d9e5a92d

Общественные объединения в Российской Федерации

Подобная характеристика сущности идеологии дает основания для вывода о том, что идеология обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность идеологии объясняется тем, что на развитие тех или иных взглядов и идей оказывают влияние не только факторы экономического характера (объективное свойство), но и внутренняя преемственность и связь различных идеологий, личная роль и авторитет тех или иных идеологов, взаимовлияние различных идеологий (субъективное свойство).

Эти свойства могут быть в значительной степени удалены от их экономического обоснования.
Необходима ли идеология в обществе? В связи с постановкой этого вопроса, возникает встречный вопрос: Нужна ли нам единственная идеология в государстве?. Ответ на этот вопрос дает, как мы уже говорили, статья 13 Конституции Российской Федераций.

В данном случае надо принимать во внимание следующее: отказ от той единственной идеологии, которая господствовала в нашем обществе в годы Советской власти, привел к тому, что в настоящее время в обществе появилось большое количество разнообразных научных, псевдонаучных и прямо антинаучных представлений по вопросам о полезности идеологии в обществе.
Согласно одной точки зрения, никакая идеология нам не нужна, поскольку она всегда искажает действительность, навязывает людям определенные взгляды. Авторы этой точки зрения считают, что идеология - это средство давления и обмана, своеобразная форма принуждения.
Другие авторы считают, что идеология идеологии - рознь. Та или иная система взглядов, идеалов, ценностных ориентиров людей не только необходима, неизбежна, но, в зависимости от ее содержания, полезна или вредна.

Идеология может быть реакционной или прогрессивной, динамичной или застывшей. Только идеология как мера цели способна определить, что плохо, а что хорошо для достижения цели.
Следует признать достоинство второй точки зрения. Действительно, не иметь представления того, к чему стремится общество, целей, которых хотим достичь, все равно, что начинать строить дом, заранее не имея представления, что мы хотим построить.
Именно идеология призвана дать человеку чувство собственного достоинства, определить пути к достижению целей. Идеология, не подкрепленная строгой теорией достижения цели, всегда рождает мифы и всегда заводит в исторический тупик.
Таким может быть определение понятия идеологии и ее сущности.
Как мы уже говорили, Конституция Российской Федерации в статье 13 говорит и об идеологическом многообразии. Что следует понимать под идеологическим многообразием?
Провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип свободы идеологий означает многообразие воззрений, добровольность принятия той или иной системы взглядов, возможность из пропаганды, если в данном случае не нарушаются государственные законы. В части 5 статьи 13 Конституций РФ закреплено следующее положение: ...запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Идеологическое многообразие представляет собой право отдельной личности, социальных групп, политических партий и иных общественных объединений:
во-первых, беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российского государства, т.е. это свобода политических мнений;
во-вторых, беспрепятственно пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, оказывая таким образом влияние на политические процессы;
в-третьих, беспрепятственно вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы политических партий, готовить законопроекта, иные документе, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя, т.е. свобода политических действий;
в-четвертых, публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями. Однако, при множественности мнений желательная авторитетная и влиятельная политическая сила, способная возглавить процессы, опираясь на единую национальную идею;
в-пятых, не следует отрекаться от духовного наследия прошлого, а опираться на него при решении своих программных целей;
в-шестых, требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.


Названные государственно-правовые формы реализации идеологического многообразия в наибольшей степени могут быть реализованы в ходе той или иной избирательной кампании.
Следует помнить, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Это означает:
1) ни одна идеология не имеет и не может иметь приоритета перед другой, которая бы закреплялась государством с помощью закона или иными способами;
2) граждане Российской Федерации вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активное участие по проведению ее в жизнь;
3) вместе с тем, этот выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного или иного наказания разделять, изучать, пропагандировать.
Вместе с тем, обращаем ваше внимание на необходимость понять, что все попытки преодолеть государственную идеологию, отказаться от нее всегда терпели и будут терпеть крах по одной причине, а именно, идеология имманентна, т.е. внутренне присуща тому обществу, в котором она сложилась. Соответствующая идеология умрет со смертью общества, к которому она принадлежала. А это означает, что и современное российское государство немыслимо без идеологического обеспечения.

Следовательно, та строка Конституции Российской Федерации, которая запрещает России иметь государственную идеологию (ч. 2 ст.

13) лишена всякого смысла. Она не выполнялась, не выполняется и никогда не будет выполняться.

В этой части Конституция Российской Федерации - фиктивна, так как отсутствие идеологии - это тоже идеология. История свидетельствует, что без государственной идеологии не живет ни одно государство.

