d9e5a92d

Невозможно понять ход истории


Невозможно понять ход истории (и состояние современных экономик), не признавая центральную роль субъективных преференций в контексте формальных институциональных ограничений, которые позволяют нам выражать наши убеждения с нулевыми или очень незначительными издержками. Идеи, организованные идеологии и даже религиозный фанатизм играют очень важную роль в формировании обществ и экономик.
Массу примеров тому дает экономическая история США в XIX веке, о чем говорилось в главе 1. Если проследить историю и последствия движения за освобождение негров, или проанализировать причины, по которым решения членов Верховного суда становились формальными законами, или разобраться в организации, практике и законодательных инициативах сторонников единой валюты ("гринбэков"), представителей крупных и мелких фермеров, т" мы увидим, что все эти исторические факты и процессы можно понять только в контексте субъективных убеждений и намерений Клеров", действовавших в рамках формальных институциональ-lпix структур. Они изменяли цену, которую индивидам приходи-®cb платить за свои убеждения, и потому давали возможность ин-Дчвидам сделать эффективный выбор.
В первом случае религиозный пыл борцов за освобождение Чмров, побудивший их к созданию политической организации,
в Св. мою работу Institutions, Transaction Costs, and the Rise of Merchant ^Pfa'te, которая готовится к иэдавню в сборнике под ред. Джеймса.Трэйси The -"ИйсаЛ Economy of Merchant Empires.

66
Част,




вместе с растущим убеждением северян в аморальности рабств и с результатами выборов 1860 года привели к Гражданско) войне и отмене рабства (Фогель, 1989). Во втором случае прав, пожизненного занятия должности защищало судей от давлена групп интересов и позволяло даже поощряло к тому, чтоб) голосовать согласно своим убеждениям. Их убеждения исходищ из субъективной оценки дел, которые они рассматривали. На чиная от суда под председательством Маршалла (1801-1835) д суда, возглавляемого Ренкуистом, судьи толковали и вновь тол ковали один и тот же набор правил.

Но в дальнейшем решена] Верховного суда развернулись на 180 градусов, потому что субт, ективные мнения судей изменились. Третий пример отражае настойчивое убеждение фермеров, что они несут убытки из-э, денежной политики правительства, из-за работы железных до рог, элеваторов, банков и т.д. Следуя своим убеждениям, фермерь создали политические организации с тем, чтобы добиться изме нений в законодательстве сначала на уровне штатов, а затем через Популистскую и Демократическую партии, и в Конгрессе.
Что определяет цену, которую люди платят за то, чтобы выра жать свои убеждения и следовать им в жизни? Мы мало знаем о! эластичности этой функции и об ее сдвигах, но у нас достаточю свидетельств о том, что эта функция имеет отрицательный накло! и что цена за действия согласно своим убеждениям часто бывае! низкой (а убеждения, следовательно, имеют большую значимость] во многих институциональных рамках.
Долгосрочные последствия переработки информации, лежа щей в основе неформальных ограничений, с помощью культурм состоят в том, что она (переработка) играет важную роль в постоянной эволюции институтов и тем самым связывает настоящее t прошлым. Мы еще далеки от возможности разработать точную модель культурной эволюции (попытки решения этой задачи содержатся в книгах Кавалли-Сфорца и Фельдмана 1981 года, а таюв Бойда и Ричсрсона 1985-го), но мы твердо знаем, что культурны! влияния могут быть очень устойчивыми и что большинство культурных изменений носят постепенный характер.
Не менее важно и то, что неформальные ограничения, берущие начало в культуре, не могут сразу измениться в виде реакции на изменения формальных правил. При этом возникает напряжен' ность между изменившимися формальными правилами и устойчя' во сохраняющимися неформальными ограничениями, которЫ' оказывают большое влияние на процесс экономических измене' ний. Это является темой части II данной книги.

Глава 6
Формальные ограничения
Формальные и неформальные ограничения отличаются друг от друга только по степени проявления. Представьте себе континуум от табу, обычаев и традиций на одном конце до писанных конституций на другом. Путь нашего мысленного взгляда, долгий и неровный, от неписаных традиций и обычаев до писанных законов лежит в одном направлении: мы двигаемся от менее сложных обществ к более сложным.



