d9e5a92d

Приемка товаров и экспертиза их качества

Здесь ненадлежащие действия должника будут правомерными, поскольку разрешены ему законом. Все остальное, кроме допускаемого по закону или по договору, будет являться неправомерным. Правомерность совершенного ненадлежащего действия должна подтверждаться самим ответчиком;
3) реальное понесение убытков вследствие нарушения, в том числе в качестве необходимых будущих расходов. Данное условие носит факультативный характер и необходимо только для взыскания с должника убытков.

Для взыскания неустоек или процентов по денежным обязательствам это условие не требуется. Возможны ситуации, когда нарушение со стороны должника даже выгодно кредитору, однако право на применение неустойки он все равно имеет;
4) факультативным условием, необходимым для взыскания убытков, служит наличие причинной связи между нарушением и возникновением убытков. Для практики достаточно двух признаков причинности. Первый - это предшествование во времени ненадлежащего действия должника наступлению отрицательного результата.

Второй состоит в том, что причиной признается такое ненадлежащее действие, без которого отрицательный результат не наступил бы. Таким образом, требуется необходимость и достаточность причинного действия для наступления результата.
Доказывание причинной связи создает основные трудности в деле подтверждения убытков. Поэтому важно организовать данную работу, обучать персонал фирмы, заранее готовить формы документов, фиксирующих факт нарушения и наступление соответствующих отрицательных последствий.

Без предварительной подготовки и обучения персонала взыскание убытков с должников оказывается крайне сложным делом.
4. Требуют рассмотрения основания для освобождения должника от ответственности за допущенное нарушение. В коммерческой и иной предпринимательской деятельности ответственность применяется без учета вины лица, кроме случаев, установленных законом или договором.
Перечень установленных законом случаев, когда коммерческая организация освобождается от ответственности при отсутствии ее вины в допущенном нарушении, весьма невелик. Так, согласно ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность за нарушение договора контрактации при наличии его вины. При наличии вины несут ответственность за допущенные нарушения транспортноэкспедиционные организации, исполнители маркетинговых работ.

Вместе с тем возможность применения ответственности при наличии вины может быть предусмотрена договором.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Коммерческая организация может быть освобождена от ответственности, если докажет, что неисполнение обязательства произошло вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Более точно говорить не о непредотвратимости самих обстоятельств непреодолимой силы, а о непредотвратимости отрицательного воздействия таких обстоятельств.
Обстоятельства непреодолимой силы кроме чрезвычайного характера и непредотвратимости имеют еще следующие признаки. Они по большей части носят всеобщий характер, т.е. относятся не исключительно к должнику, а к неопределенному или относительно-определенному кругу лиц.

Кроме того, они носят абсолютный характер, т.е. исключают исполнение обязательства независимо от усилий должника.
Закон не допускает ссылок должников как на основание для освобождения от ответственности на нарушение обязательства со стороны третьих лиц, отсутствие у должника денежных средств, отсутствие на рынке необходимых товаров. Приведенный перечень недопустимых ссылок не является исчерпывающим. В договоре могут быть названы иные обстоятельства, ссылки на которые не освобождают лицо от ответственности.

Может быть предусмотрено даже, что ответственность в случае нарушения обязательства применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств.
По смыслу п. 3 ст. 401 ГК РФ перечень обстоятельств непреодолимой силы может быть заранее предусмотрен в договоре. Стороны зачастую предусматривают в договорах развернутые перечни чрезвычайных обязательств, служащих основанием для освобождения от ответственности.

Такие обстоятельства обычно обозначают французским синонимом форс-мажор.
Наблюдаемое на практике стремление к расширению в договорах перечней обстоятельств непреодолимой силы обусловливается опасением пропустить какое-либо обстоятельство, могущее возникнуть в ходе исполнения обязательства. В результате такие перечни оказываются непомерно объемными, включают в себя много такого, что заведомо не может возникнуть. Сторонам целесообразно использовать рекомендацию международной торговой палаты Форс-мажорные оговорки (изд.



