d9e5a92d

Разделение властей в Российской Федерации

Представление о правовом государстве ассоциируется сейчас, по крайней мере, с двумя положениями: с порядком в государстве и защищенностью граждан. Какие же принципы могут способствовать достижению поставленной цели?
Первый принцип. - В Российской Федерации должны быть созданы условия для такого типа правопонимания, в рамках которого так или иначе проводится различие между правом и законом, и на этой основе формулируется требование правового закона. Главным для подобного разграничения является признание принципа формального равенства, который имманентно присущ праву и выражает присущую ему справедливость. Существует ли между гражданином и государством полное согласие?

Нет, конечно, их отношения изначально противоречивы. И лишь право способно привести их к приемлемому результату.

Все-таки со словом право, а это слово обычно воспринимается как нечто естественное, человечное, люди связывают с понятием об изначальной справедливости, с чем-то для всех равным, устойчивым. Справедливо то, что соответствует праву, а действовать по справедливости - это значит действовать согласно праву. Поэтому и правовая система, при наличии которой только и может сложиться действительное конституционное государство - это такая система, которая утверждает и гарантирует юридические права и свободы человеку и гражданину, которые вытекают из природы данного общества. Отрицание правового характера справедливости приводит к тому, что в принцип справедливости начинают возводить какое-нибудь не правовое начало, т.е. требования привилегий или уравниловки, те или иные моральные, религиозные, мировоззренческие, эстетические, политические, национальные, социальные и тому подобные представления, требования.

Тем самым правовое, т.е. всеобщее и равное для всех значение справедливости подменяется некими особенными и частичными интересами, произвольным содержанием, партикулярными притязаниями.
Справедливость шире права. Те справедливые идеи, которые обрели нормативное закрепление в законе, становятся правом, т.е. образуют систему общеобязательных норм, защищаемых государством. Те, которые не обрели, остаются за пределами права.

Поэтому право есть нормативное закрепление справедливости. А потому в конституционном государстве верховенство принадлежит справедливому закону.

Поэтому и государство, и политика, и управление должны быть средствами проведения в жизнь права как воплощения справедливости, хотя каждое общество по-своему понимает, что такое справедливость.
Таким образом, провозглашая и обеспечивая верховенство правового закона, правовое государство тем самым на деле реализует и гарантирует свободу в обществе, которая базируется на нравственно-гуманистических началах. Кроме того, через справедливый закон в обществе утверждается высокая гражданская ответственность, четкая организация всей общественной жизни, всего государственного механизма.

Правовое государство - это своего рода стимулятор для прогрессивного развития общества, превращение его в гражданское общество.
Второй принцип. - Правовое государство - это динамичная система общественных отношений, обеспечивающая дальнейшее эффективное развитие государства и общества на основании правового закона.
В свое время К. Маркс писал, что ...государство не может рассматриваться просто как действительность, оно должно рассматриваться как деятельность. Поэтому, когда мы говорим о правовом государстве, то правовая реальность должна быть представлена не только буквой закона, но и тем, как реализуется то, что записано в законодательных и иных нормативных правовых актах. Правовая реальность в государстве должна включать в себя сферу активной жизнедеятельности, а именно, процессы целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, на управление и развитие социальных процессов.

Без этого невозможно представить правовое государство.
Говоря о праве в правовом государстве, надо прямо утверждать, что право в данном случае, не только совокупность правовых норм, но и их действие, практическое регулирование соответствующих общественных отношений. То есть, право необходимо рассматривать не только в стати-чески-нормативном виде, но и в его динамике, как практического регулятора конкретных общественных отношений, в которых и могут быть реализованы правовые предписания.
Социальная ценность права в правовом государстве не только в его формальной определенности, но и в том, что будучи концентрированным выражением политических, экономических, социальных и духовных условий жизни того или иного классового общества, право является показателем уровня развития демократических принципов, что оно своими обязательными предписаниями устанавливает должное или возможное поведение членов общества, государственных и общественных структур. В противном случае, правовые предписания будут бездействовать и все больше приобретать фиктивный характер.


