d9e5a92d

Социально-политическая сущность конституции

Однако факт включения тех или иных норм в формальную конституцию указывает на важные определенные политические цели .
Со времен классической школы права в науке государственного права конституционная доктрина и практика исходит из того, что конституция должна содержать три основных блока проблем:
систему высших органов государства;
их компетенцию и характер взаимоотношений;
основы правового положения личности.
Несомненно, указанная "триада" охватывает важный круг вопросов, без которых конституции быть не может. Однако последующее развитие государства и общества привело к дальнейшему развитию содержания конституций.

Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят своё отражение в эволюции конституционного законодательства. Эти тенденции достаточно отчетливо просматриваются во всех блоках правового регулирования:
- в области прав и свобод происходит расширение их круга путем включения в конституцию новых прав и свобод;
- отмечается эволюция во взаимоотношениях высших органов государственной власти в сторону усиления исполнительной власти;
- в конституциях XX века стали в большей мере встречаться нормы, регулирующие экономическую и социальную деятельность государства;
- в конституциях находится место для определения и регулирования института конституционного контроля и надзора;
- получают развитие конституционные нормы, связанные с международными отношениями;
- в конституциях всё чаще стали появляться нормы о соотношении международно-правовых положений и норм международного права по отношению к внутреннему.
В связи с этим изменяется и само определение конституции. Так, конституцией государства Г. Еллинек, немецкий государствовед, представитель юридического позитивизма (1851-1911 гг.), назвал "...совокупность право-положений, определяющих высшие органы государства, порядок признания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти". Русский проф. Н.М.

Коркунов (1853 - 1904 гг.) отмечал также усложненный порядок её принятия. Поэтому в настоящее время под конституцией понимают писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают, регулируют и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного или конституционного строя, форму правления и территориальное устройство, основы организации центральных и местных органов государственной власти и самоуправления, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Кроме того, конституции стали характеризоваться как закон, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.

§ 3. Социально-политическая сущность конституции

Любая конституция, наряду со своей политической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой запись соотношения политических сил, существующих на момент её принятия. Это, можно сказать, своего рода общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть - класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции.

Конечно, всегда следует принимать во внимание то, что конституции только стремятся учитывать все социальные интересы в равной мере.
Впервые характеристика сущности конституции была высказана германским социалистом Ф. Лассалем в его известных речах "О сущности конституции". Он, в частности, говорил: "Действительная конституция страны, это фактическое соотношения сил, существующих в стране; писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил".

В данном случае под соотношением сил Ф. Лассаль понимал не соотношение классов, а соотношение разнородных групп, начиная от различных сословий и кончая общественным мнением.
Наука советского государственного права придерживалась в этом плане теоретических суждений и выводов Ленина В.И. относительно сущности конституции. Ленин В.И. несколько видоизменил определение сущности конституции, данное Ф. Лассалем.

Он указывал: ’’Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные органы, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе".


Из приведенного определения следует, что конституция может заменяться в двух случаях: во-первых, при переходе политической власти от одного класса к другому, т.е. при изменении сущности государства (возникновение государства нового типа); во-вторых, в рамках одного и того же государства при изменении соотношения классовых сил в государстве и обществе. Так, по свидетельству профессора конституционного права Франции М.Прело за период с 1791 года по 1946 год во Франции сменилось 14 конституций.

Между тем, господствующим классом на протяжении всего этого периода был и остается класс буржуазии. Следовательно, классовая сущность всех действовавших во Франции конституций была едина, все они выражали волю одного и того же класса.
Итак, ещё раз обращаем ваше внимание, сущность конституции проявляется в том, как, когда и для чего возникает та или иная конституция, какие социальные преобразования вызвали её к жизни. Разумеется, общность более влиятельная по тем или иным причинам, не в последнюю очередь по причинам экономическим, обычно оказывает более сильное, а подчас определяющее влияние на содержание конституции.
Обобщая сказанное, следует отметить, что причинами принятия конкретных конституций могут быть: победа новой общественноэкономической формации и приход к власти другого класса, других социальных групп; усиление или ослабление позиций различных классов или социальных групп в пределах одной и той же общественно-экономической формации; вступление общества в качественно новый этап развития; образование нового государства.

§ 4. Классификация конституций


Классификация конституций означает их разнесение по различным классам на основе сходства композиционного материала многих конституций, круга вопросов ими регулируемых, внешних формальных признаков этих актов. Классификация позволяет ориентироваться в многообразии конституций, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, уяснять особенности их содержания и структуры.

