d9e5a92d

Функции и принципы медицинского права

Чрезмерная зарегламентированность деятельности хозяйствующих субъектов, централизованное управление, ограничение активности граждан и создание видимости самостоятельности привели к глубокому социально-экономическому кризису. Преодолеть негативные тенденции в общественном развитии можно было, только начав процесс реформирована основ организации государства, хозяйственной деятельности и социальной сферы. Однако стремительное разрушение механизмов, существовавших десятки лет, и внедрение отдельных правовых моделей, заимствованных из различных правовых систем (романо-германской и системы общего права) без учета российских реалий и менталитета подавляющего большинства населения, повлекло за собой печальные последствия.

Была предпринята попытка практически полностью отказаться от государственного регулирована экономики и, частично, социальной сферы. Расчет на саморегулируемость общества привел к гипертрофии частных интересов, происходащей на фоне неразвитости институтов частного права и отсутствии демократических традиций.

Все это привело к отторжению населением целого ряда начинаний, идущих и навязываемых им сверху.
В настоящее время административно-правовые отношения имеют место, в первую очередь, в процессе управления здравоохранением, между органами исполнительной власти. Большинство из них носит вертикальный характер: например, между Министерством здравоохранения РФ и Федеральным Правительством по поводу выполнения тех или иных федеральных целевых программ; между органом здравоохранения субъекта РФ и органами исполнительной и законодательной власти в субъектах РФ.

Довольно часты также правоотношения вертикального типа между Минздравом РФ и федеральными министерствами и ведомствами, что обусловлено наделением первого надведомственными полномочиями.
В ряде случаев могут возникать административные правоотношения не по вертикали, а по горизонтали: например, проведение совместных мероприятий на всероссийском и(или) региональном уровне.
Таким образом, современные реалии обуславливают, с одной стороны, необходимость защиты публичных интересов, а с другой - дальнейшее развитие частноправовых отношений, защиту интересов личности в цивилизованных формах.
Во-первых, и публичное и частное право являются хотя и различными, но частями единой правовой системы, основанной на действующей Конституции РФ.
Во-вторых, нормы частного и публичного права воздействуют на одни и те же объекты и, нередко, опираются на одинаковые фактические составы (юридические факты).
В-третьих, в целях обеспечения условий устойчивого функционирования гражданского оборота необходимо определить правовое положение его участников, их правосубъектность и пределы действия, что также обуславливает публичный характер ряда гражданско-правовых норм.
Согласно Конституции России, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Перечень оснований для ограничения гражданских прав, установленный в п. 3 ст.

55 Конституции РФ, является исчерпывающим. Они же продублированы в п. 2 ст.

1 ГК РФ.
Таким образом, баланс интересов - частного и публичного - поможет предотвратить или, по крайней мере, сгладить возникающие социальные конфликты в обществе, более адекватно регулировать как имущественные, так и личные неимущественные права, законные интересы субъектов рассматриваемых общественных отношений.
Представляется возможным сделать вывод, что и между ус-лугодателем в лице медицинской организации (ЛПУ) и пациентом возникают частноправовые отношения по своей сути, но, в ряде случаев, отягощенные публичным элементом. Иными словами, теория административного договора не может применяться к отношениям по оказанию медицинской помощи гражданам.

Аналогичная точка зрения была высказана профессором М.Н. Малеиной .
Данная позиция, на наш взгляд, находит отражение не только в доктрине, но и в действующем законодательстве. Ныне действующие Основы законодательства об охране здоровья граждан 1993 г. -это комплексный акт, содержащий нормы различных отраслей права. С одной стороны, в него входят нормы, регулирующие административно-правовые отношения между органами управления здравоохранением и лечебными учреждениями, с другой стороны, - нормы, регламентирующие особенности правового положения пациента, которые никак нельзя назвать административно-правовыми.

Важно также разграничить функции органов государственного управления здравоохранением и функции лечебно-профилактического учреждения. Анализ имеющихся функций органов управления и лечебных учреждений показывает, что по отношению к гражданам (пациентам) они свои властные полномочия практически полностью утратили.



