d9e5a92d

Расходы по созданию обменного фонда

Расходы по созданию обменного фонда возлагаются на изготовителя или оптовую организацию, поставляющие товар.
В договоре оптовой купли-продажи должна быть определена организация, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание изделий. Со своей стороны изготовитель или оптовик обязаны заключить с такой организацией договор о гарантийном или сервисном обслуживании граждан, купивших соответствующие товары.

Наименование и адрес этой организации доводятся магазином до сведения потребителей.
Можно назвать следующие задачи, решению которых предназначен договор оптовой купли-продажи. Это: 1) обеспечение ритмичного и бесперебойного поступления товаров в розничную торговую сеть; 2) обеспечение наличия ассортимента товаров, максимально удовлетворяющего интересы покупателей, постоянное обновление и улучшение ассортимента; 3) поступление в магазины товаров высокого качества, безопасных для жизни и здоровья граждан; 4) поступление товаров в упаковке и расфасовке, удобных для пользования и хранения; 5) обеспечение полноты информации для покупателей о характеристиках товара, порядке пользования и хранения, сроках годности и др.; 6) обеспечение для покупателей возможности замены товара, его гарантийного ремонта и сервисного обслуживания и иные.
Законодательство о розничной торговле в настоящее время предусматривает множество различных требований по обеспечению интересов населения, которые, чтобы быть исполненными, предполагают привлечение усилий изготовителей и оптовых организаций. Правовой основой для решения указанных задач служит договор оптовой купли-продажи, нуждающийся в закреплении его в законе.
Статья 421 ГК РФ позволяет сторонам самим составить договор оптовой купли-продажи или соответствующим образом дополнить договор поставки. Однако в обстановке слабой конкуренции розничные торговые организации практически лишены возможности добиться от продавцов включения в договоры необходимых условий, поскольку ни нормы о договоре поставки, ни глава 30 ГК РФ в целом не предусматривают соответствующих прав розничных торговых организаций во взаимоотношениях с продавцами (поставщиками).

Проводившиеся обследования показывают, что сейчас лишь в трети договоров между поставщиками и розничными торговыми организациями содержатся все необходимые условия, обеспечивающие соответствие товара правилам продажи в розничной сети.
Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания отечественного товарного рынка. Просчетом ГК РФ является то, что, предусмотрев в § 2 гл. 30 о договоре розничной купли-продажи положения, направленные на защиту прав потребителей, кодекс не установил соответствующих обязанностей изготовителей и оптовых организаций, усилиями которых только и возможно обеспечить выполнение соответствующих требований относительно продаваемого товара.

Отсутствие законодательно урегулированного договора оптовой купли-продажи закрепляет примитивный уровень нашей торговли, препятствует улучшению обслуживания населения, ведет к массовым нарушениям законных интересов граждан.
3. В тех случаях, когда приобретаемые товары не предназначены для продвижения в розничную торговую сеть, у сторон уже нет необходимости заключать договор оптовой купли-продажи. Свои отношения они могут оформить договором поставки или договором купли-продажи для предпринимательских (хозяйственных) целей.
В этой связи необходимо рассмотреть отличительные черты договоров поставки и купли-продажи, являющихся наряду с оптовой куплей-продажей основными договорами товарного обращения.
Договор поставки - это российское явление, продукт отечественной правовой и предпринимательской мысли. Разработан он был наряду с уже существовавшим договором купли-продажи и предназначался для решения таких задач, для которых модель купли-продажи была явно непригодной.

Это были закупки ресурсов для государственных, прежде всего - военных, нужд. Поставки носили, как правило, крупномасштабный и долговременный характер, с регулярно повторяющимися операциями по передаче и оплате стоимости товара.

