d9e5a92d

Права студента и гарантии их реализации

По нашему мнению, у любого претендента, успешно сдавшего вступительные испытания, есть право требовать зачисления в вуз. А вот право на обучение у внебюджетника появляется только в случае его оплаты. Оплата обучения - это дополнительное условие его пребывания в вузе, материальная основа получения им высшего образования. Именно поэтому у студента, выполнившего все требования учебного плана, есть право требовать выдачи диплома независимо от задолженности по оплате.

Можно сколь угодно долго говорить о существующих фактически различиях в требованиях к абитуриентам и платным студентам - юридически любой обучающийся вправе требовать исполнения вузом своих обязанностей, что предусмотрено для них законом при выполнении определенных условий. Сам по себе гражданско-правовой договор, каким нередко пытаются представить договор между обучающимся и вузом, не может служить самостоятельным основанием возникновения образовательных отношений.

В силу специфики их правовой природы они возникают лишь при условии успешного прохождения вступительных испытаний, пусть даже условия испытаний разные для разных категорий поступающих.
В основании возникновения образовательных отношений лежит цепочка административно-правовых актов: акт о регистрации юридического лица и его филиалов, лицензирование, стандарты образования; Порядок приема и план приема, устанавливаемые государством, правила приема, принимаемые конкретным образовательным учреждением, решение о выделении бюджетных средств или определение цены за обучение и т.д. Следовательно, и договор, заключаемый между вузом и абитуриентом, не может носить гражданско-правовой характер.

В нем предусматривается, что студент должен своевременно оплачивать свое обучение, и при надлежащем исполнении этого обязательства он имеет право обучаться и пользоваться всеми материальными и нематериальными благами в конкретном вузе (аудитории и лаборатории, общежитие, библиотека, спортивно-оздоровительная база и т.д.); что касается обязательств образовательного учреждения, оно обучает согласно избранной специальности наравне с бюджетными обучающимися или по программе дополнительного профессионального образования.
В проекте Кодекса об образовании договор такого рода назван образовательным (ст. 114), однако институту образовательного договора с учетом его специфики необходимо было посвятить самостоятельную главу в Общей части Кодекса.

До настоящего времени эта позиция надлежащим образом не проработана.
Хотя договор не должен принципиально изменять общего статуса обучающихся (в том числе, и иностранных), обучающиеся в вузах одинаковой организационно-правовой формы должны быть носителями примерно равного объема прав и обязанностей (в зависимости от их категории), различия, безусловно, имеются. И законодательство об образовании выдержано именно в этом духе.

Мы вернемся к этому вопросу в следующих разделах.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что прием в вуз - это совокупность фактов, фактический состав, который служит основанием возникновения, а в ряде случаев и изменения образовательных правоотношений, направленных на получение ВПО. От надлежащей регламентации этой стадии формирования образовательных отношений зависит возможность реализации конституционного права, закрепленного п.З ст.43 Конституции Российской Федерации.
Этот фактический состав характеризуется как общими, так и конкретными признаками: возраст, сдача экзаменов (в одних случаях - просто факт их успешной сдачи, в других имеет значение суммарный результат), наличие оснований для льготного или внеконкурсного зачисления, государственный заказ на подготовку специалистов, договор об оплате стоимости обучения и т.п. Он дополняется актами правоприменения: решением приемной комиссии и приказом ректора о зачислении.

И поскольку возникает проблема возможного ущемления прав одних при реализации прав других, в этом юридическом составе все факты должны иметь документальное подтверждение в строгом соответствии с требованиями законодательных и иных нормативно-правовых актов об образовании.
Сегодня можно выделить следующие проблемы в организации приема в образовательные учреждения ВПО:
- отсутствие равных возможностей для поступления при существующих формах многоэтажной сдачи вступительных экзаменов и многочисленной категории лиц, имеющих право на внеконкурсное зачисление;
- неотработанность модели ЕГЭ, ее слишком поспешное внедрение, что может усугубить ситуацию с приемом;
- существующий фактически серьезный разрыв между уровнем образованности абитуриентов и требованиями к ним на вступительных испытаниях;


