d9e5a92d

Источники государственного права Российской Федерации

По своему характеру юридические факты делятся на юридические действия и юридические события.
Юридические действия - это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Юридические действия можно подразделить, во-первых, на правомерные и противоправные (когда они запрещены законом) и, во-вторых, на юридические акты и юридические поступки. Примером правомерных юридических действий является издание законов и иных актов на то уполномоченными, а неправомерные - попытка издания тех же актов органами, на то уполномоченными.

Юридические последствия в государственном праве могут быть порождены любым правомерным актом государственных органов, в котором содержатся государственно-правовые нормы. Кроме того, они могут быть порождены правомерными юридическими поступками, такими как выдвижение кандидата в депутаты.
Юридические события - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. К числу юридических событий в государственном праве следует отнести, например, рождение человека, его болезнь, достижение установленного законом возраста, смерть человека.
Для возникновения, изменения или прекращения государственноправовых отношений имеют значение и юридические действия, и юридические события. Однако большую роль в данном случае играют юридические действия.

Из этого следует, что под влиянием юридических фактов как бы приходят в движение государственно-правовые нормы, возникают, изменяются и прекращаются государственно-правовые отношения.
Объекты государственно-правовых отношений. - Под объектом государственно-правовых отношений следует понимать то, на что направлено конкретное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения притязаний управомоченного лица. Объекты государственноправовых отношений делятся на действия, материальные (имущественные) блага и нематериальные (неимущественные) блага.
Действия - как объект государственно-правовых отношений, имеют в государственном праве профилирующее значение, так как именно через действия реализуется народовластие в самых различных формах, осуществляется законодательная, исполнительная и судебная власть, реализуются права и свободы человека и гражданина и т.д.
Материальные (имущественные) блага как объект государственно-правовых отношений выступают значительно реже, чем действия. Однако при возникновении ряда государственно-правовых отношений, связанных с закреплением экономической системы, форм собственности и т.п. объектом правоотношений являются вещи, т.е. общественные и личные блага. Так, в ч. 1 ст.

39 Конституции установлено: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Нематериальные (неимущественные блага) как объект государственно-правовых отношений проявляются всякий раз, когда нормы государственного права устанавливают возможность использования субъектами правоотношений таких благ, как свобода слова, неприкосновенность личности, охрана здоровья и др. Может быть и такой вариант.

Статья 104 Конституции закрепляет перечень субъектов права законодательной инициативы: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При реализации каждым из указанных субъектов своего права на законодательную инициативу объектом правоотношения будет сама законодательная инициатива, которую условно можно назвать неимущественным благом.

§ 4. Источники государственного права Российской Федерации

Государственное право основано на материальных и юридических источниках.
Материальные источники - это фактически условия жизни общества, свойственные ему политические, экономические, социальные и другие отношения. Они предопределяют сущность и содержание права, в том числе и государственного.
Юридические источники - это те формы, в которых выражены государственно-правовые нормы. Поэтому юридическим источником государственного права являются такие правовые акты, которые содержат нормы государственного права.
Государственно-правовые акты издаются различными органами: прежде всего главным образом это представительные (законодательные) органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, представительные органы местного самоуправления. В меньшей степени они могут издаваться Президентом Российской Федерации и отдельными федеральными органами исполнительной власти.
Государственно-правовые акты получают также разное наименование и обладают различной юридической силой, действуют на всей территории государства или на территории его субъекта, местного самоуправления.


Особое место среди источников государственного права принадлежит Конституции Российской Федерации, которая является Основным законом государства и одновременно основным источником государственного права, обладает высшей юридической силой и является актом прямого действия.
К числу источников государственного права, в которых устанавливаются государственно-правовые нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы Российской Федерации. Федеральный закон является наиболее распространенной формой источника государственного права.

Конституция Российской Федерации 1993 г. предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам ведения Российской Федерации, отличаются от обычных федеральных законов особым порядком принятия, невозможностью использования по отношению к ним вето Президента; его особая юридическая сила в том, что федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону (ч. 3 ст.