В этом случае можно вспомнить слова К. Маркса, который говорил, что ...мысли господствующего класса являются господствующими в обществе мыслями.
Применительно к современности, отказ от российской государственной идеологии есть, по сути, отказ от российской государственности. Следует помнить, что в основе государственной идеологии государства российского всегда лежало само Государство как священное и неделимое наследие предков, величие и непререкаемость которого выше каждого, выше царей и владык!
У современных теоретиков и патриотов нет государственной идеологии, нет государственной политики, есть конъюнктурная идеология. Суть новой идеологии в попытке изменить духовно-нравственное ядро нашего народа, в особенности - молодежь. Для достижения этой цели необ- ходимо на первых порах унизить и растоптать национальную культуру, то есть, полностью сломать иерархию традиционных ценностей, подменить духовные ценности на ценности вещей, а затем внести в сознание граждан систему чужой культуры.

Нашему народу прививается сознание собственной деловой ущербности и национальной неполноценности. Обратите внимание, насколько оправданным для России является пророчество апостола Павла: Знай же, - пророчествует апостол Павел, - что наступят времена тяжкие.

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны... Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут... от истины отвратят слух и отвратятся к басням.
Как соотносится идеология с наукой? В данном, случае надо исходить из того, что наука не может подчиняться идеологии. В то же время наука - основа существования прогрессивной идеологии. Идеология может быть объектом научного анализа.

Истина, установленная в. ходе научных исследований, не подлежит пересмотру или деформации под воздействием идеологических представлений. Однако наука об обществе должна учитывать мировоззренческие, идеологические взгляды людей, изучать их, способствовать их прогрессивному формированию и развитию. В этих условиях каждое идеологическое направление обязано провозгласить свои принципы, отстаивать их.

Это, прежде всего, следует отнести к формированию политической идеологии, составной частью которой является отношение к государству и праву и соотношению между ними.
Как соотносится идеология и право? Право всегда выступает как идеологическое волевое явления, содержание которого определяется не только материальными условиями жизни общества. Наличие в обществе права означает, что государство придало юридической части идеологии, т.е. правосознанию, нормативный характер.

Право всегда связано с политической властью и потому является производным от соответствующих политических установок.
Является ли Конституция Российской Федерации 1993 года идеологическим документом? Конечно, да!

Ибо антиидеологическое право то же самое, что деревянное железо. Любой класс, пришедший к власти, устанавливает свою систему права в соответствии с принципами своей государ- ственно-правовой идеологии, направленной на защиту интересов этого класса, социальной группы.
Отсутствие официально провозглашенной идеологии нельзя понимать в том смысле, что государственные органы действуют независимо от каких бы то ни было идеологических принципов, находясь вне идеологических противостояний в обществе. Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологически выверенные основные направления внутренней и внешней политики в жизнь, а ведь именно Президент Российской Федерации определяет эти направления (ч.

3 ст.80 Конституции РФ), и заставляют социальные группы, политические партии вести активную работу за выдвижение своих сторонников в те или иные государственные органы.
Одной из гарантий принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации принцип политического многообразия, многопартийность. Этому вопросу будет посвящен седьмой параграф настоящего учебного пособия.

§ 6. Общественные объединения в Российской Федерации

Неотъемлемым правом человека и гражданина, провозглашенным в статье 30 Конституции Российской Федерации, является право на объединение, а свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В ч. 4 статьи 13 Конституции РФ говорится о том, что общественные объединения равны перед законом.
Правовое положение общественных объединений урегулировано Федеральным законом Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года с изменениями, внесенными Федеральными законами от 17.05.1997, от 19.07.1998, от 12.03.2002, от 21.03.2002, от 25.07.2002 г.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединения реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица -общественные объединения. (Ст.5 Федерального закона).
Целью создания общественных объединений является реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развитие научного, технического и художественного творчества; охрана здоровья, участие в благотворительной деятельности, а также иной деятельности, не запрещенной законом. Возможные ограничения определены в статье 13 Конституции, о чем мы уже говорили.
Учредителями общественных объединений являются физические и юридические лица, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которых принимаются устав общественного объединения, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц.

Количество учредителей для создания отдельных общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.
Федеральный закон устанавливает два понятия для физических и юридических лиц, включающихся в создание и деятельность общественного объединения. Они могут иметь статус члена и статус участника общественного объединения. Основное различие состоит в том, что членство оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями.

