d9e5a92d

Составляющие элементы государства

Таким образом, государство - это не некое существо, находящееся над обществом и независимое от него, как пытаются представить авторы некоторых концепций. Конечно, сам термин государство в определенной степени способствует субстанциализации этого явления и его рассмотрению как некой вещи, не зависимой в своем функционировании от людей. Однако, в действительности государство - не более чем определенный тип юридически регулируемого социального поведения и соответствующих ему социальных (общественных) отношений, существующих в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - не физическое явление, которое может быть выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов.

Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определенные отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен выполнять подобные функции. Многие видные политические мыслители Аристотель, Маккиавелли, Фома Аквинский, Локк, Вольтер, Монтескье, Кант, Гегель, Ленин, Карамзин, Соловьев, Бердяев, Ильин, Кельзен и другие - писали об этом.

Ханс Кельзен, писал: Государство - это не люди, которых мы видим и трогаем и которые занимают определенное место в пространстве, но лишь система норм, содержанием которых выступает определенное человеческое поведение2.
Коллективное поведение людей, их отношения друг с другом, выступают как составная часть государства в той мере, в какой оно регулируется или подчиняется направляющему его определенным образом действующему юридическому порядку.
Как нами отмечалось, государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства определяется тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории и в конкретное время.

Юридический порядок определенного государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость ограничена определенной территорией и конкретным отрезком времени.
Таким образом, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных актов. Природа государства сложна, она имеет ряд тесно связанных друг с другом измерений. В их число входят: а) пространственно-временной контекст, в котором существует государство, б) иерархически организованное коллективное поведение и в) нормативный порядок.

Государство основывается, поддерживается, обусловливается и изменяется комплексом социальных явлений и общественных отношений, регулируемых в нормативном порядке.
При этом, речь идет не об абстрактном нормативный порядке, изолированном от поведения людей, а о таком порядке, который, напротив, направляет поведение людей. При необходимости, для этого используется принуждение.

Составляющие элементы государства

Государство это политическая общность людей и отношений, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория это пространственная основа государства.

Следует сказать, что, хотя государство это социальный (общественный) феномен, он не мог бы существовать без физической, материальной опоры. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. Без нее нельзя было бы даже представить себе государства в реальном мире.

В конечном счете, без территории государства не существует (хотя теоретически территория, ее размеры могут существенно изменяться в течение времени). Государство может изменять свои границы, например, в результате военных действий. Одной из многочисленных форм расширения государством его территориальной сферы является колониальная экспансия, вследствие чего образуются крупные империи.

В подобных случаях колониальные зоны относятся к территориям империи, несмотря на значительные расстояния и социально-культурные различия между метрополией и колониями. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая посредством юридических норм. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства, для чего используются различные средства от дипломатических до военных.

Кроме того, обеспечение территориальной целостности требует тщательной демаркации границ каждого государства и их закрепления в документах международного права, например, в договорах. Хорошо известно, что одним из главных источников международных конфликтов являются пограничные споры между смежными государствами.



В современном мире существует огромное количество пограничных споров, которые переходят в хроническую стадию и постоянно угрожают миру. Следует отметить, что постоянная напряженность в подобных зонах оказывает вредоносное воздействие не только на международные отношения, но и на экономическую жизнь государств- участников пограничных споров, вынужденных из-за этого поддерживать гонку вооружений, и, соответственно, тратить громадные средства.
Возникновение и исчезновение государств связано, прежде всего, с территорией; именно этим объясняется тот факт, что целостность государств становится предметом самых острых конфликтов.
Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твердой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
В современном мире проблемы, связанные с территорией государств, значительно осложнились из-за таких явлений, как колониализм и неоколониализм. Как уже отмечалось, следствием колониального господства в его классическом виде было включение в состав империи периферийных территорий.

При этом возникали отношения открытой политической, административной и экономической зависимости, опирающиеся на военное превосходство метрополии. Возникновение новых независимых государств означало для империи потерю принадлежавших им ранее территорий. Именно это произошло в результате распада Римской и Византийской империй, освобождения латиноамериканского континента от власти Испании в XIX в., распада английской, французской, бельгийской, голландской и португальской колониальных империй после второй мировой войны, распада Советского союза и социалистического лагеря.

