d9e5a92d

Важнейший приоритет административно-правового обеспечения

Этому обстоятельству можно дать свое логическое объяснение, так как обучение - это лишь одна из трех задач вуза как центра образования, науки и культуры (ст. 8 ФЗ О ВППО).
Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, по сути он представляет собой систему эталонов, образцов поведения, поощряемых и защищаемых от нарушений государством и, как правило, одобряемых обществом. В условиях демократизации всей жизни, постепенного отхода от преимущественно командно-административных методов руководства, изменения государственных функций в управлении социальными процессами, а также формирования качественно новых принципов педагогики изменился и статус студента. Важнейшим приоритетом административно-правового обеспечения положения граждан в сфере публичной администрации (добавим, в том числе, в образовании), является развитие, детализация, конкретизация и гарантирование конституционных норм, фиксирующих основные права, свободы и обязанности российских граждан.

Правовой статус студента как квинтэссенция отношения государства и общества к этой фигуре также должен отражать эти тенденции.
Согласно ст. 16 ФЗ О ВППО, студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения. Строго говоря, под это определение подпадают и другие категории обучающихся в вузе. Так, если в составе вуза есть подразделения начального или среднего профессионального образования, то, следуя логике законодателя, обучающиеся в этих структурах тоже могут называться студентами.

Следовательно, необходимо законодательное уточнение: не просто для обучения, а для освоения в полном объеме образовательных программ ВПО, завершающегося выдачей соответствующего документа об образовании.
Студенты - это основной, но не единственный объект приложения вузовской активности. В процессе выполнения своих основных функций вуз аккумулирует различные категории обучающихся. В современном образовательном учреждении ВПО ими, в соответствии с ФЗ О ВППО могут быть:
- слушатель - лицо, обучающееся в вузе на подготовительном отделении, в подразделениях повышения квалификации; в ординатуре или интернатуре медицинских вузов; лицо, параллельно получающее второе высшее образование (ст. 18);
- аспирант - лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук;
- докторант - лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук (ст. 19).
Кроме того, не будучи обучающимися, являются субъектами отношений, связанных с образовательными, абитуриенты. Это лица, выразившие желание пройти вступительные испытания в вуз (вузы) и подавшие необходимые документы.
Если вуз реализует программы общего, начального профессионального образования, в его контингенте также числятся обучающиеся (п. 62 Типового положения о вузе).

Очевидно, что использование этого термина в таком контексте нельзя считать удачным, так как обучающийся - это понятие универсальное, определяющее одного из субъектов образовательных отношений. Именно так его применяет законодатель в двух цитируемых законах об образовании, так им оперируют в соответствующей литературе.
Несмотря на расширяющуюся практику включения в структуру вуза учреждений среднего профессионального образования - техникумов, колледжей и т.п., статус обучающихся в вузе по программам среднего профессионального образования до сих пор нормативно однозначно не определен. Представляется, что и для них нет иного варианта, как отнести их к другим категориям обучающихся в вузе.
Строго говоря, статус вуза как коллективного субъекта административного права предполагает необходимость комплексного исследования статуса всех обучающихся - все они, в конечном счете, обеспечивают основную уставную деятельность вуза, а следовательно, сопровождают реализацию права на ВПО. Их присутствие в вузе позволяет дополнять статус студента, студенты в процессе обучения могут дополнительно осваивать образовательные программы иного уровня, переходить в другие категории обучающихся в том же образовательном учреждении; следовательно, их надлежащая оценка позволяет полнее оценить статус студентов.
В то же время возможность повышения научной или профессиональной квалификации в том же учебном заведении позволяет моделировать и образовательные программы, и траекторию обучения студентов. Она также может служить дополнительной мотивацией к хорошей учебе, к выбору соответствующего уровня (ступени) высшего образования и т.д. В определенной степени благодаря аспирантам и докторантам осуществляется интеграция образовательной и научной деятельности в вузе.



