d9e5a92d

Составная часть воспитательной работы - профилактика правонарушений.

В специальном письме Минобразования России, посвященном этой проблеме (оно также включает в себя информацию о состоянии студенческого самоуправления и рекомендации по его развитию), названо, по нашему мнению, основное противоречие студенческой жизни: между широким спектром проблем, трудностей, с которыми реально сталкиваются студенты, обучаясь в вузах, и слабой их представленностью в деятельности органов студенческого самоуправления и направлениях работы вузов, связанных с защитой прав и интересов студентов, улучшением их материального положения, гражданской самореализацией, участием в управлении делами соответствующего вуза. Отмечается и такая серьезная проблема, как недостаточная разработанность социальных технологий по актуализации субъективного потенциала студентов для реализации собственных, общественных и государственных интересов. Авторы письма полагают, что одним из механизмов повышения активности студентов и может стать институт самоуправления. Справедливости ради, однако, нужно отметить, что далеко не все студенты включаются в общественную работу и воспринимают позитивно активность других.

Неоднородный социальный состав, разные цели и установки, политическая инертность - все это обусловливает разное отношение студенческой молодежи к активности сверстников-сокурсников. Не случайно в структуре преступности молодежи также возрастает доля студентов, хотя реальный их удельный вес - всего 3-4% в год.
Развитие самоуправления, безусловно, имеет большое значение и для установления особых корпоративных отношений в среде студенчества. Однако оно не должно быть самоцелью и подменять собой властные управленческие структуры вуза. Между тем в специальном интервью (26.01.2003 г.) по этому вопросу министр образования РФ В.М. Филиппов уже заявлял, что студенческое самоуправление должно принимать участие и в решении проблемы качества образования.

Минобразование понимает, что без участия общественных сил эту проблему не решить, подчеркнул министр. По его мнению, в каждом вузе должна быть создана структура по контролю за качеством образования, в которую наравне с преподавателями войдут и студенты. Представляется, что решение этого вопроса будет ускорено с началом реализации в России Болонского соглашения, и нет необходимости преувеличивать значение роли студенческого сообщества. Не случайно в зарубежных вузах его активность как раз и ограничивается бытовыми проблемами студенческих кампусов.

В письме Минобразования России от 16.02. 2004 г. 13-55-08ин/13-01-24 О воссоздании системы студенческих советов и комитетов (иных органов студенческого самоуправления) в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования отмечается, что в связи с присоединением Российской Федерации к Болонскому соглашению развитие студенческого самоуправления является важным элементом повышения качества образования, интеграции высшего и среднего профессионального образования России в Европейское образовательное пространство.
Гораздо более взвешенной представляется позиция ректорского корпуса, который осознает важность вовлечения студентов в процесс воспитания новых специалистов, формирования у них гражданской ответственности, лидерских качеств. Специалисты отмечают, что культура поведения российских студентов в сложных конфликтных ситуациях не сформирована, нет правовой базы урегулирования групповых студенческих конфликтов (коллективных споров), недопущения их перерастания в стихийные массовые беспорядки.

Опыт ряда западных стран 60-90-х гг. убедительно свидетельствует о том, к каким социальным последствиям приводит отсутствие превентивных механизмов во взаимодействии со студенчеством.
Такие структуры, как студенческий совет или студенческие комитеты, профсоюзная организация студентов, студенческие клубы, студенческие научные общества, студенческие отряды и тому подобные организации студенческой самодеятельности, объективно необходимы молодежи, они позволяют раскрывать потенциал молодежи, реализовывать ее созидательную активность. Они помогают осуществлять воспитательную работу, которая теперь тоже стала элементом стандарта образования, ее качество оценивается при проведении аккредитации вуза в качестве самостоятельного показателя.
Составная часть воспитательной работы - профилактика правонарушений. В вузах по-разному решают и эту проблему, в том числе путем создания студенческой милиции, службы безопасности и т.п.

Еще в 1994 г. МВД по поручению Президента РФ направляло в Госкомвуз России письмо с предложением возродить в студенческой среде общественные объединения и группы правоохранительной направленности для совместного участия в мероприятиях по охране общественного порядка и борьбы с правонарушениями в студенческих городках, общежитиях, учебных заведениях.