Следует также отметить, что Основы законодательства об охране здоровья граждан принимались в переходный период, до принятия и введения в действие первой и второй частей Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности могут возникать из действий граждан и организаций, хотя прямо и не предусмотренных законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающих их.

Наличие данной нормы также предполагает признание отношений по врачеванию гражданско-правовыми. С принятием части второй ГК РФ медицинские услуги получили свое окончательное закрепление в качестве сделок гражданско-правового характера. Согласно ч. 2 ст.

779 ГК РФ: Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг... . Сторонами данного договора являются исполнитель и заказчик, т.е. равные субъекты. Кроме того, договор возмездного оказания медицинских услуг является публичным .
Об этом свидетельствует и сам характер складывающихся правоотношений. Так, гражданин при необходимости получения медицинской помощи обращается в регистратуру поликлиники или приемный покой больницы, где он информируется об условиях оказания услуг (по полису обязательного или добровольного медицинского страхования или путем непосредственной оплаты), времени приема отдельных специалистов, порядке и правилах работы клиники.
Договор возмездного оказания услуг распространяется на большинство отношений по медицинскому обслуживанию. Однако существуют жизненные обстоятельства, когда гражданин не может выразить свою волю в какой-либо форме вследствие внезапного заболеван™ или травмы (бессознательное состояние). В этом случае обязанность по оказанию экстренной медицинской помощи возникает в силу закона (публичный элемент). Если же пациент пришел в сознание, то все дальнейшие отношена по поводу здоровья гражданина и проведена медицинских манипуляций складываются в соответствии с его волеизъявлением.

Иногда медицинская помощь оказывается независимо или помимо воли лица (ст. 34 Основ законодательства об охране здоровья граждан), что является проявлением публичных начал в правовом регулировании (защита интересов общества и государства).