В свою очередь, слушатели подразделений дпо вуза - ФПК, факультетов дополнительного образования и др. - обеспечивают изменение содержания образования как фактор обратной связи образование -производство, являются своеобразным тестом качества знаний преподавателей и стимулируют их обновление с учетом современного состояния техники и технологий. Кроме того, это особый контингент, который требует иных педагогических подходов и обучающих методик, высокой квалификации и педагогического мастерства лектора.

Следовательно, реализация программ ДПО в вузе позволяет улучшать качество образовательного процесса и для студентов, так как благодаря слушателям совершенствуются и сами преподаватели, и учебные курсы, и образовательные технологии.
Таким образом, триединая задача вуза как центра образования, науки и культуры и его статус коллективного субъекта административного права означают важность и значение комплексного исследования как статуса самого образовательного учреждения, так и статусов различных категорий обучающихся в вузе. Все они, в конечном счете, обеспечивают основную уставную деятельность вуза в силу своего присутствия - как объекты приложения вузовской активности, а, следовательно, так или иначе, прямо или косвенно сопутствуют процессу обеспечения реализации права на ВПО, взаимодополняют и обогащают статус студента.
Однако задача этой работы несколько уже. Ядро, стержень отношений в системе высшего образования составляют студенты.

Само название образовательного учреждения этой сферы - высшее учебное заведение, образовательное учреждение ВПО -корреспондирует именно к студенту как к лицу, основная задача которого заключается в надлежащем освоении этих программ.
Студенты - основной вузовский контингент. Это и есть то лицо, которое реализует собственно права на ВПО.

И вся деятельность вуза в конечном счете направлена на обеспечение организации учебного процесса. Можно ограничиться только научными исследованиями, подготовкой кадров высшей квалификации - и это будет научное учреждение. Можно сосредоточиться на воспитательной и просветительской работе - это будет учреждение культуры или дополнительного образования.

Можно обучать, подготавливая в вуз, повышая квалификацию или давая дополнительную профессию, - и это будут организации ДПО. Вузы, наоборот, тяготеют сегодня к объединению разноуровневых образовательных структур, включают в свой состав научные, производственные, социально-культурные учреждения - но при этом останутся университетами, институтами, академиями до тех пор, пока в контингенте есть хоть один студент. То есть статус образовательного учреждения ВПО обеспечивают именно студенты.

Следовательно, с учетом вышеизложенного статус студента должен представлять наиболее объемную, законченную модель статуса личности, обучающейся в системе ВПО и аккумулирующей в себе все составляющие вузовской жизнедеятельности. Эта модель и является объектом настоящего исследования.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что, говоря о специальном правовом статусе в административном праве, упоминают, как правило, студентов, гораздо реже - обучающихся. Студенты уже обладают полной дееспособностью и в административном, и в образовательном праве, это наиболее оформленные субъекты образовательных отношений.
В настоящее время, когда, как уже отмечалось, перспективы жизни общества во многом зависят от состояния образования и уровня образованности населения, от степени подготовленности, профессиональной квалификации и общего культурного уровня специалистов, вопрос о реализации права на ВПО и правовом статусе студента приобретает особую актуальность. Статус студента - это важная социально-юридическая категория, неразрывно связанная с политикой государства, социальной структурой общества и уровнем его демократии.

Однако с юридической точки зрения эта проблема практически не исследована до настоящего времени.
Анализ вузовских уставов свидетельствует о том, что вузы не уделяют достаточного внимания этой проблеме. Формулировки, определяющие статус студента, воспроизводят нормы закона РФ Об образовании, ФЗ О ВППО, Типового положения о вузе. Вузы, подведомственные одному органу исполнительной власти, в уставах в основном копируют друг друга, если в соответствии с законом какие-либо вопросы студенческого статуса должны быть урегулированы в локальных актах.

Это касается, например, условий перевода с платного обучения на бесплатное, порядка и срока восстановления лиц, отчисленных по неуважительным причинам, видов поощрения и др. Безусловно, определяющим моментом в формировании статуса студента является закон, и именно он наряду с Типовым положением о вузе является образцом и обеспечивает единообразие в подходах, гарантирует необходимый объем предоставляемых возможностей и налагаемых обременений.