Она также ведет к более четкому оформлению наших знаний о конституции.
Форма конституции. - Это способ организации и выражения конституционных норм. Прежде всего, форма конституции определяется тем, что она может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Так, единым и единственным конституционным актом является Основной закон Германии, Конституция Испании и др.

Напротив, Конституция Швеции состоит из трех нормативных актов - формы правления 1974 года; Акта о престолонаследии 1810 года и Акта о свободе печати 1974 года.
Если конституция представляет единый писаный акт, то её определяют как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, мы имеем дело с некодифицированной конституцией.

Кодифицированные конституции, в зависимости от степени кодификации, можно подразделить на развернутые (например, греческая) и неразвернутые (конституции США и Франции).
Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично состоят из обычаев и доктринальных толкований. Такой является Конституция Великобритании.

Британская доктрина конституционализма относит к писаным только акты, исходящие от парламента, т.е. статуты. Судебные прецеденты, как и конституционные обычаи, английские ученые относят к неписаной части права.
Способ принятия конституции. В целом ряде случаев конституция вырабатывается учредительным собранием (обычно именуемым конституантой). Это выборный орган, который имеет главной и единственной целью создание конституции.

В литературе встречается деление учредительных собраний на суверенные - окончательно принимающие конституцию (Конституция Индии 1950 г.) и не суверенные - которые вырабатывают лишь текст конституции, который затем утверждается иным способом, чаще всего - референдумом.
Значение использования референдума при принятии конституции может быть различным. Одно дело, когда референдум проводится для утверждения конституции, гласно разработанной и принятой парламентом, а другое - когда народу предлагается высказаться по проекту, подготовленному келейно, в недрах правительственных структур.
Наименее демократичный из способов принятия конституции - это октроирование, т.е. дарование конституции односторонним актом главы государства - монархом. К числу октроированных следует отнести Акт о Британской Северной Америке - Конституцию Канады (1867 г.): в 1901 г. подобным образом был создан Австралийский Союз.

К числу октроированных можно отнести и "конституцию" России 1906 года.
Изменение конституций. - Каждая конституция в связи с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил может, а порой и должна быть изменена. В этом нет проблем, когда речь идет об изменениях в так называемых гибких конституциях, что достигается путем принятия обычного закона.
Сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституции имеет целью обеспечить её стабильность. Чаще всего изменения такой конституции обусловлены установлением требования квалифицированного большинства в парламенте. Есть и иные способы обеспечения жесткости конституций.

Такой особый порядок, например, принят в США (Принятие федеральным Конгрессом или конвентом и одобрение легислатурами или конвентами штатов)*, а также в Японии при изменении Конституции 1947 года (принятие поправок Парламентом и одобрение народом на референдуме или вновь избранным Парламентом).
По времени действия конституции разделяются на ограниченный и неограниченный срок действия, т.е. временные и постоянные. Постоянные конституции действуют в подавляющем большинстве современных государств. Временные конституции могут приниматься на установленный срок. Так, например, в Польше принятию постоянных конституций предшествует принятие так называемых "Малых конституций".

Это польская традиция. Так, принятию Конституции 1921 г. предшествовало принятие Малой Конституции 1919 г.; Конституции 1952 г. - Малой Конституции 1947 г.; Малая Конституция 1992 г. действовала до принятия Конституции 1997 года.
По оформлению политического режима конституции делятся на демократические и авторитарные.
По форме правления - монархические и республиканские.
По установленной форме государственного устройства - на федеративные и унитарные. В свою очередь, в федеративных государствах конституции можно подразделить на федеральные и конституции субъектов федерации.
По характеру отражения действительности конституции могут быть фиктивными и не фиктивными. "Фиктивна конституция, - говорил Ленин В.И., - когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся". Смысл этого положения в том, насколько точно конституционные предписания соответствуют реальной власти.

Расхождение между фиктивной и нефиктивной конституцией это обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия конституции.
Структура конституции, как правило, включает преамбулу (вводную её часть), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения. Нередко включается приложение.

В целом ряде государств конституционные законы, которыми вносятся изменения и дополнения в конституцию, размещаются вслед за основным текстом и имеют самостоятельное значение.

§ 1. Этапы развития Конституции Российской Федерации

История создания и развития Конституции Российской Федерации в полной мере отражает историю развития общества и государства, конституционного законодательства советского периода.
Первые восемь месяцев существования Советской власти в России характеризуются тем, что в это время российское государство еще не имело своей конституции. В этот период времени функции её конституции выполняли декреты Советской власти, т.е. акты, принимаемые Всероссийским съездом Советов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров (правительством).

