d9e5a92d

О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.

О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральный закон от 17 декабря 1998 года 188-ФЗ
(вред. Федеральных законов от 19.06.2004 50-ФЗ, от 22.08.2004 122-ФЗ, от 3011.2004 142-ФЗ, от 3011.2004 144-ФЗ, от 14.02.2005 2-ФЗ, от 05.04.200533-ФЗ, от 11.03.200636-ФЗ, от 02.03.2007М24-ФЗ)
Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации
1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом О судебной системе Российской Федерации, иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом (вред.

Федерального закона от 19.06.2004 50-ФЗ).
3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статья 2. Гарантии статуса мировых судей
1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации и иными федеральными законами.
2. Утратил силу. Федеральный закон от22.08.2004 122-ФЗ.
Статья 3. Компетенция мирового судьи
1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
8) дела об определении порядка пользования имуществом;
9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации (п. 1 вред.

Федерального закона от 14.02.2005 2-ФЗ).
1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела (п.

1.1 введен Федеральным законом от 14.02.2005 2-ФЗ).
2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.
2 - 8591
Статья 4. Судебные участки
1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.
2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.


3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок (вред.

Федерального закона от 11.03.200636-ФЗ).
5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.
Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье
1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счетсредствиностранныхгосударств,международныхи иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации (в ред.

Федерального закона от 02.03,2007 24-ФЗ).
3. Утратил силу. Федеральный закон от22.08.2004122-ФЗ.
Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Статья 7. Срок полномочий мирового судьи
1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее долж-ность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавлива-емый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи 70 лет (п.

2 в ред. Федерального закона от 05.04.200533-ФЗ).
Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи (вред. Федерального закона от30.11.2004 142-ФЗ)
1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации (п. 1 вред.

Федерального закона от 05.04.200533-ФЗ).
2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации.
3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.
Статья 9. Аппарат мирового судьи
1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.
2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей
1. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (п. 1 вред.

Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ).
1. Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 19.06.2004 50-ФЗ).
4. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (п. 4 введен Федеральным законом от30.11.2004144-ФЗ).
Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей
1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.
2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статья 12. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ (ЖАЛОБУ, ЗАЯВЛЕНИЕ, ХОДАТАЙСТВО)


Жалоба это просьба об устранении какого-либо обстоятельства или о восстановлении справедливости, связанная с нарушением прав и законных интересов заявителя.
Заявление (ходатайство) обращение, не связанное (в отличие от жалобы)снарушениемправизаконныхинтересовинесодержащее поэтому требования об устранении такого нарушения. Заявления подаются либо в целях реализации права или законного интереса гражданина (например, заявление о приеме на работу), либо для сообщения о недостатках в работе предприятий и организаций и внесения предложений по устранению этих недостатков.

Право на жалобу (заявление) имеет не только любой гражданин России, но и лица без гражданства и иностранцы.
Процессуальный смысл перечисленных понятий: ходатайство это официальная просьба о совершении какого-либо процессуального действия или принятия решения, обращенная к органу дознания, следствия, прокурору или суду; заявление (в том числе и исковое) форма обращения в суд.
Жалоба может быть кассационной обращенной в вышестоящий суд с просьбой об изменении приговора или решения, вынесенного судом первой инстанции; на отказ в совершении нотариального действия и т.д. В этом случае право принесения жалобы (заявления, ходатайства) имеет ограниченный законом узкий круг лиц: подозреваемый, обвиняемый, их законные представители, защитник (адвокат), потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, прокурор, общественный обвинитель (защитник) в уголовном процессе; истец, ответчик, третьи лица, заявитель, их представитель (адвокат), прокурор в гражданском процессе.
Право гражданина на жалобу (обращение) гарантируется Конституцией РФ (ст. 33), а порядок рассмотрения Федеральным законом от 02.05.2006 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации1.
Жалоба (заявление), как и любой другой официальный документ, должна быть правильно оформлена.
Если гражданин обращается к официальному лицу устно, его обращение должно быть зарегистрировано в специальном журнале. Если же жалоба изложена письменно, то она должна быть в обязательном порядке подписана обратившимся с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа дела данные о месте жительства, работы или учебы.
Обращение, не содержащее перечисленных сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Руководители и должностные лица несут личную ответственность за организацию приема и рассмотрение заявлений и жалоб граждан. Запрещено направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются. Закон обязывает государственные органы и должностных лиц при рассмотрении заявлений и жалоб внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости
СЗ РФ. 2006.

