d9e5a92d

Выводы и предложения

Поступив в вуз, используя предоставленные государством и законом возможности в сфере высшего образования, личность должна вписаться в существующую систему отношений в высшем образовании, вокруг него и по поводу его. Она добровольно связывает себя определенными обязательствами, входя в состав коллективного субъекта.

В случае заключения договора на компенсацию затрат на обучение эта связь дополняется обязательствами перед плательщиком.
Следовательно, во-первых, на студентах лежит собственно социальная ответственность. Студент получает целый ряд возможностей, льгот, приоритетов, предусмотренных
законодательством об образовании и иными релевантными нормативно-правовыми актами, материально-финансовую и организационную поддержку государства, особый социальный статус. Масштабы поддержки конкретного студента могут быть различны, следовательно, возможна и разная степень ответственности. Так, студент, обучающийся за счет средств бюджета, в значительной степени должен чувствовать бремя социальной ответственности перед государством и налогоплательщиками.

Студент, который платит за обучение родительскими деньгами или средствами спонсора, работодателя, ответствен прежде всего перед ними, но также и перед государством, и перед обществом (см. выше).
Во-вторых, это ответственность студента как участника образовательных отношений - за соблюдение установленных норм и правил, исполнение обязанностей, надлежащую реализацию своих прав и свобод и т.д., то есть юридическая ответственность. Однако и в том, и в другом случае речь идет об ответственности, возникающей у личности в связи с адресным получением от государства возможности реализации конституционного права на ВПО.
С позиций социальной ответственности студент должен учиться, в полной мере реализуя те возможности, которые дает статус обучающегося в вузе. Его ответственность перед государством и обществом, иными структурами или субъектами, финансирующими его обучение, состоит в овладении знаниями и подготовке к квалифицированному труду.

К примеру, в Германии, где обучение платное, наряду с различными формами финансовой поддержки обучающихся предусмотрено и частичное погашение выданной ссуды в случае успешной сдачи экзаменов (в числе первых 30%) в установленные сроки (§ 18 b федерального закона об индивидуальной помощи в получении образования). В КНР учащиеся, получающие кредиты или пособия, согласно закону КНР О высшем образовании, должны выполнять соответствующие обязательства (ст.54).

При этом государство поощряет тех выпускников, кто едет работать в отдаленные и особо трудные регионы (ст.59). А согласно закону о высшем образовании Баварии, студент даже может быть отчислен, если по определенным причинам он не признает более обязательств работать по необходимой с общественной точки зрения профессии, а это было условием при выделении для него учебного места (ст.

65).
Для студентов, заключивших договоры с работодателями, направленных на обучение в рамках целевого приема, попавших в государственный заказ, ответственность конкретизируется обязанностью отработать после окончания вуза в организациях по направлению заказчика (о некоторых изъятиях в случае целевого обучения было сказано ранее). Это ответственность за будущее поведение, то есть ответственность позитивная.

Хотя пока эти случаи единичны, очевидно стремление государства связать возможность обучения за счет средств бюджета с обязанностью последующей работы там, где потребуется. Идея государственного распределения возвращается в обновленном виде - в силу своей оправданности, справедливости и востребованности.
Ответственность студента в образовательных отношениях -это также ответственность за выполнение надлежащим образом графика учебного процесса, посещение обязательных занятий, соблюдение учебной дисциплины и многочисленных требований Правил внутреннего распорядка и общежития. Она наступает в случаях нарушения установленных предписаний и неисполнения обязанностей.
Очевидно, что нарушения, совершаемые студентами, прежде всего затрагивают сферу жизнедеятельности образовательного учреждения, отчасти - сферу экономики и социальную сферу (если отказываются выполнить условия договора об отработке после обучения), и в определенной степени - сферу государственного управления, так как противоправное поведение участника образовательных отношений свидетельствует о недостатках в организации системы.
Однако п. 9 ст. 16 ФЗ О ВППО предусматривает для студентов ответственность только за нарушение обязанностей, предусмотренных уставом вуза и правилами его внутреннего распорядка - вплоть до отчисления из вуза.