С учетом автономии вузов и предполагаемых различий в их статусе в зависимости от типа и вида, формы собственности и т.д. логично было бы ожидать большего разнообразия в локальных актах.
Понятие правовой статус в достаточной степени исследовано в отечественной литературе - как в общетеоретическом плане, так и по отраслям, в том числе в праве административном. При этом в состав статуса традиционно включаются правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии.
Правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их правосубъектности в той или иной сфере правоотношений в привязке к сфере частного или публичного права. Через общеправовую характеристику исследуемый объект связывается с той отраслью права, которая в основном, главным образом воздействует на него.

Правовое положение студентов, равно как и иных категорий обучающихся в вузе (курсантов, слушателей, ординаторов, адъюнктов, аспирантов), отличается значительной спецификой. В их статусе отражается пересечение публично-правовых и частных интересов, в формировании их прав и обязанностей задействованы многие отрасли права (см. главу 2).

Поэтому в состав элементов статуса должна быть включена общеправовая характеристика конкретного субъекта права, позволяющая в полной мере учесть те отрасли права, которые участвуют в формировании его специального статуса.
Общеизвестная позиция, что студент - это лицо со специальным правовым статусом в ряду категорий общее -особенное - специальное. Общеправовой статус студента - это правовой статус личности, человека и гражданина.

С этого, как правило, начинается характеристика любого специального статуса.
Особенный статус в процессе реализации конституционного права на ВПО гражданин приобретает, поскольку включается механизм обеспечения этого права, то есть личность становится участником административно-правовых отношений (так появляется административно-правовой статус). Специальный статус - это собственно статус студента.
В.М Сырых различает шесть видов статусов гражданина в зависимости от уровня норм, которыми определяются права и обязанности участников образовательного правоотношения: международно-правовой, конституционный, отраслевой, специальный, региональный и индивидуальный. Его классификация носит специальный характер, поскольку автор распространяет ее на тех, кто уже обладает специальным правовым статусом как участник образовательных отношений.

В то же время ее как универсальную можно применить к любому участнику общественных отношений. В этой связи уместно вспомнить, что процесс конкретизации правовых статусов личности заканчивается, в сущности, лишь применительно к отдельному гражданину - Иванову, Сидорову и т.д..
Реальный объем правосубъектности студента зависит от различных обстоятельств. Прежде всего, в его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося с точки зрения российского законодательства и иных нормативно-правовых актов об образовании. Особый статус обучающихся в военных и т.п. образовательных учреждениях закреплен в Типовом положении о военном образовательном учреждении ВПО.

Его также обусловливают такие факторы, как статус вуза (государственный, муниципальный или частный, аккредитованный или нет); ведомственная принадлежность образовательных учреждений; источник финансирования обучения (бюджет различного уровня, средства физических или юридических лиц); региональные особенности (например, наличие специального нормативного правового акта о льготах и компенсациях); обучение на договорной основе, в соответствии с целевыми договорами между вузом и органами исполнительной власти или местного самоуправления, иными договорами, допустимыми Порядком приема, двух- или трехсторонними договорами с участием работодателя; индивидуальные способности студента, предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий, жертвам аварии на ЧАЭС, студентам из семей с низким доходом и др.) ит.д.
Таким образом, понятие статус студента не является универсальным. Оно всегда предполагает известные уточнения. И если с точки зрения юридической терминологии право - это применение равной меры к неравным людям, то понятие студент дает нам обратную картину: это неравная мера, применяемая к людям, которые в силу принадлежности к одной социальной группе должны обладать примерно равным набором прав и обязанностей.

В свою очередь, обучающийся, даже если мы имеем в виду обучающихся в вузах, в том числе в его специализированных структурных подразделениях, - это очень емкое родовое понятие, включающее в себя много разновидностей. Следовательно, в правовом статусе обучающего можно выделить общие права и обязанности, обусловленные его добровольным вхождением в коллектив вуза, то есть коллективные права, общие для любого члена этого коллектива.

