d9e5a92d

Лекции по административному праву

Мои сокращения:
КРФ Конституция Российской Федерации
ФКЗ федеральный конституционный закон
ФЗ федеральный закон
м.с. местное самоуправление
ФС Совет Федерации
ГД Государственная Дума
КоАП РСФСР Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
Гос-во государство, гос. государственный
Н.п.а. нормативно-правовой акт
Д-ть деятельность
О.о. общественные объединения
З-н закон, з-во законодательство
кот. который (ая.)
х-р характер
И.в. исполнительная власть
Адм. административный (ое)

Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти

1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
2. Основные функции исполнительной власти
3. Основные принципы организации и функционирования исполнительной власти.
4. Соотношение понятий государственное управление и исполнительная власть. 1. Исполнительная власть это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции. Признаки исполнительной власти:
1. Самостоятельность и взаимосвязь с законодательной и судебной ветвями государственной власти.
2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной власти.
3. Осуществляется специальными государственными органами и органами местного самоуправления, имеющими в установленном нормативном порядке компетенцию.
4. Это подзаконная власть, т.е. ее организация и функции должны основываться на нормах Конституции РФ, федерального закона и иных нормативно-правовых актах.
5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.
6. Применение норм административного принуждения.
7. Подготовка и издание правовых актов управления.
8. Правоприменительная и охранительная деятельность спец. органов и должностных лиц (государственных и муниципальных служащих). 2. Функции исполнительной власти: 1. Исполнительная, т.е. исполнение законов. Органы исполнительной власти имеют право издавать подзаконные акты.
2. Прогнозирование предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.
3. Планирование определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности.
4. Организация создание органов управления, определение их функций и т.д.
5. Правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур.
6. Общее руководство и оперативно-распорядительная работа.
7. Координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций.
8. Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов.
9. Учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
10. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.
11. Методическое руководство.
12. Кадровое, МТО, финансирование и т.д. 3. Принципы исполнительной власти это общие положения, идеи, требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности. 1. Принцип народовластия народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.
2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.
3. Принцип разделения и взаимодействия властей.
4. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов.
5. принцип гласности предполагает открытость законодательства, доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.
6. Принцип приоритета и гарантированности прав личности, ст. 2 Конституции РФ.
7. Принцип федеративного устройства.
8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.
Централизация сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.
Децентрализация - закрепление предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, который он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.
9. Принцип плановости выражается в развитии разработки программ отраслей народного хозяйства, прогнозирование хода экономических реформ, установление государственного заказа на наиболее значительную продукцию и т.д.
10. Принцип дифференциации функций и полномочий каждого из этих органов и должностных лиц. 4. Государственное управление это целенаправленное организующая подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного и административно-политического (устройства) строительства.


Существует 2 подхода к определению понимания государственного управления.
1. Широкое понимание это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.
В этом понимании государственное управление более широкое понятие, чем исполнительная власть.
2. Узкое понимание это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д.
В этом понимании государственное управление и исполнительная власть тождественны.

Административное право как отрасль права


1. Понятие административного права, его предмет. 2. Метод административного права.
3. Источники административного права.
4. Система административного права.
5. Соотношение административного права со смежными отраслями права. 1. Административное право это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций. Административное право это управленческое право (право управления).
Административное право это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.
В предмет административного права входят следующие группы отношений:
1. управленческие отношения
Они встречаются в сфере организации и функционирования органов, осуществляющих хозяйственное, социально-культурное, административное и политическое строительство.
2. отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав и свобод граждан
Речь идет о так называемой административной юстиции. Она представляет собой систему судебных и иных органов, рассматривающих споры между гражданами и исполнительной власти.
3. административно-принудитMльные отношения
Возникают в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
4. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представит., судебной власти и прокуратуры
5. отношения. которые возникают при осуществлении общественными организациями делегированными им государством специальных государственно-властных полномочий.
Для всех указанных отношения характерны является то, что они возникают в области государственного управления и местного самоуправления. 2. Метод совокупность приемов и способов. Выделяют следующие методы:
1. императивный (метод властных предписаний)
2. диспозитивный (взаимодействие сторон)
3. метод дозволения (разреш. вариант поведения)
4. метод запрета
Все указанные методы правового регулирования характерны для административного права.
Суть методов административного регулирования управленческих отношений может быть сведена к следующему:
1. императивный
Установление определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме.
(метод предписаний)
несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма.
Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности.
2. диспозитивный (согласования)
Он проявляется в административном праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим.
3. метод дозволения - это предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора.
Например: при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности к нему могут быть применены различные административные взыскания либо он может быть освобожден от ответственности.
4. метод дозволения выражается также в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мягкий вариант дозволения.

Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные.
5. метод запрета запрещение определенных действий под угрозой применения соответствующих административно-правовых санкций.
Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностныT лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности.
Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности. 3. Источники административного права это органы законодательной и исполнительной власти, содержащие административно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере (управленческой деятельности) исполнительной власти. К ним относятся:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный конституционный закон и федеральный закон, Кодекс об административных правонарушениях, федеральный конституционный закон О правительстве от 31 декабря 1997 г.
3. Указы Президента
4. Постановления Правительства
5. Ведомственные акты акты министерств и федеральных ведомств
6. Законодательные и иные акты государственных органов субъектов РФ
7. Административно-правовые договоры и соглашения. Например, между государственными органами РФ и субъектов РФ
8. Локальные акты, инструкции, положения 4. Система административного права это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей. Административное право состоит из Общей и Особенной части. В Общую часть включены следующие институты:
1. государственное управление
2. исполнительная власть
3. формы государственного управления
4. методы государственного управления
5. институт правовых актов
6. институт государственной службы
7. институт административного принуждения
8. институт административной ответственности
9. институт административного процесса
В Особенную часть входят институты управления в области экономики, социально-культурной сфере, административно-политической сфере.
В административном праве выделяют следующие подотрасли:
1. Служебное право
2. Политическое право
3. Образовательное право и т.д. 5. Предмет административного права не охватывает все общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления. Эти отношения регулируются иными отраслями права. Административное право взаимодействует со следующими отраслями права: 1) конституционным. Оно берет начало в нормах конституционного права, регулирующих принципы организации и деятельности исполнительной власти, права и свободы граждан.
2) гражданским. Нормами гражданского права регулируется правило движения имущества, передача, изъятие в сфере государственного управления, т.е. по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
3) уголовным правом. В определенных случаях отдельные административные правонарушения могут перерастать в преступления и наоборот.
4) финансовым, которые регулируют управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, налогов.
5) трудовым. Деятельность государственных служащих является смежной областью регулирования трудовым и административным правом
6) уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.

Административно-правовые нормы и отношения


1. Понятие административно- правовых норм. 2. Виды административно- правовых норм.
3. Понятие административно- правовых отношений.
4. Виды административно- правовых отношений.
5. Основания возникновения, изменения и прекращения административно- правовых отношений.
1. Административно-правовая норма это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.
Особенности административно-правовых норм:
1. Целью административно-правовых норм является обеспечение организации и функционирования всей системы исполнительной власти.
2. Административно-правовые нормы определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления.
3. Предназначение административно-правовых норм заключается прежде всего в обеспечении эффективной реализации конституционного назначения исполнительной власти.
4. Административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.
5. Административные отношения являются хорошим средством защиты от посягательств на административно-правовые нормы.
6. С помощью административно-правовых норм обеспечивается урегулированность финансовых, земельных и иных отношений.
8. Административно-правовая норма состоит из
1) гипотеза условие действия административно-правовых норм (ст. 13 Кодекса об административных правонарушениях.).
2) диспозиция правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права (ст. 165).
3) санкция меры административного и дисциплинарного воздействия. 2. 1. по предмету регулирования различают а) материальные нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. их административно-правовой статус.
б) процессуальные нормы, определяющие методы, способы, порядок деятельности по реализации государственного управления (разд. 4 КоАП).
2. по форме выражения
а) обязывающие предписывающие совершать определенные действия (ст. 285).
б) запрещающие предусматривающие запрет на совершение определенных действий в определенных условиях.
в) уполномочивающие выражается возможностью адресата действовать в рамках, установленных требований по своему усмотрению (ст.14).
г) стимулирующие обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морльного воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.
д) рекомендательные носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимотр. субъектов исполнительной власти и негосударственных образований.