Дисциплинарные правонарушения не конкретизируются. Не детализируются и наказания, нет и отсылки к каким-либо уточняющим нормам, поэтому в вузах традиционно руководствуются ТК РФ (ст.

192) и применяют к студентам следующие виды взысканий: замечание, выговор и упомянутое отчисление. Процедуры наложения и снятия взысканий идентичны тем, что предусмотрены в ТК и КоАП.

Безусловно, все это дает основание ряду авторов считать ответственность студентов разновидностью дисциплинарного принуждения. Такая конструкция возможна и в силу родственного происхождения образовательного права от права административного, о чем было сказано в главе 2 настоящего исследования.
Для сравнения, закон о высшем образовании Баварии в ст. 93 однозначно закрепляет те правонарушения студентов и иных членов вуза, за которыми может последовать применение дисциплинарных взысканий.
Вопрос о характере ответственности студентов Д.Н. Бахрах рассматривает с позиций современного административного права, называя ее дисциплинарной ответственностью в административном праве. Это вполне логичное развитие темы: очевидно, что ответственность студента за какие-либо нарушения в процессе обучения не может быть просто административно-правовой, так как эти ситуации, естественно, не предусмотрены КоАП РФ. Очевидно, однако, и мы уже обсуждали эту проблему в разделе 2.2, что дисциплинарная ответственность студента, для которой в законе Об образовании заимствованы соответствующие процедуры из трудового права, и дисциплинарная ответственность работника или военнослужащего - также явления разнопорядковые: студент не связан с вузом трудовыми отношениями; его пребывание в вузе не регламентировано уставом о дисциплине, он не находится в таких жестких отношениях субординации, как военнослужащие, работники милиции и т.д.

Говоря о дисциплинарной ответственности студента, следует определить: какую дисциплину он при этом нарушает? Академическую? Дисциплину образовательного учреждения? Или дисциплину студента?

Характер возможных правонарушений студента напрямую связан с его специальным правовым статусом, охватывающим не только учебный процесс. Не случайно студента можно отчислить и за правонарушения, совершенные вне стен учебного заведения, в том числе не связанные с учебным процессом. Хотя это и вызывает возмущение некоторых специалистов в области образовательного права, большинство вузов отчисляет студентов, совершивших уголовные правонарушения, серьезные административные правонарушения, со ссылкой на свои уставы. Что-то вроде из недавнего прошлого: за действия, не совместимые с высоким званием студента...

Отчасти это можно объяснить и упомянутой ранее высокой степенью социальной ответственности обучающихся в образовательных учреждениях ВПО. Показательно поэтому, что в главе 9 Правовая ответственность закона КНР Об образовании перечислены разные виды возможных правонарушений в системе образования - финансовые, административные, имущественные, а также нарушения, связанные с зачислением, проведением экзаменов, выдачей дипломов об академических степенях и т.п.

Однако ответственность за подобные нарушения предусмотрена другими законами.
В проекте Общей части Кодекса РФ об образовании впервые выделена самостоятельная норма об ответственности обучающихся, воспитанников: это ст. 40 проекта. Ответственность для
вышеназванных участников образовательных отношений коррелирует их обязанностям и может наступить за невыполнение в установленные сроки учебного плана, нарушение правил внутреннего распорядка и устава образовательного учреждения (организации), а также за виновное причинение вреда имуществу образовательного учреждения (организации). Коль скоро дисциплинарно-правовое принуждение подразделяется на виды в зависимости от того, какой отраслью оно регламентировано, этот вид ответственности, предусмотренный нормами образовательного права, вероятно, так и следует именовать ответственностью в образовательном праве.
Дисциплинарное производство в вузе в отношении студентов характеризуется и специфическим кругом субъектов дисциплинарного производства. Хотя приказ о наложении может издать только ректор, замечание может налагать любой преподаватель.

