HHC         d9e5a92d

ИСТОЧНИКИ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И СОСТАВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Принципы - это объективные свойства права, которые коренятся в его содержании. Принципы права оказывают как прямое воздействие на общественные отношения, подлежащие урегулированию, так и опосредованное, когда определяют применение конкретных норм, дополняя содержание их гипотез.
Таким образом, принципы права во многом детерминированы происходящими в обществе процессами, т.е. носят объективный характер. Задача же отраслевой науки состоит в выявлении зарождающихся принципов, их изучении и систематизации.
Вместе с тем и сами принципы играют роль ориентиров в формировании и поступательном развитии права. Так, определенная правовая идея, пройдя тернистый путь развития, может трансформироваться в правовой принцип, а он, в свою очередь, претвориться в норму права.
Принципы права нередко получают прямое закрепление в нормах права. После такого закрепления они становятся нормами - принципами.
Основными принципами медицинского права, получившими законодательное закрепление (нормы-принципы), являются следующие:
- соблюдение прав человека в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
- доступность медико-социальной помощи;
- социальна+ защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и управления, предприятий и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Вместе с тем есть принципы, не получающие прямого закрепления в определенных нормах. Тогда формулировка правового принципа растворяется во множестве норм.

В таких случаях речь идет о принципах, выводимых из отдельных норм или их совокупности.
В теории права также принято делить принципы права на общеправовые, межотраслевые, отраслевые, а также свойственные отдельным правовым институтам.
Общеправовые принципы распространяются на всю систему права. К ним относят принципы: социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности, единства юридических прав и обязанностей.
Межотраслевые правовые принципы свойственны двум блокам правового регулирования: частному и публичному.
Этих принципов гораздо больше. К ним можно отнести принцип состязательности, диспозитивности (возможность распоряжаться средствами защиты), автономии воли и другие.
Однако использование одного состава принципов различными отраслями права еще не означает, что содержание каждого принципа, их проявление в конкретной отрасли права идентично. В каждой группе общественных отношений они определенным образом преобразуются, получают определенную специфику, характерную этой группе общественных отношений.
Как и общеправовые принципы, межотраслевые принципы распространяются на широкий круг общественных отношений. В каждой отдельной группе общественных отношений и отрасли права или группе отраслей межотраслевые принципы получают свое развитие и приобретают определенную специфику.
Отраслевые принципы права распространяют свое действие на конкретные отрасли права - гражданское, административное, трудовое и другие.
Отраслевые принципы медицинского права еще только предстоит выявить и сформулировать. Отмеченные нами ранее принципы, во многом, являются неспецифичными, а именно - развивают и детализируют общеправовые и межотраслевые принципы.
Одним из важнейших принципов медицинского права, на наш взгляд, должен стать принцип паритета (гармонизации) интересов субъектов здравоохранительных правоотношений. Это обусловлено тем, что одним из центральных вопросов дальнейшего совершенствования законодательства о здравоохранении, имеющим концептуальное значение для реформирования всей системы имеющихся правоотношений, является вопрос об оптимальном соотношении частных интересов конкретных пациентов (клиентов) с интересами групп (жителей населенного пункта, региона и т. п.), и, в конечном итоге, с отдельными публичными интересами.
Принципы правовых институтов. Известно, что в рамках отрасли права образуются обособленные правовые институты, регулирующие определенную разновидность общественных отношений.

Например, в гражданском праве обособляется институт возмещения вреда. Связано это наличием выраженной специфики данного института: фактическое неравенство потерпевшего и причинителя вреда. Следствие - появление ряда норм внутри института, направленных на защиту слабой стороны (презумпция вины причинителя вреда, изменение общего порядка бремени доказывания обстоятельств по делу и т. д.).

Принципом этого института является полное возмещение вреда потерпевшему.


В медицинском праве обособл+етс+ целый р+д институтов: институт принудительных мер медицинского характера, институт медицинских экспертиз и другие.

Медицинское право как наука и учебная дисциплина


Понятие медицинского права многозначно. Прежде всего, этим термином мы обозначаем соответствующую отрасль права, т. е. совокупность правовых норм (право в объективном смысле), регулирующих здравоохранительные и тесно связанные с ними правоотношения.

