d9e5a92d

Политические системы и организации

Вариантом подобного режима был просвещенный абсолютизм, устремления которого ясно проявились в лозунге: Все для народа, но без народа.
Либеральное государство (в конституционно-монархической или республиканской форме) возникло вследствие буржуазных революций в Европе в XYI-XYIII вв. и в ходе борьбы за освобождение распространилось вплоть до Америки. Этот политический режим устанавливался молодой буржуазией для обеспечения и укрепления своего господства в рамках капиталистического развития. Он характеризуется так называемым разделением властей и ограничением правительственной власти в социально-экономической сфере, а также защитой индивидуальных прав от этой власти.

Либеральный режим делал упор на принципе государственного суверенитета и на идее формального равенства всех граждан перед законом.
Авторитарные консервативные государства были созданы в 20-х гг. нашего столетия фашизмом в Италии, нацизмом в Германии, фалангизмом в Испании и т.п. Их основными чертами являются защита установленного порядка, распространение государственного контроля на самые разные сферы социальной жизни, господствующая роль харизматического лидера (фюрера, дуче, каудильо), наличие единоличной власти, использование насилия против своих противников и пр.
Марксистско-ленинские социалистические государства возникли после революции в России 1917 г., а также в связи с усилением влияния СССР, в результате победы над фашизмом во Второй мировой войне, в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке.
Режимы этого типа конституировались как следствие целостного преобразования экономической основы общества и замены частной собственности собственностью общественной (государственной, самоуправляющейся, кооперативной). В рамках этих режимов имеется лишь одна партия, когда же их несколько, то все они действуют под руководством правящей партии. Господствующей идеологией является марксизм-ленинизм в различных вариантах.

Против тех, кто может угрожать свержением режима, применяется насилие. Государственный аппарат состоит из обширной бюрократии, которая осуществляет действенный контроль различных аспектов социальной жизни: от материального производства до средств массовой коммуникации, включая систему образования и военную технологию.
В странах Азии и Африки создание новых национальных государств было обусловлено освобождением от колониального господства. Эти политические учреждения заменили власть не только колониальных империй, но и местных институтов племенного и феодального характера. Данные режимы часто весьма специфичны, поскольку соединяют черты различных моделей.

Например, имеются режимы, где наличие единственной партии сочетается с государственно-административной организацией, скопированной с прежних колониальных империй.
Итак, современное национальное государство наиболее распространенная в нашу эпоху политическая система. За период после XVI в. оно прошло в своем развитии через различные этапы внутренней организации и централизации своих функций, породив описанные выше разнообразные режимы.

В наши намерения не входила задача охарактеризовать все режимы, существующие в рамках современного национального государства; мы остановились лишь на некоторых, наиболее характерных, так что внимательный читатель может отметить здесь некоторые упущения. Исчерпывающий анализ политических режимов проведен в рамках сравнительной политики, специализированной политологической дисциплины.

Политические системы и организации.Природа организаций


Организации это коллективные образования, состоящие из определенного числа иерархически связанных между собой лиц и ориентированные на достижение специфических целей.
Организация это тип социальной группы, созданной для достижения целей, которые не могли бы быть достигнуты индивидуумом самостоятельно, или, в крайнем случае, он достиг бы их ценой исключительных усилий. Потребность в общем действии на основе солидарности между людьми, которые обладают одинаковыми интересами, является силой, приводящей к созданию самых разных организаций. Повседневный опыт показывает, что организованное меньшинство имеет значительно больше шансов на успех, чем неорганизованное большинство. Организация позволяет координировать действия многих лиц, облегчая тем самым достижение поставленных целей.

Поэтому она является основным орудием согласования многих устремлений. Организации это основное средство выработки и выражения коллективной воли.
Члены организации разделены по иерархическим уровням, которые соответствуют определенным функциям и сферам деятельности, а также различным степеням власти. Высшая власть в организации принадлежит меньшинству, которое может добиться ее путем выборов, узурпации или карьеры.



Для поддержания существования организаций необходимо выполнение разнообразных функций, выполнение которых обеспечивают ее члены, между которыми существует более или менее выраженное внутреннее разделение труда. Члены организации могут быть в разной степени эмоционально привязаны к ней, поскольку посредством ее они удовлетворяют различные ожидания и потребности. С другой стороны, организации могут иметь одну или несколько целей, которые их члены надеются достичь путем совместных действий. В ходе своего развития организации могут изменять цели.