К настоящему времени, однако, даже департамент молодежной политики, ранее существовавший в структуре Минобразования России, упразднен.
Администрация вузов содействует организации студенческой активности через систему специализированных студенческих организаций и объединений, которые и являются основной возможной формой участия студентов в вузовских делах. Однако нормативные и локальные акты не предполагают постоянного участия студентов или их представителей в органах непосредственного управления вузом, к примеру в ученом совете.
Подводя некоторые итоги вышеизложенному, следует отметить главное: права студента, предусмотренные действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами об образовании, образующие его социальный и правовой статус, являются одновременно и гарантиями реализации конституционного права граждан на ВПО. Это особенно наглядно демонстрирует блок социально-личностных прав, во многом формирующий экономическую основу возможности получения высшего образования.
К ним относятся:
- Право на академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом управления образованием. По логике закона (п.З ст. 16 ФЗ О ВИЛО) этому порядку должны следовать и негосударственные вузы.

Однако соответствующий подзаконный акт -Порядок предоставления академических отпусков -содержит очень мало конкретики и отдает право принципиального решения этого вопроса на усмотрение самого вуза. Это право подкрепляется возможностью получения компенсационных выплат в размере 50% МРОТ, вузы вправе производить доплату к этой сумме.
- Академические отпуска предусматривает и законодательство зарубежных стран.
- Отпуск по беременности и родам. Предоставляется студентам на общих основания с работающими гражданами с выплатой соответствующих пособий и компенсаций; при этом успевающие студенты сохраняют право на стипендиальное обеспечение.
- Право на отдых - каникулы не менее чем два раза в год общей продолжительностью не менее 7 недель.
- Право студентов на труд: не озвученное впрямую в статье 16, через систему льгот, предусмотренных ст. 17 ФЗ О ВИЛО и ТК РФ, юридически закреплено право студентов, в том числе обучающихся по очной форме, на совмещение обучения с работой. Каждый период истории нашей страны отличался специфическими формами экономической активности студентов.

В условиях рыночной экономики им пришлось столкнуться, в частности, с проблемой поиска спонсоров для оплаты обучения, а также не просто решать вопросы трудоустройства, но искать собственную нишу для занятия предпринимательской деятельностью, открывать собственный бизнес.
В то же время вузы нередко стараются по старинке немотивированно ограничивать студенческое право на труд работой на условиях неполного рабочего времени. Известно, что выбор режима работы зависит только от соглашения работника и работодателя (ст.

93 ТК РФ). Поскольку возникают
вышеназванные проблемы, норма ФЗ О ВІИ 10 должна быть дополнена специальной уточняющей нормой для ревностных блюстителей выполнения студентами аудиторной нагрузки в полном объеме. Она позволит студентам работать исходя из собственных возможностей, без учета мнения администрации вуза. Соответственно необходимы дополнения и в Трудовой кодекс. Ранее мы уже говорили о льготах для студентов, обучающихся по традиционным формам в вузах, имеющих государственную аккредитацию; однако до настоящего времени не решен вопрос о необходимых льготах для обучающихся в форме экстерната и по технологиям дистанционного обучения.

Этот пробел должен быть восполнен, так как экстернат давно уже легализован, хотя не имеет большого распространения, и, наоборот, дистанционное образование стало популярным и массовым, однако законодательно еще не закреплено.
- Право на обеспечение местом в общежитии реализуется с двумя оговорками: если студент нуждается и если у вуза есть соответствующий жилищный фонд. В отношении студентов негосударственных вузов это право фактически ничем не подкреплено.

Можно расценивать его как скрытую обязанность для вузов - если заявлено право на обучение, должны быть обеспечены для обучающихся и соответствующие сопутствующие условия: питание, медицинское обслуживание, проживание и др. Однако логичнее это обязательство вуза сразу заложить в условия лицензирования. Есть и другая проблема. Нередко государственные вузы под тем или иным предлогом отказывают в предоставлении общежития студентам, обучающимся на платной основе.

