d9e5a92d

Международное экономическое право

Пути и средства обеспечения рационального и справедливого использования ГСО обсуждаются в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу совместно с вопросом делимитации. Все более активная деятельность в космосе растущего числа государств и международных организаций оказывает влияние на космическую среду. Наибольшее внимание в этой связи привлекает к себе в последние годы проблема космического мусора. Суть ее заключается в том, что в результате запуска и функционирования различных объектов в космосе оказывается и накапливается большое количество бесполезных предметов: отработанных маневровых ступеней и двигателей, различных защитных оболочек, отслоившихся частиц краски и др.

Следует учитывать, что, во-первых, в силу законов орбитальной механики такие предметы, вращающиеся вокруг Земли на достаточно высоких космических орбитах, будут находиться на них многие годы, перед тем как войти в плотные слои атмосферы, и, вV-вторых, огромные скорости перемещения объектов в космосе превращают даже самый мелкий предмет в пулю, столкновение с которой функционального космического объекта чревато для него фатальными последствиями.
По мнению многих ученых, космический мусор начинает представлять растущую опасность для космических объектов, включая пилотируемые. Некоторые государства высказываются в ООН в пользу включения вопроса о космическом мусоре в повестку дня Комитета по космосу, с тем чтобы, изучив научно-технические аспекты этой проблемы, разработать соответствующие правовые меры, которые бы дополняли и конкретизировали общее обязательство избегать вредного загрязнения космического пространства, установленное Договором по космосу.
В повестке дня Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу с 1989 года находится также пункт Рассмотрение правовых аспектов, касающихся применения принципа, согласно которому исследование и использование космического пространства должны осуществляться на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся стран.

Тема 17. Международное экономическое право.


Вторая мировая война привела к разрушениям экономики во всех странах Европы. Для облегчения реализации плана Маршалла, предложенного США для восстановления послевоенной Европы, 16 европейских стран в 1948 г. создали Организацию европейского экономического сотрудничества (Organization for European Economic Cooperation) OEEC), поддержанную Соединенными Штатами.

Ее целями стали стабилизация валют, объединение экономического потенциала и улучшение торговых отношений. Однако эта организация оказалась маломощной и не смогла обеспечить необходимого экономического роста, поэтому начались поиски новых форм сотрудничества.
Согласно концепции одной французской научной школы общий рынок должен: 1) устранять все препятствия на пути движения товаров, капитала и людей; 2) гармонизировать политику разных стран в области экономики; 3) обеспечивать создание единых внешних тарифов. Эти идеи воплотились в жизнь в марте 1957 г. при создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в соответствии с Римским договором. Членами ЕЭС стали ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция и Италия. Позднее в ЕЭС вступили Англия, Ирландия, Дания, Греция, Испания и Португалия.

Теперь эта организация именуется Европейский союз (ЕС) и осуществляет сотрудничество более широкое, чем только экономическое.
Школа экономической мысли отвергла идею полной интеграции в пользу создания зоны свободной торговли, которая позволила бы снять ограничения на пути перемещения промышленных товаров между членами зоны, но при этом сохранить структуру внешних тарифов каждой страны. Этот подход должен был предоставить каждой стране члену организации выгоды от свободной торговли, но оставил бы каждой из них возможность следовать собственным экономическим целям в отношениях с другими странами.

Такой подход особенно привлекал Англию, у которой сложились благоприятные для нее торговые отношения со странами, входящими в Британское содружество наций, С точки зрения Англии единые внешние тарифы вели к чрезмерно тесному сотрудничеству и ограничению национального суверенитета.
В соответствии с этой идеей в мае I960 г. было подписано Стокгольмское соглашение, ознаменовавшее рождение Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли 7 стран, бывших членами Организации европейского экономического сотрудничества, но не ставших членами ЕЭС, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Англия. 1 марта 1970 г. к организации присоединилась Исландия, в июне 1961 г. ассоциированным членом стала Финляндия, которая получила статус полного члена только 1 января 1986 г. В настоящее время членами ЕАСТ являются Австрия, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Швейцария.



