d9e5a92d

Щегорцов В. А. - Очерки политологии

Начало XXI века ознаменовалось серьезными изменениями в политической структуре как мира в целом, так и многих стран. Основными чертами изменяющейся политической жизни стал уход от полярных, противостоящих друг другу систем, переход к многополярности. Происходящие подвижки требуют серьезного осмысления, оценки намечающих тенденций, что невозможно сделать без анализа изменений политической культуры и соответствующих ей политических структур. Для подобной деятельности необходимы личности, наделенные соответствующей суммой политических знаний, культурой, аналитическими способностями.

Должный уровень их подготовки это уже половина успеха в решении поставленной задачи.
Появлению настоящей книги предшествовали курсы Основные понятия политической науки, Политический менеджмент, История политических и правовых учений, которые в настоящее время читаются автором на факультетах права, экономики и социальных технологий Российской государственной академии труда и занятости, Академии социально-технологических наук.
Работа нацелена на решение двух основных задач: а) сформулировать общие теоретические представления о политических явлениях; б) послужить в качестве учебного пособия студентам, слушающим названные выше курсы. Таким образом, настоящая работа является одновременно и исследовательской, и учебной.
Предлагаемый концептуальный ряд основан на различных теоретических источниках, среди которых внимательный читатель без труда обнаружит как работы отечественных, так зарубежных политиков, юристов, философов, психологов. Многообразие теоретических источников работы не должно давать оснований для предположения, что она имеет эклектический и бессистемный характер.

Отталкиваясь от четкого понятия политической системы, сформулированного в начале книги, мы пытаемся развить ряд основных понятий политической науки (политологии) в систематическом изложении, а не в пересказе тех или иных теорий тех или иных авторов.
Хотя политологическая тематика всегда привлекала внимание великих мыслителей прошлого, научная дисциплина, специализирующаяся исключительно на изучении политики как самостоятельного явления, возникла лишь в нашем веке. Если раньше, в Советское время, на политологию и ее преподавание было наложено табу, то сегодня политология изучается практически во всех в университетах и ВУЗах, где проводятся теоретические и прикладные исследования политических явлений и процессов.
Иногда ставят вопрос: возможно ли научное познание политической действительности? При этом отмечается, что у политологии нет такого научного статуса, как у других дисциплин, и, что, в конечном счете, в ней нет ничего, кроме политических мнений.

Чтобы опровергнуть это рассуждение, следует уделить некоторое внимание рассмотрению данного вопроса.
Как правило, для науки как самостоятельной дисциплины характерны следующие составляющие элементы: а) специфическая тематическая сфера дисциплины, то есть совокупность специфических предметов, которые она изучает; б) наличие научных теорий, призванных объяснить природу этих предметов, и подвергаемых с этой целью строгой проверке; в) специфический методологический инструментарий, при помощи которого добывается и расширяется знание данной дисциплины; г) научное сообщество, включающее лиц, занимающихся разработкой, обучением и применением данной дисциплины.
Политология, конечно же, содержит все перечисленные выше элементы. В самом деле, трудно отрицать наличие политологического научного сообщества, члены которого работают в университетах, исследовательских институтах, правительственных организациях и т. п. Очевидно также, что политическая действительность представляет собой специфическую сферу, которая может быть объектом политического исследования.
Любая книга по политологии является ярким свидетельством наличия многочисленных теорий, призванных объяснить особенности структуры и функционирования политических систем, а также аргументов за и против, следующих из выводов этих теорий с соответствующими доказательствами и опровержениями. Наконец, цели политологии достигаются не случайно, а на основе определенного методологического инструментария.

Поэтому, все вышеперечисленное позволяет утверждать, что политология является научной дисциплиной в той мере, в какой она содержит кратко перечисленные нами составляющие элементы науки.
Главной целью политологии является исследование структуры и функционирования политических систем. Это - общественная наука, формулирующая для достижения своей цели теории, логическая непротиворечивость и эмпирическая верность которых строго контролируются.



