d9e5a92d

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА В РФ

Обычно о многопартийности говорят тогда, когда в той или иной стране действуют две и более политические партии. Подобное утверждение нуждается в уточнении.

О многопартийной системе можно говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе_участвуют более двух политических партий и все они имеют шансы принять участие в формировании правительства.
С провозглашением Конституцией Российской Федерации идеологического многообразия неразрывно связан и вопрос о политическом многообразии. Суть его заключается в объективной обусловленности различных позиций, различных интересов социальных групп, а следовательно, в многообразии этих интересов и форм их выражения в политической сфере при реализации стоящих перед ними целей и задач.
Среди 44 зарегистрированных политических партий к началу августа 2003 года наиболее известны: КПРФ, Единая Россия, СПС, Яблоко, ЛДПР, Аграрная партия. Появились и такие партии, которых мало кто знает: партия экономической свободы, партия Справедливости и развития России, Гражданская партия России, Новая коммунистическая партия, есть Российская партия мира во главе с И. Кобзоном и др.
Политологи считают, что только две партии - Единая Россия и КПРФ в наибольшей степени отвечают требованиям современных партий и имеют достаточное количество своих региональных отделений.
От других общественных объединений, действующих на политической арене, политические партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте, дающие возможность принимать участие в управлении делами государства, реализовать свои программы.
Формы, которые используют политические партии для достижения своих целей в условиях многопартийности, частично определены в статье 3 Федерального закона. Среди других форм можно выделить следующие:
во-первых, исходным пунктом деятельности любой политической партии является стремление к реализации своей программы и своего политического курса, пропаганда своих ценностей, своего мировоззрения, создание для свое деятельности благоприятной социально-психологической атмосферы. С организационной точки зрения это выражается в создании т.н. мозговых центров, инициативных групп, комитетов, на которых возлагается организация и проведение всей пропагандистской работы в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами о выборах того или иного государственного органа;
во-вторых, существенным является умелое и эффективное функционирование партии в качестве электоральной машины (сторонники партии, голосующие за выдвинутых ею кандидатов на выборах в государственные органы, образуют ее электорат; англ., фр. Слово - избиратель). На этой стадии деятельности задача политической партии сводится к активной пропагандистской работе среди избирателей, к состязательности в ходе избирательной кампании;
в-третьих, в процессе разъяснительной работы осуществляется та же функция вовлечения (рекрутирования) в ряды партии новых членов, мобилизация избирателей на поддержку партийных кандидатов, воспитание активистов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие посты в партийных организациях и на соответствующие должности в органах государственной власти и местного самоуправления;
в-четвертых, в случае завоевания большинства мест в парламенте партия получает статус правящей (российское законодательство такого статуса официально не предусматривает), принимает активное участие в формировании правительства. В настоящее время представители партии Единая Россия уже называют себя партией власти и требуют от Президента Российской Федерации при формировании Правительства опираться на партию, победившую на выборах;
в-пятых, та партия, которая в результате выборов получила то и иное количество депутатских мест в парламенте, ведет свою работу по следующим направлениям:
а) участвует в формировании и контроле за деятельностью государственных органов;
б) учитывает наличие различных политических течений как в самом парламенте, так и в других органах государственной власти;
в) участвует в подготовке законопроектов, в работе комитетов и комиссий, а также в решении других задач, предусмотренных регламентом законодательного (представительного) органа.
в-шестых, политические партии также реализуют коммуникативную функцию, суть которой состоит в установлении и поддержании обратной связи со своими избирателями, используя для этой цели средства массовой информации, личные контакты с избирателями как в представительном органе, так и в избирательных округах.
Многопартийность, как открытая форма реализации политического многообразия, имеет свои плюсы и свои минусы.