- недостаточная юридическая защищенность абитуриентов в части возможности оспаривания результатов вступительных испытаний;
- определенная нечеткость формулировок, свойственная Порядку приема в вузы как подзаконному
ведомственному нормативному акту.
В целях подлинного обеспечения реализации конституционного права граждан на ВПО следует:
1. Законодательно в ФЗ О ВИНО, а затем в Кодексе РФ об образовании закрепить принципиальные положения о приеме в образовательные учреждения ВПО и правах абитуриентов.
2. Перечислить в едином законодательном акте всех лиц, имеющих право на льготы при поступлении в вузы, определить их очередность по аналогии со ст. 64 ГК РФ и установить пропорциональную квоту для их зачисления на места, финансируемые из федерального бюджета.
3. Увеличить объем процедурных норм, регламентирующих возможность апелляции, вплоть до судебного рассмотрения с привлечением независимых экспертов Министерства образования РФ (в случае необходимости) или органов управления высшим образованием в субъектах федерации.
4. Сохранить ЕГЭ лишь как одну из возможных форм вступительных испытаний с обязательным участием в проведении ЕГЭ представителей вузов, учитывающих результаты ЕГЭ. Для этого формировать межвузовские приемные комиссии по ЕГЭ при совете ректоров вузов региона.
5. Признать не соответствующей принципам приема в вузы практику перехода из школ на второй и последующие курсы негосударственных вузов, лишать их за это государственной аккредитации, учитывать как фактор, снижающий уровень образования в вузе, при прохождении последним аттестационной экспертизы.
6. Отразить в ФЗ О ВППО и Кодексе РФ об образовании административно-правовой характер договоров на оказание образовательных услуг, тем самым выведя из сферы действия норм гражданского права образовательные отношения, возникающие на основе договоров.

Права студента и гарантии их реализации. Вопросы развития студенческого самоуправления


Конституционное право на образование зависит не только от внешних факторов, обеспечивающих его реализацию. Оно предполагает наличие разнообразных прав, свобод и обязанностей самих обучающихся.

Эта правовая связь государство - студент, лежащая в основе правового статуса обучающего и обеспечивающая механизм реализации конституционного права на ВПО, в литературе представлена в самом общем виде.
В изданной в советское время брошюре Н.С. Барабашевой Правовой статус студентов в СССР перечисляются основные права и обязанности студентов (со ссылкой на соответствующие нормативные документы) - прежде всего в учебном процессе и отношениях, с ним связанных: прием, материально-бытовое обеспечение, распределение, воспитательная работа и т.п. Работа, скорее, носит практически-прикладной характер. В учебнике В.И.

Шкатуллы Образовательное право нет главы о статусе обучающихся, и эта проблема как самостоятельная в работе вообще не обозначена. М.Ю. Федорова в обобщенном виде характеризует особенности правового положения всех участников образовательного процесса, перечисляя, в том числе, права и обязанности студентов в соответствии с ФЗ О Bill 10.

Исследуя образовательное право как отрасль, В.М. Сырых также сосредоточивает внимание на общетеоретических проблемах становления новой отрасли и общих вопросах образовательных правоотношений. Коллектив авторов Концепции Кодекса РФ об образовании вплотную подошел к идее нормативного закрепления правового статуса обучающихся в Общей
части Кодекса, имея в виду его конкретизацию в Особенной части. В то же время, поскольку проблема еще не имеет надлежащего теоретического обоснования, многие положения Концепции спорны, не всегда системны и не отражают в полной мере всех элементов правового статуса обучающихся.
Как уже неоднократно отмечалось в настоящей работе, отношения, складывающиеся в процессе реализации права на ВПО, значительно шире и многообразнее, чем просто образовательные или, тем более, педагогические отношения. Студент, как и любой другой обучающийся, - это социальный статус. Поэтому и права, и обязанности студента, иных категорий обучающихся не ограничены учебным процессом, они обусловлены всей вузовской жизнедеятельностью и социальной активностью самого студента.

