d9e5a92d

Мохов А. А. - Медицинское право

Учебное пособие состоит из следующих взаимосввзанных частей: лекций по дисциплине Медицинское право России, списка дополнительной литературы и нормативно-правовых актов к ним, необходимых для освоения материала и учебной программы.

ВВЕДЕНИЕ

В учебный план медицинских вузов в начале 90-х годов прошлого века был введен предмет под условным названием Юридические основы девтельности врача. Однако приступить к преподаванию нового предмета оказалось трудно из-за отсутствия соответствующей программы и учебно-методических материалов.

В сввзи с этим наименование предмета, его концепция, система и методический подход подачи материалов оказались различными в разных вузах.
Динамика развита российского законодательства, многочисленные и быстро менвющиесв источники дисциплины Медицинское право России, недостаточная проработка в юридической литературе теоретических положений одноименной науки и учебной дисциплины определили и соответствующее направление - предложить к изданию настоящее учебное пособие, а не базовый учебник.
В основу представленных лекций положены публикации по гражданскому, уголовному, трудовому и другим отраслям права, переработанные автором с учетом специфики аудитории.
Пособие включает в себя перечень дополнительной литературы и нормативно-правовых актов, что позволяет лучше усвоить предлагаемый материал и приобрести новые знания, необходимые в повседневной жизни и профессиональной деятельности. При пользовании перечнем следует иметь в виду, что он носит примерный характер в связи с его постоянным обновлением.

ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

1. Понятие, сущность, функции и социальное назначение государства
Под сущностью любого явления обычно понимают главное, глубинное свойство предмета, смысл бытия вещи. Если задать себе вопрос: что же собой представляет государство и какова его сущность, то сразу обращаешь внимание на внешние проявления государства, выражающиеся в его деятельности, носящей властный характер.

Не случайно, в литературе можно встретить сравнена государства с ночным сторожем, арбитром, органом классового господства.
Государство возникает ради осуществлена власти, существует как особая организующая система власти, оно само есть власть и одновременно материальная сила власти.
Возникает вопрос: что же такое власть? Чаще всего при описании признаков этого феномена употребляют такие термины, как: сила, мощь, влияние, принуждение и т. п. Иными словами, речь идет о возможности одного субъекта определять поведение другого субъекта (или навязывать ему определенный вариант поведена) в силу различных факторов (имущественного, социального, физического, психического и иного неравенства).
Можно сделать вывод о том, что сущность государства заключается в особом порядке организации (устройства) и применена власти, с целью решена имеющихся задач (у общества или отдельной его части).
Существо исследуемого явления позволяют раскрыть признаки государства.
Государственная власть - это единая для всей территории страны и универсальная по отношению ко всему населению власть.
К важнейшим свойствам государственной власти традиционно относят ее суверенный характер, т. е. верховенство внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере.
С целью решена имеющихся у государства задач, оно создает специальные органы, призванные обеспечивать единство составляющих его частей (территории, населения), а также монополию государства на легальное применение официально-властного принуждения.
Одним из свойств государственной власти является его институциональный характер. Это означает, что государство является устойчивым социальным образованием, частью общественной жизни.

Свою устойчивость государство приобретает благодаря четкой структуре создаваемых им органов, согласованием их деятельности по горизонтали и вертикали с учетом имеющейся субординации.
Г осударство с его органами является не только политическим институтом, но и одновременно правовым, так как само оно, его структура, деятельность государственных органов и должностных лиц находит закрепление в юридических нормах.
Таким образом, можно дать следующее определение государства с учетом имеющихся признаков.
Государство - это политико-правовой институт единой, универсальной, суверенной власти, обладающей монополией на применение легального публичного принуждения и создание юридических норм.
Под социальным назначением государства притато понимать его конечную, главную цель, миссию.
Цели отдельных государств в конкретно-исторические периоды их развита могут довольно сильно отличатыя друг от друга (например, подготовка к войне, восстановление разрушенного народного хозяйства и др.). Несмотря на имеющиеся отличта, дта каждого государства на всем протяжении его существованта имеется единое социальное назначение - сохранение государства и общества, обеспечение его целостности, создание необходимых условий для его поступательного развития.


