оценил причиненный моральный вред подругому и удовлетворил эти требования только частично в размере 100000, но не долларов, а рублей.

Сумма совсем небольшая по сравнению с той, которая изначально требовалась, а также с уровнем доходов Абдулова. При этом следует учесть, что в качестве свидетелей на процессе выступали актриса Елена Проклова и депутат Людмила Нарусова один из авторов Закона О СМИ, а также то, что буквально за день до рассмотрения иска Абдулова тот же самый судья полностью отказал в удовлетворении требований актрисы Веры Глаголевой, заявлявшей аналогичные требования по аналогичному же случаю.
Поэтому в России потребителю, в отличие от его американского собрата, не стоит сильно рассчитывать на крупную компенсацию морального вреда. Обычно это позволяет получить лишь моральное удовлетворение, но не более того.

Приложение


Разъяснения О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации О защите прав потребителей1 (извлечение) По вопросу оказания услуг автостоянок и обеспечения сохранности автомобилей Действие Закона РФ О защите прав потребителей распространяется на отношения, возникающие в связи с оказанием платной автостоянкой услуг по обеспечению сохранности автомобилей. На практике возникает вопрос о применении статьи 35 данного Закона в части возмещения двукратной стоимости украденного автомобиля. Статья 35 названного Закона устанавливает ответственность за утрату принятой от потребителя вещи исполнителя, выполняющего работу с этой вещью. Под работой понимается деятельность исполнителя, направленная на достижение определенного материального (овеществленного) результата.

Что касается деятельности автостоянки по обеспечению сохранности автомобилей, то она является не работой, а услугой, так как не имеет материального результата. Таким образом, последствия, предусмотренные статьей 35 Закона, на указанную деятельность не распространяются.

Исполнитель (юридическое лицо, в состав которого входит автостоянка) должен нести ответственность за сохранность транспортного средства в соответствии с нормами общего гражданского законодательства о договоре хранения и законодательством о защите прав потребителей. В соответствии со статьей 902 ГК РФ убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей возмещаются хранителем в соответствии со статьей 393 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрено иное.

О договорах, ущемляющих права потребителей


Некоторые организации разрабатывают стандартные формы договоров куплипродажи (договор присоединения), в которые включают условия, ущемляющие права потребителей. Так, в частности, договор, заключаемый фирмой ЦЕПТЕР, предусматривает пожизненную гарантию на посуду со знаком ZEPTER Cr/Ni 18/10.

Однако такое условие договора не раскрывает содержания понятия пожизненная гарантия, которое в значительной мере является абстрактным и требует дополнительной конкретизации в тексте договора. Договор устанавливает обязанность фирмы в случае обнаружения изъянов в материале, функциональных или фабричных погрешностей устранить погрешности либо, если это невозможно, заменить товар на аналогичный. Данное положение противоречит Закону РФ О защите прав потребителей в редакции Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон РФ О защите прав потребителей и Кодекс об административных правонарушениях. В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое из перечисленных в данном пункте требований (о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о соразмерном уменьшении покупной цены; о замене на товар аналогичной или другой марки; о расторжении договора).

Таким образом, рассматриваемый пункт договора ограничивает права потребителей по сравнению с Законом. На основании пункта 1 статьи 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В договоре указано, что фирма не несет ответственности за все интерпретации презентанта, т.е. устные обещания и заявления лица, представляющего фирму, сделанные при заключении договора не порождают прав и обязанностей. Обещания и заявления презентанта следует считать информацией о фирме, товаре и за ненадлежащую информацию фирма должна нести ответственность в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации О защите прав потребителей.
При передаче заказанной посуды фирма не предоставляет покупателям инструкцию по эксплуатации этого товара, имеющего особые свойства, и следовательно, требующего особых знаний и умений при его использовании. Это нарушает положение статьи 10 Закона, устанавливающей обязанность продавца предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, в том числе сведения об основных потребительских свойствах товара, правилах и условиях его эффективного и безопасного использования. Статья 12 названного Закона предусмотрена ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре: если предоставление недостаточно полной информации о товаре повлекло невозможность его использования по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации.

Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор, потребовать полного возмещения убытков.

О сроках заявлений претензий по сезонным товарам


В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона РФ О защите прав потребителей в редакции Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Закон РФ О защите прав потребителей и Кодекс об административных правонарушениях от 09.01.96г. 2ФЗ (далее Закон) потребитель имеет право предъявить установленные статьей 18 Закона требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В случае, если гарантийный срок на товар (коим может быть импортная обувь или зимняя резина на автомобиль) не установлен, то потребитель имеет право предъявить претензию, если недостатки товаров обнаружены в течение 6 месяцев со дня передачи их потребителю.
Закон (абзац 2 пункта 2 статьи 19) и Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993г. 99510, устанавливают, что для сезонных товаров (одежда, обувь и др. изделия, например зимняя резина на автомобиль, охлаждающие или незамерзающие жидкости) сроки заявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона.

Однако необходимо различать обувь сезонного и несезонного назначения.
В случаях приобретения обуви несезонного назначения гарантийные сроки исчисляются со дня продажипокупки обуви.
На обувь сезонного назначения отечественного и импортного производства, приобретенную до наступления сезона, гарантийные сроки исчисляются с начала соответствующих сезонов, срок наступления которых определяется соответственно субъектами РФ, исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
В тех случаях, когда товар, имеющий сезонное назначение, приобретен в сезон, и впоследствии в нем были обнаружены недостатки, не оговоренные продавцом, покупатель имеет право предъявить претензию по поводу проданного товара в течение установленного гарантийного срока или шести месяцев, если гарантийный срок не установлен, с момента приобретения товара.
Согласно абзацу 1 статьи 17 Правил продажи меховых товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994г. 55311, при обнаружении в купленном меховом товаре недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель имеет право в течение 6 месяцев со дня его покупки, если более длительные сроки не оговорены договором, предъявить свое требование.

Срок предъявления претензии исчисляется месяцами, последовательно следующими друг за другом. В этом случае имеется в виду покупка мехового изделия в сезон.
Согласно абзацу 6 пункта 17 Правил при покупке меховых товаров до наступления сезона время, в течение которого покупатель может предъявить требования по поводу их недостатков, исчисляется с момента наступления соответствующего сезона.



Содержание раздела