Весьма наглядно эти признаки прослеживаются на ранних этапах существования договора поставки - в указах Петра I о казенных подрядах и поставках.
В последующие периоды видовые сущностные черты договора поставки то размывались и он сближался до неразличимости с куплей-продажей, то вновь под влиянием потребностей хозяйственной практики выходили на первый план, получая соответствующее закрепление в законодательстве.
Так это было в Положениях о поставках продукции и товаров 1969 и 1981 гг., которые даже в условиях подчинения договора системе планового распределения закрепили ряд значимых возможностей. Так, был определен порядок заключения долгосрочных договоров, установлен примерный круг вопросов, подлежащих урегулированию на ряд лет.



Подобные перспективные условия должны были предусматривать, в частности, последовательное расширение и обновление ассортимента, улучшение качества товаров, совершенствование тары, упаковки, способов отгрузки товаров и др. Другой важный момент состоял в допущении возможности воздействия покупателей на основе договора на производственную деятельность поставщиков в целях более полного удовлетворения интересов потребителей. На эти значимые свойства договора поставки обращали внимание известные российские цивилисты С.С.

Алексеев, З.Г. Крылова, Р.О.

Халфина, Д.Н. Сафиуллин, В.А.

Язев и др.
К сожалению, указанные особенности оказались утрачены в ГК РФ, что резко свернуло и принизило возможности договора поставки. Модель договора поставки в ее нынешнем виде стала малопродуктивной, она не имеет четкого функционального предназначения.
В настоящее время отличия договора поставки и купли-продажи определяются, прежде всего, составом лиц, способных выступать в качестве поставщиков (в договорах поставки) и продавцов (в договорах купли-продажи).
Согласно ст. 506 ГК РФ в качестве поставщика может выступать лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и производящее или закупающее реализуемые им товары.

Закупки товаров для последующей их поставки могут производиться специализированными организациями, профессионально осуществляющими такую деятельность. Термин закупка применяется в ГК РФ лишь в отношении организаций, осуществляющих контрактацию сельскохозяйственной продукции (ст.

535).
Таким образом, формально не могут выступать в качестве поставщиков оптовые торговые организации, не являющиеся заготовителями соответствующих товаров. Не вправе заключать договоры на поставку созданных ими товаров непредпринимательские организации.

Не могут быть поставщиками многие другие субъекты торгового оборота, не обладающие признаками, указанными в ст. 506 ГК РФ.
В отличие от поставки договор купли-продажи является универсальной правовой моделью, применяемой во всех сферах торговой деятельности, где законом не предписано использование других видов договоров. Договор купли-продажи может заключаться любыми субъектами торгового оборота, в том числе некоммерческими (непредпринимательскими) организациями.
В юридической литературе высказано мнение, что договор поставки наиболее оптимален для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий; между изготовителями товаров и оптовыми торговыми организациями, специализирующимися на реализации указанных товаров*(30). Однако считать договор поставки наиболее оптимальным для регулирования отношений между изготовителями и оптовыми торговыми организациями едва ли верно из-за полного игнорирования в законодательстве о поставках условий, необходимых для последующей продажи товаров населению.
Статья 454 ГК РФ предусматривает, что по договору купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь (товар). Более точной представляется формулировка ст. 237 ГК РСФСР 1964 г., согласно которой продавец обязывался передать покупателю имущество.

Запись в законе о передаче вещи (товара) на практике не рассматривается как обязанность передать лишь материальный предмет. Товаром по договору купли-продажи может быть любое имущество, включая ценные бумаги, информацию, объекты интеллектуальной собственности и др.
Предметом договора поставки ст. 506 ГК РФ называет товары.

Как отмечалось ранее, не все то, что признается товаром в праве гражданском, является объектом коммерческого права.
Договоры купли-продажи и поставки в одинаковой мере выполняют функцию организации актов обмена товара на деньги и денег на товар. В соответствии с принципами построения ГК РФ общие положения о купле-продаже, регулирующие договоры купли-продажи, сосредоточены в § 1 гл.

30 ГК РФ. Общие положения о купле-продаже применяются также к отношениям по поставкам, если иное не предусмотрено нормами кодекса о договоре поставки.