Социальное назначение государства рельефно проявляется через его функции.
Под функциями государства понимают объективно необходимое, властное, целенаправленное управленческое воздействие государства в определенных сферах общественных отношений, направленное на сохранение общества и государства, обеспечение их целостности и жизнеде+тельности.
Функции государства можно классифицировать по различным основаниям. Существует несколько подходов:
- выделяют постоянные и временные функции;
- основные и неосновные;
- внутренние и внешние и т. д.
Каждая из предложенных классификаций носит условный характер; они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
К функциям, осуществляемым преимущественно внутри государства, относятся:
- экономическа+ (управление экономической сферой общества);
- идеологическа+ (роль государства в духовной сфере общества);
- социальна+ (роль государства в организации здравоохранения, образования, науки, культуры;
- фискальна+ (осуществляет налоговую политику и перераспределение валового национального продукта;
- политическа+ (направлена на регулирование отношений между государственной властью и социальными группами общества);
- охранительна+ (охраняет права и свободы граждан, государственный и общественный строй, правовой порядок;
- иные.
К внешним функци+м государства относятся:
- защита от внешних агрессоров;
- сотрудничество с другими странами, международными и общественными организациями;
- проведение внешней политики, направленной на обеспечение и охрану геополитических интересов.
Отмеченные функции государства реализуются через соответствующие формы: правовую и неправовую.
Правова+ форма осуществления функций государства носит строго регламентированный, юридический характер.
К правовым формам относятся: правотворческая деятельность, оперативно-исполнительная, правоохранительная, судебная и контрольно-надзорная.
Неправовая форма осуществления функций государства -это деятельность, которая не влечет юридических последствий.
К таковой можно отнести: организационно-регламентиру-ющую и организационно-хозяйственную деятельность.

Понятие, признаки и функции права


Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей правового регулирования медицинской деятельности во всем ее многообразии, необходимо определиться с базовыми категориями права, уяснить сущность и социальное предназначение права, его построение. Знание основ права поможет нам в дальнейшем рассмотреть такие вопросы, как: понятие и сущность медицинского права; структура медицинского права; юридическая ответственность в здравоохранении и некоторые другие.
Право - это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, регулирующих важнейшие общественные отношения, которые устанавливаются и охраняются государством.
Право обладает следующими особенностями и чертами:
- системность права;
- государственный характер норм;
- общеобязательность норм;
- формальная определенность норм;
- воздействие только на важнейшие общественные отношения.
Данные признаки позволяют выделить право как регулятор общественных отношений среди других, неправовых регулятивных средств (религиозных норм, норм морали и т. п.).
С понятием права неразрывно связаны и его функции - основные направления воздействия на общественные отношения.
Право выполняет следующие функции:
- информационную (знание о правильности поведения);
- воспитательную (закрепление определенной системы ценностей);
- коммуникационную (способ связи членов общества друг с другом).
В юридической науке существуют различные пониманм права (нормативное, социологическое, этическое и др.).
Для правоприменителя и других форм реализации права первостепенное значение имеет помтие о праве как об определенной системе правовых норм. Рассмотрим ее.

Понятие и структура нормы права


Правовой нормой называется рассчитанное на регулирование вида общественных отношений общее правило поведения, установленное или санкционированное государством и охран+емое от нарушений с помощью мер государственного принуждени+.
Норма - это правило должного поведена, обращенного в будущее. В отличие от команд, приказов, распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не конкретному исполнителю, а неопределенному кругу лиц; действие нормы не исчерпывается исполнением, а рассчитано на неограниченное число случаев; норма продолжает действовать и после реализации.
Каждая правовая норма определяет правило поведена в неразрывной связи с услов^ми его реализации и мерами принуждена к соблюдению. Связь этих элементов правовой нормы образует ее структуру по схеме: если - то - иначе.
В структуре правовой нормы различаются.
- гипотеза - определение круга лиц, которым адресована норма и круга обстоятельств, при которых она реализуется;
- диспозици+ - правило поведена, определение прав и обязанностей;
- санкцш - способность принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушена.
Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, системности правовых норм. Правовые нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах могут выступать как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других - как элементы гипотез или санкций других норм.
С системностью права связана и специализацм правовых норм. Так, ряд отраслей права определяет санкции и порядок их применена (уголовное право, уголовный и гражданский процесс).