Преимущество многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату. Реально же получается, что народ достоин тех депутатов, которых он избрал, а следовательно, и той политики, которую они будут проводить.
Что же касается явных недостатков многопартийности, то к их числу следует отнести: сложность и громоздкость всей организации общественно-политической жизни; большую затрату государственных денежных средств и практическая невозможность проконтролировать затраты денежных средств на избирательные кампании, поступающих из иных источников, что ставит кандидатов в депутаты в неравные условия; это также неизбежность демагогии, попыток одурачивания масс, политиканство и политическое ловкачество. Для современно российской действительности одним из таких негативных моментов является также сам факт чрезвычайно большого количества политических партий, что не может не наложить свой неприятный оттенок на общее морально нравственное состояние общества.
При осуществлении любого мероприятия в условиях многопартийности необходим опыт, время, широкая информированность избирателей и гораздо большие средства. Особое значение в этом отношении приобретает и политическая культура.
Есть ли у нас политическая культура? Она у нас есть. Только в отличие от стран со сложившейся парламентской системой она у нас не либеральная, а авторитарная.

В чем разница между либеральной и авторитарной политической культурой? Разница в следующем:
во-первых, у них, т.е. у западных демократий, борются за власть чтобы претворить в жизнь конкретную, заранее разработанную программу. У нас за власть дерутся в первую очередь ради самой власти и часто действуют по принципу - возьмем власть, а там что-нибудь придумаем;
во-вторых, у них политическая оппозиция - просто оппоненты, с которыми всегда можно договориться, найти компромисс. У нас оппозиция что-то вроде смертельного врага, чьи действия - это сплошные козни против другой стороны, который должен быть подавлен, ликвидирован.

Беда наших партий власти, что они всегда у власти. А потому никогда не нуждаются ни в какой идеологии, ни в какой оппозиции. Они забывают о том, что только пребывание в оппозиции заставляет принимать серьезные решения;
в-третьих, у них политик, от которого отвернулись по той или иной причине избиратели, спокойно уступает власть более популярному оппоненту. У нас, взявши власть, стремятся удержать ее любой ценой, даже при очевидных провалах и невыполнении обещаний;
в-четвертых, в зарубежных странах члены партии, имеющие парламентские мандаты, автоматически расстаются с ними в случае выхода или исключения из партии. В нашей Государственной Думе стало обычным явлением, когда избранный депутат по списку одной партии, в течение срока пребывания в Думе может несколько раз сменить свою партийную принадлежность.
Вот такова наша современная многопартийность!
Интересным является постановка вопроса о соотношении проблемы демократии и политической культуры, предложенное итальянским политологом конца 60-х годов ХХ века E. Сартори. Согласно Сартори: ...в демократии уровень политического класса в конечном счете зависит от состояния политической культуры. И, далее: ...всегда можно утверждать, что каждая демократическая страна имеет тот политический класс, которого она достойна.

Однако еще вернее, что страна не может иметь политический класс лучший, чем ее политическая культура. Сартори также полагает, что если Италия останется идеологическим раем, доверенным дилетантскому управлению импровизированных актеров, то вина в значительной степени падает не на политиков, а на политическую культуру, замкнутую в ленивом провинциальном тщеславии, глухую к нарастающему множеству проблем, не знающую или решительно отвергающую политическую науку.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА В РФ


§1. Человек, его права и свободы - высшая ценность
Конституция Российской Федерации (ст. 2), рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность.

Раскрывая это конституционное положение, мы прибегаем к употреблению понятий - человек, личность, гражданин. Оперируя ими, необходимо помнить о том, что для каждого из них характерно свое содержание.
Понятие человек носит природно-общественный характер. Этим понятием фиксируются общие родовые признаки биологического организма, сознание, язык, труд.

Понятие личность - социальное. Под ним понимается совокупность социальных признаков, свойственных и выражающихся в своеобразной индивидуальной форме.
Человек - это материальный носитель личности и личность выражает его общественные свойства. Человек как личность, т.е. в социальном плане, существует только во взаимоотношениях с другими членами общества.