16 Конституции).
Федеральный закон, как мы уже говорили, самый распространенный источник государственного права. Однако, в отличие от федеральных конституционных законов, которые относятся к числу основных источников государственного права, федеральные законы будут источниками государственного права только в том случае, когда они содержат нормы государственного права.

К числу таких законов относятся : Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации, О политических партиях, все федеральные законы о выборах и др.
В качестве источников государственного права выступают отдельные нормативные указы Президента Российской Федерации. Их особая юридическая природа в том, что они, обладая высшей юридической силой вслед за федеральными законами, не должны противоречить федеральным законам.

Указы, чтобы быть источником государственного права, также должны содержать нормы государственного права. Например, указы Президента о назначении референдума; об утверждении структуры федеральных органов исполнительной власти.

Указами Президента Российской Федерации были утверждены Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства российской Федерации (14 ноября 2002 г.), Положения о порядке предоставления Российской Федерации политического убежища (21 июля 1997 г.) и др.
Источниками государственного права могут быть также отдельные акты, принимаемые палатами Федерального Собрания. Это, прежде всего, Регламент Государственной Думы (22 января 1998 г.), Регламент Совета Федерации (30 января 2002 г.).
К числу источников государственного права в настоящее время относятся акты, принимаемые Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации. Содержащиеся в них положения имеют нормативнодоктринальный характер и являются обязательными для тех органов, которым они адресованы. Это может повлечь за собой пересмотр или отмену неконституционных актов.

Значительная роль принадлежит Конституционному Суду в осуществлении нормативно-доктринального толкования Конституции Российской Федерации, в нормативной интерпретации многих конституционных норм при рассмотрении дел о соответствии Конституции РФ других видов нормативных правовых актов.
Еще одним видом источников государственного права федерального уровня являются отдельные постановления Правительства Российской Федерации и некоторых федеральных органов исполнительной власти. К их числу следует отнести: постановления Правительства РФ от 1 ноября 2002г., которым было утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание; постановление также от 1 ноября 2002 г., которым утверждалось Положение о выдаче иностранным гражданам вида на жительство. К числу таких источников следует отнести Положение о миграционной карте, утвержденное совместным приказом МВД РФ, МИД РФ, ГТК РФ, ВПС РФ, МПС РФ от 11 ноября 2002 г.
Итак, названные нормативные акты относятся к той группе источников государственного права, которые содержаться в нормативных правовых актах государственных органов Российской Федерации.
Следующую группу источников государственного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других ее субъектов; законы, принимаемые этими органами по вопросам государственно-правового значения - о выборах высших должностных лиц и представительных органов, о статусе депутатов представительных органов, о структуре исполнительных органов соответствующего субъекта.

Это также и регламенты представительных органов субъектов и положения о комитетах и комиссиях этих органов.
Что касается органов местного самоуправления, то нормативные правовые акты государственно-правового характера принимают, как правило, представительные органы. Это и регламенты их работы, это и положения об их рабочих органах.

Это, конечно, уставы соответствующих муниципальных образований.
Особое место среди источников государственного права принадлежит актам референдумов. В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона О референдуме Российской Федерации: На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.

Референдумы могут проводиться и по другим вопросам государственно-правового значения, как на уровне Федерации, так и в пределах субъекта Федерации или соответствующего муниципального образования.
К числу особых видов источников государственного права следует отнести Декларации, которые можно отнести к актам, имеющим учредительный характер. В таких документах формулируются, как правило, отдельные принципы конституционного строя, имеющие существенное значение для дальнейшего развития государственно-правовых институтов. Первыми такими документами были - Декларация прав народов России, принятая 15 ноября 1917 г., Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским Съездом 25 января 1918 г., составившая затем первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. 22 ноября 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, основные положения которой были включены в главу II Конституции Российской Федерации 1978 г. Это и Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.
Особую группу источников государственного права составляют договоры. Исторически первым является Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря1922 г. Это был учредительный и государствообразующий Договор, заключенный РСФСР, Украинской ССР, белорусской ССР и ЗСФСР об объединении в единое союзное государство - Союз ССР.

Для современной России характерным является Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации от 31 марта 1992 г. (термином Федеративный договор охватываются три самостоятельных договора), который является действующим и в настоящее время при соблюдении требований, содержащихся в ч. 4 п. 1 раздела второго Конституции Российской Федерации. Практике Российской Федерации также известны и внутрифедеративные договоры.