Страны, вступившие в ЕАСТ при ее основании, были озабочены объединением усилий европейских стран в направлении экономической интеграции. Главными проблемами, которые стояли перед ними и привели в конечном счете к созданию ЕАСТ, были следующие:
1) недостаточная готовность к гармонизации политики в социальной и экономической сферах, чего добивалось ЕС;
2) особые соглашения между Англией и членами Британского содружества наций;
3) обеспечение политического нейтралитета Австрии, Швеции и Швейцарии.
Как бы то ни было, растущая гармонизация интересов в ЕС затруднила для членов ЕАСТ сохранение изоляционистского статуса. Австрия формально присоединилась к ЕС, и пока не ясно, как поступят в конце концов остальные члены ЕАСТ.

Шесть стран членов этой организации называют зайцами, которые не прочь попользоваться благами ЕС, не платя ничего за вступление в Союз. ЕАСТ заключила соглашения о свободной торговле с членами ЕС, однако члены ЕАСТ не желают участвовать в дорогостоящих программах, связанных с социальным обеспечением и развитием сельского хозяйства.
Кроме того, основными торговыми партнерами ЕАСТ являются члены ЕС. Свыше 60% импортных товаров поступает в страны члены ЕАСТ из ЕС против 13% из стран членов ЕАСТ.
Можно утверждать, что с начала формирования в Европе Общего рынка существовал только один общепризнанный станLартны й язык международной интеграции.
Социал истическая мо дель междунаро дной фина нсовой системы исключает единую валюту, единый для всех центральный банк взамен национальных валют и нац ион альных банков. То, что определялось как валютная и финансовая п ол ит ика , в действ ительност и не было ни тем. ни другим в силу того уже. что денежно-финансовая сфера в усло виях планового хозяйства не имеет самостоятельного значения , финансовые поток и играют пр еимуще ственно учетную роль.
При изучении перспектив экономической интеграции между государствами СНГ необходимо учитывать и более широкие международные аспекты. Экономическое сотрудничество стран СНГ происходит не изолированно от всемирного хозяйства. К экономическим ресурсам государств СНГ стремится иностранный капитал.

В частности, ряд стран дальнего зарубежья хотел бы задействовать в своих интересах немалый потенциал государств Закавказья и Центральной Азии. В отношении таких действий надо выработать определенную позицию.
При анализе сотрудничества стран СНГ следует различать намерения, хотя и зафиксированные в межгосударственных соглашениях, и реальность. До последнего времени развитие межгосударственной экономической интеграции в СНГ во многом оставалось декларативным. Долгое время не наполнялось реальным содержанием решение глав государств СНГ об образовании Экономического союза, принятое в 1993 г. Лишь спустя два года, в 1995 г., и только усилиями трех стран (России, Казахстана и Белоруссии) был образован Таможенный союз. Затем в него вошла Киргизия как участница договора Четырех от 29 марта 1996 г. В этом же году в дополнение к этому договору Россия и Белоруссия подписали договор об образовании сообщества двух государств.

Набирает темпы и трехсторонний союз Казахстана, Киргизии и Узбекистана, который развивается в направлении создания зоны свободной торговли при отсутствии органов межгосударственного и наднационального управления.
Что касается СНГ в целом, то в строгом экономическом смысле эта группа государств еще не стала интеграционным объединением, более того, ее нельзя назвать полноправной региональной экономической группировкой. Между всеми государствами Содружества нет ни единого таможенного, ни валютно-денежного пространства (даже в виде единой расчетной единицы), в промышленности и торговле единые стандарты не действуют повсеместно, не проведена унификация экономического законодательства. Сильно разнятся как уровни экономического развития, так и хозяйственная структуры. Развитие интеграции возможно лишь на рыночной основе, но рыночные реформы в рассматриваемых государствах проводятся в разные сроки, с различными скоростями и при отличающемся содержании.

И хотя ряд экономических соглашений действует на многосторонней основе, многостороннее экономическое сотрудничество между странами СНГ еще слабо развито. Экономический механизм интеграции в СНГ пока не сложился, ослаблены и многие механизмы хозяйственного сотрудничества вообще.

Многие решения принимаются только на высшем политическом уровне - с учетом как внутриполитической ситуации (ожидаемые выборы и т.п.), так и геополитического контекста (угроза со стороны расширяющегося НАТО, исламский фактор, экспансия со стороны Китая и др.), но не конкретизируются на рабочем экономическом уровне.

Тема 18. Международное экологическое право.