В процессе становления человека личностью большое значение имеют его права и свободы, закрепленные законодательством.
Что касается понятия - гражданин, то оно является свидетельством принадлежности лица к определенному государству, политико-правовым выражением взаимоотношений человека и государства, отношением личности к государству и праву, к власти и закону, к политической деятельности.
Говоря о соотношении понятий человек и гражданин, необходимо отметить, что понятие человек является родовым, обобщающим понятием не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан, лиц без гражданства, вынужденных переселенцев, беженцев. В условиях своего государства понятие человек, личность, гражданин совпадают, ибо одни и те же лица выступают во всех этих качествах, имеют общий государственно-правовой статус.
Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, т.е. государственноорганизованного общества, он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству. У него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.

Права человека приобретают юридическую значимость только тогда, когда их признает государство. Сами по себе права человека без такого признания не могут являться категориями внутригосударственного права и представляют собой постулаты международного права.
В чем же проявляется ценность права? Ценность права - это свойство, обуславливающее его значимость для удовлетворения интересов и потребностей общества и личности. Право, как и все другие социальные регуляторы, предстает перед личностью в виде системы норм, требований, определяющих ее способность ориентироваться в окружающем мире и выбирать социально оправданные варианты поведения. Системой правовых норм очерчивается пространство свободы, в котором осуществляется самоопределение личности.

Границы и объем свободы в правовой сфере детерминированы и закреплены государством в системе нормативных правовых актов. Таким специфическим способом государство выражает в нормах права меру свободы личности и общества в целом.
Личность, обретая формальную свободу, может в этих границах выбирать нужный вариант поведения, а также рассчитывать на определенные действия других лиц и государственных органов. Поэтому система норм не только очерчивает сферу свободного поведения самой личности, но и ограждает эту сферу от чьих бы то ни было посягательств. В этом случае право противостоит беззаконию и произволу, в чем проявляется один из важнейших аспектов его социальной ценности.

Таким образом, право очерчивает те границы, в пределах которых личность обладает свободой, возможностью совершать действия, отвечающие ее интересам.
Характеристика права как меры, как границы свободы действий всех участников общественных отношений раскрывает его общие ценностные свойства. Такая характеристика может разворачиваться и конкретизироваться в различных аспектах.

Один из таких аспектов определен Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым провозглашает свое понимание взаимоотношений государства и личности, ставит на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью.

Об этом прямо сказано в статье 2 Конституции Российской Федерации: Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Установленные в статье 2 Конституции принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат надежной предпосылкой к решению всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Поэтому для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод характерна тесная связь с признанием человека высшей ценностью.
Что характерно для связи между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в главе II Конституции Российской Федерации?
Во-первых, эта связь состоит в том, что если статья 2 Конституции, определяющая общий принцип взаимоотношений человека и гражданина с точки зрения (с позиции) возможного нарушения прав и человека и гражданина, имеет в виду лишь объект защиты, то статьи главы II Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина сформулированы уже более субъективно и представляют собой определенный элемент конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к конкретной сфере жизни или определенной ситуации;
Во-вторых, принцип признания прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод, но и на всю деятельность государства. государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за установленные им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках в интересах человека оно приобретает те черты, которые характеризуют его в качестве конституционного государства. Все это говорит о том, что нормы Конституции, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, т.е. те, которые закреплены в главе II Конституции, нельзя рассматривать вне связи с принципом признания его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения и дополнения, противоречащие этому принципу.

Именно поэтому в ч. 1 статьи 135 Конституции Российской Федерации установлен особый порядок внесения поправок в главу II Конституции. Это также относится не только к конституции, но и ко всему текущему законодательству;
В-третьих, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством.

Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, никогда не сможет обеспечить собственное достоинство, свои права и свободы. Иначе говоря, личностная ценность права неотделима от его нравственной ценности;
В-четвертых, свобода личности обеспечивается и четким закреплением компетенции или правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Юридическая урегулированность их деятельности позволяет гражданам требовать защиты нарушенного права, его восстановления.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права, в том числе за счет повышения эффективности реализации судебной защиты.

§2. Российская Федерация - светское государство

В наиболее общем виде - светское государство - отражает отношение государства к религии. Истории известно несколько форм такого отношения.