Здесь открываются различные возможности. Действительно, организация может отказаться от своих первоначальных целей, чтобы выжить или получить определенные преимущества.

По мере достижения первоначальных целей, она (организация) может поставить перед собой новые или вновь обратиться к первым, если ее члены полагают, что без них деятельность организации теряет смысл.
Как правило, организации обладают определенным постоянством и не всегда исчезают, когда уходят их основатели. Многие организации существуют на протяжении жизни ряда поколений, демонстрируя свою устойчивость к тем или иным переменам.
Итак, организации это коллективные структуры иерархического характера, имеющие более или менее выраженное внутреннее разделение труда и ориентированные на достижение различных целей, для чего они координируют деятельность многих людей.
Организации играют в политической жизни существенную роль. Они выступают как инструменты политической борьбы, которыми пользуются для достижения своих целей различные группы.

Люди, участвующие в политических конфликтах, как правило, делают это не изолированно. Пытаясь объединиться вокруг некоторых общих целей, они создают организации.
Основными организациями, принимающими участие в политической борьбе, являются партии, вооруженные группы и группы давления. Ниже мы рассмотрим их структуру и особенности функционирования, что позволит определить их роль в политических системах.

Политические партии


Как свидетельствует история, с древних времен люди организовывались с целью защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. В этом смысле политические партии существовали уже в Древней Греции и Риме, а также в средневековой Европе и в эпоху Возрождения.

Однако лишь в ХIХ в., когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникают партии как специализированные организации для борьбы за завоевание, участие и свержение существующей политической власти.
Как уже отмечалось, различные, а часто и противоположные интересы, приводят к конфликтам между социальными партиями и группами. На определенном этапе конфликта между группами одного общества может случиться так, что их руководители сочтут, что они смогут значительно легче навязать свою волю, используя преимущества организации.

При этом возникают политические партии. Социальный же конфликт переходит из фазы относительной стихийности в фазу, характеризуемую целенаправленностью, сознательностью и определенной организационной и коллективной дисциплиной. При этом партии представляют собой различные социальные группы, находящиеся в конфликте между собой. Формально они выражают их интересы и стремления, борясь за привлечение интересов общества в целом.

Как правило, политические партии создаются наиболее проницательными представителями соответствующих социальных групп и классов, сознающими их непосредственные и долгосрочные интересы. Эти активные меньшинства превращаются в политические авангарды представляемых ими групп и руководят борьбой за удовлетворение их реальных интересов.

Таким образом, между политическими партиями и их социальной основой существуют отношения представительства. Однако, эти отношения не всегда просты.

Нередко случается и так, что политическая партия не получает поддержки той социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы одной группы могут представляться несколькими партиями.

Бывает и так, что люди ошибочно примыкают к партиям, которые не только не представляют их интересы, но выступают против них. Часто партия в процессе своего создания или последующей деятельности представляет интересы небольшой части крупной группы.

Существуют и партии, претендующие на одновременное представительство различных групп или социальных классов.
Как правило, политические партии пытаются представить себя массам как выразителей общих интересов общества, а не как представителей меньшинства. Только их реальное политическое поведение позволяет определить, является ли эта претензия обоснованной, или же она служит для маскировки истинных намерений партии.
Партии это стабильные иерархические организации, состоящие из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые работают совместно для достижения своих целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (разного рода личные выгоды) характер. Основные цели партий так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах.

Деятельность партий направлена на завоевание высшей власти в политических системах, на участие в ее осуществлении, а в некоторых случаях на ее свержение. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются их задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
Как правило, политические партии обладают внутренней структурой, в которой могут быть выделены следующие элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К перечисленным группам следует добавить симпатизирующих, которые не входят в состав партии, и меценатов, которые могут как принадлежать к партии, так и нет.
Высший лидер и штаб составляют руководящую группу партии, иными словами, меньшинство, которое принимает основные партийные решения, для чего и располагает особыми средствами, недоступными прочим членам организации. Руководящая группа, которую нередко принято называть партийной олигархией, как правило, обладает обширной информацией о политической действительности. Она контролирует каналы внутренней связи партии, усиленно и непрерывно занимаясь внутри- и внешнепартийными отношениями и иной политической деятельностью.

