d9e5a92d

Источники и методология науки государственного права

Она изучает также историю возникновения и развития государственно-правовых норм и институтов, что дает возможность оценивать ныне действующие государственно-правовые нормы с прежними, уяснить, почему те или иные нормы отменены или изменены, почему возникла необходимость в издании новых правовых норм.
Система науки государственного права шире системы отрасли и за счет того, что значительное внимание уделяет анализу возникновения, развития конституционного законодательства в Союзе ССР и в Российской Федерации и во время ее пребывания в составе Союза ССР; сущность, особенностям и назначению тех или иных принимавшихся Конституций.
Кроме того, система науки государственного права может отступать от системы действующего права, руководствуясь интересами наиболее целесообразной последовательности и полноты исследования действующего права. Это, в частности, позволяет проводить сравнительное исследование основных институтов государственного права России и государственного права зарубежных государств по единой системе, несмотря на особенности системы действующего государственного права отдельных стран.
Все это позволяет представить систему науки государственного права Российской Федерации следующим образом:
1. общие вопросы науки - ее предмет, понятие, источники, методология, государственно-правовые нормы, государственно
правовые отношения, взаимодействие с другими отраслями права;
2. учение о Конституции - ее понятие, сущность, функции, юридические свойства, виды и др.;
3. основы конституционного права;
4. основы правового положения человека и гражданина;
5. федеративное устройство;
6. государственные органы Российской Федерации;
7. государственные органы субъектов Федерации;
8. местное самоуправление.
Следует также иметь в виду, что конкретный перечень проблем того или иного раздела науки также не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, утрачивают актуальность другие.

Все это также может оказывать соответствующее влияние на определение системы государственного права как науки права.

§ 2.Источники и методология науки государственного права

Формулируя теоретические выводы, наука государственного права опирается на широкую систему источников. Под источниками науки принято понимать те документы, материалы, нормативные акты, научные труды, на основе которых осуществляется научное исследование.

Необходимо различать следующие источники государственного права: нормативные, специальные научные и специальные практические.
Нормативные источники - это правовые акты государственных органов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, в которых содержатся нормы государственного права. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в государственно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними связи.
Специальные научные источники науки государственного права -это труды государствоведов, в которых содержатся выдвигаемые им концепции и взгляды по конкретным вопросам, проблемам. Концепции, содержащиеся в них, соответствующие выводы очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу обобщения процессов общественного развития.

Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является необходимой предпосылкой обогащения науки, совершенствования законодательства и организации работы государственных органов и органов местного самоуправления.
Наука государственного права опирается и на практику государственно-правового строительства. Наука не могла бы в полной мере выполнять свои задачи, если бы не имела источником научного познания те процессы, которые происходят в жизни на основе действия государственноправовых норм и институтов.
Методология науки государственного права. - Всякая наука в своих исследованиях пользуется определенными принципами и методами познания, совокупность которых составляют методологию. Поэтому, под методом науки понимается совокупность принципов, подходов, правил, приемов научной деятельности, направленных на получение истинных, доказательно обоснованных научных знаний.

Успешное решение государственным правом стоящих перед ним задач находится в прямой зависимости от состояния методологии.
Существуют всеобщие и частнонаучные методы познания.
К всеобщим методам относятся методы диалектической и формальной логик. В своих исследованиях наука государственного права руководствуется принципами материалестической диалектической логики, отражающей объективно действующие всеобщие законы развития общества.



