d9e5a92d

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1 тыс. 870 руб. х 1,8 = 3 тыс.

366 руб. 64 коп.
Действиями ответчика мне полковнику в отставке были причинены как нравственные, так и физические страдания: обострение ишемической болезни, повышение артериального давления, усиление головных болей, учащение приступов мерцательной аритмии. Причиненный мне моральный вред я оцениваю в 20 тыс. руб.
На основании изложенного, в соответствии с Законом РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Законом РФ О пенсионном
18 - S591
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей, ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ,
прошу:
1. Обязать ответчика выплачивать мне пенсию с учетом районного коэффициента 1,8.
2. Взыскать с ответчика в мою пользу разницу между подлежащей выплате пенсии с учетом районного коэффициента и фактически выплаченной пенсией за период с 1 марта 1993 г. по день вынесения решения суда.
3. Взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 20 тыс. руб.
4. Взыскать с ответчика в мою пользу судебные расходы:
расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 руб. 52 коп.
расходы по оплате помощи адвоката в размере 1 тыс. 500 руб.
20 декабря 2000 г. Каретин
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
8 декабря 2000 г.
Тверской районный суд г. Москвы в составе: председательствующего судьи Быковской Л.И., с участием адвоката Тарасова И.Н., при секретаре Кондратьевой ЕА., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-2243 2000 г. по иску Каретина Юрия Ивановича к Московскому городскому военному комиссариату о перерасчете пенсии, взыскании задолженности по пенсии и расходов по оплате услуг представителя,
установил:
Каретин Ю.И. обратился в суд с иском к Московскому городскому военному комиссариату (далее Мосгорвоенкомат) о признании за ним права на получение пенсии с применением коэффициента и взыскании недоплаченной пенсии, расходов по оплате услуг представителя. В обоснование своих исковых требований истец указал, что военную службу проходил в различных местностях, в том числе и в районах Крайнего Севера более 15 лет.
1 июня 1993 г. был введен в действие Закон РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Каретин Ю.И. обратился в Мосгорвоенкомат с заявлением о назначении ему пенсии с применением районного коэффициента за службу в районах Крайнего Севера.

В перерасчете назначенной пенсии ему было отказано, что и послужило основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании недоплаченной пенсии.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования и просил признать за ним право на получение пенсии с применением коэффициента и взыскать с ответчика недоплаченную пенсию за период со дня назначения, взыскать расходы по оплате помощи представителя и расходы по государственной пошлине.
Представитель Мосгорвоенкомата исковые требования Каретина Ю.И. не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Выслушав истца, адвоката, выступившего на стороне истца, представителя ответчика, проверив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях действие настоящего закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Часть вторая указанной статьи предусматривает предоставление государственных гарантий и компенсаций в установленных законом случаях, неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, и другим категориям граждан, а также членам их семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности вместе с кормильцем. Анализ вышеуказанных норм дает суду основания прийти к выводу, что гарантии и компенсации, установленные Законом РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лицам из числа военнослужащих предоставляются только в случае проживания их в этих местностях и получающих пенсию в соответствии с Законом РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации.



Из чего следует, что вышеназванный закон не может быть применен к военнослужащим, которым пенсия назначена и выплачивается на основании Закона РФ О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Истцу пенсия назначена и выплачивается на основании вышеназванного закона. Статья 48 Закона РФ О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулирует применение районных коэффициентов к размерам пенсии и предусматривает их применение только в случае, когда пенсионер из числа военнослужащих проживает в местностях, где к заработной плате рабочих или служащих устанавливаются районные коэффициенты на период проживания.

Вторая часть данной статьи предусматривает сохранение за пенсионерами-военнослужащими, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена с применением части первой данной статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства размера пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента. Учитывая, что пенсия с применением коэффициента в период проживания Каретина Ю.И. в районах, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, ему не назначалась, а была назначена уже в г. Москве, вышеуказанная норма не может быть применена.
То обстоятельство, что Закон РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях принят после принятия Закона РФ О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований Каретина Ю.И., так как ст. 48 последнего была дополнена после введения в действие Закона РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ч. 2, т.е. норма, предусматривающая применение районных коэффициентов при назначении пенсии лицам из числа военнослужащих, приведена в соответствие с требованиями Закона РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Учитывая, что требования Каретина Ю.И. о перерасчете пенсии и взыскании задолженности по пенсии признаны судом необоснованными, в силу ст. 90, 91 ГПК РСФСР не подлежат удовлетворению и требования истца в части оплаты услуг представителя и расходов по оплате государственной пошлины.
Оценивая доказательства, собранные по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Каретина Ю.И. необоснованны и подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191197 ГПК РСФСР, суд
решил:
в иске Каретина Юрия Ивановича к Мосгорвоенкомату о перерасчете пенсии, взыскании задолженности по пенсии и расходов по оплате услуг представителя отказать.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение десяти дней.
Федеральный судья Быковская
Председателю Мосгорсуда от Каретина Юрия Ивановича, проживающего: 127521, г. Москва, ул. Шереметьевская, д. 1, корп.