Таким образом, возникает группа профессиональных политиков, то есть лиц, посвящающих все свое время или, по крайней мере, большую его часть политической деятельности как внутри партии, так и вне ее. Состав руководящей группы не всегда бывает однородной: часто в ней представлены внутрипартийные течения, оспаривающие друг у друга контроль над организацией.

Как правило, борьба между различными течениями в партии скрывается, хотя и без особого успеха, ее участниками, стремящимися создать ложное впечатление единства и монолитности. Постулаты о том, что партия никогда не была едина, как сейчас, повторяются в самые тяжелые для участников внутрипартийных конфликтов моменты.

Понятно, что различные течения в партии возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у прочих членов организации и стремящимися к единоличному лидерству, чтобы направить ее по определенному идеологическому и программному пути. Конфликты между ними могут привести к различным последствиям от соглашения между соперниками до разделения партии или изгнания одной из борющихся фракций.

Борьба может ослабить партию, но может и усилить ее, поскольку победившее течение восстанавливает потерянные во время сосуществования равных тенденций единство и сплоченность.
Во многих случаях лидеры соперничающих тенденций предпочитают поддерживать хрупкое внутреннее равновесие, выступая в соответствии со своими общими интересами.
Высший лидер и штаб партии занимают свои места вследствие внутренних потребностей самой организации. Для эффективной деятельности партия нуждается в искусном и дисциплинированном руководстве со стороны меньшинства, полностью посвятившего себя политике. Деятельность партии предполагает разделение труда между своими членами, что позволяет согласовывать общую работу многих лиц. Общественный анализ деятельности партии, ее внутренних структур и механизмов функционирования, позволяет сделать ряд обобщенных выводов: - увеличение и степени власти лидеров прямо пропорционально росту и размерам организации; - рост власти лидеров ведет к тому, что они быстро становятся свободными от влияния масс и независимыми от их контроля; - руководящая группа имеет тенденцию к укреплению своих позиций в партии, особенно в те моменты, когда массы проявляют апатию к текущей политики индифферентность; - вследствие организационных процессов, все внутри партии в конечном итоге разделяются на руководящее меньшинство и руководимое большинство, так что происходит стихийное непрерывное отделение лидеров от масс.

Таким образом, во внутренней структуре партии возникает конфликт между принципом организации и принципом демократии. Особую остроту он приобретает в массовых партиях, где неизбежна концентрация решающей власти в руках незначительного меньшинства, осуществляющего руководство организацией.

Как уже отмечалось, организация представляет собой наиболее эффективное средство осуществления коллективных действий, однако, как следствие данного принципа, происходит четкое размежевание между осуществляющей лидерство группой и массами, что, в свою очередь, в большинстве случаев приводит к исключению масс из процесса принятия важнейших партийных решений. Лидеры пытаются легитимизировать свой статус в иерархии, ссылаясь на то, что они были избраны представительными органами партии (съездами, конференциями и т.п.).

Однако при этом важнейший принцип демократии, понимаемый как равное участие членов партии в принятии решений, становится далек от его реального осуществления. Подробный анализ и длительность наблюдений, а также анализ с позиций внутренней включенности, позволяет нам сформулировать олигархическую закономерность развития организации. Она указывает на тот факт, что политические партии, в особенности крупные, характеризуются неравенством руководящей группы и прочих их членов в отношении принятия решений. Очевидно, что это неравенство часто маскируется радикальной критикой действительных возможностей использования принципа демократии в руководстве крупными организациями.

Однако, объективный анализ политических систем говорит о том, что данная закономерность имеет постоянный характер в функционировании партий, особенно крупных.
Вышеуказанные партии, как правило, обладают стабильным бюрократическим аппаратом, состоящим из лиц, полностью посвятивших себя работе в организации, за что они получают денежное вознаграждение и имеют возможность сделать политическую карьеру. Высший лидер и его штаб немногого могли бы добиться без бюрократического аппарата, который выполняет указания и поддерживает двустороннюю связь между прочими составными частями организации. В определенном смысле, бюрократический аппарат выполняет функции приводного ремня между верхушкой и основанием партии, оказывая тем самым неоспоримое влияние на организацию в целом. В партиях, как и в любых организациях, происходит внутренняя дифференциация иерархически связанных между собой органов и функций.

Естественно, что партийная бюрократия обладает собственными интересами и стремлениями. Она может примкнуть к различным лидерам организации, что ведет к возникновению блоков, фракций оспаривающих между собой власть в партии.

