d9e5a92d

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

Однако в силу того, что Конституция - особый закон, наделенный важными политическими и идеологическими функциями, прямо применяемые положения не могут составлять и поэтому не составляют преобладающую часть конституционного текста.
Во-вторых, регулятивное действие Конституции и её норм проявляется в полной мере только в едином комплексе с другими нормами, закрепленными в текущем законодательстве. Это свойство Конституции проявляется уже в том, что в ней содержатся статьи, в которых предписывается необходимость издания законов, раскрывающих её содержание. Статьи такого рода можно разделить на две группы: к первой группе относятся статьи Конституции, в которых говорится о необходимости принятия федеральных конституционных законов. Таких требований в Конституции - 15; подавляющее большинство таких федеральных конституционных законов уже приняты.

Ко второй группе следует отнести принятие по указанным в Конституции вопросам федеральных законов. В Конституции названы только наиболее значимые для данного периода развития государства вопросы, которые должны быть урегулированы в первую очередь. Например, в ч.3 ст.36 установлена необходимость принятия федерального закона, в котором были бы определены условия и порядок пользования землей; в ч.4 ст.81 указано на необходимость принятия федерального закона о выборах Президента Российской Федерации и т.д.

Многие из названных в Конституции требований принятия федеральных законов также уже выполнены.
Вторая форма реализации конституционных норм - это непосредственное осуществление норм Конституции путем их использования и соблюдения. Общая особенность конституционных норм состоит в том, что они реализуются не только и не столько в правовых отношениях, но в таком правомерном поведении субъектов их реализации, которое не порождает правовых отношений.
Использование конституционных норм - это такая форма их реализации, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволения. Характерная черта данной формы реализации в том, что она предполагает активное правомерное поведение субъекта.

Однако в отличие от исполнения она касается субъективных прав, причем прав на "своё", собственное активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей, например, использование избирательного права и др.
Соблюдение - это такая форма реализации конституционных норм, которая выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами. Характерная черта данной формы реализации в том, что она находит свое проявление в пассивном поведении субъектов, которые не совершают действий, запрещенных конституционными нормами, т.е. выполняют возложенные на них обязанности.

Например, каждыйобязан платить установленные законом налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст.58 Конституции РФ).
Третья форма реализации конституционных норм - это применение мер воспитания, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм. Под воздействием норм Конституции складывается убеждение граждан Российской Федерации в необходимости эффективного личного участия в решении задач, которые стоят перед государством. Аксиологический (ценностный) аспект воздействия Конституции на поведение человека связан с формированием его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентаций и установок.

А для этого граждане, в особенности студенты, должны знать Конституцию своего государства и с уважением относится ко всему, что составляет её содержание.
Толкование Конституции Российской Федерации. - Конституция Российской Федерации ввела институт толкования Конституции специально уполномоченным на то государственным органом - Конституционным Судом Российской Федерации (п.5 ст.125 Конституции РФ). В данном случае речь идет об официальном толковании, имеющим особую юридическую силу и являющимся обязательным для всех правоприменяющих субъектов.

Цель толкования заключается в том, чтобы юридически точно определить, как понимать ту или иную конституционную норму, допустимо ли её расширительное толкование, что создает условия для более правильной реализации соответствующих норм Конституции.
В ч.5 ст.125 Конституции РФ четко определено, по чьей инициативе Конституционный Суд может давать толкование Конституции. К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ по вопросам толкования, Конституция относит Президента Российской Федерации, Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.



Особое значение имеет разъяснение смысла и содержания конституционных норм, обращенное к представительным, исполнительным государственным органам и отдельным должностным лицам.
Конституционный Суд Российской Федерации за время своей работы с 1995 г. и на конец 2002 г. 14 раз рассматривал дела о толковании тех или иных положений Конституции Российской Федерации 1993 г. Одним из первых было толкование статей 103 ч.3, 106 ч.2 и 5, 107 ч.3, 108 ч.2, 117 ч.3 и 135 ч.2. Рассмотрев дело о толковании соответствующих статей Конституции, Конституционный Суд установил, что понятие "общее число депутатов" Государственной Думы следует трактовать как конституционно определенный её состав в 450 депутатов.
При изучении соответствующих разделов курса "Государственное (конституционное) право Российской Федерации" преподаватели будут рекомендовать студентам и другие постановления Конституционного Суда, которые имеют непосредственное отношение к пониманию существа изучаемых государственно-правовых институтов.