Третий принцип. - Суть его состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимодействия между публичной властью и подвластными субъектами права, в признании и надлежащем гарантировании формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина.
При этом предполагается, что права и свободы человека и гражданина, правовой характер их отношений с властью - это не продукт воли и усмотрения публичной власти, не ее дар или уступка индивидам, а существующая составная часть развивающегося в данном обществе права, соблюдение которой - юридическая обязанность, прежде всего, публичной власти и ее представителей.
Раскрывая содержание этого принципа правового государства, следует обратить внимание на два самостоятельных направления.
Во-первых, это связанность правовым законом самого государства, его органов и должностных лиц.
Существо требования правового государства заключается в данном случае в том, что право должно рассматриваться в виде такого фактора, который распространяется не только на индивидов, но и на всю политическую систему, в том числе и на государство. Это говорит о том, что под регулирующим воздействием закона оказывается зона политической государственной власти, т.е. тот участок общественной жизни, где могут произойти непомерная ее концентрация, злоупотребления, узурпация.

Правление права в данном случае означает, что государство, все его органы, должностные лица признают приоритет права, подчиняются праву, не могут обходить его предписаний, служат всему обществу, а не какой-то его части и несут политическую, моральную и правовую ответственность перед народом за выполнение взятых на себя обязательств.
Во-вторых, подлинно правовым может быть только такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом, незыблемость свободы личности, ее прав и законных интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Обеспечение свободы личности посредством закона - есть важнейшая функция правового государства.

Для этого необходима такая регламентация различных форм деятельности государственных и общественных формирований, которая построена не по принципу избирательности, а четкое определение границ, за пределами которых деятельность отдельных граждан, должностных лиц начинает нарушать права и свободы других.
Одной из важнейших черт правового государства является наличие развернутых юридических процедур, с необходимостью использовать которые могут столкнуться граждане. У гражданина в каждом конкретном случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он мог бы без особых сложностей защитить свои права. Их отсутствие фактически лишает гражданина возможностей воспользоваться теми правами, которые предоставлены ему законом. И, конечно, любой гражданин должен знать свои права и те средства, с помощью которых он смог бы их защитить в случае нарушения.

В этом плане можно привести характерное высказывание О. де Бальзака: Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать закон.
Не менее важна и ответственность личности перед обществом и государством. Правовое государство несовместимо ни со своеволием, ни с безответственностью как со стороны государства, так и со стороны личности - человека и гражданина.
Четвертый принцип. - Обеспечение верховенства правового закона возможно только при наличии в государстве определенных организационно-правовых структур, способных решать те задачи, которые поставлены правовым конституционным государством. Такие организационноправовые структуры должны преследовать цель исключения монополизации власти в руках одного лица, одного органа или социального слоя и обеспечение соответствия всей системы публичной власти требованиям права, их последовательное соблюдение и проведение в жизнь.
Главными из этих условий являются:
во-первых, четкая конституционно-правовая регламентация деятельности государственно-властных структур в соответствии с принципом разделения властей. Однако эта регламентация должна быть направлена на повышение самостоятельности законодательных (представительных) органов государственной власти, на обеспечение строгой ответственности органов исполнительной власти перед представительными, а тем самым и перед законом, на более четкое обособление судебной власти, обеспечение ее независимости от иных государственно-властных структур.

Верховенство права невозможно без верховенства закона, а верховенство закона невозможно без верховенства законодательного органа. Гегель по такому поводу говорил: Если законы дурны, то дурны и нравы;
во-вторых, существенное значение имеет институт конституционного контроля за правомерностью нормативных правовых актов и действий всех ветвей власти. Орган конституционного контроля должен быть отделен от влияния политических структур. Именно с учетом подобного влияния было принято 11 июля 2003 года Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон О референдуме Российской Федерации, которым была подтверждена правомерность того, что проведение референдума Российской Федерации не допускается в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы и если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента Российской Федерации;
в-третьих, говоря о практических путях формирования правового государства, нельзя забывать о правовой культуре населения и должностных лиц. Можно создать правильные, разумные, прогрессивные законы, но если они не будут соблюдаться или окажутся неизвестными гражданам, то никакого правового государства мы не создадим.

Надо иметь в виду высказывание Ш.-Л. Монтескье о том, что: Самая жестокая тирания - та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.

§ 4. Разделение властей в Российской Федерации

Любое государство действует через множество органов, между которыми распределяются государственные функции и властные полномочия. Это распределение труда по управлению делами государства выражается в создании и деятельности системы государственных органов.