Источники права. Нормативный акт как главный источник российского права


Для того чтобы стать реальностью и успешно выполоть присущие праву функции, оно должно иметь свое внешнее выражение, которое называют источником права.
В российской правовой системе обычно различают следующие источники права:
- правовой обычай;
- акт референдума;
- нормативно-правовой акт.
Среди источников российского права наиболее важное место занимают нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовой акт - это выраженное в письменной форме решение компетентного органа, в котором содержит-с+ норма права.
В числе нормативно-правовых актов следует назвать законы, декреты, указы, постановления, приказы, решения и т. п.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший представительный и законодательный орган России - Федеральное Собрание (парламент) принимает законы и постановлена. Президент как глава государства издает указы и распоряжения.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ в пределах своей компетенции принимают законы и иные нормативные акты.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на две группы: законы и подзаконные акты.
Основанием данной классификации выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего нормативный акт. В зависимости от этого устанавливается строгая иерарха, определенная система расположена, соподчиненность нормативно-правовых актов.
Закон - это акт представительного органа власти, изданный в установленном пор+дке, регламентирующий важнейшие общественные отношени+ и имеющий высшую юридическую силу.
По юридической силе различают следующие законы:
- конституционные;
- текущие (обычные);
- чрезвычайные.
Остальные нормативные акты издаются на основе и во исполнение закона - подзаконные акты.
Различают следующие подзаконные акты:
- указы;
- распоряжения;
- постановления;
- приказы;
- решения;
- инструкции.
Подзаконные акты должны соответствовать закону. В случае противореча подзаконного акта закону - приметаете норма закона.
В зависимости от органов, издавших тот или иной нормативно-правовой акт, а также от территории, на которую распространяется его действие, нормативные акты в федеративном государстве делят на две группы: федеральные и субъектов федерации (республика, край, область).
Первые распространяются на всю территорию России.
Вторые имеют юридическую силу на определенной территории.
В случае расхождения федеральных нормативно-правовых актов с нормативными актами субъектов, первые имеют приоритет над вторыми.

Юридическая сила нормативных актов


Каждый из нормативно-правовых актов имеет свою юридическую силу - пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Действие любого нормативного акта начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы.
Момент вступлени+ нормативно-правового акта в силу может определяться следующими способами:
- датой принятия или утверждения;
- датой опубликования;
- датой, указанной в самом акте;
- датой ознакомления компетентного лица с актом (нормативные акты служебного пользования).
Момент утраты юридической силы нормативного акта может определ+тьс+:
- истечением срока действия акта, указанного в самом акте;
- прямой отменой действующего акта другим актом;
- введением нового нормативного акта, устанавливающего в данной области новые правила поведения.
Кроме ограничения действия закона во времени, существуют также общепризнанные границы действия нормативно-правовых актов в пространстве, на определенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства, законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют, как правило, лишь на его территории.
По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на:
- акты, действие которых распространяется на всю территорию государства;
- акты, действие которых распространяется на часть территории государства;
- акты, действие которых распространяется за пределы территории государства.
На всю территорию государства, по общему правилу, распространяются федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Нормативно-правовые акты субъектов РФ действуют в пределах соответствующих территорий.
Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории России могут действовать отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств.

Это касается в первую очередь гражданского и некоторых других отраслей права.
Немаловажное значение представляет выяснение вопроса о том, кому адресуется содержание предписаний в этих актах.
Все нормативно-правовые акты в зависимости от того, кому адресуетс+ то или иное предписание делят на две группы: общую (на все население, за определенными изъятиями); специальную (на определенный, установленный актом круг лиц).
Правовые нормы, как отмечалось, носят всеобщий характер. Однако существуют нормы, рассчитанные на определенный круг лиц, а также нормы, рассчитанные на все население, за некоторыми исключениями. Особое положение занимают в России дипломаты, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, а также депутаты парламента.

На них не распространяются нормы об уголовной и административной ответственности (за некоторыми исключениями, установленными законом).

Система права


Система права - это объединение и обособление правового материала в определенной последовательности.
Простейший элемент системы права - норма права. Нормы права объединвютсв в правовые институты - группу норм, регулирующих однородные отношена (например, нормы материального или процессуального права).
Следующим элементом ввлветсв деление на подотрасли и отрасли права - комплекс норм, определенным образом воздействующих на однородные общественные отношена.
Длв каждой отрасли права характерен свой предмет, метод, принципы, субъекты и объекты правового регулирована общественных отношений.
Предмет правового регулирования - это качественно однородная группа общественных отношений, подвергающихся воздействию посредством права.
Метод правового регулирования - специфический, наиболее рациональный способ воздействия на общественные отношения.
Различают следующие методы правового регулирования.
- императивный (принудительный);
- диспозитивный (добровольный).
Метод правового регулирована - это весьма емкое пога-тие, характеризующеесв множеством компонентов. порвдком установлена прав и обвзанностей субъектов соответствующих правоотношений, степенью определенности их прав, степенью автономности действий и т. д.
В зависимости от сочетант указанных характеристик в теории права выделвют также такие методы (типы) правового регулирования как. дозволение, предписание и запрет.
Дозволение сввзывают наиболее часто с гражданско-правовым регулированием. Предписание выступает как административно-правовой тип регулирована. Запреты наиболее часто сввзы-вают с уголовным правом. Однако из подобной классификации вовсе не вытекает, что дозволение присуще только гражданскому праву, предписание - административному, а запрет - уголовному.