В этом аспекте медицинское право рассматривается как одна из формирующихся составных частей правовой системы России. От здравоохранительного права как системы норм следует отличать понятие законодательства о здравоохранении, которое нередко смешиваетсв или отождествлветсв с медицинским правом.
Вместе с тем исследование проблемы системы медицинского права и системы законодательства о здравоохранении имеет немаловажное значение, как для самой отрасли медицинского права, так и для системы права в целом. Без построения системы права нельзя правильно построить и систему отраслевого законодательства.
Система отрасли права складывается в результате опосредования нормами права фактически существующих здравоохранительных правоотношений. Следовательно, система обусловлена характером, спецификой и взаимными связями тех общественных отношений, которые складываются в реальной жизни.
Предметом науки медицинского права является действующее законодательство и практика его применения, история его развития, опыт развития и практика применения законодательства о здравоохранении в зарубежных правопорядках.
Наука медицинского права призвана изучать и совершенствовать понятие здравоохранительного права, его место в правовой системе России и зарубежных странах, систему и содержание институтов и отдельных норм медицинского права, их роль в фактически складывающихся правоотношениях между участниками рассматриваемых общественных отношений и эффективность их применения. Для достижения этих целей и реализации поставленных задач в науке медицинского права могут использоваться как общенаучные, так и частные методы познания.

Наиболее широко в науке медицинского права, на наш взгляд, должны использоваться методы философского характера, метод комплексного анализа, метод сравнительного правоведени+, метод системного анализа, социологические и психологические методы и приемы.
Выработанные наукой медицинского права понятия, положения и выводы должны стать теоретической базой для создания новых правовых норм, регулирующих здравоохранительные правоотношения, т. е. правотворчества, а сам этот процесс также становится предметом изучения зарождающейся науки.
Таким образом, наука медицинского права может представлять собой систематизированную совокупность знаний о регулировании общественных отношений в сфере здравоохранения:
- свойствах и закономерностях его функционирования и развития;
- способах достижения его эффективности;
- средствах и приемах получения знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования медицинского права и законодательства о здравоохранении.
Медицинское право как наука есть совокупность правовых знаний, накапливаемых в результате специальных научных исследований и обобщения медицинской практики. Получаемые научные знания отражаются в правовых доктринах, концепциях, комментариях, рекомендациях законодателю.

В материализованной форме они могут находить закрепление в формулировках правовых норм, конструкциях законодательных актов, в научных трудах и монографиях. Верность тех или иных выводов и предложений подтверждается или отвергается правоприменительной практикой.

Иногда идеи, отвергнутые первоначально, возвращаются вновь и получают свое логическое развитие в связи с изменившимися условиями общественного развития.
Наука медицинского права взаимодействует с другими общественными науками, занимая среди них определенное место. Прежде всего, она органично связана с правовыми науками.
В первую очередь, медицинское право опирается на ряд фундаментальных понятий и категорий, разработанных теорией права и государства. Речь идет о предмете и методе правового регулирования, правоотношении, понятии юридической ответственности. История права и государства обогащает медицинское право знаниями о происхождении и развитии общественных отношений в сфере здравоохранения и становлении отдельных институтов. Далее, наука медицинского права тесно связана с рядом отраслевых правовых наук, изучающих частноправовую и публично-правовую сферы, - с конституционным, гражданским, семейным, трудовым, предпринимательским, административным, финансовым, уголовным правом, а также процессуальными отраслями права (гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным правом).

Предметы этих наук обвзательно соприкасаютсв со сферой регулирована медицинского права.
Наука медицинского права также немыслима без связи с другими общественными науками, в том числе философией, социологией, политологией, историей, экономической теорией. Так, философы и социологи разрабатывают и внедряют категориальный аппарат, решают теоретические и прикладные аспекты взаимодействия в системе пациент - медицинский корпус, изучают философские проблемы медицины: проблемы жизни и смерти, отчужденности, суицидов и т. д. Историческая наука обогащает медицинское право знаниями о становлении и развитии отдельных направлений медицинской деятельности и проблемах, стоявших на их пути в определенные периоды развития государства и общества.
Наконец, медицинское право активно использует выводы и материалы медицинских и биологических наук о физическом, психическом, социальном, репродуктивном здоровье человека и населения, проблемах, возникающих при разработке, внедрении и проведении различного рода манипуляций, операций, клинических испытаний и т. п. В то же время, заимствование не освобождает от необходимости разработки собственных подходов к изучению правовой действительности. Зарождающаяся наука медицинского права и другие науки должны взаимно обогащать друг друга, способствовать более эффективному и скорому достижению стоящих перед ними задач.

