d9e5a92d

Проблемы судебной защиты законных прав и интересов студентов

Есть некоторые положительные тенденции. Расходы бюджета на образование с 2002 г. возросли. Впервые в 2002 г. бюджет Министерства образования превысил бюджет Министерства обороны.

В вузы регулярно стали поступать средства на ремонт, социальную защиту, летний отдых студентов и т.д.
Апробация нового организационно-экономического механизма государственной поддержки высшей школы была начата в 2002 г. (речь идет о вышеупомянутом ГИФО, когда государственное финансирование следует за студентом в соответствующий вуз в определенном размере, в зависимости от результатов ЕГЭ). Однако размеры ГИФО пока невелики, они во многом ниже той платы за обучение, которую сегодня устанавливают вузы для платных студентов.
Следует подчеркнуть, что в 1993 г. в Конституции РФ были заложены новые экономические гарантии права на ВПО. Это возможность создания негосударственных, небюджетных вузов, свобода предпринимательской деятельности - она стала возможна и в образовании, в том числе посредством индивидуальной педагогической деятельности; возможность получения платного высшего образования в государственных вузах.
К числу экономических гарантий следовало бы отнести и право вузов на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность как проявление автономии. Однако в полном объеме это право принадлежит, вероятно (если позволяет устав), только небюджетным вузам.

Как было отмечено выше (см. главу 1), государственные и муниципальные вузы все больше ограничиваются в своих степенях свободы.
До принятия Налогового кодекса РФ можно было говорить о мощнейшей экономической гарантии деятельности вузов любой организационно-правовой формы: им предоставлялось право реинвестировать полученные доходы в собственную деятельность, при этом они освобождались от уплаты налога на прибыль (ст. 47 закона РФ Об образовании).

Однако теперь образовательные учреждения уравняли в части налогообложения с обычными хозяйствующими субъектами. И в этом смысле юридические гарантии права на образование достойны справедливой критики.
Также своеобразной экономической гарантией возможности получения ВПО является уже обсуждавшееся право студентов совмещать работу с обучением, право на оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов и т.п. Студенты для выполнения учебного плана могут направляться в командировки, на практику и стажировки, а также на олимпиады, конференции и др. за счет средств учебного заведения. Однако только Украина, единственное из государств Содружества Независимых Государств, закрепила в своей Конституции (п.З ст.

53) обязанность государства по обеспечению учащихся и студентов государственными стипендиями и льготами в качестве экономической гарантии права граждан на профессиональное образование.
Специальными экономическими гарантиями деятельности вузов нужно назвать также: возможность сдачи имущества образовательного учреждения в аренду с соблюдением определенных правил (п. 11 ст.

39 закона РФ Об образовании), причем полученные средства поступают в распоряжение вуза; недопустимость изъятия имущества вузов, например, в счет погашения его долгов; субсидиарную ответственность государства по обязательствам учреждений (ст. 120 ГК РФ).

Даже в случае неудовлетворительной финансово-хозяйственной деятельности вузы как учреждения не могут быть объявлены банкротами.
Политические гарантии прав и свобод, обязанностей обучающихся - это, главным образом, сам факт существования государственной политики в области образования, закрепленный законодательно (ст. 2 закона РФ Об образовании). Перечисленные в ст.

2 принципы составляют набор основных политических гарантий: единство федерального и регионального образовательного пространства; общедоступность образования, то есть равный доступ всех граждан; светский характер образования (отделение церкви от государства, свобода совести); свобода и плюрализм в образовании; демократический характер управления образованием. К этому нужно добавить право выбора языка обучения (с учетом возможностей образовательного учреждения); недопустимость создания и деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Наконец, политической гарантией служит разграничение компетенции между федерацией и субъектами, а также между органами государственной власти - в сфере образования.
Конституция относит образование к сфере совместного ведения. Однако управление высшим образованием закреплено за федеральным органом - Министерством образования и науки РФ.