Юридически статус студента оформляется выдачей студенческого билета, который чаще применяется во внешних отношениях, как правило, для удостоверения права на льготы, и зачетной книжки, которая предъявляется преподавателю для удостоверения личности студента и проставления оценок на зачетах и экзаменах.
Права студентов, как и обязанности, можно классифицировать по различным основаниям и выделить следующие группы:
- По степени общности или распространения:
- общие права обучающихся, предусмотренные законом РФ Об образовании (их также можно назвать родовыми), однако при этом следует оговориться, что статус студента вносит и в них свои корректировки, поэтому их анализ мы также будем вести через призму студенческого статуса;
- специальные, студенческие права (в совокупности это базовая, или стационарная, часть правового статуса студента, соответственно групповые права);
- особенные, или факультативные, в зависимости от статуса вуза, основы обучения, образовательной программы (индивидуальные права).
- В зависимости от сферы реализации: права в образовательном процессе;
права в области научных исследований и научно-производственной деятельности; материально-бытовые права;
социально-культурные права;
иные права, обусловленные статусом студента.
- По аналогии с известными классификациями в административном праве: статусные права;
функциональные права (применительно к студенчеству это те, которые вытекают из социальных задач образования с точки зрения интересов общества и обязательств личности в этой сфере);
социально-личностные права.
Безусловно, большая часть прав студентов, как и основные обязанности, связана с образовательным процессом, это их так называемые академические права, которые одновременно являются и функциональными. Их составная часть - декларируемые в ст. 50 закона Об образовании общие для всех обучающихся права.

К ним, в частности, относятся право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах стандартов, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, на получение дополнительных (в том числе, платных) образовательных услуг (это право можно рассматривать и как статусное). Обучающимся также предоставляется право на участие в управлении образовательным учреждением (тоже статусное право), на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений (это права социально-личностные).
Текст закона РФ Об образовании в этой части нельзя считать удовлетворительным. По всей видимости, в нем отражено видение системы образования как объекта непосредственного воздействия, как некой принадлежности к государственной системе.

Это было понятно в 1992 г., но к 1996 г. (новая редакция закона) следовало полнее учесть развитие негосударственного образования, точнее, образования, финансируемого физическими и юридическими лицами. Как уже отмечалось, закон - это во многом следствие командно-административной модели управления.

Эта же причина обусловливает тот факт, что в законе постоянно идет отсылка к Государственным образовательным стандартам, так как закон во многом был написан для системы общего образования, а в ней у нас действительно мало частных учебных заведений в сравнении со сферой ВПО. Поэтому законодатель все время сбивается на идею следования и соответствия ГОС.
Тем не менее, хотя формулировки ст.7 и ст.50 закона РФ Об образовании однозначно обязывают образовательные учреждения соблюдать требования ГОС, это вызывает целый ряд вопросов:
1) . Если все вузы, как и другие образовательные учреждения, должны в обязательном порядке, согласно закону, выстраивать образовательную деятельность в соответствии с ГОС (в данном случае - ГОС ВПО), почему аттестация (и далее - аккредитация) остается делом добровольным? Других форм подтверждения соответствия образовательной деятельности требованиям ГОС не существует.
2) . Если аттестация - дело добровольное, но вуз тем не менее обязан соблюдать требования ст.7 и 50 закона, почему при лицензировании экспертная комиссия не исследует содержание образовательного процесса в лицензируемом образовательном учреждении на предмет его соответствия ГОС ВПО?
3) . Если в определяющей части прав и обязанностей образовательные учреждения ВПО равны перед законом (обязательность соблюдения требований ГОС ВПО, возможность для выпускников поступления в аспирантуру и докторантуру из неаккредитованных вузов и др.), то почему обучающиеся в неаккредитованных вузах не имеют права на отсрочку от призыва?
4) . Как контролировать выполнение этой нормы закона и какую ответственность будет нести вуз? Предусмотренную законом О защите прав потребителей?

