d9e5a92d

ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Последующая рефлексия внутренних противоречий труда и жизнедеятельности порождает все многообразие видов социальной деятельности. Для каждого вновь возникающего вида деятельности базисный вид выступает как материал, ассимилируемый

46
в субстрат. Поэтому в иерархии видов деятельности различие людей и вещей, будучи первичным для системы в целом, уходит в основание, снимаемое иными субстратными различиями. Поэтому при характеристике отдельных видов деятельности анализ диалектики вещных и человеческих компонентов недостаточен.

Каждый вид деятельности должен быть специфицирован по всем структурным моментам с анализом специфической роли собственного субстрата, и, следовательно, той социальной функции, которую выполняет выделяемый вид в системе видов социальной деятельности.
Разработанное таким образом понятие вида социальной деятельности является адекватным методологическим средством исследования любого вида деятельности и введения соответствующего понятия в теоретическую систему исторического материализма. Выполнением данной методологической функции понятие вида дополняет и конкретизирует категорию социальной деятельности которая раскрывает абстрактно-общие характеристики модификаций деятельности, И только во взаимосвязи разработанные методологические средства могут быть эффективно использованы для исследования экономической деятельности.
47 - Глава II ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Теоретические предпосылки выделения экономической деятельности

"... Понять предмет, – утверждал Гегель, – означает ... не что иное, как облечь его в форму обусловленного и опосредствованного31. Понять экономическую деятельность, т. е. ввести и уточнить ее понятие, означает не что иное как обосновать понятие при помощи определенных методологических средств и преднайденных предпосылок.
В предыдущей главе была решена задача разработки методологических средств исследования экономической деятельности. Методологическая функция категории социальной деятельности и понятия вида социальной деятельности заключается в организации наличного материала, предпосылок, которые обусловливают возможность и необходимость выделения экономической деятельности. По отношению к экономической деятельности этот материал выступает как преднайденный.

Поскольку на эти знания исследование опирается, то они относятся не к методологическим средствам, а к условиям и предпосылкам.
Задача фиксации теоретических предпосылок относится к классу методологических задач. Как замечает Б. Г. Юдин, "в

48
сферу методологического анализа ... входит изучение не только сознательно применяемых средств но также далеко не всегда осознаваемых самим ученым предпосылок и исходных представлений, на которые он опирается"32. Если условия и предпосылки разработки понятия не зафиксированы, то возникает теоретическая путаница. проявляющаяся в недостаточной обоснованности и определенности понятия. Рефлексивность философского мышления требует осознания и закрепления в понятиях всех тех предпосылок, на основе которых создается новое знание.
В основе выделения экономической деятельности и введения ее понятия лежит выделение каких-либо явлений действительности, нашедших теоретическое отражение. Каждая теоретическая предпосылка может рассматриваться в двух аспектах онтологическом и гносеологическом. В онтологическом аспекте предпосылкой выделения экономической деятельности является выделение какого-либо фрагмента действительности.

В гносеологическом аспекте понятию экономической деятельности предпосылаются понятия тех объектов, которые уже выделены.
Дисциплинарный статус предпосылок различен. Так, необходимо установить те предпосылки, которые наличествуют в историческом материализме в виде разработанных положений и категорий. Встраиваясь в развивающийся аппарат исторического материализма понятие экономической деятельности дополняет и достраивает его, функционируя в роли "недостающего звена".
Ряд теоретических предпосылок, внутренних для исторического материализма, дополняется внешними предпосылками. Ис
49




торический материализм развивается во взаимодействии с альтернативными философскими направлениями, не только полемизирует с ними, но и критически усваивает их достижения. Понятийный аппарат различных философских направлений используется как внешняя основа собственного развития исторического материализма.
Философия как всеобщая рефлексия социальной системы опирается не только на себя, но и на внешнее основание. Поэтому внутренняя философская рефлексия дополняется внешней рефлексией, осваивающей внефилософские предпосылки своего развития: житейский опыт, религию, науку, искусство. Следовательно, наряду с социально-философскими предпосылками исследования экономической деятельности следует зафиксировать и специально-научные предпосылки.
Перейдем теперь к изложению тех теоретических положений, которые мы предпосылаем понятию экономической деятельности.
В основе всякой дифференциации социальной деятельности лежит дифференциация социальной формы движения материи. Социальная форма движения не есть нечто неделимое, гомогенное, "каждая "основная" форма включает в себя формы движения меньшей общности, эти формы распадаются на более специфические взаимодействия и т. д."33. Например, физическая форма движения представляет собой целую группу родственных форм движения – электромагнитной, механической, тепловой и др. Не ис
50

ключение и социальная форма движения, которая также включает целую группу родственных форм движения материи, каждая из которых опосредована осознанием.
Краткая характеристика группы социальных форм движения была дана Ф. Энгельсом. Особый интерес представляет для нас выделение Ф. Энгельсом экономического движения. Рассматривая взаимодействие экономики и государства он писал: "Это есть взаимодействие двух неодинаковых сил: с одной стороны, экономического движения, а с другой - новой политической силы, которая стремится к возможно большей самостоятельности и, раз уже она введена в действие, обладает также и собственным движением.

Экономическое движение в общем и целом проложит себе путь, но оно будет испытывать на себе также и обратное воздействие политического движения, которое оно само создало и которое обладает относительной самостоятельностью"34.
По существу Ф. Энгельс теоретически выделил экономическое движение как подформу социальной формы движения материи и проследил его взаимосвязи с остальными подформами – государством, правом, наукой, религией, моралью, искусством, |философией. В дальнейшем в историческом материализме было достаточно много уделено внимания проблематике взаимосвязи различных сфер общественной жизни, но идея Ф. Энгельса о выделении экономического движения развития не получила.
Правда, в экономической литературе отмечалось, что "экономика является определенной подформой социальной формы дви
51 -

жения материи. То есть можно говорить об экономическом аспекте движения общества35. На наш взгляд, можно и нужно говорить и о других подформах и аспектах движения общества. С точки зрения нашей познавательной задачи достаточно признать выделение экономического движения как составной части социального движения.

Такова первая теоретическая предпосылка выделения экономической деятельности.
Будучи социальным по природе, экономическое движение опосредствуется сознанием. Как специфическая форма социального движения экономическое движение опосредствуется специфической формой общественного сознания - экономическим сознанием.
В трудах основоположников исторического материализма были выделены различные формы общественного сознания. Но, по-видимому, сформировавшаяся идея выделения экономической формы общественного сознания отсутствовала. Вместе с тем было и немало сделано в этом направлении.

Как отмечалось, "выдающееся, основополагающее значение теоретической деятельности К. Маркса в данном вопросе состоит в том, что он разработал методологию исследования экономического сознания и на этой основе зафиксировал ряд важнейших его признаков36.

52
Исследования экономического сознания были продолжены советскими обществоведами. Важным результатом стало выделение экономического сознания и введение соответствующей категории в систему исторического материализма. Экономическое сознание определяется следующим образом: "Экономическая форма общественного сознания есть относительно обособленный элемент общественного сознания непосредственно отражающей объективные экономические отношения.
Предметом отображения экономической формы общественного сознания являются объективные экономические отношения как наличные условия экономической деятельности субьектов - носителей того или иного способа производства а социальной функцией - регуляция их экономической деятельности"37.



Содержание раздела