Она использует такие категории диалектики как форма и содержание, причина и следствие, сущность и явление и др. Объективность науки предполагает беспристрастность в установлении свойств и качеств изучаемых явлений вне зависимости от времени их изначального проявления.
Частные категории науки, законы науки, научные факты, используемые наукой государственного права. - Любая наука складывается из совокупности законов науки, категорий и научных фактов.
Наука государственного права Российской Федерации имеет в своем составе частные теории, такие как теория народовластия, теория федерализма, теория автономии, теория избирательного права и избирательных систем и др. Каждая из частных теорий отражает какую-то одну сторону существования и функционирования устройства государства, а в совокупности они дают полное и всестороннее знание об этих явлениях.
Категории науки - это наиболее общие и абстрактные для данной науки понятия. Они выступают в качестве логической формы фиксации и концентрации знаний, ибо, отражая только наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений, заменяют целую совокупность различного рода эмпирических и даже теоретических суждений, в которых может быть раскрыто их содержание.

Например, если бы мы в научных работах вместо категории федерация использовали бы каждый раз описание этого явления, то знания представились бы в виде весьма многочисленных и расплывчатых эмпирических суждениях, были бы неудобны для усвоения и дальнейших научных исследований. К основным категориям государственного права следует отнести - гражданство, основные права, основные обязанности, федерацию, автономию, избирательную систему и др.
Законы науки. - Это средство концентрации, уплотнения научных знаний, объяснения эмпирических фактов. Законы науки всегда облекаются в форму соотношений категорий (понятий), фиксируют единство категорий в определенном отношении, отражают существенные связи и отношения реальных явлений, мыслимых с помощью категорий. Это, например, закон связи государства и права, права и политики, нормы права и правоотношения, основных прав и основных обязанностей, системы права и отрасли права и т. д.
Элементом науки являются также научные факты как достоверные, истинные знания. Научный факт есть отражение объективного явления, события, процесса, т.е. факта в объективном смысле, зафиксированного и включенного в систему научного знания.

Научные факты - это основа формулирования научных гипотез, он лежат в основе теорий, служат доказательством тех или иных теоретических положений. Сами научные факты нуждаются в объяснении с точки зрения определенных законов.

Например, Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. А что дальше?
Частные методы изучения государственного права. - Частные методы - это совокупность специфических приемов, правил, принципов исследования одной из сторон, граней существования и функционирования государственно-правовых явлений. Юридическая наука использует разнообразные методы, подходы к исследованию соответствующих объектов.
Мы остановимся кратко лишь на некоторых из них. Логико-языковой метод, который обычно именуют формально-догматическим. Он основывается на использовании правил формальной логики и правил языка.

Применение этого метода неизбежно для тех теорий, которые рассматривают право как систему норм. правила логики и языка как непосредственно в практических целях, так и в научных целях. (Например, доктринальное толкование).
Конкретно-социологический метод используется для исследования функционирования государственно-правовых институтов. С помощью разнообразия этих методов может быть исследован стиль деятельности должностных лиц, уровень правовой информированности и правосознания отдельных групп населения, их отношение к тем или иным государственноправовым акциям и т.д.

В конкретно-социологическом исследовании используют разные приемы: анализ статистических данных, архивных материалов, договоров, актов государственных органов и других официальных документов; устные и письменные опросы, т.е. интервью и анкетирование; непосредственные наблюдения; социально-правовой эксперимент и др.
В научных исследованиях используется также системный метод, системный подход, который дает возможность вычленить, обособить элементы исследуемого явления, установить специфику содержания вычлененных частей, дать их функциональную характеристику, установить определенную зависимость между связями, свести выработанные определения в систему как целостное единство всей совокупности существенных характеристик объекта. В связи с этой задачей, которую предстоит решить, могут быть использованы системно-структурный, структурно- функциональный, системно-интегративный подход.

Системный подход используется при анализе политической организации общества, системы демократии, компетенции государства и его органов и т.д.
В науке государственного права используется часто и исторический метод, сущность которого состоит в том, что к каждому явлению исследователь подходит как к явлению развивающемуся, проходящему в своем развитии ряд закономерно обусловленных этапов. Использование этого метода позволяет установить преемственность в развитии каждого явления. В таком порядке мы подходим к изучению процесса развития конституционного законодательства, особенностей избирательного права, развития системы представительных органов и др.