1985 г. N 421), в которой дается четкий и достаточно лаконичный образец оговорки.
Проблематика обстоятельств непреодолимой силы хорошо разработана в западной юридической литературе и судебной практике. Принято разделять такие обстоятельства на три группы:
- стихийного характера: наводнения, крупномасштабные пожары, тайфуны, землетрясения и т.п.;
- юридического характера: властные решения о запрете экспорта или импорта товаров, ограничения на определенные валютные операции, карантинные меры;
- социального характера: забастовки, локауты (в России не применяются), военные действия и др.
Принципы международных коммерческих договоров (принципы
УНИДРУА), которые могут воспроизводиться сторонами в договорах во внутреннем торговом обороте, предусматривают освобождение от ответственности по обстоятельствам непреодолимой силы, если только должник незамедлительно уведомил другую сторону о наступлении таких обстоятельств. Если обстоятельства непреодолимой силы продолжаются достаточно длительное время, стороны могут предусматривать необходимость прекращения договорных отношений.
Кроме обстоятельств непреодолимой силы, а в установленных случаях -отсутствия вины, закон предусматривает еще ряд оснований для полного или частичного освобождения должника от ответственности.
Общим основанием для освобождения должника от ответственности, предусмотренным ст. 405 ГК РФ, является просрочка кредитора, т.е. несовершение или несвоевременное совершение кредитором обязанностей, предусмотренных законом или договором, до совершения которых должник лишен возможности исполнить свои обязанности.
В соответствии со ст. 404 ГК РФ размер ответственности должника подлежит уменьшению, если нарушение обязательства произошло по вине обеих сторон.

Это требование об учете вины обеих сторон распространяется и на отношения между коммерческими организациями. Таким образом, взаимная, обоюдная вина в происшедшем нарушении - это основание, по которому суд обязан уменьшить размеры ответственности должника соответственно степени влияния ненадлежащих действий каждого лица на возникновение отрицательного результата.
Закон предусматривает еще два основания, по которым суд не обязан, а лишь вправе уменьшить размер ответственности. При этом суд может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим правом.

Здесь заинтересованной стороне надлежит самой проявлять инициативу и заявлять ходатайство в суде о снижении размера ответственности.
Так, согласно закону кредитор обязан принимать разумные меры к уменьшению ущерба. Если кредитор не принял таких мер либо умышленно или по неосторожности содействовал увеличению убытков, размер ответственности должника может быть уменьшен судом (п. 1 ст. 404 ГК РФ).

Здесь налицо неточность закона. В случае, когда кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению убытков, это означает обоюдную вину сторон в возникновении убытков.

В подобной ситуации должнику надо требовать уменьшения размера ответственности соответственно степени вины каждой из сторон в возникновении убытков.
Согласно ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить взыскиваемую неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Критерием соразмерности служит сопоставление суммы неустойки с величиной убытков, причиненных нарушением. При затруднительности определения размера убытков приходится соизмерять неустойку с суммой обязательства или платежа.
В соответствии с практикой арбитражных судов указанное положение применяется и в отношении процентов за неисполнение денежных обязательств.
Для совершенствования системы ответственности, усиления ее влияния на исполнение договорных обязательств необходимо осуществление ряда важных мер. Требуется прежде всего устранение явных ошибок и несоответствий в законодательстве об ответственности, затрудняющих ее применение.

Имеется острая необходимость в установлении по закону ответственности в виде неустойки за некоторые наиболее распространенные и существенные нарушения договорной дисциплины: невыполнение поставок, отгрузку недоброкачественных товаров и др.
Актуальной задачей является выработка научно обоснованных методик организации работы по возмещению убытков, в том числе определение особенностей фиксирования и доказывания размера убытков от нарушений для отдельных отраслей экономики. Необходимо массовое обучение юристов и предпринимателей практическим приемам ведения работы по возмещению убытков, применению других мер ответственности.

От этого во многом зависит нормализация положения дел в экономике.

Дополнительная литература


1. Евтеев В.С. Возмещение убытков как вид ответственности в коммерческой деятельности.

М., 2004.
2. Грибанов В.П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей//Осуществление и защита гражданских прав.

М., 2000.
3. Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте.

М., 1991.

Приемка товаров и экспертиза их качества


1. Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления деятельности любой организации. В связи с этим у руководителей и юридической службы каждой организации возникает задача организовать приемку получаемых материальных ценностей, проверку их количества и качественного состояния. В ряде случаев закон обязывает коммерческие организации провести приемку товаров.

Так, в соответствии со ст. 909 и 911 ГК РФ товарные склады при приеме товаров на хранение и при возвращении товаров обязаны произвести проверку и определить их количество и внешнее состояние.
Целями организации приемки являются: 1) проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров; 2) выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возмещения потерь за счет виновных лиц; 3) ускорение и удешевление процедуры приемки.
С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать: а) приемку товаров покупателем непосредственно во взаимоотношениях с продавцом и б) приемку товаров от органов транспорта.
Порядок получения товара от органов транспорта регулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Здесь надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза.

Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством.
В случаях, когда груз выдается с участием перевозчика, надлежит помнить о необходимости составления коммерческого акта (на автомобильном транспорте - проставления записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения несохранности груза, соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта.
Приемка товара, непосредственно передаваемого продавцом покупателю либо получаемого от органа транспорта без участия представителя перевозчика, осуществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.
Пункт 2 ст. 513 ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.
Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п.

38, 45; 31, 38), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР.
Имеются две не отмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР. Это Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 г. N П-6 и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. N П-7 (далее -Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).
Названные инструкции уже на момент их принятия были крайне несовершенны, нуждались в коренной переработке. Взамен им в 1991 г. были подготовлены хорошие проекты новых инструкций. Однако с распадом СССР они не были приняты.

Между тем проблема правового регулирования порядка приемки остается и требует своего решения.
Инструкции о порядке приемки продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР как факультативно применяемым нормам. Даже если такое условие не включено в договор, однако получатель провел приемку в соответствии с названными инструкциями, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего порядка приемки не существует. Таким образом, хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота.

Отсюда необходимость учитывать и соблюдать требования этих инструкций, обучать работников проведению приемки и оформлению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций.
Госкомстатом РФ издан приказ от 25.12.98 N132 Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций. Названным приказом предусмотрено, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно устанавливаемым формам N Торг-1, Торг-2 и Торг-3.

Их реквизиты соответствуют содержанию актов приемки, установленному Инструкциями N П-6 и П-7. Закрепляя формы актов приемки, приказ Госкомстата РФ N 132 не регламентирует саму процедуру приемки.

Поэтому в отношении порядка проведения приемки надлежит руководствоваться Инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству.
Важно учитывать соотношение инструкций с другими нормативными документами и договором. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах организаций и др.) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки.

По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта.
Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отношению к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.
Согласно п. 4 ст. 474 ГК РФ порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми. Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов международных коммерческих договоров (Принципов УНИДРУА), императивно закрепляет сложившийся торговый обычай.

Это предполагает необходимость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству.
В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК РФ условия договоров, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил.

Вместе с тем с учетом установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответствии условий договора показателям стандартов в части порядка приемки не является обязательным.
Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки.

При этом целесообразно предусматривать, что в вопросах, не урегулированных стандартами и договором, порядок приемки определяется названными инструкциями.
Следует вместе с тем учитывать, что приемка товара - это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, согласующейся с соответствующими правилами. Как и всякая деятельность, она должна организовываться руководством фирмы.

Должны определяться круг исполнителей, проводиться их обучение, в том числе путем деловых игр, составляться образцы приемных документов, осуществляться контроль за соблюдением установленных требований. Ведение такой организационной работы должно возлагаться на конкретное руководящее лицо, вместе с тем активное участие в ней обязан принимать юрист фирмы.
2. Порядок приемки товаров по количеству и качеству внешне сходен. Вместе с тем в их содержании имеется важное отличие, влияющее на всю процедуру приемки. Дело в том, что при обнаружении дефектов товара этот товар продолжает существоватъ (кроме скоропортящегося).

Забракованные изделия можно вновь, причем неоднократно, экспертировать и, в конце концов, достаточно точно определить, когда, где и по какой причине возникли дефекты.
В отличие от этого установление недостачи характеризуется одномоментностъю и невоспроизводимостью обстоятельств, при которых обнаружена недостача. Если при вскрытии вагона или автофургона установлено отсутствие ящика сливочного масла или пары коробок обуви, то вторично воспроизвести всю ситуацию приемки через день и даже через час уже невозможно.

Отсюда необходимость точного и детального отражения в документах всех обстоятельств приемки, поскольку только на основе анализа документов можно судить о достоверности утверждения комиссии о существовании факта недостачи.
Положение осложняется тем, что в силу глубокого несовершенства Инструкции о приемке по количеству ее применение носит скорее ритуальное значение, оно не позволяет установить истинное положение дел. Так, для подтверждения довода об отсутствии в поступившем контейнере нескольких рулонов ткани или полутонны бананов получатель должен представить документальные подтверждения. Акт, составленный в полном соответствии с Инструкцией N П-6, неспособен достоверно свидетельствовать, существовала ли в действительности недостача.

Однако поскольку других доказательств закон не предусматривает, приходится принимать на веру такие акты. Дефекты инструкции можно преодолевать, ужесточая в договорах требования в порядке приемки и фиксирования ее результатов.