Ясно, что в этих услов^х о равенстве сторон и заключении ими сделки речи быть не может.
Таким образом, правовое регулирование общественных отношений по охране здоровья граждан и медицинской помощи обеспечивается нормами различных отраслей права: конституционным, гражданским, административным, уголовным, семейным, уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным правом и другими.
Отметим также, что целый ряд погатий и правовых категорий, имеющихся в специальных законодательных актах о здравоохранении, не содержот^ и не используется ни гражданским, ни административным правом (например, система здравоохранения, пациент, врач, медицинское вмешательство, медико-социальная помощь, социально-значимые заболевант и другие).
Отмеченные ранее факты вызвали среди ученых дискуссию об определении содержант так называемого медицинского права (врачебного, здравоохранительного) как правового образования.
В свое время Л.И. Дембо было высказано мнение, что врачебное право - это отрасль законодательства, состоящая из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, регулирующих общественное положение врача .
Согласно точке зрения Р.И. Ивановой и В.А. Тарасовой, медицинское право является подотраслью права социального обеспечения .
A. В. Тихомиров отмечает, что ... во-первых, не будучи легализованной отраслью права, де-факто медицинское право уже существует; во-вторых, отсутствие медицинского права в качестве правового института тормозит развитие практики правоприменения .
М.Н. Малеина понимает под медицинским правом или правом об охране здоровья систему норм, регулирующих организационные, имущественные, личные отношения, возникающие в связи с проведением санитарно-эпидемиологических мероприятий и оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам .
B. И. Акопов под медицинским правом понимает совокупность нормативных актов, регулирующих отношения между гражданином и лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ), между пациентом и медицинским работником в сфере организации, а также прав, обязанностей и ответственности в связи с проведением диагностических, лечебных, санитарно-гигиенических мероприятий .
Некоторые юристы считают право здравоохранента комплексной отраслью права, ядром которой являются отношена по медицинскому обслуживанию.
По мнению Н. Клыка и В. Соловьева, ... представляются необоснованными и упрощенными крайние подходы к решению этой проблемы - как отнесение медицинских отношений целиком к предмету той или иной традиционной отрасли права (административному или гражданскому), так и конструирование новой отрасли - медицинского права .
В настоящее время юридическая наука подошла к выводу о том, что отрасли права - это не просто зоны юридического регулирования, не система норм, объединенных по предмету, а своеобразные подразделения, реально существующие в самом содержании права. Причем именно юридические особенности или особые режимы регулирования определенных общественных отношений являются сердцевиной рассматриваемого явления.
Под юридическим режимом понимают особую систему регулятивного воздействта, которая характеризуется следующими чертами: особым порядком формирована содержанта прав и обязанностей; наличием единых принципов правового регулирова-нта; особым порядком осуществлента правомочий; спецификой санкций и способов их реализации .
Отраслевой режим характеризуется следующими компонентами:
- наличием общих принципов и положений, пронизывающих содержание данной отрасли;
- наличием специфических средств и приемов регулирована.
Отраслевые методы (императивный или диспозитивный) в каждой отрасли в сочетании со всей совокупностью способов правового воздейств^ (дозволенъ, запреты, позитивные обвзыванив) получают своеобразное выражение. Это также отражаетсв на правовом статусе субъектов рассматриваемых правоотношений - одной из главных черт каждой отрасли с позиций примемемого метода и механизма регулирована.
Необходимо также отметить, что в сввзи с качественными изменентми законодательства менветсв соотношение норм публичного и частного права, регулирующих медицинскую де-втельность, в пользу последнего. При этом не исчезло и не могло исчезнуть публично-правовое регулирование рассматриваемых правоотношений и девтельности медицинских организаций, хотв его содержание и характер претерпели значительные изменена.
Предметом медицинского права ввлвютсв общественные отношена, возникающие в процессе функционировант органов и учреждений здравоохранент по поводу выполнена возложенных на них государством и обществом задач.
Исхода из изложенного, можно сделать вывод, что медицинское право - это система правовых норм, регулирующих отно-шени+, возникающие по поводу охраны здоровь+ граждан, в процессе построени+, функционированш и развити+ сферы здраво-охраненш, в том числе в процессе регулировани+ медицинской де+тельности.
Медицинское право может быть выделено в самостовтель-ную отрасль права по следующим основани+м:
- наличие общественной потребности и государственного интереса в самостовтельном правовом регулировании такой значимой для каждого человека, общества и государства отрасли, каковым является здравоохранение;
- наличие самостоятельного предмета правового регулирования; потребность в особом методе правового регулирования (особом сочетании методов);
- наличие и/или потребность в специальных источниках
права;
- наличие специфических понятий и категорий, присущих только данной отрасли права .
Часть из этих оснований уже нами рассматривалась, остальные будут исследованы далее.
Метод правового регулирования - это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования .
Как мы отмечали, медицинское право, с одной стороны, -часть частного права, поскольку отношения между услугодателем (медицинской организацией) и потребителем (пациентом) регулируются нормами частного права. С другой стороны, - часть публичного права, так как на ряд субъектов медицинского права возлагаются задачи и функции государства или делегированные государством.
Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения. В теории права, как отмечалось, выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный.