Основная мотивация сводится к тому, что их строительство и содержание осуществляются за счет средств бюджета. Это явное лукавство, так как длительное время общежития выживали только за счет внебюджетного дохода вуза. Кроме того, закон не дает оснований для такого размежевания студентов одного вуза. Известны примеры решения этого вопроса и негосударственными вузами.

К примеру, академия управления ТИСБИ (Казань) включила в состав учредителей Казанскую государственную архитектурно-строительную академию, которая и заселяет в свои общежития студентов академии управления.
- Право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев. Мы уже анализировали это право в разделе 2.1 настоящей работы, обращая внимание на коллизию законов и различия в возможностях реализации этого права в зависимости от конкретного статуса студента.
- Право студентов на получение стипендии тоже на практике отличается от того, что предусмотрено в законе. Между тем, это особенно чревато неблагоприятными последствиями: фактически право на стипендию есть вид государственной гарантии реализации гражданами права на ВПО, мера социальной поддержки (не обязательно только за счет средств федерального бюджета).

Не случайно законодательство ряда стран - Китая, Германии, Испании - предусматривает возможность получения стипендии или иных видов помощи и снижения платы за обучение. В ФРГ даже принят федеральный закон Об индивидуальной помощи в получении образования (Федеральный закон о содействии образованию).
В России порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается правительством. Оно значительно суживает круг тех, кто имеет гарантированное федеральным законом право на стипендию. В этом случае опять-таки вузы принимают на себя ответственность за материальную поддержку студентов, поскольку в большинстве случаев в локальных актах круг лиц, имеющих право на стипендию, расширяется. Кроме того, хотя в законе это вообще опущено, вузы, в том числе негосударственные, зачастую находят иные формы материальной поддержки своих студентов: привлекаются спонсоры или потенциальные работодатели, используются стипендии муниципальных образований, вкладываются средства вуза.

Безусловно, право на различные формы материальной поддержки должно быть озвучено для всех студентов, и рейтинг вузов, прежде всего негосударственных, а также всех аккредитованных образовательных учреждений должен определяться, в том числе, в зависимости от возможностей вуза материально содействовать обучающимся.
В ФЗ О ВППО произошла подмена понятий в части выделения дополнительных средств. Согласно закону, они предназначены для оказания помощи нуждающимся студентам (в размере 5% стипендиального фонда), для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха студентов. На самом деле эти средства выделяются не студентам, а вузам, и вся ответственность за получение и надлежащее их использование лежит также на вузах.

Практика показывает, что далеко не во всех вузах распределение означенных средств затрагивает всех студентов. Кроме того, эта норма - еще одно основание для расслоения студентов государственных и негосударственных вузов. Дело в том, что в этой части в законе нет оговорки или изъятия в отношении студентов, обучающихся за счет средств юридических или физических лиц, как, например, в части права на получение стипендии бюджетными студентами.

Следовательно, государственный или муниципальный вуз может расходовать эти дополнительные средства, полученные от соответствующих бюджетов, на всех своих студентов. Так и происходит на практике.

Студенты негосударственных вузов такой поддержки не имеют. Это существенное отличие в их статусе.

Даже аккредитация негосударственного вуза не увеличивает финансовых возможностей его студентов.
То же самое касается доплаты на питание и оплаты проезда. Думается, право иногородних студентов на оплату проезда к месту обучения и обратно должно быть закреплено в качестве обязательного для аккредитованных негосударственных вузов, как это вменено в обязанность организациям-работодателям независимо от их организационно-правовых форм в отношении студентов-заочников, обучающихся в аккредитованных вузах (ч.З ст.

17 ФЗ О ВППО, ст. 173 ТК РФ).
Трудно дать однозначный ответ, что же из предусмотренного статьей 16 ФЗ О ВППО распространяется на студентов негосударственных вузов. В п. 10 статьи говорится о равенстве статуса студента негосударственного вуза, имеющего государственную аккредитацию, и статуса студента государственного вуза в отношении академических прав и свобод, за исключением права на получение государственной стипендии.