Принятые в это время акты конституционного значения можно подразделить на четыре группы.
Первая группа - это акты, направленные на устранение эксплуататорской системы хозяйства и создание экономических основ Советской власти. К ним следует отнести Декрет II Съезда "О земле", Положение о рабочем контроле от 27 ноября 1917 г., "О социализации земли" - Декрет от 9 февраля 1918 г. и др.
Второй группой декретов были заложены основы национальногосударственного строительства. К этой группе относятся, в частности, Декларация прав народов России от 15 ноября 1917 г., а также "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом 25 января 1918 г. В этом документе в обобщенной форме закреплялись основы общественного и государственного строя. "Декларация" объявила Россию Республикой Советов.

По форме государственного устройства республика учреждалась как федерация советских национальных республик на основе свободного союза свободных наций.
Третья группа декретов посвящена созданию механизма Советского государства. К числу таких актов следует отнести специальное Обращение II Всероссийского съезда Советов от 8 ноября "Об учреждении Совета Народных депутатов"; Декрет II Съезда "О полноте власти Советов" и др.
Четвертой группой декретов Советская власть стремилась установить демократические основы правового положения граждан. Такими декретами были: Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 г. "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" (введен институт гражданства); постановление СНК от 11 ноября "О восьмичасовом рабочем дне"; декрет СНК от 2 февраля 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" и др.
III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР и представите его на утверждение следующего съезда Советов. Конституционная комиссия была образована ВЦИК 1 апреля 1918 г. в составе: большевики - Свердлов Я.М., Сталин И.В., Покровский; левые эсеры - Шрайдер и Магеровский; эсеры-максималисты -Бердников; было также шесть представителей от наркоматов.

В комиссии работали специалисты от наркомюста, НКВД и ВЦИК. Комиссия работала с 5 апреля по 5 июля 1918 года.

4 июля 1918 г. проект Конституции был представлен на обсуждение V Всероссийского съезда Советов и 10 июля 1918 г. Конституция была принята.
Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 года. - Принятая V Съездом Конституция состояла из шести разделов: I-й - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II-й - Общие положения; III-й -Конструкция Советской власти; IV-й - Избирательное право; V-й - Бюджетное право; VI-й - О гербе и флаге РСФСР. Т.е., Конституция, по сути дела, содержала все необходимые компоненты, определяющие устройство государства.

Однако характер обстановки, которая сложилась в стране к моменту принятия Конституции, наложила на неё специфические особенности по содержанию, форме и на политико-правовые свойства.
Прежде всего, в статье 9 Конституции была определена основная задача ...рассчитанной на настоящий переходный период Конституции РСФСР заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет деления на классы, ни государственной власти.
Что наиболее характерно для Конституции РСФСР 1918 г.?
Во-первых, в Конституции была провозглашена новая форма правления. В статье 1-й раздела I-го Конституции было установлено, что Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам;
во-вторых, в Конституции закреплялась форма государственного устройства Российской Республики. В статье второй названного раздела закреплялось положение о том, что Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Были определены также основные принципы федерации и областной автономии;
в-третьих, за трудящимися (!) Конституция закрепила целый ряд демократических прав и свобод. Так, за трудящимися закреплялась свобода выражения мнений (ст.14), свобода собраний (ст.15), митингов и шествий (ст.15), свобода совести (ст.13), свобода союзов (ст.16), свобода доступа к знаниям (ст.17). Конституция закрепила равноправие граждан, специально оговаривая гарантии равных прав, независимо от расовой и национальной принадлежности;
в-четвертых, Конституция закрепила основные принципы избирательного права. Выборы в Российской Республике провозглашались не вполне всеобщими, не вполне равными, многостепенными;
в-пятых, в Конституции закреплялась система органов государственной власти в центре и на местах. При этом, вся полнота государственной власти принадлежала высшему представительному органу - Всероссийскому съезду рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. В систему высших органов государственной власти входили также: ВЦИК, как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган; Совет Народных Комиссаров для общего управления делами РСФСР и соответствующие народные комиссариаты для руководства отдельными отраслями управления, которые образовывал ВЦИК.