Политические теории - это не мнения, а концептуальные инструменты, которые принимаются научным сообществом, если они благополучно выдерживают проверку фактами.
Необходимо отметить, что в политологии, как и в прочих общественных науках, имеется несколько теоретических течений, соперничающих между собой в рамках научного сообщества. Общая политологическая теория, которая формулируется в настоящей книге, призвана органично вобрать в себя то лучшее, что есть в этих течениях.

Эта задача отнюдь не проста и, конечно, не нам судить об успехе или неудаче в реализации нашего намерения.
Научный характер политологии должен быть рассмотрен в связи с политической деятельностью и реальным политическим действием. Следует подчеркнуть, что политология стремится дать субъектам политического действия (отдельным людям и организациям) общее объяснение политических явлений, для чего использует разработанные ею теории.

Политология представляет собой попытку достичь систематического, обоснованного и обладающего объективной ценностью знания о политической действительности и закономерностях её развития, поэтому она является важным орудием обеспечения объективности предпринимаемого или проектируемого в будущем политического действия. Политическая наука не может указать субъектам политического действия те цели, к которым им следует стремиться, поскольку последние соответствуют их собственным убеждениям и установкам. Политология также не принуждает людей делать выбор: быть ли им монархистами, республиканцами, либералами или социалистами.

Этот идеологический выбор основывается на системе ценностей, коренящихся в определенном мировоззрении людей. Понятно, что мировоззрение и связанные с ним ценности зависят от социального статуса, социальной ниши, которые субъекты политического действия занимают в обществе.
Таким образом, следует отметить, что политология формулирует теории, объясняющие особенности структуры и функционирования политических систем. В силу этого, ее не следует смешивать с политическими идеологиями и доктринами, предлагающими программы действия, которые основаны на ценностях, всегда выражающих определенное мировоззрение.

Необходимо четко различать научное знание о политической действительности (политологию) и политическое действие (действительность) как таковое.
Следовательно, формулирование планов, целей, задач деятельности, фиксирующих политические устремления субъектов политики, не является функцией политологии. Это - функция политических идеологий и доктрин.

И хотя политология не занимается составлением подобных планов, она весьма полезна для их объективного анализа и составления.
Политология может указать, адекватны ли средства достижению поставленных целей, а также выявить последствия определенных форм деятельности. Например, политологический анализ может показать, что при данных обстоятельствах некоторые цели недостижимы, что избранные для их достижения средства неадекватны, и что конкретный вид политического действия может иметь неожиданные для тех, кто его использует, объективные последствия.

Однако, этот анализ не принуждает нас стать приверженцами той или иной конкретной доктрины или идеологии, поскольку подобный вывод относится к сфере ценностей, основывающейся на различных мировоззрениях людей.
Итак, политология не составляет программы действий, однако способствует их эффективности в той степени, в какой обеспечивает объективно значимые знания о политических системах. Политическое действие, основанное на этих знаниях, может быть более реалистичным и, следовательно, эффективным, чем действие, осуществляемое в отрыве от этих знаний.
Естественно, что члены научного сообщества, занимающиеся политологией, состоят, как и прочие люди, из плоти и крови, живут в определенном обществе, принадлежат к конкретному социальному классу, придерживаются определенных ценностей и имеют свое собственное мировоззрение. Это обстоятельство может решающим образом сказаться на выполнении ими научных функций, если они будут избирать в качестве объекта исследования некоторые аспекты политической действительности, сколько выражением конкретных интересов и предрассудков.
Задачи политологии трудновыполнимы не только вследствие описанных причин, но и потому, что, будучи наукой эмпирической, она дает знания, представляющие в основном лишь временную ценность. Только знания, сформировавшиеся в систему в виде политологических теорий, позволяют нам понять структуру и функционирование политических систем более глубоко и широко.