2, кв. 13
ЖАЛОБА
в порядке надзора
Решением Т верского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2000 г. мне отказано в иске к Московскому городскому военному комиссариату о перерасчете пенсии.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 14 февраля 2001 г. решение суда оставлено без изменения, а моя кассационная жалоба без удовлетворения.
Считаю решение суда и определение кассационной инстанции незаконными, вынесенными в нарушение норм материального права, а потому подлежащими отмене по следующим основаниям.
1. Суд не применил закон, подлежащий применению.
Отказывая мне в иске, суд ссылается на ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

В решении суд указывает, что поскольку пенсия после увольнения мне была назначена в г. Москве без учета районного коэффициента, то в соответствии с названным законом оснований для удовлетворения моих исковых требований не имеется.
Таким образом, право на получение пенсии с учетом районного коэффициента при остальных равных условиях, а именно службе в районах Крайнего Севера более пятнадцати лет, фактически поставлено судом в зависимость от места жительства гражданина в момент начисления ему пенсии. Такая позиция противоречит ст.

19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.
Следовательно, суду при вынесении решения надлежало руководствоваться ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, а также ст. 10 ГПК РСФСР, обязывающей суд разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ и принимать решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу, и в соответствии со ст.

19 Конституции РФ удовлетворить мои исковые требования.
2. Суд неправильно истолковал закон.
Отказывая мне в иске, суд в решении ссылается на то, что Закон РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера не может быть применен к данным правоотношениям, поскольку распространяется только на военнослужащих, проживающих в этих местностях и получающих пенсию в соответствии с Законом РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации. Аналогичный довод приводит в определении и суд второй инстанции.

Однако такой вывод суда является результатом неправильного толкования данного закона.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ О статусе военнослужащих военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей пользуются льготами, гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Статья 1 Закона РФ 4520-1 от 19 февраля 1993 г. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях распространяет его действие в том числе и на военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ.
В соответствии со ст. 31 указанного закона лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. Пенсии, назначенные до вступления настоящего закона в силу, подлежат пересмотру в соответствии с настоящей статьей. При этом каких-либо ограничений для военнослужащих, уволенных по возрасту, либо ограничений, связанных с получением пенсии только в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. 340-1 О государственных пенсиях в Российской Федерации, данная статья не содержит.

Не имеется таких ограничений и в других нормах закона. Кроме того, в силу ст.

27 Закона РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации, военнослужащие по этому закону получают только пенсию по инвалидности.
В соответствии с п. а ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе военнослужащий подлежит увольнению с военнойслужбы по возрасту по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Статья 49 Закона устанавливает предельный возраст пребывания на военной службе для маршала, генерала армии 60 лет, для генерал-лейтенанта 55 лет, для полковника 50 лет.
Таким образом, поскольку я с 1 октября 1986 г. был уволен в запас с военной службы по возрасту (50 лет в звании полковника), что и указано в моем военном билете, то Закон РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применим к правоотношениям по пересмотру и перерасчету мне пенсии с учетом районного коэффициента 1,8, и суду надлежало, руководствуясь им, удовлетворить мои исковые требования.
3. Несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Вывод суда о том, что ст. 48 Закона РФ О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей Федеральным законом 186-ФЗ от 28 ноября 1995 г. была приведена в соответствие с требованиями Закона РФ 4520-1 О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненный к ним местностях, не соответствует действительности.
Закон РФ О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей предоставляет право на получение пенсии с учетом районного коэффициента лицам, выехавшим из районов Крайнего Севера лишь в случае, когда пенсия была назначена с учетом этого коэффициента, в то время как Закон РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляет право лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, получать пенсию с учетом коэффициента независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
На основании изложенного
прошу:
принести протест на предмет отмены решения Тверского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2000 г. и определения Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 14 февраля 2001 г. и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Приложение:
1) копия решения Тверского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2000 г.;
2) копия определения Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 14 февраля 2001 г.
15 марта 2001 г. Каретин
Верховный Суд РФ 103289, г. Москва, ул. Ильинка, д. 7/3 29 мая 2001 г.
Председателю Мосгорсуда Егоровой ОА Копия: адвокату Тарасову И.Н.
ПИСЬМО
Направляется принятая на личном приеме жалоба Каретина Ю.И. и решение Тверского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2000 г. по делу по его иску к Московскому городскому военному комиссариату о перерасчете пенсии.
Прошу Вас истребовать данное дело и проверить его в порядке надзора. Особое внимание прошу обратить надоводы жалобы о том, что, отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд оставил без внимания положение, содержащееся в ст. 31 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. 4520-1 О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в силу которого лицам, проработавшим районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.