Применительно к договору поставки специальные правила, регулирующие отношения по поставкам, имеют приоритет над указанными общими положениями.
При анализе закрепленных в законе особенностей договора поставки следует отметить их крайнюю скудость и, что более существенно, искусственный характер отнесения их исключительно к договору поставки. По своей природе эти особенности договора поставки носят общий характер для реализационных договоров, а нередко - для всех договоров коммерческого права.
В качестве особенности заключения договора поставки отмечается предусмотренный кодексом специальный порядок урегулирования разногласий, возникших между сторонами относительно отдельных условий договора. Сторона, получившая подтверждение о согласии заключить договор, но на иных условиях, должна в течение 30 дней принять меры к согласованию условий договора, по которым возникли разногласия.
Данное правило на практике не соблюдается, поскольку закон: а) не предусмотрел последствий несоблюдения указанного требования; б) не урегулировал хотя бы в основных моментах процедуру согласования разногласий. Кроме того, в обстановке развала договорно-хозяйственных связей государство обязано содействовать их налаживанию.

Поэтому требование об урегулировании разногласий с указанием общего порядка преддоговорных контактов следовало бы установить для всех видов коммерческих договоров.
Условие договора поставки, предусматривающее поставку товаров отдельными партиями в частные сроки в течение всего времени действия договора, конечно же, носит не специальный, а общий характер для всех видов реализационных договоров. Поскольку в общих положениях о купле-продаже такое правило отсутствует, стороны могут по своей инициативе воспроизводить его в договоре купли-продажи и других видах торговых договоров.
Давно известный инструмент организации торговых отношений -отгрузочная разнарядка, выдаваемая покупателем продавцу при необходимости отгрузки товаров в адрес конкретных получателей, также не может считаться спецификой поставочных отношений. Условие о выдаче отгрузочной разнарядки при необходимости может предусматриваться во всех других реализационных договорах.
Совершенно неосновательно в качестве особенности договора поставки названа возможность поставки по согласованному сторонами графику: декадному, суточному, часовому. Временные графики выполнения договорных обязанностей - чрезвычайно важный инструмент упорядочения и повышения эффективности хозяйственной деятельности. В развитых странах общей практикой является согласование в договорах графиков выполнения тех или иных условий.

Поэтому место норме о согласовании графиков вовсе не в параграфе о договоре поставки, а в общих положениях о договоре.
В настоящее время сохраняется тенденция к применению договора поставки для регулирования отношений крупномасштабного и долговременного характера, отношений между отраслями хозяйства и регионами. Достаточно указать на группу законов о поставках для государственных нужд, на периодически издаваемые постановления Правительства РФ о поставках товаров в районы Крайнего Севера, поставках техники, горючего, химикатов для нужд сельского хозяйства и др.
В указанных актах отражается общая предназначенность поставки для налаживания фундаментальных отношений между отраслями хозяйства, а также отношений производственной кооперации, когда предприятия устойчиво сцеплены между собой процессами переработки сырья и материалов, обеспечения комплектующими узлами и деталями. Кооперационные связи головного производителя и смежников, сырьевых и перерабатывающих предприятий - это всегда поставка, но не купля-продажа.
Таким образом, существует объективно проявляющаяся необходимость в договоре, организующем крупномасштабные, долговременные отношения по обеспечению сырьевыми и материальными ресурсами и реализации готовых товаров. Это предполагает существенную переработку норм ГК РФ о договоре поставки.
Договор поставки должен регулировать никак не упорядоченные сейчас отношения долгосрочного характера, обеспечивая длительное хозяйственное сотрудничество субъектов по реализации ресурсов, организацию иных крупномасштабных связей. В договоре поставки наряду с вопросами реализации товаров должны находить решение связанные с нею задачи производственного, технологического и организационного характера.