Международная экобезопасность необходима: она даже запаздывает, тем более что давно уже существует региональная и трансграничная экологическая опасность. И последняя давно уже перестала быть вещью в себе это важнейший фактор международных отношений.
Например, в Европе многие страны получают значительные объемы загрязняющих веществ, которые пересекают границы и поступают из других стран, иногда удаленных на сотни и тысячи километров. В Дании выпадает 65 процентов кислотных осадков, принесенных из-за рубежа, в Польше 52, а в Венгрии и Бельгии 50 процентов.

Споры о загрязнении воздуха идут между США и Канадой, Великобританией и Францией, Нидерландами и Бельгией, между Европейским экономическим сообществом и скандинавскими странами.
Острый характер приняли международные разногласия в отношении использования речных бассейнов для промышленных и сельскохозяйственных целей. В этой связи возникли конфликтные ситуации в Северной Америке (Рио-Гранде), Южной Америке (Амазонка и Парана), Африке (Нил), Южной Азии (Ганг, Инд, Брахмапутра), Европе (Рейн) и особенно на Среднем Востоке (Иордан, Литани, Оронт и Евфрат).
Сейчас едва ли не половина населения мира живет в бассейнах международных рек. В мире имеется 214 международных, речных бассейнов, 12 из которых располагаются на территориях пяти и более -стран. Поэтому большое значение имеют международные многосторонние и двусторонние соглашения, регулирующие управление экосистемами, относящимися к одному речному бассейну. И многое здесь уже, кстати, достигнуто.

Отмечают, например, положительный эффект работы Дунайской комиссии, канадско-американской комиссии по Великим озерам. Несмотря на недостатки в деятельности Рейнской комиссии, выработанный ею механизм урегулирований международных конфликтов вполнM заслуживает внимания.
Внутреннюю и международную напряженность вызывают наступление пустынь и рост эрозии почв в ряде государств Африки. Угроза голодной смерти породила массовую миграцию населения появились экологические беженцы. В 19841985 годах их число составило около 10 миллионов человек, многие из которых осели в городах, увеличив в них социальную напряженность.

Значительное число жителей стран, где наблюдается процесс опустынивания, мигрировали в Гану, Нигерию, Танзанию, Замбию, Зимбабве, Котд'Ивуар, что стало еще одним обстоятельством, усилившим межгосударственные трения.
Международные экономические отношения явились еще одним каналом распространения экологической опасности. Так, расширение международной торговли такой опасной химической продукцией, как сельскохозяйственные ядохимикаты, удобрения, отдельные виды пластмасс, пищевые добавки, вызвало в странах-импортерах рост загрязнения окружающей среды и заболеваемости населения.

Большую озабоченность стала вызывать деятельность промышленных, фирм, особенно транснациональных компаний, по экспорту загрязнения окружающей среды. Речь идет о продаже, захоронении и переработке в развивающихся странах опасных отходов или строительстве там экологически вредных производств.
Все это привело к разработке международных рекомендаций по уведомлению страны-импортера о степени опасности или токсичности продаваемой продукции, принятию международного кода для распространения и применения пестицидов. Растут требования к международным банкам, с тем чтобы они способствовали созданию экологичных производств.

Пока это только лишь первые, конечно, шаги к экологизации международных экономических отношений.
Международный и междисциплинарный характер экологических проблем, от решения которых зависит выживание и дальнейшее развитие человечества, привел к появлению новых насущных вопросов, затрагивающих международные отношения. Прежде всего, это разработка основ международного управления и глобального мониторинга окружающей среды, включая использование космических средств; изучение вопросов экологической безопасности и ее влияния на ослабление международной напряженности и преодоление конфликтов, а также на обеспечение национальной, региональной и глобальной безопасности; проблема переосмысления национального суверенитета в свете обеспечения международной экологической безопасности; учет влияния различных видов экологической опасности на международные отношения; экологическая дипломатия и международное право окружающей среды.

Появилась необходимость выработки эффективных, основанных на равноправии международных процедур и механизмов, которые обеспечивали бы рациональное использование ресурсов планеты как общечеловеческого достояния.
Таковы основные задачи, стоящие перед мировым сообществом, а значит, и перед каждой страной.
Позиции России по экологической проблеме основательно соответствуют международному сотрудничеству. Принимавшиеся на международном уровне решения и резолюци и в области окружающей среды не оказали практически влияния на улучшение экологической обстановки в стране.