Важно в данном случае отметить, что это исследование проводится в рамках одной и той же правовой системы или на разных этапах развития соответствующего государства.
Сравнительно-правой метод (метод сравнительного правоведения) заключается в сравнительном анализе государственно-правовых норм, государственно-правовых институтов разных стран, регулирующих однородные сферы общественных отношений или имеющих схожие государственно-правовые институты. Он включает в себя такие возможные стадии исследования: изучение сравниваемых институтов каждого в отдельности, выявление их существенных черт и признаков; сравнение выявленных и исследованных признаков аналогичных институтов и на этой основе установление общих признаков (сходств) и признаков различи.

В качестве объектов сравнительного исследования выступают государственно-правовые институты, как нашей страны, так и зарубежных государств.
На основе краткого анализа методов научного познания государственного права Российской Федерации можно сказать, что они могут применяться и в отдельности, и одновременно, однако те или иные частные методы используются в исследовании таких проблем, которые по своему характеру нуждаются именно в указанных методах. Кроме того, любой частный метод эффективен только в сочетании, точнее, на базе диалектического метода познания общественных явлений - всеобщего материалистического подхода к исследованию все форм государственно-правового развития в Российской Федерации.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОНСТИТУЦИИ


§ 1. Основные этапы конституционной истории
В государственно-правовой литературе термин "конституция" употребляется в социальном и правовом значении. В первом случае термин "конституция" употребляется для обозначения фактических основ существующего строя, системы социально-политических общественных отношений, реально сложившихся в той или иной стране. Иногда в этом случае говорят о фактической конституции, то есть о том, что реально существует в государстве.

С другой стороны, конституция понимается как юридический акт - "писаная" конституция, "закон законов", - это так называемая юридическая конституция. А это уже всегда система правовых норм, которые регулируют соответствующий круг общественных отношений, имеющих первичное значение для жизнедеятельности государства.
Как и всякое социальное явление, конституция имеет свою собственную историю, неразрывно связанную с политической историей общества, становлением и развитием государства и права. Уже в античные времена были высказаны суждения о необходимости для общества закона, с помощью которого можно бы было обеспечить правовую регламентацию государственного устройства и основ экономической жизни. Древние греки стремились закрепить права гражданина, его отношения с государством.

Идею такого закона можно усмотреть у мыслителей, которые относились к известной в Греции "семерке мудрецов" - Биант, Хилон, Питтан, Солон и др. Именно Солон, будучи государственным деятелем, провел в Афинах реформы, которые, с позиции настоящего времени, носили конституционный характер. Другой знаменитый грек - Платон предупреждал, что неминуемо погибнет государство, в котором закон не имеет силы и выше всего ставит волю правителя. В Древнем Риме издавались акты, которым придавалась повышенная значимость.

Это эдикты и декреты, которые составляли публичное право. Именно в Древней Риме сложился и сам термин "конституция", который исходит от латинского "constitutio", что означает - устанавливаю, учреждаю.

Императорскими конституциями назывались соответствующие эдикты и декреты.
Средневековье оставило последующим эпохам исторические памятники в виде хартий и деклараций, которые подготовили почву для будущих конституций. К ним относятся такие акты, как "Великая хартия вольностей" (Англия, 1215 г.), "Золотая булла" (Венгрия, 1222 г.), дарованная королем Андреем своим подданным, "Привилегия унии" (Испания, 1287 г.), "Великий мартовский ордонанс" (Франция, 1357 г.).

На Руси такими актами были "Русская правда", Судебник Ивана IV, Соборное Уложение 1649 года.
В период позднего феодализма термин "конституция" исчезает почти бесследно, если не считать некоторые постановления главы католической церкви Папы римского, которые носили наименование "Конституция". Такое же наименование имела польская Радомская конституция Nihil novl 1505 года . Разумеется, всё феодальное право строилось на признании и защите интересов только землевладельцев и в меньшей мере нарождавшейся буржуазии.