Закон Об образовании определяет формы государственного контроля и ответственность за качество образования только в аккредитованных образовательных учреждениях (ст.38 закона, ст.26 ФЗ О ВППО).
5). Каким государственным стандартам должна соответствовать деятельность образовательных учреждений, относящихся к различным религиозным конфессиям?
Государство законодательно обещает всем гражданам, что в системе ВПО образование так же должно соответствовать ГОС, как и на других уровнях. Безусловно, это определенная гарантия качества получаемого образования.

Кроме того, это и мера государственной поддержки студентов негосударственных вузов: благодаря стандартам, определенной унификации образования они на равных со студентами государственных вузов правах имеют возможность перейти в государственный (муниципальный) или аккредитованный вуз, получить государственный диплом через экстернат и т.д. Негосударственное образовательное учреждение, образовательные программы которого не соотносятся с ГОС ВПО, не может претендовать на отнесение его к высшему учебному заведению, и никакие ссылки на автономность образовательного учреждения и академические свободы в этом случае не помогут.
Однако, как было отмечено, механизм государственного контроля в этой части не вполне отработан. Выход нам видится, во-первых, в усилении государственно-общественного контроля на этапе лицензирования образовательной деятельности и последующих проверках соблюдения не только лицензионных требований, но и обязательных государственных требований к содержанию образования.

Во-вторых, представляется безусловно целесообразным знакомить абитуриентов, а затем и студентов с содержанием ГОС ВПО по избранному направлению подготовки, а также с теми международными требованиями к организации обучения, применение которых обусловлено участием в Болонском соглашении.
В сфере высшего образования общие права в области учебного процесса трансформированы либо путем модификации норм закона РФ Об образовании, либо через развитие, уточнение и дополнение общих положений. В отличие от закона РФ Об образовании, ФЗ О ВППО определяет статус студентов и слушателей в комплексе их прав, обязанностей - и в определенной степени ответственности. В этом законе уже очевидна структурно-содержательная связь статуса вуза и статуса обучающегося (см. ст.8, 16, 18, 19 ФЗ). Однако налицо и очевидная нечеткость формулировок ст.

16 ФЗ О ВИНО: в значительной части статья распространяется на студентов государственных вузов; ряд ее положений в части академических прав и свобод может быть распространен на студентов негосударственных вузов в случае аккредитации последних; а студентам негосударственных вузов рекомендовано руководствоваться только уставами этих учебных заведений. Необходима, таким образом, четкая, честная, однозначная постатейная дифференциация прав студентов, коль скоро государство не может гарантировать и обеспечить равенства правового статуса внутри этой социальной группы.
В настоящее время в соответствии со ст. 16 ФЗ О ВППО студенты наряду с общими правами обучающихся имеют также следующие академические права и свободы:
1) возможность выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки или специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующим факультетом и кафедрой;
2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований ГОС ВПО; это право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и в последующем трудоустройстве;
3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальности) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном вузе, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других вузах (по согласованию между их руководителями);
4) бесплатно пользоваться, кроме библиотечно-информационных ресурсов, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, предусмотренном его уставом; участвовать во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;
5) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях вуза.
Эти нормы отчасти продублированы и развиты в и. 62-74 Типового положения о вузе.
Мы нарушим логику закона и начнем с анализа права студентов участвовать в формировании содержания своего образования. Представляется, что право выбирать факультативные и элективные курсы, предлагаемые вузом (с учетом профиля подготовки студента, возможностей и интересов факультета, кафедры), - это производное от него правомочие, и нет особой необходимости его выделять в качестве самостоятельного. При реализации права на участие студентов в формировании содержания образования должны быть соблюдены требования ГОС ВПО.

Это право также может быть ограничено физическим или юридическим лицом, оказывающим студенту содействие в получении образования.
Право участия студентов в формировании содержания образования представляет собой одно из важнейших проявлений академических свобод вуза (в определенной степени оно должно распространяться и на слушателей системы дополнительного образования). В то же время следует учитывать, что академические свободы означают также свободу педагогического творчества и право образовательного учреждения на формирование своих образовательных программ. Поэтому право студента в значительной степени оказывается производным, зависимым от этих составляющих, и учитывается пока в третью очередь. Для определения содержания образования в конкретном вузе существуют примерные образовательные программы и образовательные программы, разрабатываемые вузом на их основе.