Например: между органами милиции и добровольной дружины.
3. по содержанию
а) общие регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер.

Общая часть.


б) особенные регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности 3. Административно-правовые отношения это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления. Особенности административно-правовых отношений.
1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.
2. для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.
4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно.
5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке.
6. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством. 4. 1. по субъектам можно разделить на отношения между: а) вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, их называют вертикальные пр-ния. Например, между главой администрации области и района.
б) отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти горизонтальные пр-ния. Например, 2 министерствами, 2 главами администрации.
в) органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, между Мин. труда и социального развития РФ и ВЮТ.
г) органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями. Например, финансовый контроль, таможенный контроль.
д) исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления. Например, гл. администрации области и глава администрации города.
е) исполнительными органами государственной власти и негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.
ж) органами государствеUно-исполнительной власти и гражданами. Например, администрация района и лицо, проживающее там.
2. В зависимости от целей возникновения:
а) внутренние, связанные с формированием управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности и др.
б) внешние отношения между органами исполнительной власти и субъектами, не входящими в систему этих органов, т.е. гражданами, общественными организациями.
3. по содержанию:
а) материальные, которые регулируются материальными нормами административного права
б) процессуальные, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами. 5. Основанием возникновения, изменения и прекращения административных пр-ний служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия. Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия правомерные и неправомерные.

Правомерные соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).
События (стихийные бедствия, смерть, достижение определенного возраста 16 лет).

Понятие и виды субъектов административного права


1. Понятие субъектов административного права. 2. Виды субъектов административного права. 1. Субъекты административного права - это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом. Субъекты административного права могут стать субъектами административных пр-ний при наличии 3-х условий:
1. административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта
2. административной правоспособности и дееспособности субъекта
3. основание возникновения, изменения и прекращения пр-ний (юридический факт)
Административная правоспособность это установенная. и охраняемая возможность субъекта вступать в административные пр-ния.
Административная дееспособность = способность субъектов своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.
В качестве субъекта административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют.

Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.
Субъект административно-правовых отношений - это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством, являются участниками управленчески] отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять. 2. Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные. Индивидуальные субъекты граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективные:
1) государственные организации
а) органы исполнительной власти
б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения
в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией
2) негосударственные организации
а) общественные объединения (повт, виды)
б) трудовые коллективы
в) коммерческие структуры
г) органы местного самоуправления

Граждане как субъекты Административного права


1. Административно-правовой статус граждан 2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
3. административно-правовые гарантии прав граждан
Н/а: Конституция РФ
Закон РФ О гражданстве от 28 ноября 1991г.
Федеральный конституционный закон Об уполномоченном по правам человека в РФ от 26 февраля 1997 г.
Положение О комиссии по правам человека при Президенте РФ от 18 октября 1996 г.
1. Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:
1) административная правоспособность это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью
2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.
(В качестве субъектов административного права можно рассматривать РФ, субъектов РФ, гос.).
Виды административной дееспособности:
1. полная, наступает с 18 лет
2. ограниченная, с 16 лет
На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.
Ст. 20
Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. 2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ. Права граждан: ст. 27, 31, 32 (ч.

1,4), 33, 42.
Обязанности: ст. 57, 58, 59.
Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства уже, чем граждан РФ.



Содержание раздела