§ 4. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

В федеративных государствах действуют два вида конституций -федеративная конституция и конституции субъектов. Так, в США действует федеральная Конституция 1787 г. и 50 конституций штатов; в Швейцарской Конфедерации действует новая Конституция Конфедерации, принятая 18 апреля 1999 г., вступившая в силу с 1 января 2000 г., а также 23 конституции кантонов и 3 конституции полукантонов; в Союзе ССР кроме союзной Конституции 1977 г. действовали 15 конституций союзных республик и 20 конституций автономных республик.
Федеративная природа России обуславливает действие на её территории Конституции Федерации и 21 конституции республик в составе Российской Федерации. Кроме того, особенность Российской Федерации в том, что входящие в её состав края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, а их - 68, являясь субъектами Федерации, имеют свои уставы, действующие в качестве их основных законов.

Совокупность действующих в Российской Федерации Конституции самой Федерации, конституций республик и уставов иных её субъектов, образуют конституционную систему, которая выступает формой выражения федеральной государственности и государственности субъектов Федерации.
Правовой основой российского государства и его конституционной системы является Конституция Российской Федерации 1993 г. - основной закон государства. Что касается природы конституционного и уставного правотворчества её субъектов, то их конституционная и уставная самостоятельность имеет свои пределы. В ч.2 ст.5 Конституции Российской Федерации установлено: "Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство".

А в п. "а" ст.72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций республик и уставов иных субъектов Конституции Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Как эти положения, так и положения других статей Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.4, ч.1 ст.15 и др.) подтверждают верховенство Конституции Российской Федерации на всей её территории.
Целью установления отмеченных положений является обеспечение механизмов функционирования Российской Федерации как единого государства, выражающего интересы исторически объединившихся в него народов, обеспеченье демократических принципов организации институтов власти и прав граждан на всей территории Федерации. Вне рамок этих целей за её субъектами обеспечивается широкая самостоятельность в определении содержания своих конституций и уставов.

Это гарантирует за ними право отражать специфику своей государственности, исторические, национальные и иные особенности их развития.
Итак, какие же особенности присущи конституциям, уставам субъектов Российской Федерации:
во-первых, статья 66 Конституции Российской Федерации устанавливает, что статус субъекта определяется Конституцией Российской Федерации, конституцией республики или уставом иных субъектов Российской Федерации. Конституции, уставы субъектов Федерации - это, следовательно, учредительные по своей юридической природе, определяющие государственно-правовой статус соответствующего субъекта, акты.

Конституции и уставы, будучи учредительными по своему характеру, определяют государственно-правовую организацию соответствующего субъекта и образуют основу законодательства по вопросам их исключительного ведения. Всё это дало право законодательным (представительным) органам субъектов именовать свои конституции, уставы основными законами соответствующего субъекта, о чем свидетельствует следующее наименование: Устав (основной закон) Самарской области;
во-вторых, как основному закону субъекта, конституции, уставу присуще такое значимое свойство, как стабильность. Стабильность основных законов субъектов находит своё выражение в особом порядке принятия, а также в особом порядке внесения изменений и дополнений в основной закон.
Особенности порядка принятия находят своё проявление в том, что в ряде субъектов они принимаются на референдуме (Республика Ингушетия) или специально создаваемом для этой цели органом (в Республике Дагестан Конституция принималась Конституционным Собранием). Если же конституции, уставы принимаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта, то они считаются принятыми только квалифицированным большинством голосов депутатов соответствующего законодательного органа.

В целом ряде субъектов используются смешанные формы (так, в Республике Мордовия новая Конституция принималась 2/3 от общего числа депутатов Государственного Собрания, а затем была вынесена на всенародное голосование).
Усложненным, по сравнению с обычными законами, является и порядок внесения изменений и дополнений в конституции, уставы субъектов, чем обеспечивается их повышенная стабильность. Так, в статье 160 Устава Самарской области сказано: "Устав Самарской области, Закон Самарской области о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Самарской области во всех чтениях принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Самарской Губернской Думы".
Несмотря на имеющиеся своеобразия в других субъектах Федерации, во всех случаях процедура принятия конституций республик и уставов других субъектов, внесения изменений и дополнений в них тщательно проработана, содержит механизм защиты от волюнтаристских изменений текста основного закона. Именно установленная процедура принятия и изменения основного закона гарантирует его стабильность;
в-третьих, учредительный характер основных законов субъектов Российской Федерации предопределяет и круг общественных отношений, которые регулируются нормами основных законов. Иначе говоря - предопределяет особенности конституционного, уставного регулирования.