Установление возможности воздействия покупателей на хозяйственную деятельность поставщиков призвано обеспечивать последовательное улучшение конструктивных характеристик, качественных показателей изделий на основе внедрения новых технологий и материалов в целях превращения наших товаров в конкурентоспособные на внешнем рынке.
4. Гражданский кодекс сохранил такой особый вид реализационных договоров, как договор контрактации сельскохозяйственной продукции. Он имеет значительную специфику.
По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Одной из сторон в договоре всегда должна быть организация или фермер (он признается индивидуальным предпринимателем), сами производящие продукцию. Заключенный договор контрактации служит основанием для осуществления хозяйством деятельности по выращиванию или производству продукции. Другой стороной выступает организация-заготовитель, закупающая продукцию для переработки или продажи.

Заготовительные функции выполняют различные организации: кооперативы, элеваторы, молокозаводы и др.
Предметом контрактации служит только сельскохозяйственная продукция в сыром виде или прошедшая необходимую первичную обработку: сушку, фильтрацию, охлаждение и т.п. Если выращенная или произведенная продукция прошла производственную переработку, то созданные продовольственные или промышленные товары уже не могут контрактоваться.

Речь идет, например, о масле, сыре, мясопродуктах и др. Их реализация осуществляется уже на основании договоров поставки или оптовой купли-продажи, поскольку требует учета правил продажи товаров населению.
Договором контрактации оформляется также поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.
Особенностью договора контрактации является включение в него условий об обязанности заготовителя обеспечивать хозяйство тарой, упаковочными материалами, оказывать помощь в приобретении горючесмазочных материалов и иных ресурсов. Помощь может оказываться в вывозе продукции транспортом заготовителя.

Статья 536 ГК РФ устанавливает, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения и обеспечить ее вывоз.
Обязанность оказания встречных услуг обусловливается слабым развитием системы снабжения и рыночной инфраструктуры сельского хозяйства. Системы снабжения и сбыта на селе находятся в примитивном состоянии.

Между тем именно их развитие решающим образом влияет на доходность производства. У нас самая низкая в Европе урожайность, но даже из собранного мы почти четверть теряем из-за отсутствия хранилищ, холодильников, а главное - четко налаженной системы сбыта.
Если своеобразие договора поставки служит отражением крупномасштабных, регулярно повторяющихся актов продажи товара, то особенности контрактации порождаются отсутствием в стране упорядоченного снабжения производителей и системы сбыта сельскохозяйственной продукции. В силу этих обстоятельств обязанности снабжения тарой и необходимыми материалами стали возлагаться на тех, кто покупает сельхозпродукцию, - на заготовителей.

От этого пока трудно отказаться, и договор контрактации вновь закреплен законом.
Предусмотренные нормами о договоре контрактации преимущества для сельскохозяйственных производителей могут быть реально обеспечены лишь соответствующей практикой судебно-арбитражных органов. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.97 принял постановление О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки*(31).

Названным постановлением предусмотрено (п. 5), что, квалифицируя отношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 кодекса, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.
Для договора поставки подобные защитные меры практически не требуются. В то же время такие меры крайне необходимы для договора контрактации, поскольку заготовители уклоняются от исполнения возлагаемых на них законом достаточно обременительных обязанностей, соглашаясь заключать с хозяйством вместо договора контрактации договор поставки или купли-продажи, не предъявляющие к ним требований о помощи в снабжении ресурсами и вывозе продукции.
Контрактант (заготовитель) может принимать на себя обязанность встречной продажи хозяйству отходов от переработки полученной продукции. Это весьма значимое в экономическом отношении условие.