Часто их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами - публичным (административное право, процессуальные отрасли и другие) и частным (гражданским и др.).
Императивный метод - это метод властных предписаний, он характерен, прежде всего, дта властных отношений. Применительно к медицинской девтельности - это правоотношент по поводу выполнена властных предписаний медицинскими органи-зацтми, направленными на обеспечение качества, недопущение некомпетентных лиц к загатию медицинской практикой (лицензирование, стандартизац^, сертификацт) и др.
Диспозитивный метод предполагает юридическое равенство участников правоотношений. Применительно к медицинской де-втельности - это правоотношент, возникающие между субъектами по поводу оказана медицинских услуг и некоторые другие.
Медицинское право использует основные методы правового регулирована, да это и погатно, так как посредством применена различных методов правового регулирована право провв-ллет (осуществлвет) свою социально-политическую роль регулв-тора общественных отношений.
В сввзи с этим возникает закономерный вопрос: может ли в настовщих услов^х гражданско-правовой инструментарий или инструментарий иной отрасли права решить имеющиесв задачи не прибегав к конструированию новой отрасли права?
Здесь будет уместным привести точку зрент С. Шишкова, согласно которой ... по условмм, характеру и предмету медицинскую помощь невозможно поставить в один рвд с обычными услугами, которые предоставлвют гражданам предпривтив торговли или бытового обслуживан^. В противном случае такие высшие нематериальные блага как жизнь и здоровье человека, вольно или невольно уравниваютсв с благами материальными -предметами повседневного обихода, домашней утварью и т. п. . Жизнь и здоровье - это естественные и непреходвщие ценности.
Здоровье занимает самую верхнюю ступеньку на иерархической лестнице ценностей и в системе категорий человеческого бытия -среди интересов, идеалов, гармонии, красоты, смысла и счастьв жизни, творческого труда, программы и ритма жизнедеятельности . Эти ценности не могут быть сравнимы с имущественными интересами, которые меркнут и не представлвют никакой ценности длв их обладателв при утрате им жизни или значительном повреждении здоровьв.
В.И. Акопов по этому поводу отмечает: Отношенив между медиками и пациентами не всегда могут входить в составную часть гражданского права. Многогранная девтельность медика тем более выходит за рамки области охраны здоровья граждан, социального или административного права .
Таким образом, в качестве самостоятельного фактора появляется особый объект правового регулирования - комплекс личных неимущественных прав (в первую очередь - жизнь и здоровье), которые, несмотря на продолжающиеся дискуссии ученых и непоследовательность законодателя, не могут быть системно урегулированы посредством гражданско-правовых норм в силу специфики самих этих прав, а также особенностей связи объект (личные неимущественные права, не связанные с имущественными) -субъект (медицинская организация, медицинский работник).
Организационно-управленческие отношения власть-подчинение нами рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для защиты интересов личности, в отдельных случаях - населения (общества) - реализации права на жизнь, здоровье и других конституционных прав и свобод. Г осударство создает предпосылки и условия для их реализации посредством прямых и косвенных методов управления.

Не противоречат данной позиции и возможность принудительного лечена, наблюдена, освидетельствована и т. п. на основании норм ряда федеральных законов, так как эти меропрттт осуществляются, в первую очередь, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц (групп лиц, общества).
По мнению С.В. Полениной, превращение пограничных институтов в новую отрасль права возможно только тогда, ... когда этот институт приобретает определенную критическую массу. В результате у него появится необходимая сумма новых свойств, касающихся предмета, методов, принципов и механизма правового регулирована, наличие которых позволяет констатировать, что перед нами новая отрасль права .
При всей комплексности и многогранности здравоохране-нт и медицинской деятельности как социально-правового явле-нт, бесспорным остается положение, согласно которому эффективное воздействие на любой процесс, на правоотношент, возникающие в социуме, возможно только при консолидации различных знаний, методов, приемов различных юридических и неюридических наук.
Медицинское право заимствует знант, приемы, методы, отдельные категории и положент из различных областей человеческого знант:
- юридических наук (конституционного, гражданского, семейного, предпринимательского, административного, финансового, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права и других);
- медицинских наук (социальной медицины, организации здравоохранения, судебной медицины и судебной психиатрии, отдельных клинических дисциплин);
- гуманитарных наук (философии, экономики, политологии, истории, социологии, психологии);
- других.
Следовательно, масштабность, комплексность и значимость рассматриваемых общественных отношений, регулируемых нормами медицинского права, позволвют говорить о том, что оно может претендовать на звание самостовтельной отрасли права.
Процесс специализации ввлветсв объективным результатом развита общественных отношений. Движение это, однако, как мы отмечали, неравномерно и противоречиво, но именно оно уст-ранвет монизм в системе общественного развита, единообразие в структуре социальных отношений.

