d9e5a92d

Если вы покупаете товар по образцам или через Интернет

Указанные протоколы послужили основанием для вынесения Роспотребнадзором постановления от 12.01.2007 45 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 10 000руб. В постановлении также указано, что представитель Общества предъявил сертификат соответствия на имеющуюся в продаже продукцию; возбужденное в отношении Общества производство по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Полагая постановление от 12.01.2007 45 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.
Факт нарушения Обществом требований пунктов 11, 15, 19, 23 Правил продажи отдельных видов товаров установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Вместе с тем суд на основании оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, исходя из степени общественной опасности правонарушения и характера вины правонарушителя, не установив существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и применив положения статьи 2.9 КоАП РФ, освободил Общество от административной ответственности.
Оснований для признания неправомерным вывода суда о малозначительности совершенного Обществом правонарушения кассационная инстанция не находит. В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В результате решение Роспотребнадзора о взыскании 10 000 рублей с продавца отменено (постановление ФАС СевероЗападного округа от 17 сентября 2007г.

А662606/2007).

Глава 3. Если вы покупаете товар по образцам или через Интернет

В Гражданском кодексе РФ есть статья 497, которая устанавливает правила продажи товара по образцам и дистанционным способом. Правила дистанционной продажи получили свое дальнейшее развитие в статье 26.1 Закона О защите прав потребителей.

Правила продажи по образцам утверждены постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 года 918.
С 12 декабря 2007 года в норму Гражданского кодекса РФ и Закона О защите прав потребителей внесены существенные изменения, касающиеся правил продажи товаров по образцам и дистанционном способе продажи.
Ранее существовало противоречие между пунктом 1 статьи 497 ГК РФ и пунктом 1 статьи 26.1 Закона О защите прав потребителей.
Так, согласно Гражданскому кодексу договор розничной куплипродажи мог быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом.
Для данного вида договоров существуют определенные правила, установленные все той же статьей 497 ГК.
В то же время пунктом 1 статьи 26.1 Закона О защите прав потребителей было предусмотрено, что договор розничной куплипродажи можно заключать на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами. И этой же статьей 26.1 Закона О защите прав потребителей устанавливается ряд правил для этого вида договоров, причем правил, существенно отличающихся от тех, которые установлены в Гражданском кодексе.
Обе приведенные нормы объединял один признак: в ходе заключения договора куплипродажи покупатель не может сам осмотреть предмет договора и тем самым ознакомиться с его свойствами. Однако было и существенное отличие: в статье 26.1 Закона О защите прав потребителей говорится об ознакомлении потребителя со свойствами товара способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления не только с самим товаром, но и с его образцом.

Статья же 497 ГК предполагает ознакомление именно с образцом товара.
Противоречие было в том, что в Кодексе в понятие продажа товаров по образцам вкладывалось продажа с ознакомлением не только непосредственно с образцом (товаром, аналогичным тому, который предполагается продать), но и с описанием товара, каталогом товара или чемто подобным. В Законе О защите прав потребителей понятие образец товара понимается буквально: товар, аналогичный приобретаемому.



Дистанционный способ продажи предполагает, что и товар, и его образец, если таковой имеется, находятся на определенном удалении от покупателя и потому тот вынужден знакомиться ни с самим товаром или его аналогом (образцом), а какимто описанием, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других).
Как видно, в обеих нормах использовались одинаковые термины, но с разными смыслами. Простому гражданину трудно понять, в чем кроется подвох. А в большинстве случаев нормы Гражданского кодекса предпочтительнее как раз для продавца. Этим не редко пользовались недобросовестные предприниматели.

Получалось так, что, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса, продавец мог не предоставить покупателю необходимой о товаре информации. В то время как Закон О защите прав потребителей требует предоставить часть информации до заключения договора и оставшуюся часть в момент доставки приобретенного товара покупателю.

Так до заключения договора куплипродажи продавец обязан довести до контрагента информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Вместе с доставленным товаром потребителю необходимо предоставить информацию, которая перечислена в статье 10 указанного закона. Причем сделать это нужно в письменной форме. К ней относятся, в принципе, те же сведения, которые должны быть сообщены потребителю перед покупкой.

Однако носят более развернутый и конкретный характер. Вот что должно быть сообщено, например, о сроке службы: срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Вот эти самые сведения продавец мог и не предоставить, ссылаясь на то, что на самом деле он торгует товарами по образцам, а не дистанционным способом.
С принятием поправок в Гражданский кодекс РФ, статья 497 выглядит несколько иначе. Дистанционный способ приобретения товара теперь отделен от продажи товара по образцам.