Такие договоры заключались между Российской Федерацией и ее отдельными субъектами, в которых разграничение полномочий определялось с учетом особенностей соответствующего субъекта. Первым был Договор заключен с Татарстаном 15 февраля 1994 г. В итоге было подписано 46 таких договоров.

В настоящее время практика заключения таких договоров прекращена, а многие из них уже денонсированы.
В соответствии со статьей 15 Конституции, источником государственного права могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в том случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В настоящее время такими международно-правовыми актами являются: Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Организацией объединенных наций; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. и некоторые другие.

Главное в данном случае в том, что международно-правовые акты могут быть источниками государственного права Российской Федерации только в том случае, если они ратифицированы компетентными государственными органами Российской Федерации. Вместе с тем, Российская Федерация не может заключать международные договоры в случаях, предусмотренных статьей 79 Конституции.

§ 5.Система государственного права Российской Федерации

Система государственного права как отрасли права представляет собой научно обоснованное объединение государственно-правовых норм в группы в определенной последовательности в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих государственно-правовых норм.
Место, занимаемой той или иной группой однородных правовых норм в системе отрасли государственного права Российской Федерации зависит, во-первых, от удельного места правовых норм, охватываемых данной группой, и их значение; во-вторых, от принципов, на основе которых строится данная отрасль. В зависимости от предмета правового регулирования тот или иной принцип права приобретает решающее значение и, следовательно, специфическое значение для определенной отрасли права; в-третьих, от тех целей, которые ставит законодатель перед отраслью права в каждый конкретный период развития государства.
Государственное право, являясь частью единой правовой системы государства, в свою очередь само является сложной системой. Система государственного права выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между нормами и отражают основные линии взаимодействия государственно-правовых норм, их связи.

Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, т.е. это определенная совокупность правовых норм, которые не только обладают внутренним единством, но и отличаются от других совокупностей норм государственного права.
В системе действующего государственного права Российской Федерации принято выделять следующие институты, которые и составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1. основы конституционного строя;
2. основы правового положения человека и гражданина;
3. федеративное устройство;
4. систему государственных органов Российской Федерации;
5. основы организации местного самоуправления.
Такое строение государственного права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет.
Характеристика системы отрасли государственного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснования их соотношения, места каждого из них в системе отрасли. Это соотношение заключается в том, что между государственноправовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу чего нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого института. Иначе говоря, от чего зависит то место, которое определено для того или иного правового института внутри данной отрасли?

Почему на первое место поставлен институт основ конституционного строя? Первое место этого института определяется тем, что его нормы содержат исходные начала, в которых определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов, их последовательной ролью в определении устройства российского государства.
На следующем месте после закрепления основ конституционного строя стоит институт, определяющий основы правового положения человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.
Правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство, определяют существующие в России национально- государственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми строится в последующем система государственных органов.
А как соотносится система государственного права с системой Конституции? В наиболее общем виде можно сказать, что они связаны между собой, но полностью не совпадают. Система отрасли предопределяется объективными факторами - устройством государства. Система Конституции - категории субъективная, поскольку систематизацию конституционных норм осуществляет законодатель.

Кроме того, система отрасли охватывает всю совокупность государственно-правовых норм, а система Конституции - лишь часть этих норм, устанавливаемых в основном источнике отрасли права.
Система отрасли права, как и система Конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они постоянно развиваются, отражая свойственные каждому данному этапу развития государства и общества уровень правового воздействия на общественные отношения, своеобразие этих отношений.

§ 6. Место государственного права Российской Федерации в системе права Российской Федерации

В системе права Российской Федерации государственному праву принадлежит ведущая роль.
Во-первых, это находит свое проявление в том, что государственное право регулирует отношения, которые связаны с устройством самого государства, его внутренней организацией и поэтому, как правило, складываются в процессе осуществления народом принадлежащей ему государственной власти, а властеотношения в любом государстве всегда являются определяющими;
Во-вторых, место государственного права в системе права Российской Федерации определяется и тем, что оно содержит нормы, которые являются основополагающими и для других отраслей права. По существу, ни одна отрасль права не обходится без конституционных принципов и других норм государственного права.
Взаимодействуя с административным правом, нормы государственного права закрепляют систему, основные принципы организации и деятельности органом исполнительной власти в центре и на местах. Что же касается собственно норм административного права, то ими уже регулируются наиболее значимые организационно-правовые стороны деятельности органов исполнительной власти.
С гражданским правом взаимодействие обусловлено тем, что нормы государственного права закрепляют единство экономического пространства; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; свобода экономической деятельности (ст. ст. 8 и 9 Конституции).