В тоже время, в некоторых из них, как, например, в ра-домской конституции находило выражение стремление ограничить волю монарха, поставить перед ним обязательные пределы власти, а также обеспечивали отдельным сословиям определенные права, включая учреждение органов сословного представительства - сейм в Польше и др.
Первые зачатки писаных конституций, как принято считать, появились в Англии во время английской революции (Наверное, не знали о существовании радомской конституции.). К таким английским конституциям относят, прежде всего, "Народное соглашение относительно прочного и действительного мира на основе общего права", подготовленное 29 октября 1647 г. левеллерами. Ему противостоит "Орудие управления", разработанное индепен-дентами во главе с Кромвелем.

К числу таких актов следует отнести также "Хабеас корпус акт" (1679 г.) и "Билль о правах" (1688 г.). Достоинство указанных документов состояло в том, что они ограничивали власть монарха, буржуазия получила значительные права в парламенте, впервые были закреплены гарантии прав человека перед судом и полицией .
Писаные конституции в современном смысле этого слова появились в Северной Америке в связи с борьбой английских колоний за независимость, которые провозглашали себя отдельными государствами и объявляли свои конституции. До принятия Федеральной Конституции в американских штатах действовали 13 конституций штатов. Первой была принята Конституция в штате Нью-Гемпшир в январе 1776 г.
Первой конституцией большого буржуазного государства является Конституция США, которая была принята 17 сентября 1787 г. После ратификации Конвентами 11 штатов Конституция США вступила в силу 4 марта 1789 г. Принятие Конституции США способствовало распространению во всем мире доктрины конституционализма. Принято считать, что на европейском континенте первой была Конституция Франции, принятая 3 сентября 1791 г. Однако и здесь первыми были поляки.

Польский "долгий Сейм" принял Конституцию 3 мая 1791 года.
После принятия Конституций в Польше и Франции, начинается поступательное движение конституционного режима по всему земному шару. В 1818 г. принимается новая Конституция в Польше, в 1831 г. - в Бельгии.

Несколько позже были приняты конституции в Германии, Швейцарии, Италии, Голландии, Дании. В XIX веке конституционный строй был введен также и в целом ряде латиноамериканских стран - Венесуэле, Мексике, Чили, Аргентине, Бразилии, Уругвае и др.
Из отмеченного следует, что конституция - это продукт определенной исторической эпохи, когда на политическую арену вышла в то время ещё молодая и революционная буржуазия. При этом, принятие конституции являлось завершающим этапом буржуазной революции.

Конечно, были и исключения из общего правила, но они вызывались историческими особенностями развития того или иного государства, целями, которые ставило перед собой то или иное государство.
Что касается Царской России, то она в это время, хотя и не имела конституции, но проблемы конституционного развития Российского государства не могли не волновать передовые умы XIX века. В этом плане весьма характерными являются разработки Сперанского М.М. в отношении образа правления в России. В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский подготовил план государственных преобразований - "Введение к уложению государственных законов", в котором рекомендовал для предотвращения революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии - выборность части чиновников, новые начала организации суда, введение государственного контроля; в 1810 году был учрежден Государственный Совет.

В плане Сперанского находит свое выражение принцип "разделения властей", но все три власти рассматривались им как проявление единой "державной власти". "Державная власть" должна соединять в себе "...силу законодательную, судную и исполнительную", действующие через соответствующие "государственные сословия", т.е. соответствующие органы. Он также считал, что целесообразен тот образ правления, в котором сочетаются "правильное разделение дел" с единством управления и надлежащим подбором администраторов .
Соответствующие предложения по конституционным проблемам были и у декабристов. Наиболее полно и самобытно они были выражены в "Русской правде" Пестеля П.И., а затем и Муравьева Н.М.