Пенсии, назначенные до вступления настоящего закона в силу, подлежат пересмотру в соответствии с настоящей статьей.
О результатах проверки дела и рассмотрения доводов жалобы прошу сообщить заявителю и выслать в Верховный Суд РФ копию надзорной протеста или мотивированное заключение об отказе в удовлетворении жалобы.
Приложение: документы.
Судья Иванов
ПРОТЕСТ
На решение Тверского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2000 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 14 февраля 2001 г. по делу по иску Каретина Ю.И. к Московскому городскому военному комиссариату о перерасчете пенсии и взыскании задолженности,
расходов по оплате услуг представителя
Истец обратился в суд с иском к ответчику о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии, расходов по оплате услуг представителя, указывая на то, что проходил военную службу в районах Крайнего Севера более пятнадцати лет. 1 июня 1993 г. введен в действие Закон РФ от 19 февраля 1993 г. 4520-1 О государственных гарантияхи компенсацияхдля лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В перерасчете назначенной пенсии с применением районного коэффициента за службу в районах Крайнего Севера ему Московским городским военным комиссаритом (далее Мосгорвоенкомат) было отказано, данный отказ истец считает неправомерным.
Истец в судебном заседании поддержал иск.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, иск не признал.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2000 г. в удовлетворении иска Каретину Ю.И. отказано.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 14 февраля 2001 г. решение суда оставлено без изменения.
Полагаю, что состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что гарантии и компенсации, установленные Законом РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах
Егорова
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на положения которого истец ссылался в обоснование своего иска, предоставляются только тем лицам из числа военнослужащих, которые проживают в этих местностях и получают пенсию в соответствии с Законом РФ О государственных пенсиях в Российской Федерации. Истец под данную категорию лиц не подходит, поскольку пенсия ему назначена и выплачивается на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, пенсия же с применением районных коэффициентов в период проживания истца в районах Крайнего Севера ему не назначалась.
Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета конкретных положений Закона.
В силу п. 2 ст. 1 Закона РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ; а согласно ст.

31 данного Закона лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Из материалов дела следует, что истец пенсионер Министерства обороны РФ, полковник в отставке, проходил военную службу в районах Крайнего Севера более пятнадцати лет.
Таким образом, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 320, 324 ГПК РСФСР,
прошу:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2000 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 1 февраля 2001 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
15 марта 2001 г. Председатель Мосгорсуда

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Потребитель,которому продан товар ненадлежащего качества, еслионо не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 2300-1 О защите прав потребителей (в ред. от 22.11.2006)'.
Определения недостатка и существенного недостатка даны в преамбуле Закона РФ О защите прав потребителя.
Необходимо также учитывать гл. 30 ГК РФ, регулирующую договор купли-продажи, которая содержит, в частности, общие положения о купле-продаже и нормы о розничной купле-продаже.
Всвязи с этим важно отметитьдва обстоятельства. Во-первых, положения § 1 гл.

30 ГК РФ применяются к отдельным видам договора купли-продажи (розничной купле-продаже, поставке и др.), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров. Таким образом, приоритет в применении законодательства отдается специальным нормам. Во-вторых, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием поку-пателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст.

492 ГК РФ). Таким образом, установлена следующая градация применения норм о розничной купле-продаже: специальные нормы ГК РФ, розничная купля-продажа, общие положения о купле-продаже, законодательство о защите прав потребителей.
Статья 18 Закона определяет права потребителя в случае продажи товара ненадлежащего качества (в первой редакции с недостатками). В тексте Закона эти понятия применяются как равнозначные.

Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Из этого правила сделаны исключения.
Одно касается технически сложных товаров, перечень которых утвержден Правительством РФ. В существующей редакции Закона предусмотрено положение, согласно которому для замены технически сложных товаров на товар аналогичной марки (модели, артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) недостаточно наличия простого недостатка, необходимо, чтобы недостаток, имеющийся в товаре, носил характер существенного. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.05.1997 575 Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков при обнаружении нарушения качества автотранспортного средства недостаток должен быть неустранимым либо устранимым с несоразмерными затратами времени, выявляться неоднократно или проявляться вновь после его устранения.

Наличие такого положения предполагает ограничение прав потребителя на предъявление указанных требований при наличии несущественных недостатков (например, нарушение качества покрытия автомобиля).



Содержание раздела