В тоже время и конституции, и уставы субъектов должны отвечать определенным требованиям, которые способствовали бы сохранению единства и целостности федеративного государства.
Требование первое состоит в том, чтобы конституции и уставы субъектов соответствовали Конституции Российской Федерации. Это означает, прежде всего, что основные законы субъектов должны придерживаться основополагающих принципов конституционного строя, сформулированных в первой главе Конституции Российской Федерации. И это логично, ибо не может быть разных принципов конституционного строя в государстве в целом и в его частях .
По аналогии с Конституцией Российской Федерации, основные законы субъектов Федерации провозглашают прямое действие и примат норм международного права над внутригосударственным правом. Соответствие основных законов субъектов Конституции РФ находит своё выражение в установлении единого гражданства субъектов Федерации и республик, как государств; обеспечении взаимодействия федеральных органов государственной власти с государственными органами субъектов и др.
Требование второе относится к пределам самостоятельности субъектов в конституционно-уставном правовом регулировании. Наряду с общими чертами, которые присущи конституциям и уставам субъектов в силу восприятия ими основ конституционного строя Российской Федерации, конституции и уставы многих субъектов отличаются от Конституции Российской Федерации, и друг от друга не только территориальными масштабами действия, т.е. пределами собственной территории, но и в целом ряде случаев объектом правового регулирования, что отражает не только их исторические и национальные особенности, но и определенные политические амбиции.
Особенности нормативно-правового регулирования конституций и уставов субъектов, их самостоятельность проявляется, главным образом, в следующих направлениях:
субъекты самостоятельны в выборе наименования субъекта; в наименовании законодательного (представительного) органа государственной власти; в наименовании высшего должностного лица, в определении порядка их избрания; их структуры (например, двухпалатные).
Однако самостоятельность субъектов в организации и деятельности своих органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничена требованиями соответствующих федеральных законов: Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с изменениями и дополнениями Федеральным законом от 29 июля 2000 г.; и Федерального закона от 26 октября 2003 г. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Основные законы субъектов проводят в жизнь принцип разделения властей; все субъекты самостоятельно решают вопрос о своей символике, устанавливая свои национальные гербы, флаги, гимны; самостоятельно принимают решения по вопросам административно-территориального деления.
Что касается политических амбиций, то они в наибольшей степени проявляются в отказе от признания основ конституционного строя и принципов государственного устройства Российской Федерации в создании собственной модели устройства субъекта. Так, Республики Башкортостан и Бурятия в своих конституциях определили себя суверенными государствами; действующие конституции Башкортостана и Татарстана закрепляют, по сути, конфедеративный характер связей с Российской Федерацией.
В-четвертых, конституции и уставы субъектов Российской Федерации в отличие от иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов, не могут считаться простой разновидностью правовых актов, принимаемых этими органами. Конституции, уставы субъектов имеют высшую юридическую силу в системе правовых актов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Высшая юридическая сила основных законов субъектов в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, их нормы всегда имеют приоритет над положениями иных нормативных правовых актов, а тем более актов органов исполнительной власти; во-вторых, законы или подзаконные акты государственных органов субъектов Федерации должны приниматься предусмотренными в основных законах органами и по установленной процедуре; в-третьих, высшая юридическая сила основных законов субъектов в материальном смысле состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (во всяком случае - не противоречить) нормам основных законов. В противном случае, любой акт, любого государственного органа или органа местного самоуправления, действующего на территории субъекта, либо по существу, либо по форме должен быть признан недействительным.
Верховенство основного закона в целом ряде случаев обеспечивается его собственными нормами. Так, в Уставе Иркутской области установлено: ’’Никакой закон, противоречащий в чем-либо настоящему Уставу или какому-либо его предписанию, не может быть принят Законодательным (представительным) органом Иркутской области".