А в промежуточных процедурах могут быть задействованы и заведующий кафедрой, и декан, и заведующий общежитием, и специальные комиссии факультета, вуза, органы студенческого самоуправления, и даже ученый совет.
Ответственность в образовательном праве может принимать и нетрадиционные формы, свойственные только системе образования. Так, например, отметка студента на экзамене - это тоже мерило его ответственности за выполнение своих учебных обязанностей, для студентов дневного обучения - основной социальной обязанности. Ответственность за качество обучения в течение семестра студент несет, не получив возможного автомата или даже стипендии. Ответственность за неуплату средств за обучение в виде отчисления -это также не дисциплинарная, не гражданско-правовая и не административно-правовая ответственность, однако ее применение напрямую связано с возможностью продолжения образования.

Таким образом, и в рамках дисциплинарного принуждения в образовательном праве существуют особые процедуры и санкции, свойственные только этой отрасли.
Необходимо, следовательно, внимательное изучение проблем дисциплинарной ответственности студентов в целях восполнения имеющихся в правоведении и законодательстве пробелов. Для эффективной защиты любых общественных отношений необходима их упорядоченность. В этом мы единодушны с Ю.С.

Адушкиным и Д. А. Липинским.
Свидетельством того, что практика давно вывела ответственность студентов за рамки административно-правовой, является то обстоятельство, что вузы, как правило, при отчислении студентов за неуспеваемость не соблюдают требований ст. 16 ФЗ О вппо по процедуре отчисления: объяснения, соблюдение сроков и т.п. Если проводить какие-либо аналогии, то в первую очередь, надо вспомнить, что речь идет о защите конституционного права на ВПО.

Для защиты такого конституционного права, как право на труд, предусмотрены специальные механизмы и процедуры. Множество процессуальных норм обеспечивает конституционное право обвиняемого на защиту и т.д. С.В.

Куров отмечает необходимость приведения в соответствие с Конституцией РФ положений об отчислении студентов из вузов (впрочем, не уточняя, как именно это должно быть сделано).63 Особенно велико в этом случае значение правоприменительной деятельности администрации вуза, которая должна установить событие правонарушения, его субъектов, собрать необходимые материалы и доказательства, проверить их и определить соответствие юридического и фактического оснований ответственности.
Однако вряд ли многие представители вузовской администрации задумываются о формально-юридической стороне этих процедур, равно как и о необходимости их соблюдения. Нет соответствующей управленческой установки. Не публикуется информация о случаях привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей и других представителей администрации вуза за виновные действия в отношении студентов. Нет обобщения судебной практики по делам такого рода, и действенного для студентов механизма обжалования действий администрации также нет.

Очевидно, что в случае возникновения подобного спора суд не будет руководствоваться ни КоАПом, ни ФЗ Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (так как ректор, а тем более, декан, заведующий кафедрой не являются должностными лицами в российском праве, за исключением уголовной ответственности ректора за получение взятки). Иск студента будет рассматриваться в гражданско-правовом порядке - в лучшем случае, с применением законодательства об образовании и гражданского законодательства, в худшем - на основе ФЗ О защите прав потребителя.
Таким образом, несмотря на перестройку системы образования, развитие демократии и автономии вузов, а, скорее, в силу этих обстоятельств, значение административно-процесуальной формы правоприменения в вузах должно только возрастать. И отечественная история, и современный опыт развитых зарубежных стран свидетельствуют о пользе специализированных судов или иных аналогичных структур, которые могут учесть всю специфику споров в системе образования, руководствоваться всей совокупностью отраслевых норм, регулирующих эту сферу, поддержать, в том числе, корпоративный дух и оказать мощное воспитательное воздействие как на участников спора, так и на заинтересованных лиц.

Необходимость формирования действенных структур по защите прав и законных интересов молодежи, в том числе студенческой, отметило в своих рекомендациях Минобразование России.
Федеральный закон Австрии Об организации университетов и обучении в университетах в специальном параграфе Правовая защита при сдаче экзаменов (79) определяет орган, отвечающий за правовые аспекты обучения. Кроме того, в этом же параграфе детально расписана процедура экзамена, определены сроки для признания оценки недействительной и сроки хранения документации по экзамену и т.п.

