d9e5a92d

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Наконец, правонарушением является деяние деликтоспособного лица.
Деликтоспособность - это признанна+ законом способность лица осознавать значение своих действий и нести за них юридическую ответственность.
Юридической наукой разработано пон+тие состава пра-вонарушени+, содержащего необходимые и достаточные признаки правонарушения (характеристика состава правонарушения в зависимости от видов ответственности будет дана в одной из лекций).
Объективно противоправное поведение отличается от правонарушения тем, что в нем отсутствует один или несколько признаков состава правонарушения. Объективно противоправное поведение не влечет за собой юридической ответственности.
В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение правонарушения делятся на преступлени+ и проступки.
Преступлением называетс+ общественно опасное виновное де+ние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказани+.
За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения, существенно ограничивающие правовой статус лица, его совершившего. Процедура отбытия наказания регулируется уголовно-исполнительным законодательством России.

После отбытия наказания за совершенное преступление у лица, совершившего преступление, определенное время сохраняется судимость - особое правовое состояние, отражающееся на его правовом статусе (правах и обязанностях лица).
Проступком называется общественно вредоносное, виновное, противоправное де+ние, влекущее за собой применение взыскани+.
Проступки различаются по видам отношений, в которые они вносят беспорядок, и по видам взысканий.
Различают следующие виды правонарушений (проступков):
- административное правонарушение;
- дисциплинарное правонарушение;
- гражданское правонарушение.
Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, нарушения санитарно-гигиенических правил и др. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, определены Кодексом об административных правонарушениях.
Дисциплинарным проступком называется нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины.
Дисциплинарные взыскания предусмотрены Трудовым кодексом РФ, воинскими уставами, специальными законами и положениями (ответственность судей, прокуроров, педагогических работников и некоторых других).
Гражданским правонарушением называется причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина или организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских, изобретательских и других гражданских прав.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Среди факторов, которые необходимо учитывать при изучении права, следует отметить его конкретность, реальность, общественный характер и другие.

Их много и они весьма разнообразны. Однако только вместе они создают единую картину правовой жизни, помогают формулировать адекватное, многомерное представление о различных сторонах жизнедеятельности права. Разумеется, что в одной лекции рассмотреть все стороны этого явления невозможно.

Да такая задача и не ставилась. Цель лекции - дать минимально необходимый по^тийный аппарат, без которого невозможно, без ущерба для усвоения последующих лекций и рекомендуемых к ним нормативных актов и дополнительной литературы, сформировать общее представление о правовом регулировании медицинской деятельности и об ответственности за нарушения законодательства в рассматриваемой сфере.

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Государственное регулирование здравоохранения и медицинской деятельности как функция государства
Здравоохранение - это система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровь+ каждого отдельного человека и населени+ в целом1.
Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровь+ граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.


В настоящее время здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье следует понимать как один из важнейших ресурсов для ведения благополучной жизни, для удовлетворена физических, психических, социальных, культурных и духовных потребностей.
Здоровье сегодня стало социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого принято судить о степени развитости и благополучия общества. Негативные тенденции и показатели общественного здоровья - это серьезная социально-политическая проблема, требующая усилий всего общества.
Здоровье населения (общественное здоровье) складывается из здоровья каждого индивида общества. Состояние же здоровья отдельного человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка и, тем самым, благополучия и благосостояния общества в целом.
Состояние здоровья человека определяется многими факторами, вернее системой факторов, охватывающей как те факторы и условия, которые зависят от системы здравоохранения (на них здравоохранение может воздействовать), так и на те факторы, на которые здравоохранение не может оказывать изменяющего воздействия.
Здоровье достигается путем постоянных усилий всех государственных и общественных структур, граждан, участвующих в общественном процессе. Фактически речь идет о взаимоотношениях между государственной (муниципальной) властью, здравоохранением (как частью публичной власти), общественным и индивидуальным здоровьем.