Истоки правовой специализации кроютсв в общественном разделении труда, разграничении компетенции властных структур, усложнении социальных сввзей в системе личность - общество - государство.
Цель специализации и выделения самостоятельной отрасли права - наиболее полно, с учетом специфики отношений, охватить особенности, новизну и динамику социальных преобразований в рассматриваемой сфере и отразить их качественное состов-ние. Полагаем, что изложенного достаточно, чтобы с различных позиций убедитьсв в праве на жизнь медицинского (здравоохранительного) права как самостовтельной отрасли права.

Функции и принципы медицинского права


Изучение медицинского права как отрасли российского права невозможно без анализа его функций и принципов.
Основнав цель медицинского права заключаетсв в регулировании многочисленных и разнообразных по содержанию отношений в сфере здравоохраненив.
Достижение поставленной цели обеспечиваетсв путем ре-шенив рвда задач, среди которых можно выделить:
- создание условий длв эффективного функционированив здравоохраненив;
- обеспечение научно обоснованной системы организации и управления здравоохранением в России;
- правовое обеспечение реформировани+ здравоохранения РФ;
- установление правовым путем прав и об+занностей, юридической ответственности субъектов медицинского права;
- обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан;
- создание гарантий при реализации принадлежащих им прав и свобод;
- обеспечение действи+ конституционных, межотраслевых и отраслевых принципов и режима законности при осуществлении всех видов медицинской деятельности (медицинская помощь, принудительные меры и т. д.);
- разработка оптимальных правовых режимов регулирована отдельных видов и направлений медицинской деятельности;
- обеспечение стабильности рассматриваемых общественных отношений.
Задачи медицинского права реализуются посредством проведена государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений, которая осуществляется в виде правотворчества (принятие соответствующих законодательных и иных нормативных актов) и правоприменения.
Под функци+ми медицинского права понимают основные направления правового воздействия на рассматриваемые общественные отношена. Функции медицинского (здравоохранительного) права отражают природу и роль общественных отношений, возникающих в сфере здравоохранения.
Обычно выделяют две функции любой отрасли права. Они же будут характерны и для медицинского права.
Регул+тивна+ функци+ медицинского права выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий и компетенции субъектов здравоохранительных правоотношений. Эта функция проявляется не только в сфере установления материально-правовых отношений, но и в области процессуального регулирования отдельных отношений в здравоохранении, а также отдельных видов медицинской деятельности. Например, правовыми нормами устанавливаются погатие и категории (виды) врачебных и иных медицинских должностей, их обязанности, процедура допуска к загатию отдельными видами медицинской деятельности и отстранена от выполнена определенных работ (оказания услуг).

Порядок привлечения врача в качестве эксперта или специалиста для дачи заключена, а также оказания помощи в проведении процессуальных действий прямо урегулирован нормами процессуальных кодексов (ГПК, УПК).
Охранительная функция проявляется в воздействии медицинского права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные правовые нормы. При реализации охранительной функции может быть использовано государственное принуждение (гражданско-правовое, административное, уголовное, дисциплинарное), применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции и т. д.
Рассмотрение медицинского права как отрасли права предполагает и анализ его принципов.
В теории под принципами права обычно понимают основные идеи, исходные положена или ведущие начала процесса формирована, развития и функционирован^ права . Такие начала присущи как праву в целом, так и отдельным отраслям, институтам. Правовые принципы отражают существо содержания, социальную направленность и особенности правового регулирования.

Они позволяют лучше понимать смысл правового регулирована рассматриваемых общественных отношений, правильно применять конкретные правовые нормы.
Принципы права также учитываются и при обнаружении пробелов в законодательстве. Это обстоятельство имеет особо важное значение, так как, по преимуществу, дозволительный характер правового регулирования предполагает возможность появления правоотношений, которые не урегулированы правовыми нормами.

Их оформление, оценка и разрешение возможных конфликтных ситуаций, возможны на основе общих принципов медицинского права.



Содержание раздела