В Едином (органическом) законе об университетах Испании, дополнение 14, предусмотрена позиция университетского защитника, избираемого или назначаемого в соответствии с уставом университета для наблюдения за соблюдением прав и свобод профессоров, студентов, персонала.
В вузах Нидерландов создаются советы по экзаменационным апелляциям из числа преподавателей и студентов. В компетенции этих
советов - решения об исключении студентов, решения относительно допуска к экзаменам, а также решения экзаменационных советов и экзаменаторов. В масштабах страны функционирует апелляционный трибунал по высшему образованию, причем его членами также могут быть и студенты (раздел 2 статьи 4 Закона о высшем образовании и научных исследованиях Нидерландов).

Частные учебные заведения могут создавать объединенные апелляционные советы (раздел 3 статьи 4).
И в российских вузах объективно необходим специализированный орган для защиты прав и интересов студентов и иных участников образовательных отношений. Думается, что реальная степень остроты вузовских проблем и отсутствие необходимого опыта в части защиты нарушенных прав студентов требуют внимательного отношения государства к развитию вузовской демократии в том числе и путем создания внутри системы собственного механизма обеспечения прав и законных интересов всех ее членов.

Специфика российской судебной системы не позволяет множить специализированные суды для подобных споров. Тем актуальнее создание административных судов, к компетенции которых, в частности, должно быть отнесено и рассмотрение споров в сфере образования.
Следует также помнить, что международно-правовые гарантии прав человека, получившие свое юридическое оформление с принятием Всеобщей декларации прав человека (1948), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Международного пакта о гражданских и политических правах (1966), Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), различных конвенций и других актов, предусматривают создание надгосударственных органов защиты прав человека, таких как Комиссия ООН по правам человека, Международная организация труда, Европейский Суд по правам человека и др. Исчерпав национальные средства защиты своих прав, гражданин отныне имеет возможность апеллировать к международным, т. е. надгосударственным, органам, выступая нередко с иском против своего государства.

Хотелось бы, чтобы студенты российских вузов находили должное удовлетворение своих образовательных потребностей и требований внутри страны, благодаря эффективному административно-правовому механизму обеспечения конституционного права граждан на высшее профессиональное образование.

Выводы и предложения

1. Управление высшим образованием - важная социокультурная функция государства, определяющая многие перспективы развития общества, и государство обязано сохранять регулирующее и поддерживающее воздействие в этой сфере.
2. Принципиальное отличие государственного регулирования высшего образования в современных условиях состоит в переходе от управления деятельностью к управлению процессами. Однако практика организации государственного регулирования высшего образования свидетельствует о преобладающем стремлении к непосредственному управлению.

Как следствие усиливающегося контроля в различных его проявлениях автономия вузов фактически носит ограниченный характер.
3. Отличительной чертой государственного регулирования высшего профессионального образования является диверсификация в финансировании образования: даже государственные вузы до 50% своего бюджета формируют за счет внебюджетных поступлений.
4. Важная сторона реформирования образования - наличие организационной структуры, способной реализовать новые образовательные цели и задачи. Реформирование Министерства образования Российской Федерации отражает новые требования.

Логика развития надведомственных функций федеральных органов управления высшим образованием предполагает передачу ведомственных вузов, кроме вузов министерств обороны, внутренних дел, Государственного таможенного комитета и т.п., в его ведение.
5. Минобрнауки России в своей деятельности должно учитывать опыт регионов в организации функционирования системы высшего образования, не допуская при этом избыточного крена в сторону децентрализации управления.
6. Принципы государственной политики в области образования должны рассматриваться как принципы образовательного права, они положены в основу образовательного законодательства, именно на них следует ориентироваться при формировании нормативно-правовой базы образования, в том числе высшего.
7. Государственное регулирование высшего образования предполагает использование специфических методов государственного регулирования, в том числе контроля за качеством деятельности.
8. Государственное регулирование высшего образования строится при значительном участии государственнообщественных структур.
9. Основной недостаток нормативно-правовых актов в сфере образования состоит в том, что либо они ненадлежащей юридической силы, либо их реализация затрудняется федеральными законами о бюджете на очередной год, которые не предусматривают необходимых затрат.
10. Объективные процессы децентрализации в высшем образовании носят характер регионализации с сохранением значительной роли федерального центра.
11. Отличительной чертой государственного регулирования впо является то обстоятельство, что даже диверсификация в финансировании государственных и муниципальных вузов не снижает степени государственного присутствия в регулировании различных вопросов жизнедеятельности высшей школы.