Так в части 1 указанной статьи изложены правила продажи по образцам: договор розничной куплипродажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам).
Норма Гражданского кодекса о дистанционном способе продажи приняла такой вид: договор розничной куплипродажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Теперь покупатель более четко может себе представить, каким способом он приобретает товар, и в случае спора с продавцом проще будет доказать свою правоту.
Кроме требования по предоставлению информации о товаре в случае дистанционной продажи или продажи по образцам, покупателю дано право отказаться от исполнения договора розничной куплипродажи. Ранее в Гражданском кодексе действовала старая редакция статьи 497, которая регулировала правила продажи по образцам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 497 ГК в старой редакции покупатель до передачи товара был вправе отказаться от исполнения договора розничной куплипродажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора. Но это право относилось только к продаже товара по образцам. Как видно, закон никак не увязывает возникновение или прекращение права покупателя в одностороннем порядке расторгнуть договор куплипродажи с тем, исполнил ли продавец свои обязанности по договору или нет.

До того, как покупатель товар не примет, есть возможность отказаться от него.
О дистанционном способе продажи ничего не было сказано.
В новой редакции статьи 497 Гражданского кодекса РФ сказано, что отказ от розничного договора куплипродажи заключенный дистанционным способом возможен по тем же основаниям, что и при заключении договора по образцам.
Моментом исполнения договора в обоих случаях является момент доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, момент доставки товара по месту жительства покупателягражданина или месту нахождения покупателя юридического лица. Так сказано в пункте 3 статьи 497 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 25 октября 2007 года 234ФЗ.
Закон О защите прав потребителей в статье 26.1 уточняет, что потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара в течение семи дней.
Кроме того, эта статья устанавливает дополнительные критерии отказа от товара. Так, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Часто на практике покупатель сталкивается с проблемами, когда, заказав один товар дистанционно, получает другой или, находясь под воздействием различных телемагазинов, навязчивой рекламы в Интернете, приобретает товар, имея смутные представления о его потребительских свойствах или же просто ненужный.
На этот случай в Законе установлен так называемый период охлаждения то есть право возврата купленного дистанционным способом товара без объяснения причин. Причем если продавец письменно не уведомляет о правах покупателя, в какие сроки и в каком порядке он может возвратить товар, то у покупателя автоматически с семи дней продлевается право возврата товара до трех месяцев. Если потребитель отказался от ненужного товара, он должен компенсировать только стоимость доставки товара от себя продавцу.

Само собой разумеется, что потребитель может самостоятельно отвезти товар продавцу, при этом не неся дополнительных расходов по оплате стоимости доставки.
Возврат товара надлежащего качества возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Правда, для потребителя есть определенные ограничения. Если товар надлежащего качества имеет индивидуальноопределенные свойства и может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, отказ от такого товара не возможен.

Например, если заказана встроенная кухонная мебель, специально изготовленная по индивидуальному чертежу, приспособленная для совместной эксплуатации с уже имеющейся посудомоечной машиной, мойкой и т.д.
Но в некоторых случаях очень трудно установить точно, может ли тот или иной товар быть использован только одним покупателем. Если, например, оформление какоголибо товара было сделано исходя из вкуса и пожеланий какогото конкретного лица, то это вовсе не означает, что товар в данном оформлении не сможет понравиться комунибудь другому.
Закон не указывает, действует ли запрет на отказ от товара до получения этого товара или после, что означает, что отказ от товара, имеющего индивидуальноопределенные свойства, в одностороннем порядке в принципе невозможен, даже если товар еще не изготовлен. В этом заключается существенное отличие договора куплипродажи по образцам, где отказ возможен от любого товара, но только до момента получения товара, от дистанционного способа продажи.
Вместе с тем, ситуация с квалификацией какойлибо сделки как договора куплипродажи товара, имеющего индивидуальноопределенные свойства, является весьма проблематичной. Ведь в принципе нельзя определенно сказать, свидетельствует ли наличие того или иного набора свойств об уникальности товара, а также возможности его использовать.

Например, изготовленный по размерам кухонного помещения квартиры конкретного покупателя набор кухонной мебели может не быть уникальным, поскольку большинство домов строится по типовым проектам, и в принципе такой набор может пригодиться и другим людям. А может и быть: многие серийные дома строились с отклонениями от проектных величин, то есть углы помещения могут быть непрямыми, полы иметь наклон и т.д.
Из всего этого следует, что понятие товара, имеющего индивидуальноопределенные свойства, является оценочным, то есть определяется в каждом конкретном случае отдельно, единых правил, позволяющих установить соответствие того или иного товара этому понятию, не существует.
Если продавец не желает принимать товар, покупатель может обратиться в суд либо в Роспотребнадзор с жалобой. По результатам рассмотрения жалобы продавец может быть привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольнокассовых машин. Виновнику грозит наказание в виде административного штрафа:
для граждан от 1000 до 1500 рублей;
для должностных лиц фирмыпродавца от 3000 до 4000 рублей;
для юридических лиц от 30000 до 40000 рублей.
Кроме того, причиной отказа от товара может быть намеренное искажение информации продавцом о потребительских свойствах товара. Тогда виновник может быть привлечен к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ обман потребителей.

