d9e5a92d

Мирное разрешение международных споров

Опыт антигитлеровской коалиции доказал, что совместными усилиями государства способны победить агрессора и привлечь его к ответственности. Это давало уверенность и в их способности обеспечить послевоенный мир и безопасность.

Концепция мира и безопасности была воплощена в Уставе ООН. Ее реализации помешала холодная война.

СССР приложил немалые усилия для ее прекращения. В 1975 г. важные решения были приняты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1986 г. СССР предложил концепцию всеобъемлющей международной безопасности.

Ее положения получили поддержку ООН в резолюциях 1986 г. и последующих лет, посвященных всеобъемлющей системе международного мира и безопасности.
Современная система безопасности мыслится как всеобъемлющая. Она охватывает не только военные и политические, но также и другие аспекты экономические, экологические, гуманитарные и, разумеется, правовые.

Особое значение придается демократии в международных отношениях и в государствах. На первый план выдвигается профилактическая (превентивная) дипломатия.

Предупреждение конфликтов, устранение угроз миру и безопасности является наиболее эффективным путем к обеспечению мира.
Основные цели и принципы права международной безопасно-сти являются одновременно целями и принципами международного права в целом, что характеризует место этой отрасли в системе международного права. Основополагающим актом права международной безопасности, как и всего международного права, является Устав ООН. В нем сформулирована главная цель поддерживать международный мир и безопасность. Указаны также пути достижения цели: принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.

Прово-дить мирными средствами улаживание, разрешение междуна-родных споров или ситуаций, которые могут привести к наруше-нию мира.
Устав ООН определил и основные принципы права международной безопасности. Прежде всего, это принципы мирного разрешения споров и неприменения силы или угрозы силой.

Во имя осуществления этих принципов Устав обязывает государства оказывать ООН всемерную помощь в ее действиях и воздержи-ваться от оказания помощи любому государству, против которого она предпринимает действия превентивного или принудительно-го характера.

Тема 12. Мирное разрешение международных споров.


Усилия межправительственных организаций системы ООН по разрешению межгосударственных конфликтов прославились своей широкой известностью и одобрением международной общественности.
Несмотря на то что средства мирного урегулирования межгосударственных разногласий вырабатывались в течение чуть ли не всего исторического развития, международно-правовая норма императивного характера о мирном разрешении межгосударственных споров сформировалась сравнительно недавно. Становление этой нормы принято связывать с подписанием Гаагских конвенций о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 годов.

Дальнейшее свое развитие принцип мирного разрешения международных споров нашел в уставах международных организаций, в том числе организаций системы ООН.
Учредительные документы межправительственных организаций системы ООН закрепляют как сам принцип мирного разрешения споров, так и средства урегулирования межгосударственных разногласий. Наиболее широкая компетенция в области мирного разрешения споров закреплена в Уставе самой Организации Объединенных Наций. В нем общий подход в отношении мирного разрешения споров основан на четком определении обязательств ООН и обязательств государств-членов. В силу этого Устав ООН закрепляет мирное урегулирование споров и как цель организации (ст.

1), и как принцип поведения государств-членов (ст. 2, п. 3).
Мирное разрешение споров скорее не цель, но средство достижения главной цели поддержания мира и международной безопасности. В Уставе ООН четко проведена мысль, что в отношении межгосударственных конфликтов Организация Объединенных Наций выполняет две функции: а) помогает спорящим сторонам найти мирное решение и б) принимает меры к прекращению военного конфликта.
В уставах специализированных учреждений компетенция международных организаций в области мирного разрешения споров определена на более узкой основе и касается лишь споров в специальных сферах сотрудничества ст. 8488 Устава ИКАО, ст. IX Устава МБРР, ст. 187189 Устава МАГАТЭ, ст.

1618 Генерального соглашения по тарифам и торговле, ст. 26 Устава МОТ и т. д.
Уставные положения по поводу мирного разрешения споров в системе ООН получили развитие в нормах права международных организаций. Этими нормами служат положения резолюций-рекомендаций межправительственных организаций.