Организационные гарантии права на образование - это разветвленная сеть образовательных учреждений, органов управления образованием, разнообразных специализированных структур, государственно-общественных объединений и т.п. Не случайно и Н. В. Витрук называет организационные гарантии гарантией гарантий, исключая из общего ряда гарантий.
Наряду с вышеназванными, организационными гарантиями, обеспечивающими право граждан на ВПО, являются различные структуры для подготовки преподавательских кадров и кадров высшей квалификации, а также Высший аттестационный комитет Минобразования России, управляющий процессом формирования научных кадров и подтверждения их квалификации. При этом нормы, устанавливающие требования к соискателям ученых степеней и звании, а также определяющие порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава и повышения научнопедагогической квалификации, будут относиться к юридическим гарантиям.
Специализированным органом, чья задача - обеспечение качества образования и его соответствие ГОС, должна была стать Государственная аттестационная служба (ст. 33 Закона РФ Об образовании), ей предшествовала Государственная инспекция при Минобразовании России. В настоящее время, как указывалось выше, эти функции возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.60
Выше (и.3.2 настоящей работы) мы также анализировали организационные структуры и процедуры, которые обеспечивают права граждан при проведении вступительных экзаменов в вузах.
Особого внимания в этом аспекте заслуживают и вышеупомянутые нетрадиционные для российской системы управления структуры - органы государственно-общественного управления. Все эти структуры на основе и во исполнение Конституции РФ и законодательства об образовании осуществляют разнообразную практическую деятельность по претворению в жизнь предоставленного гражданам права на ВПО. Вместе с тем, этим целям должна способствовать и оптимальная внутренняя структура вуза, современный эффективный менеджмент.

Самостоятельность в организации внутривузовского управления и формировании вузовских подразделений должна, наряду с эффективным решением уставных задач, обеспечивать соблюдение и реализацию прав, свобод, законных интересов студентов и иных категорий обучающихся.
К числу организационно-правовых гарантий в системе ВПО относятся все существующие нормативы и требования по организации образовательного процесса: стандарты образования (это одновременно и юридическая гарантия); максимально допустимое количество часов аудиторной нагрузки; предельное число экзаменов и зачетов в рамках одной сессии; запрет на занятие педагогической деятельностью лицом, лишенным судом права работать в образовательных учреждениях в течение определенного срока и др. Хорошей организационной гарантией могут быть требования, которые сам вуз устанавливает для занятия должностей ассистента, доцента и др.

Заслуживает внимания закрепление в актах силовых ведомств процедур распределения учебной нагрузки в зависимости от квалификации преподавателя: лекции могут читать доценты и профессора, ассистенты проводят практические занятия, семинары.
Универсальной юридической гарантией прав и обязанностей граждан является закон, в широком смысле - все действующее законодательство.
В главе 2 мы проводили анализ нормативной базы высшей школы. Известно, что в Конституции РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить негативный вариант правотворчества. Можно лишь добавить к этому, что во избежание подобных негативных проявлений необходим профессионализм при подготовке соответствующих нормативно-правовых актов.

Образовательное законодательство - яркое тому свидетельство.
Что касается судебной составляющей юридических гарантий рассматриваемого конституционного права граждан, в разрезе реализации статуса студента мы рассмотрим его в следующем параграфе.
Духовные гарантии, о которых пишет Н.В. Витрук, - очень нематериальная субстанция: это культура, образованность членов общества, соответствующий морально-психологический климат общества. Следовательно, применительно к реализации права на ВПО правильнее будет говорить о формировании соответствующего сознания граждан именно в сфере высшего образования, благодаря созданной системе и выполняемым ей функциям, что позволит обеспечить соответствующее воспитание будущих родителей будущих студентов, сохранить преемственность и привлекательность высшего образования. При этом воспитание активной жизненной позиции, сознательного отношения к социальным процессам осуществляется через систему обязанностей и механизмы ответственности личности.

Предоставленные права студент, как и многие другие лица, наделенные государством особым статусом, должен реализовывать разумно, добросовестно и ответственно. Наличие прав требует и успешной реализации обязанностей.