Однако при этом требуется четкая определенность понятий академические права и свободы. Полагаем, что исключать из субъективных возможностей студента и юридических обязанностей негосударственных или
неаккредитованных вузов можно только те права (обязанности), которые в соответствии с законом предполагают дополнительное финансовое обременение для государственного или муниципального бюджета в отношении конкретного вуза. Целесообразно и справедливо закладывать в принципы регулирования образовательных отношений равенство прав и обязанностей студентов независимо от организационно-правовой формы вузов, за исключением вышеуказанных случаев, прямо предусмотренных законом.

Единая система высшего образования в стране должна означать, что аккредитованные вузы обязаны создавать своим студентам надлежащие социально-экономические условия для получения равного образования с теми, кто обучается в государственных вузах. В этом также должен заключаться смысл аккредитации.
Практике известны иски к образовательным учреждениям о возмещении вреда в связи с некачественным образованием, о защите прав потребителей. На самом деле существо подобных споров сводится к тому, что выпускники или бывшие слушатели не могут трудоустроиться с имеющимися документами о профессиональном образовании, потому и предъявляют претензии к образовательному учреждению: оно не информировало о реальных возможностях трудоустройства с выдаваемым документом об образовании.
Между тем, право студента (и обязанность вуза, как определено в и.72 Типового положения о вузе) - это только право на получение информации о положении в сфере занятости населения от администрации вуза. Целый ряд вузовских уставов закрепляет его именно с такой формулировкой. В настоящее время у студентов и других обучающихся нет права требовать обязательного трудоустройства, следовательно, вуз не может нести прямую ответственность за судьбу своих выпускников.

Безусловно, факты трудоустройства или массовой безработицы могут сказаться на рейтингах вузов в регионах, эти показатели должны учитываться и доводиться до сведения потенциальных абитуриентов. Однако всегда нужно иметь в виду, что ранее существовавшая обязанность распределения в условиях рынка может трансформироваться только в свободу трудоустройства.

Именно так конституционное право на труд изменило свое содержание в Конституции РФ 1993г. в сравнении с прежними конституциями нашего государства.
Иные дополнительные права студентов могут устанавливаться уставом вуза. В рассматриваемых уставах закрепляются такие права, как право свободного посещения лекций, начиная с 3-го семестра, право выступать организаторами и участвовать в работе хозрасчетных организаций при университете для решения научно-технических проблем и оказания платных услуг населению, право ставить перед администрацией вопросы об обеспечении качественного проведения учебных занятий, в том числе о замене преподавателей; право на получение места в общежитии, на доплату к стипендии и т.п.

При этом нормативно вузы ничем не ограничиваются в регламентации дополнительных прав своих студентов. Многие права уже присутствуют в различных нормативно-правовых актах, вузы лишь доводят их в комплексном виде до студента: это, например, право на обучение за рубежом, участие в конференциях и олимпиадах (с компенсацией затрат) и др.

Вуз может предоставить своим студентам и такие субъективные возможности, как право поступить в вуз с оплатой стоимости обучения своим трудом; право на длительную стажировку на рабочем месте на последнем курсе и др. (эти примеры, взятые из опыта КГТУ, однако закреплены они не в уставе вуза, а в иных локальных актах).
В большинстве уставов отражены экономические трудности сегодняшних студентов: им предоставляется право совмещать обучение по очной форме с работой на предприятии, в учреждении, организации. Это право реализуют и студенты зарубежных вузов.

При этом, к примеру, в КНР оговаривается, что студенты могут принимать участие в деятельности социального обслуживания под контролем вуза, если это не будет мешать учебе.
Кроме того, студенты, не имея никаких статусных ограничений в сравнении со студентами дореволюционной России либо, к примеру, с такими субъектами со специальным административно-правовым статусом, как государственные служащие, имеют к тому же ряд дополнительных прав, представляемых законодательством общего характера в определенных сферах: ФЗ О физической культуре и спорте в Российской Федерации, О библиотечном деле и др.
Как отмечалось ранее (см. раздел 2.2 настоящей работы), в регионах РФ принимают специализированные акты по вопросам образования. Они могут быть посвящены и правовому положению обучающихся. В Республике Татарстан принят закон О молодежи.59 К сожалению, несмотря на актуальность, его положения во многом остались благими пожеланиями: это касается освобождения доходов студентов от подоходного налога и иных отчислений, льготного или бесплатного режима пользования физкультурно-спортивными и оздоровительными учреждениями, режима наибольшего благоприятствования и стимулирования деятельности ученических и студенческих структур, готовых взять на себя решение части проблем учащихся и студентов. Принципиально важными представляются и такие нормы, как п. 3.1 ст.