На словах мы поддерживали, активно участвовали и даже инициировали прогрессивные декларац ии и резолюции в различных международных организациях, а на деле экологическая ситуация в ряде районов страны резко ухудшилась.
Вспомним, например, часто упоминаемую резолюцию 35-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для ны нешнего и будущих поколений. Для многих стран, включая Россию, она осталась лишь добрым призывом к действию...
Наше участие в многостороннем экологическом сотрудничестве за последние двадцать лет можно охарактеризовать как неровное и часто непоследовательное идет ли речь о государственном или, тем более, правительственном уровне.

Тема 19. Международное право в период вооруженных конфликтов

.
Миротворческая миссия Российской Федерации в урегулировании грузино-абхазского, грузино-осетинского, армяно-азербайджанского, таджикского и приднестровского вооруженных конфликтов не является российской самодеятельностью. Она опирается на международные нормы, проводится с согласия суверенных государств участников СНГ под эгидой ООН и с участием СБСЕ.
Военные действия, в том числе в Таджикистане и Чечне, приостановлены, но ни один из рассматриваемых выше конфликтов пока не нашел окончательного правового разрешения. Они остаются тлеющими, способными в любой момент привести к новым вооруженным столкновениям, к новым массовым преступлениям.
Разрастание межнациональных противоречий до их преступного вооруженного разрешения в определенной мере зависит и от уровня цивилизованности национальных меньшинств. Пока наиболее толерантными нациями в условиях национальных ущемлений оказались русские, украинцы, белорусы и иные русскоязычные группы населения, а также немцы, поляки, евреи.

Оставшиеся за пределами своей этнической Родины (России, Украины, Белоруссии и т. д.) и притесняемые в большинстве стран, образованных на территории бывшего СССР, они нигде не были организаторами крупномасштабных преступлений на межнациональной почве. Даже в условияя самого широкого и изощренного попрания общечеловеческих прав русскоязычного населения в Латвии, Эстонии, Молдове, Казахстане, где они составляют значительную долю (от 3040% и более) жителей, они не организовывали массовыы беспорядков, не брались за оружие, а пытаются решить свои проблемы правовым путем.
В то же время славянская терпимость к национальному ущемлению не абсолютна. Нельзя надеяться и на традиционно низкий коэффициент национальной солидарности русских и других славянских народов в запредельных ситуациях национального унижения.

Сигналом могут служить выборы в Госдуму в 1993 и 1995 годы, когда миллионы граждан поддержали одиозных лидеров, поставивших безопасность русских в ближнем зарубежье во главу угла предвыборных программ.
Особо конфликтным районом на Северном Кавказе является Чечня с ее националистически и сепаратистски настроенным руководством.
В момент развала СССР в 1991 году не обладающий легитимностью Исполком общенационального конгресса чеченского народа провозгласил Чечню вне СССР, вне России и даже вне Чечено-Ингушетии. Прежнее руководство Чечене-Ингушетии было свергнуто.

С помощью насилия и обмана к власти пришли коррумпированные националистические силы, которые сделали боевого генерала Дудаева Президентом Чечни. И хотя российские власти признали все эти действия незаконными, Чечня, пользуясь междоусобной дракой федеральных ветвей власти и поддержкой криминальных финансово-хозяйственных структур России, более трех лет свободно дрейфовала в сторону криминализации всех общественных отношений. В первые годы она как субъект Федерации экономически поддерживалась Россией.

В последнее время режим Дудаева существовал за счет противоправной деятельности и помощи некоторых кругов исламских государств, в связи с чем Чечня стала рассадником преступности.
В этой республике в 19911994 годы были подготовлены семь террористических акций захвата заложников и угона воздушных судов. Чечняянаводнила Россию фальшивыми денежными купюрами (около 3,7 млрд. руб. в ценах тех лет).