Обязанности и ответственность студента. Проблемы судебной защиты законных прав и интересов студентов


Расхожая фраза нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав в любом ее прочтении актуальна и для системы образования, где она дополняется также ответственностью носителей прав и обязанностей и гарантированностью этих прав.
Н.В. Витрук определяет обязанность как возможность поведения, имеющую, однако, необходимый характер с точки зрения воли общества, государства, выраженной в законе. Следовательно, обязанность - это социальная необходимость. Невыполнение обязанностей подрывает систему объективно сложившихся общественных отношений и направлено против объективной необходимости.

Предоставляя студентам значительный блок социально значимых возможностей и прав, общество и государство вправе потребовать ответных обязательств, а также ответственности за их реализацию. Границы положительных и отрицательных обязанностей (известных как запреты) российских студентов определяют нормы законодательства и иных актов об образовании. И хотя равным правам граждан должны соответствовать равные обязанности, разница в обязанностях разных групп студентов менее заметна, чем разница в правах отдельных категорий граждан при поступлении в вузы, а затем и в качестве студентов (дети-сироты, участники боевых действий и др., о чем говорилось в разделе 3.2).

Благодаря этой части статуса государство в определенной степени выравнивает граждан в процессе реализации права на ВПО.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в законе Об образовании практически нет норм, налагающих на
обучающихся обязанности или предусматривающих какую-либо ответственность в связи с вхождением в состав административного коллектива (см. ст. 50, 51 закона РФ Об образовании).

Закон отсылает к уставу и иным локальным актам образовательного учреждения (п.1 ст.50). Это, с одной стороны, определенная
недоработка закона, так как общий правовой статус обучающегося должен быть обязательно определен в законе общего характера с учетом всех составляющих: юридических оснований статуса, прав, обязанностей и ответственности. С другой стороны, это дополнительное свидетельство того, что закон Об образовании все-таки готовился в расчете на общее образование.

Отсюда и чрезмерно лояльное определение статуса обучающихся, без указания на их социальную ответственность перед обществом. Можно сколь угодно долго говорить о несовершеннолетии большинства из них, однако принцип ответственности, безусловно, должен быть заложен в основном законе, регламентирующем такую важную сферу общественной жизни, как образование.
Этот пробел постарались восполнить авторы проекта Общей части Кодекса РФ об образовании. В ст.

37 проекта в качестве основных обязанностей обучающихся, воспитанников названы обязанность соблюдать устав образовательного учреждения (организации), добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения (организации), уважать честь и достоинство других обучающихся, воспитанников и работников организации, соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения (организации). Иные обязанности предусматривалось определить в Особенной части Кодекса и иных законах.
В настоящее время обязанности студента, закрепленные в ФЗ О ВИНО, уже созвучны намерениям законодателя. Основной обязанностью студента является обязанность овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами ВПО, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития (п.8 ст. 16 ФЗ О ВИЛО).

При всей краткости формулировки она очень емкая и охватывает основные требования к пребыванию студента в этом социальном качестве во всех возможных проявлениях.
Все образовательные учреждения следуют этой логике, перечисляя в уставе аналогичные обязанности. И отчисление обучающихся, как правило, связано именно с неисполнением их обязанностей независимо от типа образовательного учреждения.
В числе легализованных в федеральных нормативных актах обязанностей нужно также назвать обязанность студентов, проживающих в общежитии, заключить договор по типовой форме (которая до сих пор не утверждена федеральным органом управления образованием, и вузы разрабатывают ее самостоятельно); обязанность студентов, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса, заключать контракт; обязанность студентов, обучающихся за счет собственных средств, своевременно оплачивать стоимость обучения в соответствии с условиями договора; для студентов-договорников и целевиков также может быть предусмотрена обязанность освоения дополнительных учебных дисциплин.
Очевидно, что нормативно закрепленные обязанности студентов подразделяются на несколько блоков: обязанности в области учебного процесса, в части соблюдения внутреннего распорядка, иных правил и договорных обязательств, обязанности морально-этического свойства.
В уставах вузов, наряду с воспроизведением норм закона, обычно предусматриваются и такие обязанности, как поддержание авторитета вуза (или содействие его росту), бережное отношение к имуществу вуза, исполнение законных приказов и распоряжений администрации. Может быть вменено в обязанность посещать аудиторные занятия по расписанию, выполнять все виды заданий, постоянно повышать общую культуру и нравственность, соблюдать принципы морали; уважать и поддерживать традиции вуза; повышать культурный и профессиональный уровень, нравственно и физически совершенствоваться, уважать человеческое достоинство и мнение обучающихся, преподавателей и сотрудников вуза, терпимо относиться к мнению других лиц. В уставе Санкт-Петербургского государственного горного института им.