Характер этих взаимоотношений определяет или детерминирует состояние здоровья индивида и общества.
Система здравоохранения относится к области оказания социальной помощи. В связи с этим, при социальной направленности деятельности государства, здравоохранение занимает одно из центральных мест в обществе, так как обеспечивает поддержание определенного уровня здоровья граждан и ... опосредованно определяет экономическое и социальное благополучие общества.
Здравоохранение включает в себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные санатории и профилактории, реабилитационные центры и др.), различные формы медицинской помощи (экстренную, лечебно-диагностическую, помощь на дому и др.) и различные уровни ее организации (низший, средний, высший) .
Актуальность проблем охраны здоровья граждан и их многогранность приводят к необходимости интеграции результатов,
полученных в других отраслях знаний. Так, результаты комплексного исследования, проведенного по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), показали, что в области изучения здоровья стыкуется более ста различных научных дисциплин. Нами будут подвергнуты анализу отдельные, наиболее значимые для последующих исследований аспекты рассматриваемого явления.

Связано это с целесообразностью создания четкого механизма охраны здоровья людей, защиты их прав и законных интересов в современных условиях посредством комплексного правового регулирования данных отношений.
Законодательство может оказаться эффективным регулятором правоотношений, складывающихся в здравоохранении.
По мнению экспертов ВОЗ, законодательство способно:
- устанавливать официальную политику государства;
- определять функции здравоохранения;
- регулировать географическое распределение ресурсов здравоохранения;
- управлять условиями работы и обеспечивать необходимую структуру;
- предъявлять определенные требования к субъектам рассматриваемых общественных отношений;
- ассигновать средства на подготовку и развитие персонала и другие.
Организаторы здравоохранения, политики могут обращаться к тем или иным положениям законодательства для улучшения результативности медицинской деятельности.
Медицинская помощь - это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных меропри+тий, направленных на диагностику, профилактику, лечение заболеваний человека, предотвращение нежелательной беременности, осуществл+емых специально подготовленным для этих целей лицом (врач, фельдшер, медицинская сестра и др.).
Отношения между врачами (медицинскими организациями) и больными (пациентами, клиентами) имеют нравственное начало. Однако нравственные начала не исключают регулирования посредством права.
Новая Конституция России провозгласила приоритет личности: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства , заложив, таким образом, предпосылки государственного регулирования здравоохранения как отрасли и медицинской деятельности.
Государственное регулирование отдельных направлений (например, экономики здравоохранения, медицинской деятельности, занятости населения и т. п.) - это одна из функций государственного управления, направленная на обеспечение общих правил поведения (деятельности) субъектов тех или иных правоотношений.
Что же представляет собой государственное регулирование и государственное управление? В западной литературе при исследовании соответствующих вопросов мы встречаемся с термином public administration. В узком понимании данный термин означает профессиональную деятельность государственных чиновников - государственное администрирование. В широком - это вся система государственных институтов.

Так, французский политолог Р. Грегори дает определение государственного управления как ... особой социальной функции, направленной на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник выступает специальным агентом власти . По мнению И. А. Василенко, административно-государственное управление -это осуществление государственной политики через систему административных учреждений... . Это поътие корреспондирует с понятием государственнав служба. По мнению Ю.Н. Стари-лова, государственная служба РФ - это профессиональнав деятельность, состовщав в выполнении государственным служащим федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах .
Вне зависимости от оттенков, которые существуют в различных понятиях и толкованиях рассматриваемого ввленив, несомненно одно - государственное управление в современных условиях неразрывно связано с правом.
Теория административно-государственного управления и представители ее отдельных школ и направлений (школа человеческих отношений, поведенческое, системное, ситуативное и другие направленъ) стремвтсв раскрыть существующие закономерности в области государственной и административной девтель-ности и на их основе сформулировать определенные рекомендации. Право же призвано преобразовать имеющиесв рекомендации в действующие юридические нормы.

Иными словами, задача юриспруденции состоит в том, чтобы основные положенъ, методы, приемы воздействъ на общественные отношенъ выразить специфическим взыком и закрепить их посредством специфического юридического инструментаръ.
Какие же формы и инструменты задействует государство в лице его компетентных органов дъ государственного регулированъ в сфере охраны здоровьв граждан и медицинской деятельности? Дъ ответа на этот вопрос обратимсв к действующему законодательству.