В V-I вв. до н. э. существовали теократические государства, в которых власть находилась в руках главы церкви и духовенства, а управление государством, судебная власть и другие институты государственности основывались в значительной мере на канонах и правилах соответствующих вероучений. Теократическим государством можно считать современный Ватикан, возглавляемый Папой Римским.
С древних времен существовали и другие государства, где одна религия провозглашалась господствующей, государственной. Государственные или официальные, национальные или господствующие церкви или религии существуют и в современном мире.
Сегодня характеристика стран и народов как христианских, мусульманских, буддистских и др. уже недостаточна, ибо в рамках этих религий существуют различные направления, секты, толки. Поэтому большинство стран современного мира являются поликонфессиональными, т.е. их население исповедует различные верования - ФРГ, Италия, Япония и др.

Однако и в этих странах наблюдается стремление одной из церквей, использую свое исторически сложившееся влияние на население, добиваться предпочтительного положения в стране.
Что касается Российской Федерации, то в настоящее время в нашем государстве вопросы свободы и совести и религиозных объединений урегулированы Федеральным законом О свободе совести и о религиозных объединениях, который был принят Государственной Думой 19 сентября 1997 г. В вводной части (преамбуле) этого Федерального закона, в частности, что признавая особую роль православия в России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, в Российской Федерации уважаются христианство, ислам, буддизм, индуизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов Российской Федерации. Тем самым подтверждается отсутствие единой государственной религии и в Российской Федерации признается поликонфессионализм.
Итак, светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии, ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия или канонические установления не признаются источником права и не оказывают влияния на деятельность государственных органов, систему государственного и муниципального образования, которая тоже носит светский характер.
В чем конкретно проявляется светский характер Российского государства?
Во-первых, светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с религиозными объединениями граждан. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку, согласно ч. 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, никакая религия в Российской Федерации не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В статье 28 Конституции Российской Федерации под свободой совести подразумевается свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально ли совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать (менять - в тексте п. 1 ст. 3 Федерального закона), иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
Во-вторых, светский характер государства означает отсутствие определенной церковной иерархии, стоящей над государственной властью. Он проявляется и в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанности исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих. Согласно ч. 4 статьи 3 Федерального закона граждане Российской Федерации равны перед законом, во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается (п.

5 ст. 3 ФЗ). В п. 6 ст.

3 Федерального закона закреплено положение о том, что воспрепятствование осуществлению свобод совести и права на свободу вероисповедания, в том числе сопряжено с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувства граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. (Ст. 5.26 КоАП РФ; ст.

148 УК РФ). В тоже время запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону;
В-третьих, как светское государство Российская Федерация опирается на принцип отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с этим принципом, в п. 2 ст. 4 Федерального закона определено, что государство не возлагает на религиозные объединения функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями (п.

4 ст. 4 ФЗ);
В-четвертых, светский характер государства характеризуется также светским характером государственной системы образования и воспитания. Согласно ст. 5 Федерального закона по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляют религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы, т.е. факультативно.

В то же самое время, дисциплины религиозного и религиозно-философского характера, не сопровождающиеся совершением религиозных обрядов, могут включаться в программу государственных и муниципальных учреждений.
Таковы основные принципы, характеризующие государство в качестве светского.
Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповедания и устанавливает ответственность за ее нарушение.

Федеральный закон закрепил регистрационный порядок создания религиозных объединений с учетом участников не менее 10 человек. Государственная регистрация осуществляется федеральным органом юстиции и органом юстиции субъекта Российской
Федерации. Для регистрации необходимо подать заявление в регистрирующий орган с просьбой зарегистрировать соответствующее религиозное объединение, устав религиозной организации и иные документы. Кроме того, учитывая, что в последние годы в Российской Федерации действует большое количество новых религиозных организаций, в том числе деструктивных, обязательным условиям для религиозного объединения является предоставление сведений об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей (п. 5 ст.

11).
Среди религиозных объединений имеются и такие, которые в силу специфики религиозных учений, запрещают своим сторонникам брать в руки оружие (например, Служители Иеговы).



Содержание раздела