Это неизменный для всех категорий обучающихся блок, статичное ядро - минимальный (хотя и довольно значительный) набор прав, обязанностей и ответственности, а также гарантии, его обеспечивающие.
Статус вуза для студента является одним из определяющих факторов. Объем и содержание правомочий обучающегося в значительной степени производны от статуса образовательного учреждения.
Статус вуза как организационно-структурной формы социальных объектов (некоммерческих организаций) отражает специфику образовательных отношений в системе ВПО. Наделение вуза определенным статусом призвано обеспечить оптимальный режим его деятельности. Правовой статус вуза - это его своеобразная модель, образованная системой взаимосвязанных правовых предписаний, характеризующая положение вуза в обществе по отношению к государству, его органам, другим лицам.

Главное функциональное назначение этого статуса - правовое обеспечение жизнедеятельности вуза в интересах решения стоящих перед ним задач.
Как коллективный субъект права (административного, образовательного) вуз - это организованная, обособленная самоуправляемая группа людей, наделенная правом выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. Вуз опосредует его коллектив во внешних связях. Члены этого коллектива, в свою очередь, олицетворяют вуз, реализуют его функции.

Жизнедеятельность вуза складывается из действий конкретных физических лиц - участников вузовских отношений: студентов и иных категорий обучающихся, преподавателей, научных сотрудников, других работников. Поэтому в правах, обязанностях и ответственности разнообразных членов вузовского коллектива всегда проявляются права, обязанности и ответственность вуза.

Другая сторона этой взаимосвязи - это то, что правам и обязанностям обучающихся корреспондируют обязанности и права образовательных учреждений.
Поскольку правовой статус интегрирует те общие качества, которые характеризуют правовое положение субъектов одной социальной категории, а его видовые модификации формируются в зависимости от характера объекта правового регулирования, то и статус вуза отражает специфические особенности образовательного учреждения ВПО в сравнении с другими учреждениями, интегрирует те общие качества, которые характеризуют правовое положение вуза. Следовательно, и статус лиц, получающих образование в вузе, иной, нежели статус обучающихся в образовательных учреждениях других уровней.

Поэтому обучающиеся в колледжах или лицеях, входящих в состав вуза, имеют гораздо больше возможностей и для продолжения образования, и для получения дополнительных образовательных услуг, а зачастую и просто для более качественного образования.
Коллективное образование обезличивает конкретных людей, в то же время его жизнедеятельность неразрывно связана с участниками образовательных отношений: это те самые активные элементы, существенная особенность организационных систем, которым свойственно целенаправленное поведение. Именно их активность, целенаправленность в принятии и исполнении решений по всем аспектам деятельности вуза обеспечивают выполнение задач образовательного учреждения.

Способность субъекта предвидеть управляющее воздействие со стороны управляющего органа и действие других элементов системы и с учетом этого выбирать в рамках имеющихся альтернатив свои действия и стратегию поведения требует отвести ему самостоятельное место в механизме реализации статуса.
Таким образом, в отличие, к примеру, от государственных служащих как субъектов административного права, статус студента -это четырехмерная модель гражданина, включающая в себя: конституционный статус российского гражданина, административноправовой статус члена административного коллектива, общий статус обучающегося и статус участника образовательных отношений в вузе. Именно универсальная многомерная модель статуса студента обеспечит надлежащую гарантированность реализации конституционного права граждан на ВПО и производного от него права на дальнейшее повышение научной и профессиональной квалификации в системе ВПО.
В рамках концепции образовательного права можно говорить о том, что статус студента зиждется на так называемой образовательной правосубъектности - это его правоспособность, дееспособность и деликтоспособность в образовательных отношениях, в основе которых административно-правовая сущность. Однако в отличие от административно-правовых норм о правоспособности и дееспособности граждан, которые рассеяны по различным законам и подзаконным актам, правовой статус студента саккумулирован в специальных актах образовательного права.