Связанная с этим проблема предполагает необходимость решения вопроса о том, как распределяются функции власти в государстве.
Многие античные и средневековые учения отмечали, что деятельность государства неоднородна и включает в себя несколько ее видов: законодательную деятельность, исполнение законов или управление, а часто и правосудие. Отмечалось также, что различные органы государства специализируются на выполнении того или иного вида деятельности.
В XVII веке к этому вопросу обратился Джон Локк (английский философ-материалист; 1632-1704 гг.). Цель государства, по Локку, сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда (!). Для их защиты государственная власть не может быть произвольной. Она должна делиться на законодательную, исполнительную и союзную.

Разработанное Дж. Локком учение о государстве было опытом приспособления теории к политической форме управления, которая установилась в Англии в результате революции 1688 г. Теория Дж. Локка получила наименование гибкой модели разделения властей, основанная на сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве одной из них. Дж.

Локк предпочтение отдавал законодательной власти, но не абсолютизировал ее; остальные власти должны подчиняться ей. В настоящее время эта система характерна для стран с парламентской формой правления.
Французский философ и историк Ш.-Л. Монтескье (1680-1755 гг.) созданную им теорию разделения властей увязал с теорией естественного права. По его мнению, в правильно устроенном государстве нет единой власти, а должны существовать три независящие друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Какое-либо объединение их в руках одного органа или лица неизбежно ведет к злоупотреблениям и несовместимы с политической свободой личности. Эту модель принято считать жесткой формой разделения властей.

Для их современного развития характерны некоторые общие черты. Одна из них состоит в усилении правительственной власти; что касается другой, то она проявляется в усилении средств воздействия различных органов власти друг на друга.

Эта модель характерна для стран с президентской формой правления.
В последующие года принцип разделения властей был провозглашен одним из принципов буржуазного конституционализма, что было впервые реализовано в Конституции США 1787 г., а затем воспроизведено в французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В Декларации было сказано: свободное общество, в котором не обеспечена гарантияправ и не установлено разделение властей, не имеет конституции.
В России сторонниками разделения властей были М.М. Сперанский, А.П.

Куницин (проф. СПб университета в 1817-1819 гг.), декабрист П.И. Пестель.

Однако идеи Монтескье о власти и формах правления рассматривались и воспринимались ими с учетом тогдашней действительности в Российской империи.
Так, в плане М.М. Сперанского все три власти рассматривались как проявление единой державной власти. Он говорил, целесообразен тот образ правления, в котором сочетаются правильное разделение дел с единством управления и надлежащим подбором администраторов. При этом, М.М.

Сперанский сторонник сохранения сильной царской власти: император, по его мнению, есть верховный законодатель, без коего никакой закон совершиться не может, верховный отправитель правосудия, верховное начало силы исполнительной.
В свою очередь, А.П. Куницин различает власти законодательную, исполнительную и блюстительную, но ничего не говорит об их независимости друг от друга.
Что касается русских государствоведов конца XIX и начала XX вв., то некоторые из них стали обращать внимание на уязвимые места в теории разделения властей Монтескье. Так, русский юрист А. А. Жилин отмечал, что реализация теории разделения властей на практике не может обеспечить единство властей, их согласованную деятельность. К тому же, говорил А.А.

Жилин, распределение отдельных функций между различными государственными органами вовсе не означает деление самой государственной власти на обособленные ветви. Другой русский юрист проф.

П.И. Коркунов предложил заменить учение о разделении властей учением о совместном властвовании, о распределении функций между самостоятельными органами, отправление одних и тех же функций несколькими органами и выполнение одним органом различных функций.
Таким образом, сказанное дает основания для вывода: суть принципа разделения властей заключается в том, что отдельные власти должны формироваться независимо друг от друга и по возможности не быть подчиненными одна другой. В этом принципиальное различие от простого разделения компетенции между отдельными органами.

Характерным признаком принципа разделения властей является также то, что здесь в отношении между отдельными властями создается система взаимных тормозов, которые должны помешать злоупотреблению власти. В действительности этот принцип способствовал усилению исполнительной власти и ее фактической безответственности.
Хотя разделение властей было воспринято многими странами, конкретные формы его реализации оказались весьма разнообразными. Как в теории, так и на практике не было и нет единообразного понимания сутипринципа разделения властей.
Теория и практика государственного строительства в СССР и Советской России отвергала теорию разделения властей. Поэтому первые конституционные акты Советской России провозгласили единство государственной власти и принадлежность ее представительным органам.