19. Ст.

2060.
истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать любые другие меры для объективного разрешения вопроса. О своих решениях, принятых по заявлениям и жалобам, руководители обязаны известить подававшего заявление или жалобу в письменной или устной форме.

В случае отказа в ответе должны быть изложены мотивы.
Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе (заявлению), имеет право обжаловать его в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
На рассмотрение жалоб и заявлений отводится срок до одного месяца со дня их поступления (принятия).
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения жалобы (заявления) могут быть продлены руководителем (заместителем) соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу (заявление).

ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И ПРИЕМА ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ В СУДЕ


Истец лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.
Ответчик лицо, к которому предъявлено исковое требование, т.е. лицо, которое, по мнению истца, нарушает или оспаривает его права и охраняемые законом интересы.
Помимо истца и ответчика, в процессе могут принимать участие третьи лица, имеющие самостоятельные требования на предмет спора, а равно и в случае, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Для участия в процессе граждане и организации должны обладать гражданской процессуальной правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские процессуальные права и обязанности. Она признается законом в равной мере за всеми физическими лицами, а также за организациями, пользующимися правами юридического лица.

Гражданская процессуальная правоспособность возникает у физических лиц с момента рождения, а у юридических с момента их создания.
Несовершеннолетние лица в возрасте от 16 до 18 лет могут лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления их полностью дееспособными (эмансипация).
Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет, а также физические лица, признанные ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, участвуют в процессе вместе со своими законными представителями родителями, усыновителями, попечителями.
Для защиты своих прав и интересов стороны в гражданском процессе наделены значительными процессуальными правами. Они могут знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы судьям, прокурору, эксперту, переводчику, секретарю судебного заседания, представителям общественности, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, давать устные и письменные объяснения суду, заявлять ходатайства и представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, а также возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, обжаловать решения и определения суда и т.д.
Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.
Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями районных судов.
Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально.
Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Закон предусматривает, какая информация должна содержаться в исковом заявлении, хотя и не предписывает обязательную его форму.
В заявлении, согласно ст. 131 ГПК РФ, должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование истца, его место жительства или, если истец организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчик организация, ее место нахождения;
4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых денежных сумм;
7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
8) перечень прилагаемых к заявлению документов.
В случаях, когда закон предусматривает возможность объявления розыска ответчика (ст. 120 ГПК РФ), истец не обязан давать точный адрес ответчика, а может ограничиться указанием на последнее известное его место жительства.
Заявление подписывается истцом или его представителем. К исковому заявлению, поданному представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (см. далее).
Об отказе в принятии или возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, которое должно быть в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.
Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
ГПК РФ установил исчерпывающий перечень оснований к отказу в приеме заявления, т.е. судья не вправе отказать по каким-либо другим основаниям. В этом случае его действия неправомерны и могут быть обжалованы обратившимся гражданином (подается частная жалоба) в вышестоящий суд.
Статья 134 ГПК РФ предусматривает следующие основания отказа в принятии заявления:
1) заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке;
2) заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым ГПК РФ или другими федеральными законами не предоставлено право на обращение в суд за защитой прав, свобод или законных интересов другого лица;
3) взаявлении, поданном отсвоего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;
4) имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
5) имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Судья возвращает исковое заявление в случае, если:
1) истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;
2) дело неподсудно данному суду;
3) исковое заявление подано недееспособным лицом;
4) исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;
5) в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
6) до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.
Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение.
На определение судьи о возвращении заявления может быть также подана частная жалоба.
Общее правило подсудности закреплено в ст. 28 ГПК РФ, согласно которой иск к частному лицу предъявляется в суде по месту жительства ответчика, а иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительствалица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а согласно п. 2 этой же статьи местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей родителей, усыновителей или опекунов.



Содержание раздела