В соответствии с такими соглашениями молокозаводы после выгрузки молока возвращают фермам снятое молоко для выпаивания телят, масло- и сахарозаводы отгружают хозяйствам жмых и патоку на корм скоту. Из-за низкой правовой подготовки подобные условия редко встречаются в договорах, хотя в развитых странах такая практика является общепринятой.
То обстоятельство, что продукция производится (выращивается) по заказу заготовителя, налагает на последнего повышенную ответственность за принятие продукции от хозяйства и оплату ее стоимости. В случае отказа заготовителя взять подготовленную для него продукцию возможности продажи ее другим лицам у хозяйства весьма ограничены, особенно когда продукция является скоропортящейся. Поэтому ст. 536 ГК РФ воспроизвела ранее существовавшее правило о недопустимости отказа заготовителя от принятия продукции, представленной в соответствии с договором.

В случае отказа с заготовителя взыскивается полная стоимость такой продукции.
5. Гражданский кодекс РФ предусмотрел совершенно новый для российского правопорядка вид реализационного договора - государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд. Закрепление такого договора в законе отражает переход к рыночным основам во взаимоотношениях государства с предпринимателями.
Отношения по поставкам для государственных нужд регулируются нормами § 4 гл. 30 ГК РФ, а также федеральными законами от 13.12.94 N 60-ФЗ О поставках продукции для федеральных государственных нужд, от 29.12.94 N 79-ФЗ О государственном материальном резерве, от 06.05.99 N 97-ФЗ О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и рядом других.

К поставкам для государственных нужд применяются общие правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено специальными нормами, регламентирующими этот вид отношений.
Существуют два уровня государственных нужд: федеральные и региональные. Федеральные государственные нужды определяются как потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Государственными нуждами субъектов Российской Федерации признаются потребности соответствующих субъектов Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ.
Кроме отнесенности к определяемым законом государственным нуждам вторым основанием установления договорных связей данного вида служит финансирование поставок за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Перечень федеральных целевых программ и объемы их финансирования предусматриваются в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Финансирование может производиться также из внебюджетных источников. Финансирование поставок на региональные нужды осуществляется из бюджетных средств субъектов Российской Федерации или привлекаемых для этих целей внебюджетныхисточников.
Для организации ресурсного обеспечения федеральных и других целевых программ Правительство РФ определяет государственных заказчиков. В регионах заказчиков определяют исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Заказчиками могут выступать только государственные организации: министерства, службы, агентства, государственные предприятия и учреждения.
Заказчик размещает заказ на конкурсной основе, выбирая таким способом поставщика (исполнителя). Для этого организуются федеральные и региональные торги.

В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.
В государственном контракте определяются наименование подлежащих поставке товаров, их количество, ассортимент, качество, комплектность изделий, сроки поставки, цена, способ расчетов, порядок отгрузки и другие необходимые условия. В тех случаях, когда товары должны использоваться не самим заказчиком, а другими организациями, в госконтракте предусматривается условие о выдаче заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки с указанием в ней реквизитов получателей и сведений о товаре, подлежащем отгрузке каждому получателю.

При этом обязанность оплаты стоимости товара лежит на заказчике (ст. 526 ГК РФ).
Государственным контрактом может быть предусмотрена более сложная (двухуровневая) структура связей по поставкам для государственных нужд. В этом случае заказчик после заключения контракта направляет поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику.

На основании извещения поставщик обязан заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд. Заказчик признается поручителем по оплате покупателем стоимости товара, поставляемого по такому договору, и несет солидарную ответственность с должником.
Федеральным законом О поставках продукции для федеральных государственных нужд установлена неустоечная ответственность за ряд нарушений государственных контрактов на поставку для государственных нужд. При необоснованном уклонении от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта. В случае невыполнения в установленный срок государственного контракта по объему продукции поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции.

Неустойка взыскивается до фактического исполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки.
Рассмотрение правового регулирования реализационных договоров свидетельствует о значительных пробелах и упущениях, допущенных при подготовке соответствующих глав ГК РФ. При нынешнем состоянии законодательства о договорах невозможно добиться развития и совершенствования торгово-хозяйственных связей, призванных служить основой товарного рынка.

В интересах всего общества было бы урегулировать реализационные договоры в специальном кодифицированном акте - Торговом кодексе России.



Содержание раздела