3 закона: Правоотношения между молодыми гражданами и представителями учебных, учебно-воспитательных учреждений основываются на равенстве участников этих отношений; ст.4, запрещающая привлечение студентов дневных отделений гражданских вузов без их согласия к труду, не предусмотренному образовательной программой.
Очевидно, что основной недостаток подобных актов, как и федерального законодательства об образовании, заключается в их слабой экономической и организационной обеспеченности.
Условия и средства, которые фактически позволяют реализовать права граждан на ВПО, права студентов и их надежную защиту, - это их гарантии. Различают гарантии реализации и гарантии охраны прав, обязанностей и законных интересов личности, общие гарантии (для всех прав и обязанностей) и особенные, или специальные, для конкретного права. Представляется, что в сфере образования гарантии также нужно подразделять на общие, обеспечивающие само право граждан на ВПО, и специальные, поддерживающие реализацию различных прав студентов, то есть обеспечивающие статус студентов.

Между этими гарантиями нет жесткой границы, они могут плавно перетекать из одной группы в другую. Традиционно к гарантиям прав граждан относят гарантии экономические, политические, юридические и организационные.

Все это неоднократно и представительно описано, в том числе применительно к сфере государственного управления, хотя возможны вариации к примеру, не выделяются организационные гарантии, но добавляются гарантии политические и духовные.
Не все из вышеперечисленных прав в должной мере обеспечены надлежащими гарантиями. Поэтому следует оговориться, что гарантии как элемент статуса связаны, скорее, с обеспечением реализации права на ВПО в целом, статуса студента (обучающегося) как такового.

Не всегда конкретное субъективное право должно выходить на корреспондирующую гарантию. И это обстоятельство, по нашему мнению, также свидетельствует в пользу органичного присутствия гарантии в структуре многомерной модели статуса студента.
Экономические гарантии высшего образования предполагают стабильную экономику, эффективно работающую промышленность, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату зарплаты, стипендии, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере образования в современных условиях малоэффективны и явно недостаточны.
По-прежнему существует общеизвестная проблема финансирования образования в соответствии с нормативами, предусмотренными законом РФ Об образовании. Во всех программных документах - ФПРО, Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 г. - отмечается необходимость обеспечить опережающий рост затрат на образование. В последние годы говорят не просто об увеличении финансовых вливаний со стороны государства, но и о повышении инвестиционной привлекательности образования, о создании организационно-экономических механизмов, позволяющих увеличить объем внебюджетных средств в образовании, улучшить использование этих средств.002
Очевидным следствием недостаточного финансирования системы образования являются неудовлетворительное состояние учебных аудиторий и общежитий, во многом не отвечающих современным требованиям, слабая материально-техническая база, устаревшее лабораторное оборудование, нехватка компьютеров и учебной литературы и т.д. Впрочем, негосударственные вузы вообще не имеют государственной экономической компоненты в своей деятельности.
Еще одно проявление отсутствия надлежащих экономических гарантий - низкий размер стипендий, к тому же право на ее получение имеют сегодня очень немногие. Различные модели взаимодействия с промышленностью, предпринимательским сектором, позволяющие учебным заведениям находить решения финансовых проблем, могут способствовать и усилению прямой финансовой поддержки студентов и других категорий обучающихся.
В то же время именно совокупность государственных мер экономического характера позволяет такой категории населения, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получать высшее образование: это повышенные стипендии, государственное обеспечение, значительные выплаты после окончания вуза и др. Повышенные стипендии компенсационного характера предусмотрены также для инвалидов и лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС.
Низкий уровень материального обеспечения преподавателей -это тоже проблема экономических гарантий права на ВПО. Очевидно, что качество обучения во многом определяется кадровым составом, его уровнем квалификации и его отношением к работе.



Содержание раздела