При активном участии чеченских преступных группировок были организованы хищения денежных средств в России с помощью фальшивых авизо и других способов на общую сумму около 4 трлн. руб.
Из-за нищеты, разбоев и грабежей из республики бежало более 350 тыс. главным образом русскоязычного населенияя Из Грозного неоднократно звуччли угрозы ядерного терроризма путем взрыва атомных станций и других стратегических объектов в России.
Федеральная власть России, несколько окрепшая в 1994 году, вдруг осознала свое попустительство не признанному никем преступному режиму Дудаева, который благодаря такому потворству действительно стал представлять огромную опасность для населенияяЧечни, народов России, для целостности страны. В середине 1994 года чеченский народ раскололся на защитников Дудаева и защитников оппозиции, которую поддержали российские власти. Между ними начались вооруженные столкновенияя
II декабря 1994 г., как было объявлено федеральными властями, с целью смещения дудаевского режима, разоружения незаконных вооруженных формирований и восстановления правопорядка, нормальной жизни и хозяйственной деятельности в Чечню были введены войска МВД и МО России. Дудаев и его окружение отказались добровольно разоружить незаконные вооруженные формирования и решить судьбу Чечни путем переговоров.

Не прояяляли в этом особой настойчивости и федеральные власти, так как маховик войны был запущен.

Тема 20. Новые формы международных отношений.


Благодаря новейшим компьютерным технологиям станет реальностью появление высокоэффективной коммуникационной системы, которая с наивысшим качеством обес печит свободную циркуляцию информации между любыми пользователями, в каком бы уголке планеты они ни находились, и что даже факторы времени и пространства во многом утратят прежнее значение и произойдет небывалая интенсификация эко номических и социальных процессов на глобальном и национальном уровнях.
По вопросу о том, насколько подобное развитие общества представляется желательным, взгляды политиков и ученых разошлись. На встрече представителей правительств стран Большой семерки, посвященной проблемам информационных технологий (Брюссель, февраль 1995 года) председатель Комиссии Европейского Союза Жак Сантер заявил о том, ччо появление новых коммуникационных и технологических систем приведет к небывалому повышению уровня жизни населения . Ко всем заявлениям подобного рода следует относиться со скепсисом.

Не случайно такие видные критики концепции приближения компьютерной эпохи, как Йозеф Вайценбаум и Конрад Цузе (немецкий изобретатель первого в мире компьютера с программным управлением) уже давно стали предупреждать политиков и общественность о теневых сторонах не контролируемого никакими государственными нормами массового распространения компьютерных систем управления и коммуникации.
Принимая во внимание многоплановость проблем развития систем массовой коммуникации представители государств Большой семерки в ходе проходившей в феврале 1995 года встречи выработали в сотрудничестве с руководителями промышленности и с деловыми кругами своих стран совместный каталог основных правил, в котором определены шесть общих требований к развитию мировой информационной инфраструктуры. В перечень согласованных вопросов входят: 1) требование об интеграции информационных систем, обеспечивающей их совместное использование; 2) развитие глобальных рынков информационных сетей и услуг; 3) соблюдение частных интересов и защита информации; 4) защита авторских прав; 5) сотрудничество в области исследований и развития коммуникационных технологий; 6) наблюдение за социальными и общественными проявлениями развития информационного общества .
Внимательное знакомство лишь с некоторыми из направлений, вошедших в каталог основных правил, свидетельствует о сложности ситуации, складывающейся в промышленно развитых странах.
Одно из важнейших требований стран семерки, вставших на путь развития информационного общества, касается защиты неприкосновенности личной (частной) сферы человеческой жизни и защиты баз данных. Компьютерные воры могут нарушать неприкосновенность частной сферы, проникая в базы данных учреждений, больниц, банков и т.д. и считывая личные данные об отдельных гражданах.

Нелегальное копирование конфиденциальной и секретной информации может нанести вред предприятиям и научно-исследовательским организациям.
По оценкам экспертов, не проходит и четверти часа после включения вашего компьютера в Интернет, как уже первый вор автоматиччски совершает программно управляемый визит в вашу систему. Попытка такого вора войти в компьютерную сеть совершается в среднем каждые десять минут.