Г. В. Плеханова выделена обязанность соблюдать правила противопожарной безопасности и правила техники безопасности при работе в научных и учебных заведениях.
Во многих уставах отражена обязанность нести материальную ответственность за ущерб, причиненный имуществу университета.
Дополнительно можно выделить обязанность тех студентов, которые заключили трехсторонние договоры с вузом и работодателями и обязались отработать на предприятии после окончания вуза. В то же время для целевиков - лиц, принятых в вуз в рамках целевого приема по договору с органами государственной власти и местного самоуправления, несмотря на их возможность поступления в вуз в рамках отдельного конкурса, не существует норм, требующих последующей отдачи долгов.

Это безусловное упущение, отставание нормативной базы от практики общественных отношений. Обязанность отработать установленный срок для этой категории студентов должна быть сровни альтернативной гражданской службе.61
В целом можно считать объем прав и обязанностей студентов достаточно сбалансированным - с учетом того, что их академические права, свободы и обязанности корреспондируют автономии вуза. Особенно убедительно то обстоятельство, что обязанности студентов государственных и негосударственных вузов практически совпадают.

Вместе с тем, как и в случае с правами, обязанности обозначены как требования достаточно общего характера. И, как и в случае с правами студентов, зарубежное законодательство об образовании нередко дает множество примеров гораздо более детальной регламентации статуса студента в части его обязанностей.
Так, в федеральном законе Австрии об организации университетов и обучении в университетах перечислены следующие специфические обязанности студентов:
- незамедлительно информировать университет об изменении фамилии и адреса;
- в установленные сроки подавать заявление о продлении обучения;
- в случае предполагаемого прекращения обучения своевременно подать заявление о прекращении обучения;
- в установленные сроки записываться на сдачу экзамена и забирать заявление о сдаче экзамена;
- при присвоении академической степени передавать по одному экземпляру работы в библиотеку университета и Национальную библиотеку (в российских вузах обязанность по движению и хранению выпускных квалификационных работ несут выпускающие кафедры или факультет в целом).
Как видно из перечня, эти обязанности во многом обусловлены свободой обучения и передвижения в период учебы, характерной для западной модели образования. И ни слова об общей дисциплине.

Однако у австрийских студентов, как и у студентов в Германии, есть обязанность оплачивать обучение.
В едином (органическом) законе об университетах Испании названа единственная обязанность студентов, являющаяся одновременно и правом, - обучение (ст.46). Иные обязанности, как и в России, определяются уставом университета.
Очень схож объем обязанностей российских и китайских студентов, особенно с учетом вышеприведенного содержания уставов вузов РФ. Однако китайским студентам вменена также обязанность воспитания в духе патриотизма, коллективизма и социализма (в России это обязанность вуза и преподавателей), сохраняется в Китае и ряд идеологических требований - усваивать марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзедуна и теорию Дэн Сяопина (ст.

53 закона КНР о высшем образовании).
В законе о высшем образовании и научных исследованиях Нидерландов нет специального раздела об обязанностях. Обязанности студентов, вытекающие из контекста, лежат в плоскости образовательного процесса.

На них ложится обязанность оплачивать учебу в вузе. Также есть требование к студентам организационного характера - трудоустраиваться в случае учебы с неполной нагрузкой (ст.