При этом, как правило, принимаются во внимание научные интересы кафедры, традиционно читаемые курсы, пристрастия преподавателей и т.д. Ученый совет вуза утверждает учебный план и график учебного процесса, которые являются обязательными для всех, деканат или учебная часть составляют расписание учебных занятий на семестр.

В какой момент студент может заявить о своем праве? До недавнего времени у наших студентов не было возможности определить очередность изучения тех или иных курсов.

В традициях советской высшей школы всегда была жесткая последовательность обучения, хотя в XIX - начале XX века в университетах России можно было наблюдать и французский принцип обязательности учебного плана, и различные варианты учебного плана для одного факультета плюс возможность прослушать лекции в любой последовательности в рамках избранного плана.
Советский подход, во многом сохранившийся и сегодня, имеет свое научно-теоретическое обоснование. Только целостная система знаний учит человека свободно и независимо мыслить. А если надо промыть мозги целому обществу, совершить над ним крупную программу манипуляции и отключить здравый смысл нескольких поколений, требуется разрушить систему университетского, дисциплинарного образования и заменить гуманитарную культуру культурой мозаичной.

Следовательно, это право обучающихся нуждается в определенной корректировке. По нашему мнению, возможен следующий вариант редакции пп.2 п.2 ст. 16 ФЗ О ВППО: Студенты вузов имеют право формировать образовательную траекторию, включая выбор направления подготовки или специальность, ступени (уровня) высшего образования, возможность перехода с одной образовательной программы на другую и параллельного освоения различных образовательных программ, в том числе в разных образовательных учреждениях, программ дополнительного образования.

С учетом уровня предшествующей подготовки и индивидуальных способностей студента по решению ученого совета обучение может осуществляться в сокращенные сроки, по ускоренным программам и индивидуальному плану. Процесс реализации Болонского соглашения, в результате которого студент становится полноправным партнером в управлении процессом получения высшего образования, потребует дополнения этой статьи в части определения набора дисциплин и последовательности их освоения.
Соответствующие рекомендации по этим проблемам содержатся, к примеру, в письме Госкомвуза России от 5.05.1995 г. 31-32-37 ин/03 О применении государственного образовательного стандарта ВПО в учебной деятельности вуза. Кроме того, одновременно действует ряд нормативных актов Минобразования России о порядке обучения по сокращенным программам или в ускоренные сроки.

Необходим единый акт, основанный на законе; им, вероятно, и должны были стать Условия освоения основных образовательных программ ВПО в сокращенные сроки. При этом ранее принятые документы должны были утратить свою силу, и об этом следовало прямо писать в соответствующих приказах Минобразования, учитывая низкий уровень правовой грамотности работников системы образования и слабое знание образовательного законодательства должностными лицами и заинтересованными гражданами.
Однако названные Условия можно расценить, как некоторое отступление от закона (или его развитие?), поскольку закон вводит понятие сокращенные ускоренные программы, а в Условиях они подразделяются на сокращенные и ускоренные основные образовательные программы. Кроме того, согласно закону право на обучение по таким программам имеют лица с профильным начальным или средним профессиональным образованием.

Необоснованно выпали из этой категории лица с высшим образованием. Условия также распространяют на них возможности ускоренного обучения, этим правом пользуются и студенты, способные освоить в полном объеме основную образовательную программу ВПО за более короткий срок (п.4 Условий).

В целом этот документ достаточно подробно регламентирует организацию обучения лиц в сокращенные сроки, лишая вузы степеней свободы в этих вопросах. Отчасти это можно объяснить объективной необходимостью выдерживать какие-то общие подходы с целью обеспечения исполнения ГОС ВПО даже при обучении по сокращенным или ускоренным программам.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в российском законе, в отличие от соответствующих законов развитых европейских стран,53 не установлен необходимый и предельный объем учебной нагрузки, он зафиксирован только в ГОС ВПО.



Содержание раздела