d9e5a92d

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Такие органы наделены контрольными и правоохранными полномочиями в налоговой сфере. В настоящее время в состав налоговой администрации РФ входят: система налоговых органов; уполномоченные финансовые органы; специализированные подразделения ОВД.
Фискальные органы - органы, ответственные за формирование и использование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и государственных внебюджетных фондов. В России функции фискальных органов выполняют органы казначейства и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ).
Следует отметить, что на определенных этапах развития налоговой системы осуществление фискальных функций и функции в сфере налогового администрирования могут быть возложены на один и тот же орган государственной власти. Так, до недавнего времени государственные внебюджетные фонды при определенных обстоятельствах наделялись и функциями по налоговому контролю и в связи с этим принимали участие в налоговых правоотношениях и как фискальный орган, и как орган, входящий в систему налоговой администрации.
Временные участники налоговых правоотношений. В определенных случаях, предусмотренных законодательством, участники налоговых правоотношений обладают правом привлечь к участию в налоговых отношениях иные лица и организации, обладающие специфическими знаниями и навыками, необходимыми для разрешения конкретной проблемной ситуации.

Участие таких лиц в налоговых правоотношениях, как правило, ограничивается выполнением профессиональной функции, ради которой указанные лица и организации и были приглашены. К числу временных участников налоговых правоотношений можно отнести, к примеру, экспертов, специалистов и переводчиков, привлекаемых для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля.
Роль регистрационных органов в налоговых правоотношениях. НК
предусмотрена обязанность регистрационных органов исполнительной власти извещать
налоговые органы о тех зарегистрированных ими действиях налогоплательщиков, которые могут привести к возникновению, изменению или прекращению их налоговых обязательств.
Информацию налоговым органам в настоящее время предоставляют:
- органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности;
- советы адвокатских палат субъектов РФ;
- органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства;
- органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических
лиц;
- органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;
- органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;
- органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
- органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия;
- нотариусы, осуществляющие частную практику;
- органы, производящие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;
- органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ;
- органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.
Порядок предоставления такой информации и ее состав урегулирован в ст. 85 НК.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Права налогоплательщиков и плательщиков сборов

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги.
Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать сборы.
Права налогоплательщика и плательщика сборов совпадают. В НК для указанных лиц названы такие права:
- право на информацию (подп. 1, 9 п. 1 ст. 21);
- на получение официального письменного разъяснения (подп. 2 п. 1 ст. 21);
- на управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент) (подп. 3, 4 п. 1 ст. 21);
- на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения (подп. 5 п. 1 ст. 21);
- лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях (подп. 6, 8, 15 п. 1 ст.

21, п. 1 ст. 26);
- давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений (подп. 7 п. 1 ст. 21);
- на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений (подп. 10, 13п.



1 ст. 21);
- не соблюдать незаконные предписания и требования (подп. 11 п. 1 ст. 21);
- на обжалование (подп. 12 п. 1 ст. 21);
- на возмещение неправомерно нанесенных убытков (подп. 14 п. 1 ст. 21);
- на защиту нарушенных прав и законных интересов (ст. 22).
Право на информацию означает возможность налогоплательщика беспрепятственно бесплатно (в том числе в письменной форме) получать от налоговых органов по месту своего учета информацию. Установленное право налогоплательщика на информацию включает и процедуру бесплатного получения этим лицом необходимых бланков отчетности и разъяснений о порядке их заполнения.