Прежде всего здесь следует назвать резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, также, как Декларация о принципах международного права 1970 года, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и др.
Последние десятилетия в системе ООН были отмечены особым вниманием к вопросам разрешения споров, в том числе и к вопросам совершенствования нормативно-правового закрепления этого принципа. В 1982 году была принята Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, в 1988 году Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности . В этих документах подчеркивалось, что роль межправительственных организаций системы ООН в мирном разрешении споров неуклонно повышается и заключается как в контроле за выполнением государствами-членами обязательств по реализации этой нормы международного права, так и в принятии превентивных мер в целях предотвращения конфликтных ситуаций или в предложении средств разрешения конкретного межгосударственного спора.
В Манильской декларации 1982 года в разделе 1 очерчен круг норм международного публичного права, на базе которых должен разрешаться любой международный конфликт. Прежде всего среди этих норм называются основные принципы международного права, носящие императивный характер.
Наряду с императивными нормами в Манильской декларации обозначены и общие принципы права добросовестность и справедливость как нормативные основания разрешения любого межгосударственного конфликта.
Нормативно-правовое закрепление общих принципов права в международно-правовых системах происходило в основном за счет решений межправительственных организаций, в том числе и учреждений системы ООН. При этом особо важную роль играют те резолюции и решения межправительственных организаций, которые базируются на нормах, относящихся к общим принципам права.
Таким образом, межправительственные организации системы ООН принимают активное участие в мирном разрешении межгосударственных споров, основывая свою деятельность в этой сфере на общепризнанных принципах и нормах .

Тема 13. Международное право и права человека.


Международные нормы и стандарты в области прав человека устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претво рение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров прав человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обяз ательными нормами.

Международная защита прав человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение прав человека остается в основном внутренним делом каждого государства.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его внутренним законодательством.
Международные правовые документы имеют различную юридическую силу. Ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются лишь нормами, рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, в ней содержатся только 30 рекомендаций, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами.

И более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств,в том числе и в Конститу цию Российской Федерации 1993 г. Другие документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государст-венной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства на международном форуме,его положения становятся обязательным для применения внутри страны.
Примерами таких договоров являются Международные Пакты об экономических, социальных, культурных, гражданских и политических правах: 1966 г., которые были ратифицированы СССР 18 сентября 1973 года, а вступили в силу в 1976 году. Претворение стан дартов обоих Пактов является обязанностью всех государств, подписавших данные документы.
Следующим важнейшим шагом в истории развития международных отношений в области прав человека после создания ООН стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки,1975 г.) . Он выражает концепцию безопасно сти и прав человека, основанную на общепризнанных демократических началах и стандартах, и исходит из того, что от решения многих проблем в гуманитарной области прямо зависит налаживание цивилизованных и корректных международных отношений .
Важной вехой в деле укрепления и развития позитивных процессов в военно-политической, торгово-экономической, экологической, гуманитарной, правовой областях стал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания п о безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) Документ принят согласием (консенсусом) 33 европейских государств, США и Канады, после двухлетней напряженной работы. Политические обязательства и договоренности по правам человека и основным свобо дам, содержащиеся в итоговом документе, дали новый импульс развитию процесса, начатого в Хельсинки.
Важнейшим достижением Венской встречи явилась договоренность государств-участников способствовать тому, чтобы все люди знали свои права и обязанности. С этой целью государства-участники обязались широко публиковать и делать доступными для нас еления все законы, административные правила и процедуры, поощрять обсуждения в школах и других учебных заведениях вопросы защиты прав человека и основных его свобод.
Концепция прав человека включает в себя два основных понятия. Первое состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права присущи человеку просто потому, что он человек.

Это моральные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в чел овеке чувство собственного достоинства. Ко второму понятию концепции прав человека относятся юридические права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях. Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок .

Тема 14. Международное морское право.