Взаимодействие с другими науками и заимствование медицинским правом ранее полученных результатов - это основа, база для новых самостоятельных исследований и выводов, которые медицинское право должно провести и обосновать применительно к своим объектам.
Медицинское право России как учебная дисциплина имеет своим предметом изучения формирующуюся одноименную науку, законодательство о здравоохранении, причем как действующее (по преимуществу), так и предшествующее, а также законодательство о здравоохранении в зарубежных правопорвдках.
Объектом изучена ввлвютсв также различные правовые и философские концепции, правовые взглвды, исторические факты. В предмет изучена входит правотворческав и правопримени-тельнав девтельность в этой сфере.
Курс медицинского права впервые стал преподаватьсв в стенах медицинских вузов, так как знание права и строгое соблюдение его основ исключительно важны и необходимы в профессии работника здравоохраненив. Как правильно заметил народный врач СССР О. А. Обухов: Выпускники медицинских учебных заведений должны иметь хотв бы минимум юридических знаний длв квалифицированного и добросовестного выполнена своих обв-занностей...

Одновременно медицинским работникам необходимо знать, какие правовые последствив влекут или могут повлечь их действа (или бездействие). Только юридические знанив дадут врачу возможность обеспечить нормальную работу учреждена здравоохраненив, предотвратить действа, наносвщие вред здоровью и жизни людей нашего общества .
Система учебной дисциплины основываетсв на делении всего учебного материала на крупные разделы (блоки), подлежащие изучению в строгой последовательности.
Систему учебной дисциплины Медицинское право России можно представить следующим образом.
Первый блок под условным названием Общие положения включает в себв следующие темы и вопросы длв изучена:
1. Тема 1. Общая теория государства. Вопросы для изучения: понвтие государства; происхождение государства; типоло-гив государств; функции государства; формы государства; государственный аппарат; государство, право, экономика и социальная сфера; правовое государство.
2. Тема 2. Общая теория права. Вопросы для изучения. понятие права; происхождение права; признаки права; право в системе социальных норм; источники права, правовые системы современности; нормы права; система права и система законодательства; правовые отношения; правотворчество; реализация права; правосознание; понятие и виды правонарушений; юридическая ответственность.
3. Тема 3. Медицинское право и законодательство о здравоохранении. Вопросы для изучения. медицинское право как правовая отрасль; медицинское право как наука и учебный курс; источники медицинского права; законодательство о здравоохранении и его характеристика; понятие и содержание здравоохранительного правоотношения; субъекты медицинского права и здравоохранительных правоотношений и предъявляемые к ним требования; роль органов государственной власти и местного самоуправления в рассматриваемых правоотношениях; объекты здравоохранительного правоотношения и их характеристика.
Второй блок. Второй блок, под условным названием Правовое регулирование медицинской деятельности, включает в себя следующие темы и вопросы.
4. Тема 1. Правовое регулирование медицинской помощи. Вопросы для изучения. понятие и виды медико-социальной помощи; понятие и виды услуг; особенности медицинской услуги и хозяйственно-правовой режим медицинской услуги; заключение, изменение и расторжение договора о медицинской услуге; ответственность сторон за нарушение договорных обязательств; правовой режим медико-социальной помощи лицу, неспособному выразить свою волю; внедоговорное причинение вреда жизни и здоровью; ответственность за причиненный вред.
5. Тема 2. Правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности. Вопросы для изучения. правовое регулирование деятельности по планированию семьи и репродукции человека; правовое регулирование трансплантации органов и/или тканей человека; правовое регулирование медицинского эксперимента; правовое регулирование использования медицинских знаний для целей следствия и суда; правовое регулирование принудительных мер медицинского характера.
6. Тема 3. Правовой режим оборота лекарственных средств, медицинской техники и оборудования. Вопросы для изучения, правовое регулирование обращения лекарственных средств; особенности правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ; правовой режим обращения медицинской техники и оборудования.
7. Тема 4. Юридическая ответственность участников здравоохранительных правоотношений. Вопросы для изучения, гражданско-правовая ответственность субъектов предоставления и оказания медико-социальной помощи; дисциплинарная ответственность медицинских работников; административная ответственность должностных лиц; уголовная ответственность медицинских работников; проблемы юридической ответственности пациента.
Подводя итоги отмеченному, можно сделать следующие выводы.
Право на охрану здоровья обеспечивается системой здравоохранения. Для успешного осуществления поставленных перед здравоохранением задач, государство решает задачу воспитания медицинского персонала в духе неукоснительного выполнения профессиональных обязанностей и требований законодательства при оказании медико-социальной помощи населению.

Знание медицинского права, действующего законодательства об охране здоровья граждан является предпосылкой для решения стоящих перед государством и обществом задач в этой отрасли народного хозяйства, а также основой профилактики правонарушений среди медицинских работников.