Право налогоплательщика получать соответствующие бланки и требовать разъяснений о порядке их заполнения теперь применимо только в отношении налоговых деклараций и налоговых расчетов.
Право на получение официального письменного разъяснения означает возможность налогоплательщика или плательщика сбора получить от налоговых и других уполномоченных государственных органов официальные письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Состав компетентных органов, в которые налогоплательщик имеет возможность обратиться за разъяснениями, зависит от вида самого нормативного правового акта. Он имеет право получать письменные разъяснения по вопросам применения:
- законодательства РФ о налогах и сборах - от Минфина России;
- законодательства субъектов РФ о налогах и сборах - от финансовых органов, созданных в субъектах РФ по решению региональной власти;
- нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах - от органов местного самоуправления.
Лицо, нарушившее действующее законодательство, следуя официально полученному разъяснению компетентного органа, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Право на налоговый менеджмент предполагает возможность управления налогоплательщиком (плательщиком сборов) собственными выплатами налогового характера, в частности:
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- изменять срок уплаты налога, сбора, а также пени путем получения отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;
- досрочно исполнить обязанность по уплате налогов.
Налоговый менеджмент означает:
- систему управления налоговыми обязательствами и выплатами налогоплательщика, а также ресурсами, составляющими его налогооблагаемую базу;
- деятельность налогоплательщика, направленную на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения.
Существует три базовых компонента налогового менеджмента: налоговая логистика; налоговая оптимизация; налоговая минимизация. Каждый из них является разновидностью налогового менеджмента и имеет свои особенности.
Налоговая логистика - это деятельность, заключающаяся в управлении ресурсами налогоплательщика для достижения приемлемых размеров налоговых выплат. Цель налоговой логистики - первоначальная организация определенного направления деятельности налогоплательщика, с тем чтобы легальными путями достичь того уровня налоговых выплат, при котором реализуемый проект или осуществляемая операция останутся экономически целесообразными. Методики налоговой логистики предусматривают возможность легального использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот и налоговых освобождений.

Осуществление комплекса мероприятий в ходе реализации указанных методик может принимать различные формы и содержание в зависимости от конкретного этапа, на котором они осуществляются.
Налоговая оптимизация - вид деятельности, осуществляемый путем оптимизации схемы, порядка, размера, сроков (периодов) налоговых и других обязательных выплат в бюджеты различных уровней с целью создания наиболее благоприятной модели исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Налоговая оптимизация состоит из фактических и аналитических действий, позволяющих оптимизировать уплату налоговых платежей без изменения их размеров. Это касается сокращения косвенных издержек при уплате налогов, а также создания наиболее удобных условий для совершения налоговых выплат.

В результате применения методик налоговой оптимизации уплата налогов будет произведена в наиболее удобный для налогоплательщика срок (с учетом требований налогового законодательства).
Налоговая минимизация - это любые целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему в максимальной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов и других платежей. Ее целью является максимальное снижение издержек, связанных с уплатой налоговых отчислений.
Право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения означает своевременный зачет или возврат налогоплательщику (плательщику сборов) сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.
Право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях означает право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.
Право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов и актам проведенных налоговых проверок.
Право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений дает возможность налогоплательщикам (плательщикам сборов) требовать от иных участников налоговых правоотношений соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к данному налогоплательщику (плательщику сборов) и соблюдения и сохранения налоговой тайны.
Право не соблюдать незаконные предписания и требования дает налогоплательщикам (плательщикам сборов) возможность не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам.
Право на обжалование означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов; акты иных уполномоченных органов; действия (бездействие) должностных лиц указанных органов.
Право на возмещение неправомерно нанесенных убытков позволяет
налогоплательщикам (плательщикам сборов) возместить в полном объеме убытки, причиненные незаконными решениями налоговых органов и незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Право налогоплательщика на защиту нарушенных прав и законных интересов конкретизировано нормами ст. 22 НК. В ней налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантирована административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов

Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов по своему составу не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах.
Например, налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, определенные таможенным законодательством РФ.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность предусмотрена в НК, КоАП и УК.
Единственная обязанность плательщика сборов, о которой прямо говорится в статье 23 НК, состоит в необходимости уплачивать законно установленные сборы. Помимо этой обязанности плательщики сборов несут и иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.
Для налогоплательщиков в статье 23 НК установлены обязанности:
- уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст.

3 и подп. 1 п. 1 ст. 23 НК);
- встать на учет в налоговых органах (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК);
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 23 НК);
- информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 4-6 п. 1 ст. 23 НК);
- выполнять законные требования налогового органа (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК);
- обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности (подп. 8 п. 1 ст.

23 НК).
Эти обязанности в равной степени распространяются на всех налогоплательщиков. Помимо этих универсальных обязанностей, в ст. 23 НК закреплены также дополнительные обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков:
- из числа организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 23 НК);
- для нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты (п. 3 ст.