Если бы арктическая зона прилежала к какому-либо государству, то она бы регулировалась как прилежащая зона. Прилежащая зона полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Дело в том, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставлено право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных норм в пределах его территории, включая территориальное море.

Соответственно говорят о таможенной, фискальной, иммиграционной, санитарной зоне. В этом случае мы имеем дело с одним из примеров ситуации, когда международное право расширяет юрисдикцию государства во имя обеспечения его интересов. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 миль, которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и территориальные воды.

Иначе говоря, последние как бы включаются в прилежащую зону, но со своим режимом. Некоторые страны определили ширину зоны в 18 миль, а США в 12 миль.
В 1982 г. Женевская конвенция приняла Конвенцию по морскому праву. Конвенция подтвердила давний принцип морского права свободу открытого моря, в соответствии с которым открытым морем могут свободно пользоваться на основе равноправия все государства, разумеется в рамках международного права. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету.

Режим открытого моря охватывает свободу судоходства, включая военное, свободу рыбной ловли, научных исследований и др., при условии уважения прав и законных интересов других государств и международного сообщества в целом. Свобода открытого моря определяет и свободу воздушного пространства над ним.
Конвенция также отразила влияние на морское право основных принципов международного права. Принцип неприменения силы нашел отражение в принципе мирного использования моря.

Конвенция внесла существенные новеллы и в конкретные институты и нормы. Сделала общепризнанным 12-мильный предел территориального моря, ввела новые институты: исключительную экономическую зону, концепцию архипелажного государства, режим свободного прохода через международные проливы.

Но самое важное нововведение состоит в установлении режима исследования и эксплуатации ресурсов морского дна за пределами национальной юрисдикции.
В Конвенции речь идет о международных проливах, под которыми понимаются такие, которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую. Конвенция не затрагивает проливов, в которых режим определен специальными конвенциями.

Примером могут служить Черноморские проливы.
Режим Черноморские проливов определен Конвенцией, подписанной в Монтрё в 1936 г. Он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Что же касается военных кораблей, то они должны предварительно уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки.

Для нечерноморских государств установлены и другие ограничения в от-. ношении прохода военных кораблей в Черное море.
Режим международных проливов представляет еще один пример изъятия из суверенной юрисдикции во имя обеспечения общих интересов, в данном случае интересов международного судоходства. Проливы, их берега и воды входят в состав государственной территории.

Однако суверенитет осуществляется с ограничениями, установленными международным правом в отношении свободного прохода морских судов и летательных аппаратов, который должен быть прямым и не наносить ущерба прибрежным государствам. В пределах, установленных международным правом, эти государства могут принимать правила, относящиеся к транзитному проходу.

Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении тяанзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через территориальное море.
На наш взгляд в Кильском канале режим судоходства должен проводиться как в исключительной экономической зоне. Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной несвыше 200 миль, для которого международное право установило особый правовой режим.

Отсчет ширины производится от той же береговой линии, от которой исчисляется ширина территориального моря. Смысл особого режима в том, что права прибрежного государства и права других государств определяются международным правом.

В данном случае имеет место новое явление, когда государство обретает суверенные права на международное пространство благодаря международному праву. Как известно, в других случаях права государства вытекают из его суверенитета.

Тема 15. Международное воздушное право.


Государства довольно рано осознали необходимость унификации национальных норм относительно правил воздушных перевозок. Уже в 1929 г. большое число государств подписали Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.

В дальнейшем к ней присоединился и СССР. В последующие годы в Конвенцию вносились изменения и дополнения.
Конвенция посвящена унификации правил, относящихся к документам о воздушной перевозке и ответственности перевозчика. Определены реквизиты, которые должны содержать билет и багажная квитанция.

В результате они обрели международный' стандарт. Одновременно установлено, что утеря документов не влияет на действительность договора перевозки.
Определена ответственность перевозчика, который отвечает за всякий ущерб, причиненный пассажиру или грузу, а также за опоздание. Установлена предельная сумма ответственности. Всякая оговорка, клонящаяся к ограничению ответственности, объявлена недействительной.