С тех пор и в течение последующих десятилетий Советы, как представительные органы государственной власти, признавались органами, возглавляющими всю систему государственных органов. Вместе с тем, в систему государственных органов входили также органы государственного управления, органы суда и прокуратуры с различной компетенцией, что при проведении в жизнь принципа единства государственной власти свидетельствовало об особом разделении труда между государственными органами. Представительные органы были законодательными, правительство и органы, входившие в его систему, исполнительными органами.

Такая система закреплялась Конституциями СССР 1936 и 1977 гг., а также Конституциями РСФСР 1937 и 1978 гг.
Конституция Российской Федерации 1993 года фактически признала, что в современных условиях развития государственности более оправданным является такое решение вопроса, когда в основу организации управления делами государства положен принцип разделения властей.
В статье 10 Конституции Российской Федерации сказано: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

А в части 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
В чем же конкретно проявляется содержание принципа разделения властей в Российской Федерации, какие сдержки и противовесы закреплены в Конституции Российской Федерации?
Можно выделить следующие особенности содержания принципа разделения властей в Российской Федерации:
во-первых, Конституцией Российской Федерации предусмотрено четкое распределение функций и компетенции между государственными, органами в соответствии с требованиями разделения труда по управлению делами государства;
во-вторых, Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;
в-третьих, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации. При этом никакой другой государственный орган Федерации не вправе осуществлять первичное нормативное правовое регулирования по вопросам, отнесенным к ведению Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции, и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции) в той части, которые отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации;
в-четвертых, исполнительная власть в Российской Федерации должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности, быть подотчетной либо главе государства, либо федеральному законодательному (представительному) органу государственной власти;
в-пятых, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них;
в-шестых, судебные органы в Российской Федерации независимы и пределах своих полномочий действуют самостоятельно;
в-седьмых, ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
в-восьмых, споры о компетенции в Российской Федерации решаются только в порядке конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным Судом Российской Федерации;
в-девятых, конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями, т.е. содержит взаимные противовесы для других властей. К таким противовесам следует отнести:
срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;
несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
право конструктивного вето на законопроекты (ч. 3 ст.107 и ч. 2 статьи 108 Конституции РФ);
право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы (ч.ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции РФ);
контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;
конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы (ч.ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации);
независимость судейского корпуса (статья 120 Конституции Российской Федерации).
Названные сдержки и противовесы характерны только для системы разделения властей в Российской Федерации. При этом, при изучении соответствующих разделов курса государственного (конституционного) права Российской Федерации студенты смогут самостоятельно назвать и некоторые другие рычаги воздействия одной власти на другую.

§ 5. Идеологическое многообразие в Российской Федерации

В статье 13 Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение: В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Что такое идеология? Принято считать, что идеология - это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели, программы социальной действительности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.
Есть и более краткое определение понятия идеологии. В этом случае идеология - это духовное выражение интересов классов, партий, групп людей.
Исторически идеология возникла в результате кризисов и разложения традиционного общества в Европе в XVI-Х?Ш вв. Структурообразующим элементом такого общества являлась религия. Однако реформаторское движение, которое поразило Европу на заре Нового времени, привело к тому, что авторитет католической церкви был подорван. Церковь раскололась.

Возникла реальная опасность гибели европейской цивилизации, традиционно сложившегося общества.
Именно в это время появилась потребность в силе, которая могла бы преодолеть религиозное разъединение. Этой силой стало государство. Но государству потребовалась новая идеология, новая система взглядов и идей, так как политическая власть обязательно нуждается в моральном, мировоззренческом обосновании. Государственная власть не может функционировать, опираясь только на принуждение.

Той силой, которая стала средством объединения людей в новых условиях и явилась идеология, но уже идеология государственная.
Однако сам термин идеология появился сравнительно недавно. Его предложил (ввел в обращение) французский философ и экономист Дестюг де Траси в работе Элементы идеологии, написанной в 1801 году, как обоснование науки о законах правильного мышления.

В то время во Франции к идеологам причисляли людей, которые ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.
Для целей изучения курса государственного (конституционного) права Российской Федерации при характеристике понятия идеологий мы будем исходить из того, что идеология - это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые подчиняются общим закономерностям общественного сознания, обусловленного, в свою очередь, экономическими отношениями.



Содержание раздела