23 НК).
Обязанность уплачивать законно установленные налоги (сборы) означает, что налогоплательщик или плательщик сбора обязаны самостоятельно уплачивать законно установленный налог или сбор, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Основания, при которых у налогоплательщика возникает обязанность встать на учет в налоговых органах определены в ст. 83 НК, а порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета - в ст.

84 НК.
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основе полученной налоговым органом информации либо на основании заявления физического лица.
Обязанность ведения в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения наступает, только если это прямо предусмотрено в законодательстве о налогах и сборах.
Обязанность информирования налоговых органов и их должностных лиц о результатах своей деятельности состоит в предоставлении им в установленном порядке налоговой отчетности, а также при необходимости - иной информации и документов о своей деятельности.
Обязанность выполнять законные требования налогового органа означает для налогоплательщика необходимость:
- не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;
- устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах.
В отношении указанной обязанности налогоплательщики наделены компенсирующим правом не соблюдать незаконные предписания и требования.
Обязанность обеспечивать сохранность документов и информации о своей деятельности означает, что налогоплательщик в течение четырех лет должен сохранять у себя документы, содержащие:
- данные бухгалтерского и налогового учета;
- информацию, подтверждающую получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов;
- иную информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов.
Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на основании п. 3 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 129-ФЗ О бухгалтерском учете несет руководитель организации.

Представители налогоплательщика, плательщика сбора

Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.
Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:
- законное представительство;
- уполномоченное представительство.
Законное представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.
Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным
представителем.
Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений.
Уполномоченными представителями не могут быть:
- должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел;
- судьи;
- следователи;
- прокуроры.
Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским
законодательством РФ.
Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:
- нотариально удостоверенной доверенности;
- доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

СБОРЩИКИ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях

Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы.
Деятельность сборщиков позволяет облегчить организацию взаимоотношений множества налогоплательщиков (плательщиков сборов) и органов казначейства, число представителей которых по объективным причинам должно быть строго ограничено.
Несмотря на отказ законодателя от использования в НК понятия сборщик налогов и сборов, функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.
Сборщики налогов и сборов могут участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через своих представителей. Представителями сборщиков, как правило, являются должностные лица организации, наделенной правом сбора налогов и сборов.

Налоговые агенты

При необходимости аккумуляции финансовых средств у большого количества налогоплательщиков (как, например, при сборе НДФЛ у физических лиц) целесообразно встраивание в цепочку дополнительного субъекта (налогового агента), обладающего в части сбора налоговых платежей расширенными полномочиями (например, не только обязанностями по приему, но и по исчислению и удержанию соответствующих сумм). Так, к примеру, в России налоговые агенты осуществляют функции не только по перечислению налоговых платежей, но и исчисляют их размер и удерживают соответствующую сумму при выплате налогоплательщику.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику. Лицо получает статус налогового агента только для исполнения конкретных обязанностей по исчислению и уплате налога.

При этом в разных налоговых отношениях одно и то же лицо может выступать как в роли налогового агента, так и налогоплательщика и плательщика сборов.
Налоговыми агентами признаются также российские организации, выплачивающие доходы иностранным организациям от источников в Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 310 части второй НК возлагается обязанность исчислить и удержать
налог с таких доходов при каждой их выплате.
Лицо не вправе отказаться от статуса налогового агента, не отказавшись одновременно и от соответствующей функции по перечислению и выплате доходов налогоплательщику.
Права налоговых агентов. Если иное не предусмотрено НК, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, а именно:
- право на информацию;
- право на получение официального письменного разъяснения;
- право на управление налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент);
- право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения;
- право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях;
- право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений;
- право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений;
- право не соблюдать незаконные предписания и требования;
- право на обжалование;
- право на возмещение неправомерно нанесенных убытков;
- право на защиту нарушенных прав и законных интересов.
Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию. Согласно НК налоговые агенты обязаны:
1) исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК);
2) информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 НК);
3) вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 НК);
4) обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст.

24 НК).
Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги.
Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.
Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:
- о невозможности удержать налог у налогоплательщика;
- сумме задолженности налогоплательщика.
Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:
- начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
- исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.



Содержание раздела