В систему местных органов входили - областные, губернские, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также их исполнительные комитеты.
Все отмеченные особенности Конституции РСФСР 1918 года характеризуют её как конституцию революционного типа, принятую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергавшую все прежние государственно-правовые установления, которые существовали до революции. Именно - революции, а не переворота.
Полагаем, что именно с этих позиций следует подходить к изучению особенностей Конституции 1918 г., а не отвергать всё к ряду, как это делают Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. в учебнике "Конституционное право России" (Стр. 63-64).

В предложенной ими интерпретации нет ни одного выхода, ни одной положительной ссылки на те или иные положения Конституции 1918 г. Это, понятно, не научный подход.
Вторая Конституция (Основной закон) РСФСР была принята 11 мая 1925 года XII Всероссийским съездом Советов.
Причиной её принятия явилось объединение РСФСР с другими независимыми советскими республиками в Союз ССР и принятие первой союзной Конституции - Конституции СССР 31 января 1924 г., в которой было установлено, что "...союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои Конституции". Поэтому в Постановлении XII Съезда принятая Конституция была названа "измененным текстом Конституции".
Что же характерно для Конституции (Основного закона) РСФСР 1925 года?
Во-первых, изменился государственно-правовой статус РСФСР, которая, с момента объединения с другими советскими республиками приобрела статус союзной республики, т.е. стала субъектом союзного государства, новой федерации, приняла на себя ряд новых обязательств, что, в определенной степени, оказало влияние на её статус в качестве самостоятельного государства;
во-вторых, в связи с указанными обстоятельствами, в Конституции РСФСР было установлено:
а) входя в состав Союза ССР, РСФСР передает Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст.1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР;
б) в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза ССР, на территории РСФСР имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР;
в) в связи с этими ограничениями изменились отдельные полномочия государственных органов РСФСР, а также изменилась и система органов исполнительной власти: отдельные наркоматы были упразднены, другие получили статус союзно-республиканских органов;
в-третьих, из текста Конституции была исключена "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", а содержавшиеся в ней права и свободы нашли закрепление в главе первой новой Конституции. В Конституцию был включен перечень основных обязанностей: труд признавался обязанностью всех граждан; обязанностью всех граждан признавалась защита отечества.

Кроме того, РСФСР предоставляла все права российских граждан гражданам других союзных республик. Вместе с тем, Конституция устанавливала возможность лишения отдельных лиц и отдельных групп прав, которые они используют в ущерб интересам государства;
в-четвертых, сохраняя федеративную форму государственного устройства, Конституция РСФСР 1925 г. закрепила формы автономии - автономные республики и автономные области и, в общих чертах, определяла статус автономных республик - пределы их компетенции, структуру органов государственной власти и характер их взаимоотношений с государственными органами РСФСР;
в-пятых, в Конституции в уточненном варианте определялось устройство государственной власти в соответствии с требованиями, принятыми на себя по Договору об образовании Союза ССР; уточнялись отдельные положения о выборах, а также полномочия местных органов государственной власти.
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов вслед за принятием Конституции СССР 5 декабря 1936 года.
Что было характерно для этой Конституции?
Во-первых, значительно изменилась форма Конституции, она приобрела более совершенный вид. Впервые в Конституции появились такие главы, как "Общественное устройство", "Государственное устройство", "Основные права и обязанности граждан";
во-вторых, Советы стали именоваться Советами депутатов трудящихся, что свидетельствовало о расширении социальной основы представительства. Вместо Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и Президиума ВЦИК высшими органами государственной власти стали Верховный Совет и Президиум Верховного Совета. Единственным законодательным органом стал Верховный Совет;
в-третьих, выборы стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании; на основании этих принципов стали избираться все представительные органы сверху донизу;
в-четвертых, впервые в Конституцию было включено право на труд, на отдых, на материальное обеспеченье; были провозглашены неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, была введена всеобщая воинская обязанность;
в-пятых, Россия сохранила федеративную форму государственного устройства. В Конституцию были включены нормы о том, что вне пределов ведения Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя свои суверенные права; впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из состава СССР.
Конституция РСФСР 1937 г. без существенных изменений просуществовала вплоть до принятия 12 апреля 1978 г. новой Конституции РСФСР. Можно отметить только то, что в соответствии с Законом СССР от 15 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров был преобразован в Совет Министров РСФСР.
Последующее развитие конституционной системы РСФСР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Именно на её основе была принята четвертая Российская Конституция -Конституция (Основной закон) РСФСР 12 апреля 1978 г. Она также принималась высшим органом государственной власти - Верховным Советом.
Для неё можно определить следующие особенности:



Содержание раздела