Дальнейшее регулирование соответствующих общественных отношений осуществляется уже нормами гражданского права.
Обращаясь к тем или иным конституционным принципам, нетрудно установить связь норм государственного права, их определяющее значение для трудового права - ст. ст. 37, 39 и др.; уголовного права - ст. ст 21-24, уголовно-процессуального права - ст. ст. 46-54.

Нормы государственного права определяют круг возможных ограничений прав граждан в условиях чрезвычайного положения - ст. 59.
Следовательно, свои исходные начала все другие отрасли права Российской Федерации так или иначе берут в государственном праве, в чем и проявляется их двухсторонняя связь.

§ 1. Понятие, предмет, источники и система науки государственного права Российской Федерации

В отличие от отрасли права, которая представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих определенную область общественных отношений, государственное право Российской Федерации как наука представляет собой совокупность знаний, теоретических положений о данной отрасли права. То есть, наука изучает действующее государственное право в его возникновении и развитии.
Вся система юридических (правоведение) имеет общий объект изучения - государство и право. Вместе с тем у каждой юридической науки есть свой самостоятельный участок в этом едином объекте - особый предмет, который данная наука теоретически осваивает и от которого во многом зависят его особенности и черты.

Поэтому, если кратко определить предмет науки государственного права, то можно сказать, что она изучает устройство Российской Федерации.
Наука государственного права изучает, прежде всего, нормы государственного права. К их числу относятся нормы, которые закрепляют основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации, ее субъектов, а также особенности системы, принципы организации и деятельности местного самоуправления, формы непосредственной демократии.

Из сказанного следует, что наука государственного права нацелена на то, чтобы раскрыть содержание государственного права, его внутренние закономерности развития и совершенствования.
Однако наука государственного права не ограничивается лишь изучением правовых норм. В науке подвергаются глубокому исследованию и те общественные отношения.

Которые складываются в процессе реализации государственно-правовых норм.
Исследование государственно-правовых отношений означает, что наука государственного права, не ограничиваясь анализом особенностей государственно-правовых отношений в общем виде, изучает и обобщает практику их применения, действенность в процессе реализации.
Таким образом, предметом науки государственного права являются государственно-правовые нормы и государственно-правовые отношения, т.е. государственное право как отрасль права и является предметом государственного права как науки.
Вместе с тем, наука государственного права изучает не только действующее государственное право, но и историю его развития, что дает ей возможность понять тенденцию развития государственно-правовых институтов, выявить присущую им преемственность, показать дальнейшее развитие и совершенствование отдельных государственно-правовых институтов в новых условиях развития государства и общества.
Как составная часть юридической науки и в силу специфики своего предмета наука государственного права относится к общественным наукам.
Итак, государственное право - это отраслевая юридическая наука, имеющая своим предметом изучение государственно-правовых норм, закрепляющих устройство Российской Федерации и регулируемые этими нормами общественные отношения, а также относящиеся к ним соответствующие правовые взгляды.
Система науки государственного права. - Система науки государственного права определяется, прежде всего, системой государственного права как отрасли права. Система науки отражает объективно существующую сущность и структурность предмета своего исследования.

Система государственного права как отрасли права выражается во взаимосвязи и согласованности всех государственно-правовых норм, сгруппированных по соответствующим государственно-правовым институтам. Система науки государственного права исходит из системы действующего государственного права, но вместе с тем и отличается от нее. Наука не исчерпывается нормами государственного права и регулируемыми ими общественными отношениями.

Поэтому наука государственного права изучает общетеоретические положения о понятии, предмете государственного права, его системе, источниках, методологии.



Содержание раздела