И это несмотря на то, что данные теории не являются окончательными.
Обобщая все сказанное выше о политологии как научной дисциплине, можно утверждать что: а) политология дает обоснованные объективные знания о структуре и функционировании политических систем; б) эти знания не являются застывшими, не имеют своей окончательной завершенности; в) политические знания испытывают влияние оценок и мировоззрения исследователей.
В начале введения мы упомянули о различных теоретических источниках настоящей книги. Необходимо, однако, добавить, что наша работа основывается не только на теоретических источниках. Кроме них, огромное значение для нас имел непосредственный опыт исследования различных современных политических систем, текущей политической жизни, деятельности политических лидеров, социологических и психологических исследований тех или иных аспектов и явлений.

Эти исследования проводились в соответствии со своими узконаправленными целями, однако, они служат, в частности, и средством проверки и критической оценки основных тезисов данной книги.
Автор выражает благодарность Президиуму Академии социально-технологических наук, Ученому Совету Российской государственной академии труда и занятости, Правлению Ассоциации образования Труд и занятость за предоставленную возможность подготовки и публикации настоящего издания, что потребовало значительных усилий - как издательских, так и интеллектуальных.

Государство и общество.Типы обществ


Как было сказано выше, политика является существенным показателем и измерением человеческого опыта; отмечалось также, что в некоторых примитивных обществах политика не приобрела институциональный автономии. Это означает, что существовали и существуют до сих пор общества, в которых политическое измерение развивается не в рамках привычных для нас политических институтов.

Общества, о которых идет речь, относятся к начальному этапу социального развития человеческой общности или к группе современных обществ, носящих название примитивных, примитивно- традиционных или аграфических.
Необходимо подчеркнуть, что любые общества, будь то простые или сложные, имеют те или иные формы организации коллективной деятельности, однако, не все создали для этого особые институты. В общественных науках и, прежде всего, в теории государства и права, истории правовых и политических учений выделяются две различные формы организации коллективной деятельности.

В соответствии с этим, принято различать общества без государства и общества с государством.
Общества без государства имеют неопределенную (в географических границах) или неточно определенную, меняющуюся территорию. Члены этих обществ, как правило, являются кочевниками. Образующие данное общество группы связаны друг с другом узами родства.

Они относительно однородны и малочисленны. Их экономическая деятельность направлена, прежде всего, на поддержание своего существования: те, кто способен к труду, работают для удовлетворения как своих потребностей, так и нужд той родственной группы, к которой они непосредственно принадлежат.

Власть в группе является относительно неопределенной. Отношения регулируются на основе обычая. Обычай устанавливает нормы коллективного поведения и санкции за их нарушение. Лидерство переходит от одного члена общества к другому, что определяется коллективными потребностями конкретного момента.

Однако, значение обычаев и традиций, считающихся священными, таково, что, как правило, власть в группе осуществляется лицами старшего возраста, знающими секреты традиций, или при посредстве таких коллективных институтов как советы старейшин.
В обществах без государства интеграция обеспечивается на основе родственных связей между его членами, что ведет к образованию кланов. В качестве первичной социальной группы выступает семья.

Семьи, связанные отношениями родства, образуют кланы; у таких семей имеются общие предки, реальные и вымышленные. Кроме того, в примитивных обществах образуются связи между теми, кто проживает, пусть временно, на одной территории, что делает возможным сотрудничество между ними.
Таким образом, общества без государства (или примитивные, примитивно-традиционные) состоят из семей и семейных групп, связанных родством или проживанием на одной территории.
Характерная черта обществ без государства состоит в том, что в них не существует формального жестокого разделения между управляющими и управляемыми (между постоянной группой с определенными функциями, выполняемыми, как правило, исключительно ею, и остальным населением, подчиненным данной группе). Конечно, в таких обществах существует феномен лидерства, однако, как указывалось выше, выполнение этой функции переходит от одного члена общества к другому и зависит от обстоятельств. В обществах без государства нет маленькой группы, которая монополизировала бы властные функции и осуществляла принудительный контроль над поведением остальных членов общества.