А вот другое предписание: "Любой закон, противоречащий в чем-либо настоящей Конституции или какому-либо её предписанию, будет недействителен, но лишь в той мере, какой он им противоречит" (Конституция Республики Удмуртия).
В-пятых, для основных законов субъектов Российской Федерации характерен особый порядок их судебной проверки. Согласно п."б" ч.2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особенности конституций, уставов субъектов Российской Федерации как учредительных по своей природе нормативных правовых актов, их отличие от других нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации предопределяют и различие в порядке их судебной проверки по содержанию на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным законам, которые, основываясь на конституционных нормах, непосредственно затрагивают статус субъектов Российской Федерации.
Так, процедура проверки соответствия конституций, уставов субъектов Российской Федерации, установленная Федеральным конституционным законом "О конституционном Суде Российской Федерации" также свидетельствует об их особой правовой природе. Такие дела разрешаются Конституционным Судом исключительно в пленарных заседаниях (п.1 ч.2 ст.21 Федерального конституционного закона), в то время, как дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Правительства Российской Федерации рассматриваются им в заседаниях палат (п. "а" и "б" ч.2 ст.22 Федерального конституционного закона).
Что касается Верховного Суда Российской Федерации, а также иных судов общей компетенции, то, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года по делу о проверки конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан, при проверке конституций, уставов субъектов Российской Федерации на выявление их соответствия Федеральным законам требуется, прежде всего, установление их соответствия Конституции Российской Федерации, разрешение такого рода вопросов влечет за собой необходимость применения процедур конституционного судопроизводства. А это означает недопущение судами общей юрисдикции (судами, осуществляющими гражданское и административное судопроизводство) разрешение дел об оспаривании конституций, уставов субъектов Российской Федерации.
За Генеральным Прокурором Российской Федерации, в соответствии с названным Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года, сохраняется возможность обращения в Конституционный Суд о проверке соответствия Конституции Российской Федерации конституций и уставов субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, в соответствии со ст.27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", могут предусматривать специальный порядок проверки принимаемых ими нормативных правовых актов на предмет их соответствия своим основным законам.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ


§ 1. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, содержание
В современной науке государственного (конституционного) права всё чаще используется термин "конституционный строй". Этим понятием фиксируется строго определенная, основополагающая часть социальных отношений, с помощью которых определяются организационные и функциональные основы единства общества.

Вместе с тем, с помощью характеристик конституционного строя предопределяется совокупность принципов, без которых строй государства не может быть конституционным.
Понятие "конституционный строй", как новое для современной России, для науки государственного (конституционного) права, развивается из категорий общественного и государственного строя. Однако между понятиями общественного, государственного строя и конституционного строя можно выделить определенные различия. А именно:
во-первых, общественный строй не является государственноправовой категорией. Общественный строй - это социально-политическое понятие, с помощью которого охватывается вся сумма общественных отношений;
во-вторых, как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а их воздействие на общество - преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общество, на общественный строй посредством установления правовых норм, опираясь при этом на конституцию, то это позволяет говорить о началах конституционного строя;
в-третьих, традиционно в отечественной науке и практике общественный строй получил ярко выраженную идеологическую форму закрепления (выделяя классовый характер общества и пр.). Одной из отличительных особенностей конституционного строя следует считать его надидеоло-гизированную природу.

Конституционный строй призван опираться на прочные экономические, социальные, политические и духовные основы, которые создают реальные условия для развития соответствующих общественных отношений и, главным образом, для привлечения народа к управлению делами государства.
До признания народа источником власти нет и не может быть и речи о конституционном строе. Конституционный строй возникает с момента признания народа в качестве источника государственной власти и, как следствие, с момента возникновения института выборов, парламента, сформированного на основе выборов, стремления к обеспечению юридического равенства граждан, юридически наделенных правом участия в формировании парламента и отправлении власти, чего нет вне конституционного строя.
Именно народовластие является сущностью конституционного строя, а само народовластие означает принадлежность всей власти народу, её свободное осуществление в полном соответствии и с его суверенной волей. Ленин В.И. говорил, что всякая буржуазная революция "...есть в конце концов процесс создания конституционного строя, и ничего более.

Это истина". И в другом месте: "Такая форма правления, когда народ участвует в законодательстве и управлении, называется конституционной формой правления (конституция - закон об участии народных представителей в законодательстве и управлении государством)".
Однако следует иметь в виду, что конституционный строй возникает раньше писаной конституции, которая принимается на заключительном этапе формирования конституционного строя в качестве его юридической гарантии (либо не принимается вообще, как в Великобритании). То обстоятельство, что конституционный строй может какое-то время существовать без конституции, говорит о первичности конституционного строя, т.е. в данном случае мы говорим о конституционном строе в объективном смысле (объективная категория), который нуждается в писаной конституции лишь в качестве дополнительной гарантии своей законности, легитимности, стабильности.



Содержание раздела