За это могут оштрафовать гражданина или должностное лицо фирмы в размере от 1000 до 2000 рублей, а фирму от 10 000 до 20 000 рублей.
Под гражданами в данных статьях понимаются работники продавца, которые не наделены должностными полномочиями, но в силу своих служебных обязанностей общаются непосредственно с покупателем. К ним относятся, например, продавцыконсультанты.

Хотя доказать их причастность к правонарушению бывает не просто.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Как правило, договоры куплипродажи по образцам заключаются с условием полной или частичной предоплаты. Это означает, что в тот момент, когда покупатель заявляет о расторжении договора куплипродажи (а отказ от товара это ничто иное, как расторжение договора), в распоряжении продавца оказывается определенная сумма денег, подлежащих передаче покупателю.

С другой стороны покупатель, отказавшись от товара, автоматически становится должником продавца. То есть продавец и покупатель имеют друг к другу встречные требования по уплате денежных средств.

В соответствии со статьей 410 ГК обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования. При этом для зачета достаточно заявления одной стороны.
Таким образом, продавец может просто сообщить покупателю о зачете встречных требований и удержать из подлежащих возврату денег средства, равные понесенным по договору расходам. Однако именно в вопросе определения величины расходов нередко возникают серьезные проблемы. Это связано с тем, что товар, предназначенный конкретному покупателю, приобретается в составе партии или вместе с другими товарами, продаваемыми определенным поставщиком, доставка товара тоже осуществляется вместе с другими товарами (это могут быть и вагоны, и фуры и т.п.).

Сама продажа товара также складывается из многих составляющих: приобретение и размещение образца, размещение рекламы, приобретение или аренда помещения под магазин, оформление магазина, оплата труда продавцов, обслуживающего персонала, руководства, бухгалтерии, юрисконсультов и других работников и т.д. Как из всех этих расходов вычленить расходы именно на исполнение того договора, который хочет расторгнуть покупатель? На практике это вызывает большие трудности. Поэтому некоторые продавцы удерживают из подлежащих возврату сумм свои основные расходы: транспортные, хранение и т.п., которые нетрудно подтвердить.

Другие просто удерживают определенный процент от суммы сделки, рассчитывая на то, что изза небольшой суммы судиться никто не будет. Еще одним вариантом является удержание определенных сумм из предоплаты, но при этом оговаривают эту возможность еще при заключении договора, включая в текст специальные условия относительно возможности расторжения договора.
В этом случае ограничиваются права потребителя, и виновнику грозит наказание по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ, которая предусматривает административный штраф за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Размер штрафа составляет для должностных лиц фирмы от 1000 до 2000 рублей, для фирмы от 10000 до 20000 рублей.

Глава 4. Правила продажи отдельных видов товаров

Для некоторых видов товаров законом установлены специальные требования их реализации. Они закреплены в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г.

55. В Правилах перечислены требования, которые должен выполнить продавец, чтобы начать реализацию таких товаров как:
продовольственные товары;
текстильные трикотажные и швейные изделия;
технически сложные товары бытового назначения;
автомобильная мототехника и номерные агрегаты;
лекарственные препараты;
изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
строительные материалы;
мебель;
аудио, видеопроизведения и программы для ЭВМ;
алкогольная продукция
и другие.
Полный перечень продукции, которую необходимо реализовывать по отдельным правилам, можно найти в указанном постановлении.
Продавец:
обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее именуются стандарты);
должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров;
обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. При этом в торговом зале на доступном месте должно быть установлено измерительное оборудование для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара;
обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию;
обязан довести Правила продажи отдельных видов товаров в наглядной и доступной форме до сведения покупателей;
обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
Если продавцом является индивидуальный предприниматель, он должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Правила содержат также и требования к информации о товаре. В целом она повторяет положения Закона О защите прав потребителей. Информация должна содержать, например:
наименование товара;
фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
сведения об основных потребительских свойствах товара;
правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
и так далее.
Что же касается собственно правил продажи отдельных видов товаров, то к реализации продовольственной продукции предъявляются следующие требования:
Информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в разделе Общие положения настоящих Правил, должна содержать:
наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро и микроэлементов), весе или объеме;
назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения);
дату изготовления и дату упаковки товара;
противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний);
сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией.
Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены.

Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.



Содержание раздела