d9e5a92d

А. Г. Мовсесян - Философия транснационализации


Философия транснационализации ранснационализация, как и другие крупные социально-экономические явления, потребовала определенного философского осмысления и обеспечивающей развитие этого процесса идеологической платформы. Конечно, нельзя воспринимать формирование той или иной философии и идеологии примитивно как некоторую заказанную ТНК и выполненную интеллектуалами работу (хотя и социальный заказ играет немаловажную роль). Философско-идеологическая платформа транснационализации создается стихийным эволюционным путем, подобным развитию самой транснационализации. Из вырабатываемых группами ученых и специалистов философских и идеологических концепций побеждают и занимают доминирующее место в общественном сознании те, которые наилучшим образом соответствуют потребностям обеспечения развития самого объективно обусловленного процесса. Однако здесь имеет место и обратный эффект, названный известным бизнесменом и теоретиком бизнеса Дж.

 Соросом рефлексивностью. Теоретические оценки и концепции могут существенно влиять на ход самого процесса. Таким образом, устанавливается своеобразная обратная связь в системе процесс и его теоретическое описание.

Они развиваются вместе, коэволюционно.
Основные движущие силы, пружины экономического развития вообще и экспансию ТНК, в частности, хорошо объясняет незаслуженно отброшенная у нас в стране в период засилья марксизма философия волюнтаризма (лат. voluntas  воля). Это философское течение, ярким представителем которого является без особого повода демонизированный нашей старой идеологией великий Фридрих Ницше (1844  1900), предлагает рассматривать основные процессы социально-экономического развития с позиции реализации частных устремлений, воль отдельных лиц. Ницше видел объяснение всех коллизий и проистекающего из них развития в борьбе за власть. "Везде где борются  борются за власть",  говорил философ. Термины "власть" и "воля" были в дореформенный период изрядно скомпрометированы в массовом сознании, а производный от воли термин "волюнтаризм" приобрел даже ругательный смысл.

Для понимания движущих сил экономического развития необходима реабилитация волюнтаризма в общественном сознании на базе научного истолкования и непредвзятого взгляда на его основные положения.
Власть в волюнтаристической философской теории  это возможность осуществить свою волю и свои желания по отношению к чему или кому-либо. Она может быть законной или незаконной, базироваться на силе, влиянии, традициях (родительская власть и т.п.) или других неформальных институтах. Воля к власти, то есть к расширению своих возможностей в различных сферах  одна из основных, заложенных на уровне безусловных рефлексов мотиваций человеческого поведения.
Воля к экономической власти, то есть к власти в сфере экономики, отдельных личностей, особенно ярко выраженная у людей, называемых предпринимателями, является основным двигателем экономики. В сочетании индивидуальных властных устремлений и накладываемых обществом формальных и неформальных институциональных ограничений (правил игры) состоит существо экономической системы.
Экономическая власть достигается соединением следующих пяти элементов: финансовой мощи; информационного влияния; коалиционной силы; связи с государством; наличием средств силового давления.
Сочетание этих взаимосвязанных факторов обусловливает определенную меру власти человека или некоторой группы. При этом в формуле достижения власти все пять факторов равнозначны, и реальная власть определяется тем фактором, который у данного лица находится в дефиците. Полноценная власть достигается только при рациональном сочетании всех пяти элементов, если же какого-то из них не хватает, то для усиления власти необходимо конвертировать часть имеющихся в относительном избытке факторов в недостающий фактор.
ТНК, как и всякая коммерческая организация, стремится к расширению своей экономической власти. Если внимательно проанализировать шаги развития любой ТНК, то мы увидим, что каждое ее конкретное действие можно объяснить стремлением к увеличению одного из пяти вышеназванных факторов власти или конвертации одного в другой, недостающий в данный момент.


Волюнтаризм позволяет объяснить концентрацию и централизацию капитала, интенсивно идущие слияния и поглощения не гегельянски  абстрактными, внутренне присущими капиталу стремлениями и движениями, а конкретной волей к расширению экономической власти лиц, стоящих во главе корпораций. Волюнтаризм  не абстрактное философское течение, а реальная методология анализа сложных экономических процессов и, конечно, в том числе транснационализации. Он позволяет увидеть внутренние пружины процесса, всегда связанные с волей к экономической власти конкретных людей и групп.