284 закона). В советские времена такое требование предъявлялось к студентам, обучающимся по вечерней и заочной форме.
А в рамочном законе о высшем образовании ФРГ обращает на себя внимание § 37, согласно которому правом и обязанностью всех членов вуза, в том числе студентов, записавшихся на обучение, является сотрудничество в самоуправлении вуза. Строго говоря, иные обязанности студентов особо и не оговариваются.
Ряд требований к студентам, согласно закону о высшем образовании Баварии, связан со спецификой обучения и необходимостью рациональной организаций учебного процесса.
Таким образом, напрашивается важный вывод. Несмотря на давние и прочные традиции демократии в развитых странах Запада, во многих из них довольно подробно, а следовательно, жестко регламентируются образовательные отношения. В этой сфере, в том числе и в тех случаях, когда законодательно закрепляется принцип автономии вузов, государство в интересах подлинной защиты интересов обучающихся старается максимально конкретизировать их права и обязанности в законе, акте наивысшей юридической силы.

В России, где автономия образовательных учреждений, особенно вузов, закреплена законодательно, и они используют ее в значительной степени, статус конкретного студента во многом зависит от уровня демократии в отдельном вузе. Также в формировании статуса студента российского вуза значительную роль играют подзаконные нормативные акты.
Однако в цитируемых законах, равно как и в российском законодательстве, практически отсутствуют обязанности отрицательные, то есть запреты. Между тем запреты также относятся к сфере юридического долженствования. Они устанавливают необходимость воздержания от определенных нормативно-правовыми актами действий и потому рассматриваются как наиболее удобный предостерегающий прием, посредством которого достигается эффективная защита общественных отношений.

Представляется, что в образовании российский законодатель необоснованно и преждевременно отказался от этого метода воздействия. Лишь из уставов вузов вытекает косвенный запрет на совершение действий, умаляющих авторитет образовательного учреждения.
Не существует и очевидных ограничений студентов в политических, имущественных, трудовых правах. Наоборот, в зарубежных законах об образовании вводятся специальные нормы о запрете на ущемление в правах в связи с теми или иными обстоятельствами: выполнение служебных обязанностей, служба в развивающихся странах, прохождение добровольной социальной службы, уход за ребенком или другими родственниками и т.п. (§ 34 рамочного закона о высшем образовании ФРГ).
Тем не менее представляется, что в сфере образования не менее важно, чем в государственной службе или предпринимательской деятельности, обозначить общеотраслевой принцип добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективным правом как метод обеспечения гармонии частных и публичных интересов. Представляется очень удачной конструкция Ю.С. Адушкина - позитивные отношения дисциплины.

При этом добросовестное, дисциплинированное поведение студента - некий социальный идеал, модель которого заложена в системе российского высшего образования ее создателями. В разный исторический период она также отличается.

В высшей школе России до 1917 года использовалось немало разнообразных способов и методов, иногда жестких и даже жестоких, для обеспечения надлежащего поведения студентов.
Принцип добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективным правом в равной степени применим ко всем участникам образовательной деятельности. Для преподавателей и администрации его возможно прямо или косвенно заложить в соответствующие положения и должностные инструкции, необходимое поведение студента достигается на основе устава вуза, правил внутреннего распорядка путем использования традиционных для советской и российской системы управления методов. В сфере образования, как и в административно-правовых отношениях, применяются широко известные методы убеждения и принуждения, хотя и не выделенные специально в законодательстве об образовании. Цитируемые выше акты Минобразования России, свидетельствующие о необходимости восстановления воспитательной работы в вузах, есть не что иное, как способ активизации применения убеждения в целях формирования добросовестного поведения студента на всех этапах и во всех видах образовательных отношений, в том числе и за пределами образовательного учреждения.

В образовании особенно актуально внедрение установки на регулирование поведения субъекта поощрительным способом.
Принуждение в образовании (по терминологии ряда авторов, дисциплинарно-правовое принуждение) зачастую влечет за собой ответственность студента.
Проблемы ответственности студентов можно разделить на несколько составляющих. В равной степени ко всем аспектам ответственности, перекликающейся с проблемой добросовестного поведения и недопустимости злоупотребления субъективным правом, применимо напоминание Гоббса: ...в чисто естественном состоянии, или до того, как люди связали друг друга какими-либо договорами, каждому было позволено делать все, что ему угодно.., а также владеть и пользоваться всем, что он хотел и мог обрести....029 Посредством ответственности субъект взаимосвязан с обществом и государством.



Содержание раздела