В них нет системы четких юридических норм, к выполнению которых централизованная группа может принуждать, в частности, используя насилие.
Иными словами, общества без государства отличает то, что политические функции в них не монополизируются на постоянной основе привилегированной частью общества, выполняющей их как свою главную сферу деятельности, основываясь на системе юридических норм, нарушение которых влечет применение ею соответствующих санкций. В этих обществах нет столь обычной для сегодняшнего дня картины, когда организованное меньшинство монополизирует политическую власть над более или менее дезорганизованным большинством, реализуя его при помощи огромного государственного аппарата.
Легко понять удивление и скептицизм современного читателя, знакомящегося с обществами подобного типа, поскольку в них нет ничего более чуждого нашему повседневному опыту. Тем не менее, такие общества существовали и существуют до сих пор в отдаленных уголках нашей планеты, что вполне доказано проведенными в нашей стране и за рубежом социологическими, политологическими, историко-антропологическими и другими видами и исследований.
Чтобы понять условия, в которых возможно существование описанных обществ, нужно проанализировать те социально-экономические факторы, которые не только способствуют существованию подобных обществ, но и фактически порождают их.
Однако, перед тем, как обратиться к данной теме, перечислим существенные черты обществ с государством. Эти общества имеют четко определенную географическую территорию, которая, хотя и может изменяться вследствие различных обстоятельств, в целом же, относительно постоянна.
Составляющие такое общество социальные группы ведут оседлый образ жизни. Кроме того, эти общества характеризуются неоднородностью социальных групп и классов, а также охватываемых ими (или включенных в них) территориальных единиц.

С экономической точки зрения, в них имеется различие между теми, кто активно участвует в производстве, и теми, кто выполняет функции надзора и контроля за этой производственной деятельностью.
Что касается политических институтов, отличительной чертой таких обществ является наличие осуществляющей власть централизованной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм. В обществах с государством имеется четко установленная иерархия - разделение лиц, владеющих политической властью, правителей, и тех, кто подчиняется этой власти.

Иначе говоря, в них существуют отношения управления и подчинения, основывающиеся, как будет сказано ниже, на различных принципах легитимности.
Итак, мы сформулировали два отдельных типа общества: общества без государства и общества с государством. Показали их отличительные особенности, на основе специального более выпуклого рассмотрения роли политического измерения в их коллективной жизни. Тем самым, мы обрисовали два идеальных типа возможных обществ; однако, мы прекрасно осознаем, что идеальные типы - это абстракции, не существующие в чистом виде в реальной действительности.

На самом деле, в социально-исторической действительности имеются переходные между этими двумя идеальными типами общества, в которых те или иные черты этих идеальных типов воплощаются с различной полнотой. Когда-либо существовавшие общества в большей или меньшей степени приближаются к одному из двух сформулированных нами идеальных типов, что позволяет нам классифицировать их с позиций политической теории.

В историческом же аспекте подобная типология концентрирует наше внимание на объяснении перехода от обществ с рассеянной и основанной на традиции властью, не имеющих формальных правительственных органов, к обществам с централизованной политической властью, монополизированной организованным меньшинством.
Подтверждением данной гипотезы, касающейся этого перехода, произошедшего несколько тысячелетий назад, являются результаты многочисленных исторических, социологических, историко-правовых и антропологических исследований, получивших признание в научном сообществе. Вместе тем, необходимо оговорить и подчеркнуть (для корректности исследования), что любая реконструкция отдаленных исторических периодов, в том числе, и в отношении обществ с государством и без государства, имеет ограниченную объективную ценность, ибо несут в себе элементы субъективизма восприятия и последующего воспроизведения (описания и оценки).