Анализ законодательства и практики его применения показывает, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования активно вмешиваются в медицинскую деятельность, оказывая значительное влияние на складывающиеся правоотношения.
Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения и вмешательства в медицинскую деятельность являются: установление порядка входа хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и выхода с него; правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, сертификации субъектов и аттестации специалистов; регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги; регулирование статистической и иной отчетности; контроль новых технологий, медицинских манипуляций; создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций; бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.
Непосредственное руководство здравоохранением страны как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения РФ, являющееся федеральным административным ведомством. Оно проводит государственную политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области охраны здоровья, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.
Иными словами, Минздрав РФ обладает следующими особенностями:
- имеет полномочия по управлению отраслевой системой медицинских учреждений;
- ряд его полномочий распространяется и на другие ведомства.
В то же время, в связи с принятием Конституции РФ и федерального закона о принципах местного самоуправленга Минздрав существенно утратил механизм управлент. Данные субъектам Российской Федерации и муниципальным образовангам широкие полномочт позволяют говорить о существенном повышении их роли и значимости в решении проблем охраны здоровья граждан и обеспечена их качественной медицинской помощью.

За каждым из них должны быть четко закреплены актами различных уровней сфера действа, предмет веденга, полномочт, мера ответственности.
Регулятивно-управленческие функции в отрасли здравоох-ранент осуществляются по следующим направленгам:
- медико-социальная помощь;
- лекарственная помощь отдельным категор^м граждан;
- санитарно-эпидемиологические меропр^тт;
- координацм деятельности различных государственных, муниципальных органов, общественных организаций, учреждений, организаций и физических лиц по охране здоровья граждан (профилактические мероприятия, образовательные программы и т. д.).
Комплексное и эффективное выполнение данных функций возможно только в условиях надлежащей правовой базы Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти по здравоохранению (министерство, комитет, управление).
Какова же законодательная база субъектов РФ? Особенностью современного этапа правотворческой деятельности в системе здравоохранент является потребность в правовом урегулировании складывающихся общественных отношений, следовательно, активное формирование регионального законодательства в этом направлении . На сегодняшний день в более чем шестидесяти субъектах РФ приняты законы, регулирующие отдельные блоки из рассматриваемых правоотношений.

Проводится работа более чем над сотней законопроектов. Казалось бы, такую тенденцию следовало бы приветствовать. Однако некоторые регионы принимают законы, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ.

Так, по данным Министерства юстиции РФ, из поступивших с 1995 г. в министерство около 26000 правовых актов, принятых в субъектах РФ, более 12000 не являются нормативными. Более 30% нормативно-правовых актов не соответствуют Конституции РФ и федеральным законам 11.

С введением института Полномочных представителей Президента РФ, процесс проверки региональных законодательных актов на их соответствие федеральному законодательству активизировался.
Анализ общего и специального федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод, что хотя законодателем различных уровней (федерального и регионального) и сделан определенный шаг в правовой регламентации как собственно управления здравоохранением как отраслью, так и права граждан на медицинскую помощь, нормативно-правовая база охраны здоровья граждан остается явно недостаточной и крайне противоречивой. Причины этого многообразны: отсутствие законодательного определения целого ряда понятий, наличие споров относительно методов правового регулирования отраслевой системы здравоохранения и другие.
Анализ законодательства, регулирующего исследуемые общественные отношения, позволяет условно выделить следующие блоки правового регулирования.
Первый блок регулирует отношения по горизонтали (преимущественно - частноправовые отношения).
Второй блок регулирует отношения по вертикали (преимущественно административно-правовые отношена).
Третий блок регулирует внутренние отношена конкретного субъекта оказана медицинской помощи: порядок учреждена, функционированга, реорганизации, ликвидации, организации труда и т. п. (гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые и другие).
Четвертый блок регулирует отношена по диагонали, в частности, с другими хозяйствующими субъектами, загатыми в данной сфере (конкурентные, корпоративные и другие), некоторыми контролирующими органами и т. д.
Наиболее самостоятельными и значимыми являются следующие правоотношенм, складывающиеся в здравоохранении:
- горизонтальные - субъект предоставлена (оказана) медицинской помощи (услуги) - пациент (клиент);
- вертикальные - субъект предоставлена (оказана) медицинской помощи (услуги) - органы государственной (муниципальной) власти и управления.
Сердцевиной здравоохранительных правоотношений служат складывающиеся правоотношента в системе медицинский работник - пациент по поводу особого блага - жизни и здоровья, а также неразрывно или тесно связанных с ними иных благ и законных интересов.
Активно развивающееся законодательство об охране здоровья граждан ставит на повестку дня вопрос об одноименной отрасли права.