Все эти типы правового регулирована обнаруживаютсв в различных отраслях права в своих специфических взаимных сввзвх и сочетаниях. Различи, таким образом, между отраслвми права можно провести по степени и удельному весу практического использования того или иного средства.
Метод правового регулирована представляет собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения. Как мы уже отмечали, в теории выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный.

Их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами - публичным (административное право, процессуальные отрасли и др.) и частным (гражданское право и некоторые другие).
Императивный метод - это метод властных предписаний, который характерен, прежде всего, для властных отношений. Применительно к медицинской деятельности - это правоотношения по поводу выполнения властных предписаний медицинскими организациями, направленными на обеспечение качества, недопущение некомпетентных лиц к занятию медицинской практикой (лицензирование, стандартизация, сертификация) и другие.
Диспозитивный метод предполагает юридическое равенство участников правоотношений. Применительно к медицинской деятельности - это правоотношения, возникающие между субъектами по поводу оказания медицинских услуг, и некоторые другие.
К публичному праву относ+т нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения человека с властью в интересах государства. Личности навязывается строго определенное поведение (основной метод - императивный).
К частному праву относ+т нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения субъектов между собой (основной метод - диспозитивный).
В теории под принципами права понимают основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права.
Такие начала присущи как праву в целом, так и отдельным отраслям, институтам. Правовые принципы отражают существо содержания, социальную направленность и особенности правового регулирования.

Они позволяют лучше понимать смысл правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, правильно понимать и применять конкретные правовые нормы.
Принципы права учитываются и при обнаружении пробелов в законодательстве. Это обстоятельство имеет особо важное значение, так как по преимуществу дозволительный характер правового регулирования предполагает возможность появления правоотношений, которые не урегулированы ни одной правовой нормой.

Их оформление, оценка и разрешение конфликтных ситуаций, возможны на основе общих принципов права.
Система отрасли права складывается в результате опосредования нормами права фактически существующих общественных отношений. Она обусловлена характером, спецификой и взаимными связями тех общественных отношений, которые складываются в реальной жизни.
Любая отрасль права состоит из институтов и норм, которые находятся между собой в определенной связи и зависимости. Эти связи обусловлены как самими общественными отношениями и их спецификой, так и внутренними закономерностями развития права и группировки его нормативного материала в соответствующие институты.
Правовой институт - это определенная система норм с общими принципами, регулирующая однородные общественные отношения, представляющие собой самостоятельную обособленную группу внутри отрасли права. В то же время правовые институты любой отрасли права не охватывают правовым регулированием все фактические общественные отношения, так как не все из существующих норм можно сгруппировать в самостоятельные и обособленные подразделения. Ряд из них, в связи с этим, регулируется нормами права, не входящими в правовые институты.

И, наконец, необходимо помнить, что некоторые из отношений данного вида вообще не урегулированы нормами права вследствие отставания законодательства от требований жизни.
Существует также часть отношений, не требующих на данном этапе и в определенных условиях правового регулирована. Однако это не исключает возможности, а в ряде случаев - необходимости разработки соответствующих направлений для последующего правового урегулирования в рамках той или иной отрасли права (законодательства).

Правовое поведение


Хотя большинство населения не сталкивается каждый день с деятельностью правоохранительных органов, однако заключая бытовые сделки, общаясь с окружающими, мы постоянно осуществляем свои субъективные права или выполняем юридические обязанности.
В зависимости от того, какими социальными нормами регулируется поведение, различают правовое и неправовое поведение.
Неправовое - это юридически безразличное поведение, которое находится вне сферы правового регулирования.
Правовое - это поведение, которое подлежит правовому регулированию.
Различают следующие виды правового поведения: правомерное и противоправное поведение.
Правомерное поведение - это сознательно-волевое поведение дееспособной личности, объективно принос+щее пользу обществу, соответствующее праву и влекущее позитивные правовые последстви+.
Противоправное поведение - это общественно опасное, виновное поведение деликтоспособного лица, причин+ющее вред общественным, государственным или личным интересам (или создающее угрозу такого вреда в будущем) и влекущее негативные юридические последстви+.
Различают два вида противоправного поведения.
- правонарушение (проступок или преступление);
- объективно противоправное деяние.
Правонарушением называется виновное противоправное
деяние, совершенное деликтоспособным лицом.
Всякое правонарушение - это деяние, т. е. действие или бездействие. Действие - акт активного поведения.

Бездействие признается противоправным, если по долгу или по ситуации лицо должно было что-либо предпринять, но не сделало этого.
Любое правонарушение противоправно, т. е. представляет собой нарушение запрета, указанного в нормативном акте, либо невыполнение обязанности, хотя и не указанного в нормативноправовом акте, но вытекающей из него или из договора.
Правонарушение является виновным деянием.



Содержание раздела