ИСТОЧНИКИ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И СОСТАВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН


Проблема источников права вообще и источников медицинского права имеет как теоретическое, так и сугубо практическое значение. Реализация правовых принципов, принципов правового государства, принципа верховенства Конституции РФ, строгой иерархии нормативных актов, содержащих нормы медицинского права, предполагает и наличие научно обоснованной концепции его источников.
Одной из причин существования данной проблемы является многозначность и нечеткость понятия источник права. Так, С.Ф.

Кечекьян отмечал, что данное понятие принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Источник права - это не более чем образ, который ... скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением 1.
В современной юридической науке под источником права чаще всего понимают форму выражения правила, форму установления и выражения правовых норм .
Источники медицинского права - это система определенных внешних форм, содержащих нормы, регулирующие общественные отношени+ по поводу охраны здоровь+ граждан.
Основной формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых ключевые позиции занимают законы как акты высшей юридической силы. В качестве источников права выступают также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ч. 4 ст.

15 Конституции РФ).
Определенную роль в качестве источника медицинского права, на наш взгляд, может играть обычай. Обусловлено это тем обстовтельством, что в медицине широко распространены так называемые неписаные правила, нормы, которыми руководствуются врачи и, которые, несомненно, следует учитывать при разрешении возникающих споров (нормы деонтологии и т. п.).

Постепенно, параллельно с урегулированием тех или иных аспектов медицинской деятельности посредством правовых норм, обычаи будут утрачивать значение источника медицинского права.
В некоторых зарубежных правовых системах роль источника права выполняет судебный прецедент. В российской правовой системе судебный прецедент формально не считается источником права , хотя значение судебной практики разрешения споров, возникающих по поводу некачественного оказания медицинской помощи, весьма велико. Следует также учитывать и фактор сближения правовых систем современности, заимствования, адаптации лучшего.

Поэтому необходимо науке медицинского права изучать как мировой, так и отечественный опыт разрешения такого рода дел.
Следует также отметить, что нормы морали и нравственности не могут быть признаны в качестве источника права, хотя многие из них лежат в основе правовых норм. Они могут иметь значение для уяснения отдельных положений, смысла правил, правовых норм путем их толкования.

Состав законодательства об охране здоровья граждан


Законодательство об охране здоровья граждан и его основной массив - законодательство о здравоохранении - представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы.
Состав законодательства об охране здоровья граждан представлен:
- рядом положений Конституции РФ;
- нормами международного права, которые регламентируют медицинскую деятельность, деятельность государства по вопросам охраны здоровья граждан;
- федеральными законами, содержащими нормы, регулирующие рассматриваемую сферу, которые, в свою очередь, можно разделить на специальные и общие;
- региональными законами;
- подзаконными актами (нормативными актами органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в пределах их компетенции).
Дадим краткую характеристику отдельным законодательным актам.
Конституция РФ. Согласно ст.

2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства.

В части 2 данной статьи наст^щее положение получает развитие: В Российской Федерации охрага-ются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государствен-rnB поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособга и иные гарантии социальной защиты.
Глава 2 Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина содержит целый ряд статей, непосредственно определяющих правовой режим личных неимущественных благ личности. Согласно ст.

17 Конституции РФ: В Российской Федерации признаки^ и гарантируютсв права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настовщей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рожденив.
В части второй ст. 21 Конституции РФ содержится прямой запрет на проведение медицинских опытов без согласия человека.
Статьи 20-24 Конституции РФ гарантируют право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Согласно ст. 24 Конституции РФ: Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Стать+ 41 Конституции РФ прямо закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь: Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 г. 5487-1. Основы появились в годы реформ и содержали законодательные новации, затрагивающие сферу охраны здоровья, однако их актуальность как правового документа переходного периода прогрессивно снижалась по мере обновления нормативных актов.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что Конституция РФ не упоминает такой вид закона, как Основы законодательства. Однако они продолжают действовать в части, не противоречащей Конституции РФ. Не являются они и базой для дальнейшего правотворчества, которая позволяла бы ими пользоваться как кодифицированным актом.

Акцент в данном законе сделан на декларации государственных гарантий гражданам и льгот отдельным категориям в сфере здравоохранения. Вместе с тем, акценты оказания медицинской помощи гражданам давно переместились от государства в лице Российской Федерации к ее субъектам и муниципальным образованиям. При этом под гарантиями понимаются не конкретные, осязаемые обязанности соответствующих субъектов, а права граждан.

Основы практически лишены необходимых дефиниций специфичных понятий, особого категориального аппарата, что ведет к трудностям в случае необходимости защиты прав и законных интересов граждан в различных инстанциях, включая суды.
Закон РФ от 28.06.91 г. 1499-1 О медицинском страховании граждан в Российской Федерации. Данный закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации.



Содержание раздела