Волюнтаристский анализ позволяет не только объяснять происходящие экономические явления, но и проектировать стратегии экономического поведения ТНК на основе исследования интересов, целей и властных устремлений различных участников процесса.
Транснационализация, в значительной мере базирующаяся на ценностях западного мира и англо-американской цивилизации, испытывает заметное влияние наиболее распространенной в деловых кругах США философии прагматизма (греч. pragma дело, действие). Практичные американцы оказались абсолютно равнодушны к сложностям европейских философских систем. Прагматизм видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, служит ли оно действию, жизненной практике. Отец-основатель прагматизма Уильям Джеймс (1842-1910) нарисовал картину многообразного мира, в котором люди способны познавать только частичные и ограниченные истины  истины, которые приносят им практическую пользу.

В этом мире никто не может обрести монополию на истину в последней инстанции. У. Джеймс выступал против преклонения перед какой-то единой системой взаимосвязанных догм.
Центральное место в этой философии деловых людей занимает основной принцип прагматизма, определяющий значимость знания его практическими последствиями. В работах Джеймса он формулируется как метод разрешения философских споров путем сравнения "практических последствий", вытекающих из той или иной теории. Основной критерий истины прагматизма  истина есть то, "что лучше работает на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта".

Идеи становятся для приверженцев прагматизма "инструментом действия" (Джон Дьюи). Таких взглядов придерживаются сейчас многие ведущие представители западного бизнеса, и знание основ этой философии позволяет лучше понять экономическое поведение руководителей транснациональных корпораций.
Итак, идеология для бизнесмена-прагматика служит инструментом действия, а его целью является в соответствии с волюнтаризмом расширение экономической власти.
Остается найти третье философское звено  такую философию и идеологию, которая была бы действенной опорой в достижении поставленных целей. Такой философско-идеологической концепцией стал для ТНК либерализм (лат. liberalis  касающийся свободы, свободный).
Сутью либерализма является идея индивидуальной свободы, автономности и самодостаточности личности. Индивидуальная свобода экономически базируется на институте частной собственности как неотъемлемом атрибуте самого человека. Либералы выступают за свободу мысли, слова, творчества, за гражданские свободы вообще, за свободу вероисповедания и т.д.

Они считают, что неприкосновенность прав и свобод имеет столь фундаментальное значение, что никакие соображения пользы, экономического процветания и государственного могущества не могут служить основанием для их нарушения. Отсюда следует, что государство не может навязывать выбранную систему ценностей своим гражданам. Плюрализм мнений и воззрений обязателен для либерализма.

Он повсеместно стремится выйти за рамки местных традиций, догм и устоев.
Мы видим, что либерализм внешне очень привлекательная философия, ставящая во главу угла свободу личности в самом широком понимании. Парадоксально, но именно эта философия как нельзя лучше соответствует целям ТНК и вот по каким причинам.
?Любые протекционистские меры государства, защищающие свой собственный внутренний рынок, объективно ведут к недостаточному использованию возможностей мирового разделения труда и повышению внутренних цен. Значит, идет ущемление интересов потребителя и либерализм выступает за открытые товарные рынки. Это именно то, что нужно ТНК.
?Любой человек, по мнению либералов, свободен в распоряжении собственным капиталом. Значит, любые запреты на перемещение капитала по миру антилиберальны и с ними нужно бороться. Разумеется, это точно ложится в русло ведущих стратегий ТНК.
?Либеральная идеология приветствует освобождение человека от религиозных догм и национальных обычаев. Она открывает возможность свободного перемещения людей по планете, миграции рабочей силы и, в частности, "утечки мозгов" из развивающихся стран. Объективно это совпадает с целями ТНК.
?Либерализм становится философией новой цивилизационной общности "транснациональных космополитов", считающих себя гражданами мира, хотя, возможно, и хранящих некоторые культурные национальные ценности. Эта новая общность наилучшим образом соответствует целям транснационализации и глобализации.
ТНК сумели создать на базе либерализма действенную наступательную философию, позволяющую им открывать рынки принимающих стран для своих товаров и капиталов. Они прагматически используют либеральные идеи для осуществления своих экономических целей.
Достаточно полное воплощение доктрина экономического либерализма получила в "Вашингтонском консенсусе". Это  экономическая доктрина, в соответствии с которой государство должно ограничить свои функции поддержанием сбалансированных бюджетов и борьбой с инфляцией, а остальное предоставить эффективным и свободным рынкам. Очевидно, эта доктрина объективно выражает интересы ТНК и идеологически обосновывает необходимость и полезность транснационализации для всего мирового сообщества.
Разумеется, в мире есть и другие интересы, базирующиеся, естественно, на других философских и идеологических основах. Столкновение интересов и частных устремлений обусловливает экономическую эволюцию и в конечном счете развитие мировой экономики.






Содержание раздела