d9e5a92d

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

- воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).
Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной
ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:
- невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического
психического расстройства;
- временного психического расстройства;
- слабоумия;
- иного болезненного состояния психики.
Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.
Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.
Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:
- в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;
- в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);
- лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл.

22 Преступления в сфере экономической деятельности разд. 8 Преступления в сфере экономики.
В тексте УК содержатся пять статей, посвященных налоговым преступлениям:


- ст. 194 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
- ст. 198 Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица;
- ст. 199 Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации;
- ст. 199.1 Неисполнение обязанностей налогового агента;
- ст. 199.2 Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС в мировой практике налогообложения появился сравнительно недавно, около 50 лет назад. По своей сути НДС можно признать налогом на потребление. Налог обычно взимается с добавленной стоимости продукции при каждой операции ее продажи и приобретения.

НДС относится к универсальным косвенным налогам.
В России НДС был введен в том числе для решения задачи гармонизации национальной налоговой системы с налоговыми системами стран - членов Европейского экономического сообщества. НДС отнесен к числу федеральных налогов, и поступления от его уплаты формируют примерно половину всех налоговых доходов федерального бюджета России.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДС, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 Федеральные налоги гл.

21 Налог на добавленную стоимость).
Налогоплательщиками НДС являются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК.
До вступления в силу гл. 21 НК индивидуальные предприниматели не являлись плательщиками НДС.
Объект налогообложения:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21 НК в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговая база устанавливается отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с гл. 21НКиТК.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) исчисляется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Налоговый период. С 1 января 2006 г. для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.
Во всех остальных случаях налоговым периодом является календарный месяц.
Для НДС предусмотрено три вида налоговых ставок:
- 0 % (льготная ставка);
- 10 % (льготная ставка);
- 18 % (основная ставка).
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли конкретных налоговых баз.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в определенном налоговом периоде.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с НК.
Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на установленные в ст.

171 НК налоговые вычеты.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
Порядок и сроки уплаты налога. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Уплата налога по всем остальным операциям, признаваемым объектом налогообложения, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. Налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.
Налоговая отчетность. Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не
предусмотрено НК.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Акцизы

В отличие от большинства налогов, акцизы взимаются фактически только в сфере производства. Уплата акциза обязательна при производстве определенных категорий товаров.
Акцизами не облагаются работы и услуги. Акцизы относятся к числу индивидуальных косвенных налогов.
В России акцизы отнесены к числу федеральных налогов. Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты акцизов, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд.

8 Федеральные налоги гл. 22 Акцизы).
Налогоплательщиками акциза признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК.
Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают предусмотренные НК операции с подакцизными товарами.
Подакцизными товарами считаются:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
- алкогольная продукция;
- пиво;
- табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- прямогонный бензин.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
- продажа лицами переданных им уполномоченными на то государственными органами конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (за исключением указанных в НК случаев передачи произведенного прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта);
- передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
- передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества);
- передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;
- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
- получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
- получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Налоговые ставки. Налогообложение подакцизных товаров предусматривает применение в отношении каждого вида объекта налогообложения твердой, адвалорной или комбинированной налоговой ставки.
Твердая (специфическая) налоговая ставка рассчитывается в абсолютной сумме на единицу измерения.
Адвалорная налоговая ставка вычисляется в процентах на единицу измерения.
Комбинированная налоговая ставка предполагает определенное сочетание элементов специфической и адвалорной налоговой ставки.
Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров определяется в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.
Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.
Налоговая база по операциям реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде:
- финансовой помощи;
- авансовых или иных платежей;
- оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров;
- пополнения фондов специального назначения;
- в счет увеличения доходов;
- процента (дисконта) по векселям.
В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Порядок исчисления акциза. Сумма акциза определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты сумма акциза, определяемая в соответствии с НК.
Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию РФ), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм исчисленного акциза для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам.
Исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные в ст.

200 НК налоговые вычеты.
Порядок и сроки уплаты налога определены в ст. 204 НК.

В большинстве случаев уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
Предусмотрены и исключения. Например, уплата акциза при совершении операций с прямогонным бензином и денатурированным этиловым спиртом налогоплательщиками, имеющими соответствующее свидетельство, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как правило, акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.
Налоговая отчетность. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения акцизом, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Налог на доходы физических лиц

НДФЛ является прямым налогом. В России НДФЛ отнесен к числу федеральных налогов.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты НДФЛ, с 1 января 2001 г. является часть вторая НК (разд. 8 Федеральные налоги гл.

23 Налог на доходы физических лиц).
Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица:
- являющиеся налоговыми резидентами РФ;
- получающие доходы от источников в РФ и при этом не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами РФ признаются:
- российские военнослужащие, проходящие службу за границей;
- сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
Объект налогообложения. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, - только доход от источников в Российской Федерации.
Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), определен в ст. 217 НК.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Она устанавливается как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые вычеты. При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение:
- стандартных налоговых вычетов;
- социальных налоговых вычетов;
- имущественных налоговых вычетов;
- профессиональных налоговых вычетов.
Все предусмотренные налоговые вычеты применяются только в отношении доходов, подлежащих налогообложению НДФЛ по ставке 13 %.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Если иное не предусмотрено НК, на следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в данном налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Размер вычета колеблется от 400 до 3 тыс. руб. в зависимости от основания его предоставления.
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Это правило не распространяется на стандартный налоговый вычет (в размере 600 руб.), предоставляемый в связи с наличием у налогоплательщика на обеспечении детей.
Социальные налоговые вычеты предоставляются в случае, если в течение налогового периода налогоплательщик осуществлял расходы, связанные с:
- оказанием денежной помощи, направляемой на благотворительные цели;
- пожертвованием денежных средств, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности;
- оплатой обучения в образовательных учреждениях;
- оплатой услуг по лечению и стоимости медикаментов.
С 1 января 2007 г. размеры социальных налоговых вычетов по расходам на оплату обучения и лечения были увеличены до 50 тыс. руб., а, начиная с 1 января 2008 г., законодатель предусмотрел введение суммарного лимита вычета в размере 100 тыс.



Содержание раздела