В то же время государство явно недостаточно воздействует на работу негосударственных вузов.
12. Механизм административно-правового обеспечения конституционного права граждан на ВПО должен учитывать двойственную природу права на образование, его двойное назначение.
13. В соответствии с установкой на то, что конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина являются наиболее важным критерием для оценки организации и деятельности государства, необходимо рассматривать деятельность современного российского государства, в том числе, и через призму проблем реализации права на ВПО.
14. Специфика образовательных отношений, статуса образовательных учреждений и всех участников образовательной деятельности может быть надлежащим образом отражена в специальном законодательстве.
15. Образовательное законодательство и образовательное право - не тождественные понятия. Образовательное право как формирующаяся отрасль права уже имеет надлежащее объективное выражение в представительном по объему, содержанию и качестве образовательном законодательстве.

В свою очередь, образовательное законодательство имеет необходимое теоретико-логическое обоснование, но нуждается в систематизации в обеих ее формах.
16. Кодекс РФ об образовании должен положить конец затянувшейся дискуссии права на существование новой отрасли права - образовательного, так как принятие качественного, действенного кодекса возможно, во-первых, при наличии достаточно развитого отраслевого законодательства, во-вторых, он является отражением объективного обособления определенной сферы общественных отношений, имеющих внутренние законы и правовую природу вещей (К.

Маркс).
17. Отраслевое и нормативное размежевание в части образовательных отношений, признание образовательного права как самостоятельной отрасли права станет существенным вкладом в развитие не только образовательного, но и административного права, ряда иных отраслей, затрагивающих отношения в системе образования, а также теории права.
18. Правовой статус студента - сложная многомерная модель, наиболее полная и законченная в сравнении с другими категориями обучающихся.

Она включает в себя общеправовую характеристику студента, правовые основания возникновения этого статуса, собственно права и обязанности, ответственность студента и гарантии реализации права на ВПО.
19. Общеправовая характеристика студента носит комплексный характер и включает в себя нормы различных отраслей права.

Также в формировании статуса студента российского вуза значительную роль играют подзаконные нормативные акты.
20. Видовые модификации статуса студента обусловлены многими факторами, важнейшими из которых являются статус вуза, условия зачисления, индивидуальное право студента на льготы, форма получения образования.

Необходимо законодательно произвести четкую дифференциацию прав студентов с учетом реальных различий в их статусе.
21. Существующий институт приема в государственные вузы не обеспечивает в полной мере равенство граждан Российской Федерации в реализации своего конституционного права на высшее профессиональное образование.
22. Действующее российское законодательство о высшем образовании обеспечивает автономию вузов в силу его достаточно общего содержания. Однако это неизбежно влечет за собой недостаточную регламентацию прав и свобод студентов, необходимых процедур в процессе обучения, организации студенческого самоуправления, государственной поддержки обучающихся и т.д.

С точки зрения интересов студентов в этой части предпочтительнее сохранять административно-правовой подход и тщательно регламентировать основные процедуры.
23. Новые образовательные процедуры, обусловленные включением Российской Федерации в международные процессы, требуют глобального единообразия.

По существующей российской традиции регламентация осуществляется не законодательным путем, а через ведомственное нормотворчество, которое в значительной степени сокращает самостоятельность вузов в этих позициях. В этих условиях велика роль федерального органа управления высшим образованием, возрастает значение его стабильности и компетентности его специалистов.
24. Несмотря на давние и прочные традиции демократии в развитых странах Запада, во многих из них подробно, а следовательно, жестко регламентируются образовательные отношения. Такие государства и в условиях автономии вузов в интересах подлинной защиты интересов обучающихся стараются максимально конкретизировать их права и обязанности в законе.

В России статус конкретного студента во многом зависит от уровня демократии в отдельном вузе. По-прежнему требует самого внимательного изучения проблема дисциплинарной ответственности студентов как ответственности особого вида в целях восполнения имеющихся в правоведении и законодательстве пробелов.



Содержание раздела