Переход от обществ без государства к обществам с государством


На первых этапах социального развития людям удавалось лишь с большим трудом получить у природы блага для удовлетворения своих потребностей. Коллективное выживание требовало необходимости труда для всех членов общества, способных к нему. Всеобщий производительный труд был необходим для сохранения и воспроизводства общества, существовавшего в условиях постоянно угрожавшей ему нужды.

Коллективно произведенные блага распределялись также коллективно. Общественный продукт предназначался для немедленного потребления всеми членами общества.
Начало изменению этого положения, характеризующегося крайней бедностью общества, было положено с возникновением земледелия и скотоводства. Именно в этот период стало возможным производство относительного излишка, остававшегося после удовлетворения первичных потребностей общества. Таким образом, общественный продукт разделился как бы на две части: необходимый продукт, то есть такой продукт, без потребления которого члены общества не смогли бы выжить, и добавочный продукт - излишек, возникший вследствие более интенсивного развития производства.

Появление добавочного или, как более принято говорить, прибавочного продукта означало радикальное изменение условий жизни, поскольку впервые люди приобрели относительный контроль над условиями собственной жизни, получив возможность направлять часть общественного продукта на накопление и, таким образом, не зависеть от того, что каждый раз удалось произвести. С этого момента производство и накопление становятся двумя неразрывно связанными аспектами экономической жизни человеческих обществ.

Каковы же были последствия появления прибавочного продукта для дальнейшего развития общества? Прежде всего, как мы уже отметили, люди приобрели больший контроль над условиями своей жизни, создав относительное изобилие благ по сравнению с предшествовавшим периодом. Но, с другой стороны, появление прибавочного продукта повлекло за собой возникновение социальных конфликтов, развязав борьбу между членами общества за овладение им.

Прибавочный продукт превращается, таким образом, в добычу, присвоение которой оспаривается различными лицами и группами, стремящимися к накоплению его в частном порядке. В результате этой борьбы появились победители и побежденные. Возникла социальная дифференциация между теми, кто обладает властью и престижем, и теми, кто подчинен им.

Те, кому удавалось овладеть прибавочным продуктом, группировались в однородную социальную группу, господствующую в обществе, тогда как прочие попали в подчиненное положение. Так возникла социальная стратификация, то есть организация общества, при которой две или более иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения. Как известно, в современных общественных науках выделяются различные системы стратификации в зависимости от того, что лежит в их основе - касты, сословия или классы.

Эти системы существовали в различные исторические эпохи и в различных социально-культурных средах, будучи весьма разнообразными и сложными.
При разделении общества на господствующие и подчиненные группы, возникает и разделение труда между ними. Господствующие группы начинают выполнять функции организации и контроля экономической деятельности, а подчиненные становятся прямыми работниками, то есть непосредственно создают общественный продукт. Таким образом, возникает противоречие между управляющими и теми, кто осуществляет производственную деятельность, а также неравенство между ними.

Отношения господства и подчинения становятся добавочным источником социальных конфликтов, подвергающим опасности стабильность общества в целом. Именно в этих условиях осуществляется переход от обществ без государства к обществам с государством и возникает социальная группа, выполняющая исключительно функции интеграции и контроля раздираемого внутренними конфликтами общества.

Эта группа управляющие - использует различные методы (от переговоров до применения насилия) и выполняет задачу поддержания и воспроизводства описанных выше отношений господства и подчинения. Начиная с этого момента, конфликты между господствующей группой и угнетенными заключаются в рамки политического сообщества, где и институционализируются роли носителей власти и тех, кто подчинен ей.
Итак, появление прибавочного продукта имело различные последствия: с одной стороны, оно освободило общество от крайней нужды; с другой - взрастило семена социальных конфликтов, порожденных неравенством, которые привели к появлению органов управления с функциями интеграции и социального контроля.

Природа государства


Термином государство мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка (правовых норм); г) институциональным измерением.



Содержание раздела