Для этого надо глубоко разбираться в технике приемки и составления документов.
В самой приемке принято выделять несколько этапов.
Первый этап связан с процессом выгрузки товара из транспортного средства: вагона, контейнера, автомобиля и др., когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. В процессе выгрузки проверяется:
а) в части количества - вес брутто товара и число отдельных мест. Если груз перевозится без тары или в открытой таре, то здесь же проверяется вес нетто, а также количество единиц товара в каждом месте - открытом ящике, корзине, связке;
б) в отношении качества на первом этапе проверяется наличие внешних повреждений, которые могли возникнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Одновременно должны быть зафиксированы механические повреждения тары - поломка, наличие признаков вскрытия.
По смыслу инструкций о приемке по количеству и качеству на первом этапе, т.е. при выгрузке товара, приемка производится не менее чем двумя лицами, назначаемыми руководителем организации. Это складские работники или иные лица.
Количество выгруженного товара сопоставляется с данными, указанными в транспортных и сопроводительных документах. Сопроводительные документы - это вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши и т.п.

При отсутствии таких документов проверяется фактическое количество поступившего товара.
В случае обнаружения на первом этапе факта недостач или повреждения товара получатель должен определить порядок дальнейшей приемки. Здесь действуют следующие правила.
Дальнейшая приемка по количеству производится комиссией, в состав которой входят представители покупателя и поставщика. Когда поставщик и покупатель находятся в одном городе, то получатель обязан вызвать представителя поставщика, а тот должен явиться в назначенное время. Если поставщик находится в другой местности, то вызов его необходим, лишь если это предусмотрено договором.

При отсутствии такого условия в договоре вызов не требуется. Если вызов направлен, то поставщик в суточный срок по телеграфу должен известить, будет ли направлен его представитель и когда он прибудет.
Вызов представителя поставщика в договорах предусматривается редко, поскольку такой представитель обычно не может установить истину. Более эффективно включение в договор условия, обязывающего покупателя незамедлительно извещать поставщика об обнаруженной недостаче и ее размере.

Такой порядок затрудняет злоупотребления и усиливает возможности контроля за правильностью приемки.
При неявке представителя поставщика, а также в случае, когда его вызов не предусмотрен договором, дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтересованного представителя. В нее входят лица, начинавшие приемку.

Кроме того, включается представитель, приглашенный из другой организации, либо из числа лиц, уполномоченных профсоюзной организацией получателя. Согласно п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.92 N 21 О практике применения законодательства при разрешении споров, связанных с поставкой продукции производственно -технического назначения и товаров народного потребления ненадлежащего качества (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.93 N13) при отсутствии на фирме профсоюзной организации представитель может быть назначен любой общественной организацией или трудовым коллективом.

Представитель по своему образованию или опыту работы должен быть компетентен в вопросах приемки товара. Не могут назначаться представителями материально ответственные лица, бухгалтерские работники и юристы.
Здесь обнаруживается один из главных просчетов Инструкции о приемке по количеству. Первый этап приемки, являющийся основным, осуществляется совершенно бесконтрольно кладовщиками или иными лицами.

Когда же они обнаружили (а нередко - создали) недостачу, начинает формироваться комиссия для дальнейшей приемки с участием поставщика или иного незаинтересованного представителя. Для преодоления данного несоответствия можно предусматривать в договоре условие о том, что вскрытие транспортного средства и приемка ценных грузов уже на первом этапе осуществляются комиссионно с участием определенных лиц.
Для проверки качества товаров, если на первом этапе приемки обнаружены какие-либо дефекты, покупатель обязан вызвать представителя одногороднего поставщика. Вызов представителя иногороднего поставщика необходим, когда это предусмотрено в договоре. Если представитель поставщика не явился или его вызов необязателен, то для дальнейшей проверки качества товара вызывается эксперт.

Эксперты приглашаются из отделов товарных экспертиз при государственных торговых инспекциях, их экспертных бюро при торгово-промышленных палатах либо специализированных экспертных организаций. Для определения качества продукции хозяйственного назначения, т.е. не предназначенной для розничной продажи, необходимость экспертной проверки не предусмотрена.
В случае неявки представителя поставщика, необязательности его вызова, а также при отказе экспертной организации в выделении эксперта дальнейшая приемка по качеству производится комиссией. Порядок ее образования аналогичен порядку создания комиссий для количественной приемки.
По результатам первого этапа приемки инструкции о приемке по количеству и качеству предусматривают составление акта приемки.



Содержание раздела