Для участника общественного объединения такое членство в качестве обязательного условия не требуется.
Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, если иное не установлено рассматриваемым Федеральным законом, или законами об отдельных видах общественных объединений.
Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а членами и участниками детских общественных объединений лица, достигшие 8 лет (в ред. ФЗ от 17.05.97).
Что касается иностранных граждан, то они могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором.
Учитывая весьма разнообразный характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, федеральный закон предусматривает следующие организационно-правовые формы функционирования общественных объединений:
- общественные организации;
- общественные движения;
- общественные фонды;
- общественные учреждения;
- органы общественной самодеятельности;
- политические партия (ФЗ от 12.03.2002 г.).
Кроме того, Федеральным законом о внесении изменений в Федеральный закон О национально-культурной автономии от 10 ноября 2003 г. к числу общественных объединений отнесена национально-культурная автономия (См.: Российская газета. 13 ноября 2003 г.).
Организационно-правовыми формами политических партий и национально-культурных автономий являются общественные организации.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Во всех других формах лица, входящие в их состав, именуются участниками.
Цели общественных движений, органов общественной самодеятельности, общественных фондов и общественных учреждений в самой общей форме определяются в рассматриваемом федеральном законе, а более конкретно они содержатся в уставах соответствующих объединений.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона, в Российской Федерации действуют общероссийские, региональные, могут быть межрегиональные, и местные общественные объединения.
Общероссийскими общественными объединениями считаются такие, которые осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения.
Межрегиональными признаются общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов Российской Федераций и также имеют там свои структурные подразделения.
Региональные общественные объединения действуют в пределах территории субъекта Российской Федерации, а местные - в пределах территории органа местного самоуправления.
В статье 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г., в которую были внесены значительные дополнения Федеральными законами от 12 марта 2002 г. и 25 июля 2002 г., определен круг полномочий общественных объединений, необходимых им для реализации своих уставных целей.
В частности, общественные объединения имеют право:
- свободно распространять информацию о своей деятельности;
- участвовать в выработке решений государственных органов и органов местного самоуправления;
- проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирования;
- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- представлять и защищать свои интересы, права и законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.
Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных целей и конкретных видов общественных объединений. Что касается их права участвовать в выборах представительных органов и высших должностных лиц, то право выдвижения кандидатов предоставлено только политическим партиям.

Те общественные объединения (организации) в уставах которых закреплено их право принимать участие в выборах, могут реализовать его только в блоке с той или иной политической партией.
Общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, а также нормы своих уставов и иных учредительных документов. За нарушение Конституций и федеральных законов, за действия, противоречащих их уставам, общественные объединения могут быть ликвидированы по решению суда, что означает запрет на их деятельность.

§ 7. Политические партии и многопартийность в Российской Федерации

Политические партии в Российской Федерации. - Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из центральных компонентов политической системы. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии, закрепленное в статье 30 Конституции, включает в себя право на добровольной основе создавать политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Правовое положение политических партий в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 11 июля 2001 года, который вступил в силу с момента его официального опубликования, т.е. 14 июля 2001 г.
В статье 3 Федерального закона дано следующее определение политической партии: Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Требования, которым должна отвечать политическая партия, определены в п.2 статьи 3 Федерального закона: во-первых, политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации (принято считать, что это должно быть не менее 46 субъектов; во-вторых, в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии при условии, что более чем в половине субъектов партия должна иметь не менее ста членов политической партии, а в остальных региональных отделениях - не менее пятидесяти членов в каждом из субъектов Российской Федерации; в-третьих, руководящие и иные органы политической партии, ее региональных отделений должны находиться на территории Российской Федерация.
Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; и, главное, - выдвижение кандидатов в депутаты на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Конкретизируя эти положения п. 4 статьи 3, статья 36 Федерального закона устанавливает, что политическая партия является единственным общественным объединением, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
К числу ограничений на создание политических партий относятся прежде всего, ограничения, предусмотренные в статье 13 Конституции Российской Федерации, а также федеральный закон не допускает создание политических партий ни по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах, в правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях. Запрещается также вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.
Членство в политической партий является добровольным и индивидуальным (ст. 23 Федерального закона). Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации признанные судом недееспособными. Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Запрещается требовать от граждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или его отсутствие. Никаких иных ограничений относительно членства в политической партии федеральный закон не предусматривает.

Есть, однако, одно указание на то, что Президент Российской Федерации вправе приостанавливать членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.
Политические партии и их региональные отделения подлежат обязательной регистрации, которая осуществляется соответствующим федеральным или территориальным регистрирующим органом. Такими органами в настоящее время в Российской Федерации является Министерство юстиции Российской Федерации и его структурные подразделения в субъектах Российской Федерации.
Политические партии вправе участвовать в выборах и референдумах не только самостоятельно, но также и путем вступления в избирательные блоки с другими политическими партиями и общероссийскими общественными объединениями, если в их уставе предусмотрено такое право.
Требование об участии политической партии в выборах имеет весьма категорический характер. В п. 2 статьи 37 Федерального закона предусмотрено, что если политическая партия не принимает участия в выборах в течение пяти лет, то такая партия подлежит ликвидации по решению ее высшего руководящего органа, т.е. съезда партии, либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.

Кроме указанного случая, политическая партия может быть ликвидирована в случаях: отсутствия региональных отделений численностью не менее ста членов партии в половине субъектов Российской Федерации; отсутствия необходимого числа членов политической партии, т.е. менее десяти тысяч. В статье 41 Федерального закона предусмотрены также иные основания ликвидации политической партии.
Политическая партия действует на основании устава. Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.
Многопартийность в Российской Федерации. - Статья 13 Конституции Российской Федерации, напомню, признает в Российской Федерации не только политическое многообразие, но и основанную на нем многопартийность.
Практикой развития демократии в современных государствах порождены, в основном, две формы партийных систем: многопартийная (с целым рядом разновидностей) и однопартийная политическая система. Особой разновидностью многопартийной системы считают двухпартийную систему в США.



Содержание раздела