Новые независимые государства заняли территории, ранее входившие в состав империй.
После того, как классический колониализм в описанной нами форме вступил в полосу кризиса, и была обеспечена полная территориальная целостность новых государств, возникает неоколониализм. При неоколониальном господстве признается юридическая самостоятельность новых государств в международном сообществе, однако, господствующие государства обладают над зависимыми от них огромной властью, доходящей до нарушения их суверенитета на части территории. Это происходит, например, когда зависимые государства уступают часть своей территории для строительства иностранных военных баз, не получая какого-либо контроля над ними, или когда эти государства позволяют эксплуатировать свои природные ресурсы, не имея от этого никакой, или почти никакой выгоды. Понятно, что в этих случаях не происходит потери государством всей своей территории, но его власть над ее частью ограничивается.

На этих землях возникают не подчиненные контролю государства военные и экономические анклавы.
Еще одной формой ограничения власти государства над частью его территории является занятие этой части иностранными войсками, несмотря на негативное отношение населения. Наконец, власть государства над частью его территории ослабляется вследствие партизанской борьбы, когда повстанцы создают так называемые освободительные зоны.

Формально эти зоны входят в состав государственной территории, но правительство не имеет в них реальной власти, поскольку военный, физический контроль осуществляется лидерами повстанцев, создающими специальные органы управления, которые принимают белее или менее развитую форму.
Из изложенного нетрудно сделать вывод, что относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле над физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.
Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. В этом случае мы сталкиваемся с национальной проблематикой, а также с вопросами отношений между народом и государством. Народ в качестве родового понятия может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

Люди, принадлежавшие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации. Таким образом, понятие народ можно определить, главным образом, в социально-культурных и исторических терминах.

Это означает, что, несмотря на социально-экономическую дифференциацию внутри народа, сохраняются связи национальной солидарности. Иными словами, различия между существующими в рамках народа кастами, сословиями и социальными классами не препятствуют развитию сознания и чувства принадлежности к отличной от других национальной общности.

Народ это коллективный феномен, в рамках которого неоднородность подгрупп, обладающих специфическими социально-экономическими интересами, может сосуществовать с однородностью национальных сознания и чувства. Именно поэтому народ выполняет интегрирующие функции по отношению к входящим в него подгруппам.
Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. В настоящее время имеется множество многонациональных государств, таких как Великобритания, Бельгия, Россия, Швейцария, Украина, Канада, население каждого из которых принадлежит к различным национальным группам. Даже в том случае, когда на различные национальные группы, сосуществующие на территории одного государства, распространяется его политическая власть, отношения между ними часто бывают напряженными, а в особых случаях и конфликтными. В многонациональных государствах внутренний конфликт может повлечь опасность для политической стабильности, поскольку возникающие в подобных случаях сепаратистские национальные движения стремятся создать самостоятельное государство.

В некоторых случаях сепаратистские движения ведут вооруженную борьбу в форме террористической деятельности за достижение национальной независимости, как это делают, например, чеченцы, баски, ирландцы и пр.
Для того, чтобы смягчить конфликты между национальными группами, политическая элита зачастую создает государство на федеральной основе; при этом каждая из национальных групп имеет общественные политические органы, управляющие ее делами в рамках определенной автономии. Это не означает, что все многонациональные государства представляют собой федерации, однако федерализм действительно содействует смягчению конфликтов между национальными группами.

Еще одним средством, используемым с той же целью, является создание так называемых автономных провинций, которые, не обладая такой же независимостью, как входящие в состав федерации государства, все же пользуются значительными прерогативами.
Из изложенного следует, что любое государство опирается, по крайней мере, на один народ, хотя, в некоторых случаях, возникают и многонациональные государства. Понятно также, что, хотя не существует государства без национальной основы, могут существовать народы без государства.

Так было с еврейским народом до создания государства Израиль в 1948 г. Таково положение палестинского народа, который до сих пор не смог создать собственного государства. Итак, нация это необходимое, но недостаточное условие формирования государства, для чего необходимы также территория и государственная власть.
Одним из политических феноменов, неоднократно отмечавшихся в истории человечества, является национализм, то есть страстная и даже агрессивная приверженность к своей национальной общности. У национализма могут быть различные формы и последствия.