Очевидно, что возрастание сложности выражается в увеличении специализации и разделения труда в более сложных обществах1.
Возрастающая сложность общества, естественно, повышает отдачу от формализации ограничений (которая становится возможной с развитием письменности), а технологические изменения способствуют снижению издержек оценки и поощряют применение точных, стандартизированных мер и весов. Создание форматных юридических систем, призванных решать все более сложные конфликты и споры, влечет за собой формальные правила; развитие иерархических взаимоотношений внутри сложных организаций порождает формальные структуры, призванные регулировать отношения "принципал агент". Общие черты перехода от статуса к контракту изучены достаточно подробно, но здесь необходимо отметить следующее.
Формальные правила могут дополнять неформальные ограничения и повышать их эффективность. Они могут снижать издержки получения информации, надзора и принуждения и таким образом позво-
Подробный и вдумчивый анализ того, что мы называем формальными правилами, содержится в книге Элинора Острома 1986 года. Остром подразделяет Правила следующим образом: позиционные правила определяют набор позиций (статусов в обществе) и число людей, которые могут эавимать каждую позицию;
ограничительные правила устанавливают, как люди занимают и оставляют эти Позиции; правила сферы влияния указывают, на что может оказывать влияние Деятельность того или иного лица, каковы стимулы и/или издержки достижения определенных результатов; правила управления устанавливают набор дейст-^й. которые может осуществлять лицо на определенном посту; правила агрегирования показывают, каким образом действия лица на определенном посту аре-°бразуются в промежуточные или окончательные результаты; информационные давила регулируют способы обмена информации между должностными лицами, яаык и формы коммуникации между ними.

Часть I
-тают неформальным ограничениям регулировать более сложные обменные операции (более подробно это изложено в работе МЬшрома, Норта и Вайнгаста 1990 года, а также в главе 7 данной книт). Формальные правила Moiyr вводиться для того, чтобы модифицировать, пересмотреть или изменил» неформальные ограничения. Ввиду изменения в соотношении сил между сторонами продолжение обмена может потребовать изменения институциональных рамок, но этому будут мешать неформальные ограничения.

Иногда (но не всегда) можно заменить, вытеснить существующие неформальные ограничения новыми формальными правилами (это будет подробно рассмотрено в главе 10).
Формальные правила включают политические (и юридические), экономические правила и контракты. Иерархия этих правил от конституций до статутов (законодательных актов) и обычного права, до законодательных постановлений и распоряжений и, наконец, до индивидуальных контрактов составляет общие и конкретные ограничения. Конституции обычно составляются таким образом, чтобы изменить их было труднее, чем законодательные акты, а законодательные акты труднее, чем индивидуальные контракты. Политические правила в самом широком виде определяют иерархическую структуру общества, его фундаментальную структуру принятия решений и наиболее важные характеристики контроля за политическими процедурами. Экономические правила устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности и ограничению доступа других лиц к имуществу или ресурсу.

Контракты содержат условия конкретного соглашения по обмену.
Независимо от начального соотношения сил между сторонами, принимающими решения, функция правил состоит в том, чтобы облегчать обмен, политический или экономический. Существующая структура прав (и характер контроля за их соблюдением) определяет предоставляемый игрокам возможности по максимизации личной выгоды посредствен' огущсста-енкя экономических или политических обменов. Обмен предполагай! ихак.ч ;ние сделок в рамках существую-^ щего набора институтов, хотя иногда игроки считают выгодным для себя потратить ресурсы на изменение достаточно глубоких структур общества, чтобы изменить имеющиеся у них права-
При данном соотношении сил сторон структура правил будет складываться под влиянием степени диверсифицированное™ политических или экономических интересов. Главная причина состоит в том, что чем разнообразнее интересы, тем меньше вероятность, что лица, имеющие какой-либо интерес, смогут обеспечить его за счет простого большинства в сообществе. Значит, выше вероятность возникновения

69
сложных форм обмена (частично формального, частично неформального) и других форм решения проблем, связанных с созданием коалиций. Важно отметить, однако, что функция формальных правил в том' '^"бч содействовать не обмену вообще, а только некоторым, вполне определенным его формам. Поэтому утверждение Мэди-дона в "Листке фсдератистов" №10 может быть истолковано таким образом, что содержание Конституции, составленной в 1787 году, имс-то целью не только облегчить некоторые виды обмена, но и повысить дздержки тех видов обмена, которые служат интересам отдельных партий и фракций.

Аналогичным образом, в сфере экономического обмена патентное право и законы о коммерческой тайне направлены на повышение издержек тех форм обмена, которые считаются препятствием на пути инноваций.



Содержание раздела