Иск об ответственности может быть предъявлен либо в стране перевозчика или по месту нахождения его агентства, с которым был заключен договор, либо перед судом места назначения. Здесь мы видим пример взаимодействия международного воздушного права и гражданского процессуального права.

Значительное место в системе национального воздушного права занимают унифицированные международными договорами нормы гражданского права, например, фрахт и аренда воздушных судов, ответственность за вред, причиненный иностранным судном третьим лицам на поверхности, страхование.
В 1952 году в Риме была заключена Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности. Она ограничивает размер возмещения за такой вред в зависимости от веса воздушного судна.

Субъектом ответственности является эксплуатант воздушного судна (лицо, использующее судно, в момент причинения вреда).Под вредом понимаются смерть, телесное повреждение и вред, причиненный имуществу в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него предмета.
Россия участница Римской конвенции (СССР присоединился в 1982 г.).
В 1978 году в Монреале был принят протокол об изменении Римской конвенции, который в силу не вступил. В настоящее время остаются нерешенными актуальные вопросы об ответственности за вред, причиненный шумом авиадвигателей и в результате звукового удара при эксплуатации сверхзвуковых самолетов.
Правовой статус воздушного судна. Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве.

Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное воздушное судно заносится в государственный реестр.
От указанного принципа следует отличать гражданско-правовые вопросы собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций.
Во многих странах гражданское воздушное судно является объектом гражданского права, права частной собственности. Оно может быть продано, куплено,
заложено, арендовано, подарено, входить в состав наследственного имущества и т. п.
В международных воздушных сообщениях принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. К последним, согласно ст.

3 Чикагской конвенции, относятся воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.
Правовой статус экипажа. Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями эксплуатанта ( владельца ) судна, который отвечает за их действия.
Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы в пределах определенного периода времени.
В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержатся в гл.

Ill Токийской конвенции 1963 года.
Некоторые общие требования к свидетельствам членов экипажа зафиксированы в ст. 32 и 33 Чикагской конвенции, а также в Приложении 1 к ней.
В целом же правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане.

Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, прибегают к услугам иностранного авиационного персонала.

Тема 16. Международное космическое право.


Ответственность за нарушение норм международного космического права несут государства, независимо от того, кто осуществляет космическую деятельность правительственные органы или неправительственные юридические лица государства. В случае осуществления деятельности в космосе международной организацией ответственность несут совместно (солидарно) как сама организация, так и участвующие в ней государства.
Если в ходе правомерной космической деятельности причиняется ущерб иностранному государству или его физическим и юридическим лицам, то обязанность возмещения ущерба возлагается на государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, а также на государство, с территVрии или установок которого производится запуск объекта.
Порядок реализации материальной ответственности установлен Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года. Конвенция включает в понятие ущерба лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья либо уничтожение или повреждение имущества государств, физических или юридических лиц и международных организаций.
Эта ответственность носит абсолютный характер в случае причинения вреда на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом одного государства космическому объекту другого в любом месте, помимо поверхности Земли, основана на принципе вины.
С 1966 года в Комитете ООН по космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического пространств. Однако согласия в отношении того, как следует урегулировать эту проблему, достичь пока не удается.

Ряд государств выступает за установление условной границы между воздухом и космосом на высоте, не превышающей 100 км над уровнем океана, с предоставлением космическим объектам права мирного пролета через иностранное воздушное пространство для выхода в космическое пространство или для возвращения на Землю.
Некоторые страны считают, что в установлении такой произвольной границы в настоящее время нет необходимости, поскольку ее отсутствие не препятствует успешному освоению космоса и не приводит к каким-либо практическим трудностям.
Многие государства считают, что эксплуатация ГСО, являющейся ограниченным природным ресурсом, нуждается в дополнительном международно-правовом урегулировании.



Содержание раздела