Действительно, существует экспансионистский национализм, толкающий политические элиты к подчинению других государств с целью использования их ресурсов. Но есть также и национализм оборонительного толка, выступающий как своеобразная преграда внешней агрессии и являющийся, таким образом, средством выживания государств.

Как показывает современная история, экспансионистский национализм обеспечивает необходимую внутреннюю сплоченность государств, подвергающихся военной, экономической или дипломатической агрессии.
Национализм в его различных формах по-прежнему остается мощной политической силой. Им были вызваны многие войны и революции, способствовавшие изменению лица нашей планеты.

Иллюзией было бы полагать, что в настоящее время национализм уступил место конфликту идеологий. Он осуществляет свое воздействие вместе с идеологиями и посредством их. Трагическим примером подобного рода может послужить первая мировая война.

Социалистические лидеры того времени полагали, что народные массы различных стран не будут воевать, если им объяснить, что война несет лишь пользу капиталистам. Иными словами, они взывали к политическому сознанию масс, веря, что подобным образом им удастся нейтрализовать национализм. Печальный результат известен.

Миллионы людей отправились на поля битв, подталкиваемые непримиримым национализмом, который, несмотря на свои разрушительные последствия, через несколько лет возродился с еще большей силой.
В современную эпоху мы были свидетелями многообразных усилий, направленных на создание международных организаций и установление правил игры в мировом сообществе, которые могли бы предотвратить возможные трагические последствия национализма. Однако, деятельность Лиги Наций, Организации Объединенных Наций, проведение конференций по разоружению и прочее не привели пока еще к сколько-нибудь значительным успехам.
Иначе говоря, национальное и многонациональное государство, также как и национализм, остаются решающими политическими силами в современном мире.
Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.
Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические нормы. Как известно, принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой нарушение позволяет государственным органам применять санкции.

Власть осуществляется посредством этих норм, и именно к ним взывают правители и аппарат управления, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать (хотя это никогда не выполняется в полной мере). В какой мере большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы, свидетельствует об эффективности как самых норм, так и существующих в государстве правовой системы и правовой культуры.

Таким образом, политическая власть при помощи правовых норм регулирует поведение населения данного государства. В рамках государства люди подчинены юридической системе, установленной и применяемой элитой и бюрократическим аппаратом. Естественно, что эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и классов общества.

Именно через нее группы, обладающие гегемонией в конкретном обществе, принудительно навязывают свою волю. Государство это отношения господства людей над людьми: есть те, над кем осуществляется господство, они должны признавать власть господствующих в данный момент. Власть правителей осуществляется посредством не рекомендаций, а приказов, то есть, имеет императивный характер. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираясь на институциональный аппарат насилия (тюрьмы, суды, силы подавления и т.п.), могут применить санкции, предусмотренные юридической системой.

Понятно, что политическая элита вынуждается применять институциональное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными средствами прямого и косвенного убеждения для управления коллективным поведением масс. Институциональное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда социальные привычки к подчинению и их идеологическое обеспечение ослабляются, и возникает возможность свержения элиты.
Уместно подчеркнуть, что власть политической элиты в государстве имеет институциональный характер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей политической общности (государству) и существующей в рамках всех социальных групп, которые осуществляют в конкретной ситуации свою гегемонию в обществе. Лица, входящие в элиту, меняются, однако институциональная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин: например, гражданской войны или подчинения другому государству. Понятно, что государство управляется элитой, состоящей из конкретных людей, однако, вследствие своей институциональности оно обладает относительной стабильностью, которая, как правило, выходит за рамки жизни отдельных людей и приобретает историческое измерение.

Именно это позволяет говорить, например, о государстве как о коллективном целом, отличном от входящих в него лиц. Правители меняются, а учреждение сохраняется. Конечно, без входящих в него людей государство не смогло бы существовать. Институциональный характер государства ни в коей мере не позволяет рассматривать его как абстрактную сущность, независимую от человеческой деятельности, как вещь в себе.