Не следует забывать и о наличии 9 тысяч известных в настоящий момент видов компьютерных вирусов, которые способны поражать систему любого пользователя в ходе обмена документами по электронной почте либо обмена данными по интернету.
Американский эксперт по безопасности Билл Чесвик утверждает, что стопроцентная защита от компьютерных воров невозможна. Он исходит из того, что при помощи техники стоимостью в 100000 долларов США он, как считает, смог бы преодолеть электронную защиту (Firewalls) любого персонального компьютера ^. Высоконадежная защита обходится приблизительно в 200 000 DM, и такие затраты не под силу среднему пользователю .
Стремление обеспечить закрытость документов за счет кодирования данных, к примеру, с помощью эффективных и хорошо передаваемых по Интернету программ, таких, как Pretty Good Privacy в период роста компьютерной преступности ведет к конфликту интересов государства и гражданина .
Во Франции шифрование частной документации запрещено законом, а в Германии Министерство внутренних дел готовит законопроект, направленный на ограниччние использования криптографических технологий. Однако новый Закон о телекоммуникации, утвержденный Бундестагом в июне 1996 года и вступивший в действие с 1 яяваря 1998 г. (вместе с отменой монополии на развитие телефонной связи), может только усилить тенденции к шифровке информации.

Статья 87 этого закона (о введении технических мероприятий для надзора) дает государственным следственным органам и секретным службам право на проведение прослушивания телефонных линий и на получени е доступа к базам данных телекоммуникационных систем, в состав которых входят, в частности, компьютерная почта и серверы Интернет . В Соединенных Штатах, в соответствии с планами президента Клинтона, также предполагается предоставить полиции и секретным службам гарантированное законом право на перлюстрацию электронной почты, что заставляет пользователей зашифровывать свои базы данных или маскировать их при помощи специального вмонтирования в безобидные текстовые и видеоматериалы.

Библиография:

  1. Курс международного права. В б т. М., 1967-1973.
  2. Курс международного права. В 7 т. М., 1989-1994.
  3. Учебник международного права, М.: Изд-во МГУ, 1994.
  4. Учебник международного права /Под ред.Ю.М.Колосова и В.И.Кузнецова. М.,1995.
  5. Лукашук И.И. Учебник международного права: Общая часть. М., 1996.
  6. Блатова Н.Т. Международное право в документах. М., 1982.
  7. Анцилотти Д, Курс международного права. М., 1961.
  8. Броунли Я. Международное право. Кн.1-2. М., 1977.
  9. Греции Г. О праве войны и мира. М., 1956.
  10. Де Аречага X. Современное международное право. М., 1983.
  11. Де Ваттель Э. Право народов. М., 1960.
  12. Дипломатический словарь. М., 1984-1986.
  13. Коломбос Д. Международное морское право. М., 1975.
  14. Кольяр К. Международные организации и учреждения. М., 1972.
  15. Оппенгейм Л. Международное право. Т.1,2. М., 1948-1950.
  16. Фердросс А. Международное право. М., 1959.
  17. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., 1983.
  18. Бекяшев К.А., Серебряков В.В. Международные морские организации. М., 1979.
  19. Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М., 1991.
  20. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права, Киев, 1981.
  21. Мюллерсон РА Соотношение международного и национального права. М., 1982
  22. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. М., 1983.
  23. Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. М., 1975.
  24. Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992.
  25. Бараташвили Д.И. Принцип суверенного равенства государств в современном международном праве. М., 1978.
  26. Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 1979.
  27. Ушаков Н.А. Невмешательство во внутренние дела государств. М., 1971.
  28. Талалаев А.Н. Право международных договоров. В 3 т. М., 1980, 1985, 1989.
  29. Моисеев Е.Г. Содружество Независимых Государств. М., 1995.
  30. Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986.
  31. Клименко Б.М. Мирное разрешение международных споров. М., 1982.
  32. Мазов В.А. Ответственность в международном праве. М., 1979.
  33. Ушаков Н.А. Основа международной ответственности государств. М., 1983.
  34. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.
  35. Бобылев Г,В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. М., 1986.
  36. Ганюшкин Б.В. Дипломатическое право международных организаций. М., 1972.
  37. Собакин В.К. Равная безопасность. М., 1984.
  38. Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986.
  39. Карташкин В.А. Международная защита прав человека. М., 1976.
  40. Мовчан АЛ. Права человека и международные отношения. М., 1987.
  41. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.
  42. Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М., 1993.
  43. Родионов К.С. Интерпол вчера, сегодня, завтра. М., 1990.
  44. Голицын В.В. Антарктика; международно-правовой режим. М., 1989.


Содержание раздела