Кроме того, он дополняется гражданско-правовыми нормами в силу разнообразных договорных отношений, возникающих в процессе и по поводу образования: платное обучение, дополнительные образовательные услуги, репетиторство и т.п.
Студент - это отраслевой правовой статус. Но правоспособность студента органично проистекает из конституционного права на ВПО и охватывает все его субъективные права и юридические обязанности, предусмотренные нормами права. Право на получение ВПО как конституционное право имманентно присуще всем гражданам РФ. А вот возможность реализации правоспособности студента связана с таким юридическим фактом, как прием в вуз, то есть зачисление в число студентов, и ограничивается периодом пребывания в вузе.

Не разделяя мнения В.М. Сырых о том, что это некая внешняя необходимость, согласимся с тем, что это предоставленная государством возможность вступать в образовательные и иные связанные с ними правоотношения, действовать определенным образом.
Вопрос, который заслуживает отдельного рассмотрения и потому уже поднимался в литературе, - возможность участия несовершеннолетних граждан в формировании образовательных отношений. В.М.

Сырых со ссылкой на С.С. Алексеева полагает, что требования, предъявляемые к возрасту обучающихся, ранний возраст образовательной дееспособности - это еще одно свидетельство специфики образовательных отношений и доказательство самостоятельности отрасли - образовательного права.
В административно-правовой науке давно замечено, что момент наступления административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. Так и дееспособность студента в образовательных отношениях, то есть его способность своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их, не связана с определенным возрастом -она возникает с момента зачисления в вуз.

В отличие от других отраслей права, образовательное право не устанавливает возраст дееспособности обучающихся. В Порядке приема в вузы РФ не определена ни верхняя, ни нижняя границы возрастного ценза студента (в этом принципиальное отличие в сравнении с
Советским Союзом, когда возможность обучения на дневном отделении вуза ограничивалась возрастом в 35 лет). А реализация права на ВПО может быть начата с момента получения документа государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, а также диплома о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении среднего (полного) общего образования (п. 2 Порядка приема). При этом обращает на себя внимание принципиальная ошибка, допущенная законодателем в п. 2 ст.

50 закона РФ Об образовании, которая закрепляет право совершеннолетних граждан на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. На самом деле этот выбор в сфере высшего образования лицо осуществляет самостоятельно после получения основного (полного) общего образования.
Вместе с тем, хотя В.М. Сырых считает, что образовательное право не знает института ограничения дееспособности, можно привести единственный пример: с 2000 года не могут получать второе высшее образование безработные граждане по направлению службы занятости.

Кроме того, в основных положениях Концепции Кодекса РФ об образовании со ссылкой на ст. 55.3 Конституции РФ обращается внимание на необходимость воспроизведения в Кодексе перечня обстоятельств, по которым возможно ограничение прав граждан на образование. Между тем, несмотря на соответствующие формулировки ст. 5.1 закона РФ Об образовании о допустимости ограничений по признакам пола, возраста, состояния здоровья и наличия судимости, никаких специальных законов по этим вопросам не принималось.

В Порядке приема оговаривается также исключение, касающееся иностранных граждан, при поступлении на обучение на так называемые закрытые специальности в интересах обеспечения сохранения государственной тайны.
Субъективное право личности на ВПО, осуществляемое через статус студента, означает ту меру возможного поведения, которая определена нормами объективного права в целях пользования духовными и материальными благами и ценностями, проистекающими из высшего образования (это новые знания, информация, достижения науки и техники, культуры в целом, профессиональные навыки и т.д.). Единство и гармоничное сочетание в удовлетворении личных и общественных потребностей в статусе студента проявляются особенно четко.
Известно, что в структуре субъективного права выделяют защищенную законом возможность того или иного поведения, право требовать от обязанной стороны совершения тех или иных действий, а также возможность прибегнуть к тем или иным способам защиты и поддержки, содействию государственного аппарата или даже общественности. Только сочетание прав, обязанностей и ответственности позволяет обеспечивать личные и публичные интересы. В этом плане образовательные отношения особенно показательны.

Неоднократно подчеркивалось значение высшего образования как важнейшего фактора экономического и социального прогресса общества.



Содержание раздела