Мы подчеркиваем это потому, что в социальных (общественных) науках имеется тенденция к чрезвычайному гипертрофированию значимости коллективных феноменов с их последующим политическим абстрагированием, к их рассмотрению вне зависимости от человеческой деятельности. При этом говорят о государстве, обществе, социальных классах, забывая, что данные явления есть ни что иное, как результирующие парадигмы множества индивидуальных отношений.
Наконец, власть государства является суверенной, то есть, на его территории она выступает как высшая власть, а в мировом сообществе как самостоятельная. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, находящегося на территории данного государства.

В международных же отношения суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.
Внутренний и внешний юридический суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп. Кроме того, наличие мирового сообщества государств и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешнего суверенитета?
Итак, подводя итог сказанному, следует сделать следующий вывод: государство это политическая целостность, образуемая национальной и многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институциональную власть, обладая законным правом применения принуждения.

Функции государственной власти

Государственная власть, осуществляемая политической элитой, имеет две функции: посредническую и управленческую. Прежде всего, следует подчеркнуть главное назначение государственной власти организацию общества на основе интересов группы, обладающей гегемонией. С этой целью элита создает и воспроизводит, (если остальная часть общества позволяет ей), политико-бюрократический аппарат, обеспечивающий ее сохранение как целостность.

Уже отмечалось, что в обществах, разделенных на касты, сословия или классы, возникают социальные конфликты, которые могут быть урегулированы лишь властью, возвышающейся над частными интересами. Понятно, что, в конечном счете, государственная власть разрешает конфликты в интересах групп, занимающих господствующие и политически лидирующее положение в конкретных обществах, хотя ради этого она вынуждает их пойти на уступки массам.

Таким образом, политическая элита под давлением государства превращается из участника в нейтрализатора социальных конфликтов. Она вынуждена искать формулы компромиссов, которые, сохраняя основы существующей и приемлемой для элиты социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Эту функцию государственной власти мы можем назвать посреднической, причем необходимо еще раз подчеркнуть, что данная функция не является нейтральной.

Она направлена на защиту особых специфических интересов господствующих слоев общества. Понятно, что в ходе выполнения этой функции политическая элита вынуждена в той или иной мере ограничивать претензии данных слоев, предлагая и навязывая такие решения, которые в большинстве случаев удовлетворяют вступившие в конфликт группы.

Уже отмечалось, что в некоторых случаях элита с помощью государства вынуждена заставлять господствующие группы принимать условия соглашений, поскольку в некоторые конкретные моменты требования масс обладают значительной поддержкой как внутри общества, так вне его. При подобных обстоятельствах проницательная элита, не изменяя существенным образом социальной системы, предупреждает опасный для интересов господствующих групп политический, социальный, а, возможно, и военный кризис. Показательным и относительно часто встречающимся фактом является непонимание представителями господствующих слоев сути навязываемых элитой соглашений, вследствие чего они могут даже обвинить ее в предательстве.

Однако, это лишь видимость, прикрывающая политическую ловкость, с которой реализуется известный принцип: необходимо что-нибудь изменить, чтобы целое осталось неизменным.
Элита должна выполнять посреднические функции не только между господствующими и подчиненными группами; в некоторых случаях она вынуждается выступать в качестве арбитра в конфликтах между различными частями самих правящих групп. Конфликты внутри господствующих групп могут оказаться столь же, или даже еще более опасными для их общих интересов, чем их конфликты с массами.

Поэтому прозорливая элита стремиться восстановить единство правящих групп, используя для этого убеждение, а в случае неудачи и открытое принуждение.
До сих пор речь шла о функции элиты по урегулированию внутренних конфликтов. Следует, однако, добавить, что элита ответственна и за решение внешних конфликтов, за регулирование отношений с зарубежными государствами. Среди стоящих перед ней задач организация национальной обороны и осуществление дипломатических отношений.

Умение элиты руководить национальной обороной, регулировать международные отношения является столь важным, что она может укрепить или потерять свою власть в зависимости от успеха или неуспеха в этом деле. Можно привести целый ряд случаев, когда элита укрепляла свою власть, обеспечивая в военных конфликтах национальную безопасность, или когда она расплачивалась за поражение высокой ценой потери власти и последующего наказания.

Кроме того, излишние уступки элиты другим государствам также могут стать причиной потери ею престижа и обвинений в предательстве национальных интересов. Поэтому политическая элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна бороться за сохранение суверенитета своего государства в мировом сообществе.



Содержание раздела