Однако, если Пестель придерживался республиканских взглядов, то Муравьёв был сторонником монархического правления. После реформы 1860-х годов появляется проект конституции, известный под именем Лорис-Меликовского проекта, но он так и не увидел свет. Такая же участь постигла и проект конституции, подготовленный группой российских эмигрантов в Лондоне в 1891 г.
А как можно ответить на вопрос: "Была ли конституция в России?" На этот вопрос утвердительно можно ответить с определенными оговорками. Конституция Российской империи - её официальное наименование "Основные государственные законы" - была принята 23 апреля 1906 г. Однако она представляла собой своеобразную смесь законов абсолютной монархии с буржуазными принципами частной собственности и созданием представительного органа - Государственной Думы. Отсутствие в основных законах каких-либо демократических положений привело к тому, что Манифест об Усовершенствовании Государственного порядка от 17 октября 1905 г. вынужден был: "Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов".

Эти положения не нашли своего отражения в Основных законах.
Характеризуя этот период, В.И. Ленин писал: "У нас нет конституции, у нас есть только конституционное самодержавие, есть конституционные иллюзии" .

§ 2. Предмет конституционного регулирования.


Понятие конституции
Что следует понимать под предметом конституционного регулирования? Как и вообще предмет правового регулирования, предмет конституционного регулирования - это общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников отношений путем установления их статуса. Говоря о конституционном регулировании, прежде всего, следует выяснить, каковы критерии, на основе которых те или иные группы общественных отношений подлежат регулированию именно конституционным законодательством.

Иначе говоря, необходимо выяснить, что, в каком объеме, и каким образом следует отразить в конституции.
Чтобы правильно ответить на поставленный вопрос, надо помнить, что конституция всегда обращена к основному, главному в развитии государства и общества, при том в концентрированной форме. Определяющим здесь является то, что объектом конституции является политическая организация общества.

Поэтому только конституция должна закрепить социально-экономические устои и политический механизм власти. С этих позиций в качестве объекта конституционного регулирования выступают важнейшие общественные отношения, определяющие основные черты общественного и государственного строя и составляющие "реальную конституцию" государства и общества, т.е. конституцию в материальном смысле.
Как можно показать, чем руководствуется законодатель, определяя круг тех общественных отношений, которые должны составить содержание конституции? В наиболее общем виде это сводится к следующему:
во-первых, это политические воззрения господствующего класса или определенных социальных групп, их взгляды и оценки различных социальных институтов и перспектив развития общества;
во-вторых, содержание конституции зависит от конкретных условий, в которых пребывает государство, от соотношения различных социальных сил - классов, групп - в обществе на соответствующем этапе его развития. Конституция, в принципе, должна соответствовать тем фактическим общественным отношениям, которые сложились в стране на момент её принятия;
в-третьих, на предмет и характер конституционного регулирования определенное влияние оказывает уровень общественного сознания. Иначе говоря, данный фактор, прежде всего, означает, что само принятие должно найти понимание и поддержку в сознании народа.

Конституция должна быть документом, в котором отражено национальное согласие. От этого зависит и последующее её воплощение в жизнь;
в-четвертых, при оценке предмета и объемов конституционного регулирования немаловажным фактором является также воля высшего представительного законодательного органа государства. Именно он призван одобрить окончательный текст проекта конституции, который затем принимает самостоятельно или выносит на референдум;
в-пятых, следует также принимать в расчет назначение конституции. Иначе трудно будет понять, почему те или иные положения касаются одних общественных отношений и почти не затрагивают другие, отличаются большим или меньшим числом предписаний по одному и тому же вопросу;
в-шестых, на предмет и содержание конституции определенное влияние оказывают и собственные свойства конституции как политикоправового документа. Конституционным регулированием нельзя всё охватить, оно не может быть беспредельным.

Будучи сжатым, основной закон должен, тем не менее, содержать необходимый минимум норм для того, чтобы выполнить своё социальное назначение.
Конституция в формальном смысле может содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера.



Содержание раздела