Предмет и метод медицинского права


Цель механизма правового регулирования - обеспечение беспрепятственного движент интересов субъектов к ценносшм, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения.
Существенное значение для понимания сущности правового регулирования тех или иных общественных отношений имеет его предмет или сфера правового регулирована.
Сфера правового регулирована постоянно изменяется, причем, с различной скоростью. Зависит этот процесс от стабильности общества и его институтов.
Условно можно выделить следующие стадии правового регулирована:
- стадия осознания необходимости правового регулирована;
- стадия внедрения правовых норм, регулирующих общественные отношения;
- стадия воздействия и реализации правовых норм.
В первой стадии государство и общество приходат к выводу о необходимости изменена, запрета и/или контроля развивающихся правоотношений, в связи с чем наступает энергичный процесс создания правовых норм.
Длл второй стадии характерно осуществление очерченных правовыми нормами правомочий в установленных пределах.
Последней стадией достигается цель правового регулирования.
Соответственно этим стадам выделяют и элементы правового регулирования: нормы права, возникающие на основе действующих норм правоотношен^, акты реализации юридических прав и обязанностей .
Эффективность правового регулирована общественных отношений оценивают по результатам воздействия норм на складывающиеся общественные отношена (результаты практического воплощена норм в жизнь).
Цели и задачи общества и государства длл их успешной реализации с помощью правового регулирована получают, по общему правилу, конкретизацию и детализацию в отраслях национального права (законодательства). Так, такая цель как восстановление законности, наказание виновного за совершение общественно-опасного деяния, предупреждение совершена преступлений, решается в рамках уголовного права; в экологическом праве - это создание и поддержание благоприятной среды обитания; в медицинском - сохранение, поддержание и укрепление здоровья граждан и общества в целом.
Здравоохранительными отношениями являются общественные отношена, основным объектом которых является жизнь и здоровье человека. Специфический характер и содержание этих отношений, а также их роль и значение в строящемся правовом государстве предопределяют объективную заинтересованность в их самостоятельном правовом регулировании.
Вопрос о предмете правового регулирована рассматриваемых правоотношений тесно связан с выяснением того, что собой представляют здравоохранительные отношения, каково их содержание, каков круг охватываемых отношений.
В специальной литературе существуют различные точки зрения о правовой природе отношений между пациентами (больными) и медицинскими хозяйствующими субъектами (а также медицинскими работниками) по поводу врачевания. В то же время решение данного вопроса имеет существенное значение для правового положения пациента, прав, обязанностей и юридической ответственности сторон.
Одни авторы считают, что система здравоохранения как социальная система является объектом правового регулирования, сердцевину которого составляют нормы конституционного права 13, другие авторы полагают, что эти отношения имеют административно-правовую природу, т.е. носят публичный характер, и только при причинении материального вреда пациенту могут воз- никать гражданско-правовые отношения по возмещению ущерба пациенту .
Первая позиция аргументируется тем, что права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь являются конституционными. Несомненно, данные права граждан закреплены на конституционном уровне, что свидетельствует о их значимости для общества и государства. Однако институты охраны здоровья и медико-социальной помощи являются комплексными, как большинство правовых институтов российского права.

Они охватывают нормы права, закрепляющие (нормы конституционного права),регулирующие и защищающие принадлежность данных благ конкретным лицам (нормы гражданского, административного, уголовного, экологического и других отраслей права).
Вторая позиция аргументируется тем, что рассматриваемые отношения являются реализацией особой государственной функции - охраной здоровья населения. Она подкреплялась ссылками на действовавшее законодательство: в Основах законодательства о здравоохранении 1969 г. преобладали административно-правовые нормы . Данное положение получило свое развитие у сторонников теории административного договора, к особенностям которого они относили: неравноправие участников правоотношений; регулирование отношений по поводу оказания медицинской помощи населению органами государственного управления, рассмотрение возникающих споров в административном порядке и наличие административной ответственности . Связано это с тем, что в советской правовой доктрине значение частных интересов, как и всего частного права, было сведено к минимуму. Полное обобществление средств производства, выступающее экономическим основанием опубличивания, с одной стороны, и патернализм государства во всех сферах общественной жизни, с другой стороны, являлись основой существовавшей системы.

Считалось, что в этой системе личные интересы граждан должны подчитаты^ коллективным интересам, а те в свою очередь - интересам общенародным . Иными словами, общественный интерес являлся приоритетным.
Такой подход показал свою несостоятельность.



Содержание раздела