В некоторых случаях бюрократический аппарат, действуя согласованно, может навязать лидерам организации те или иные важные цели, что может привести к отклонению от первоначальных политических целей партии. При этом служащие партии или люди аппарата, как их называют в кругах политиков, ставят организацию на службу собственным групповым интересам, а идеологические и программные цели самой организации отходят на задний план. Когда это происходит, говорят, что партия бюрократизировалась или что в ней господствует бюрократизм.

Политический опыт свидетельствует, что крупные партии постоянно подвергаются опасности бюрократизации, поскольку именно и их рамках создается крупный бюрократический аппарат. Понятно, что следует проводить различие между бюрократическим аппаратом партии и ее бюрократизацией в том смысле, в каком об этом говорилось выше.
Активными членами партии являются те ее сторонники, которые, не входя в ее штаб или в состав бюрократического аппарата, интенсивно участвуют в жизни организации. Активные члены партии вступают в нее, руководствуясь различными мотивами.

Например, они надеются удовлетворить свои идеологически ориентированные политические интересы, добиться материального благополучия, воспользоваться устанавливающимися в рамках партии связями или удовлетворить личные стремления к власти и престижу.
Пассивными членами партии являются те, кто принадлежит к организации, но участвует в ее деятельности лишь эпизодически, демонстрируя некоторую политическую вялость. В силу этого, они выступают лишь своеобразным дополнением к прочим составным частям партии.
К уже выделенным в партиях группам (лидер, штаб, активные и пассивные члены) следует добавить сочувствующих, которые, формально не входя в партии, поддерживают, по крайней мере, частично, их идеологические и программные цели. Сочувствующие находятся вне партий, но в некоторых случаях их влияние может быть решающим; например, в ходе избирательной борьбы они могут склонить весы в пользу своей партии.
Наконец, следует сказать и о партийных меценатах, то есть о людях и организациях, обеспечивающих финансовую поддержку деятельности партий.
Меценаты могут быть различными от лиц, владеющих крупными состояниями, до национальных и иностранных предпринимательских, профсоюзных, религиозных и культурных организаций. Для финансирования деятельности партий участие меценатов является незаменимым, поскольку взносов членов партий, даже если речь идет о крупных партиях, явно недостаточно.

Понятно, что благодаря своей финансовой поддержке меценаты приобретают влияние на партии, в некоторых случаях они даже могут управлять ими извне. Часто меценаты участвуют в финансировании одновременно нескольких партий, добиваясь тем самым расширения своего влияния на политическую систему.
Из сказанного об иерархической структуре партий не следует делать вывода о том, что так называемые рядовые борцы не имеют никакого влияния на руководство партиями. Это влияние существует, хотя оно, очевидно, и меньше, чем влияние высшего лидера, его штаба и бюрократического аппарата. Руководящие группы партий вынуждены выслушивать мнения своих последователей и учитывать его, чтобы обеспечить легитимность собственных решений. Когда руководящая группа постоянно принимает решения без какихлибо консультаций, она подвергается опасности потерять свою легитимность в глазах рядовых борцов, следствием чего могут стать массовый выход членов партии из ее рядов, внутренняя борьба или раскол партии.

С другой стороны, руководители партий взывают к ее базе всякий раз, когда хотят придать обоснованность серьезным политическим действиям, организуя для этого проведение конференций, съездов, манифестаций или внутренних выборов. Понятно, что руководители обладают возможностью решающим образом повлиять на мероприятия подобного рода, направляя их в соответствии со своими целями. Крайним случаем подобного влияния является манипуляция этими мероприятиями.

При этом они превращаются в фарс, который, однако, выдается за проявление внутренней демократии. Попытки манипуляции не всегда приводят к успеху, ибо руководители своими неожиданными и нетрадиционными действиями зачастую застают врасплох участвующих в них рядовых членов партии.
До сих пор мы описывали родовую структуру политических партий. Теперь уместно перейти к характеристике различных типов партий, действующих в рамках разных политических систем.

Предлагаемая классификация является далеко не исчерпывающей и претендует лишь на некоторое упорядочение пестрой картины политических партий.
Необходимо различать массовые и кадровые партии. Массовые партии это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и пользующиеся реальным влиянием как формальным, так и неформальным.

Кадровые партии состоят из пользующихся известностью лиц, они не имеют массовой опоры, однако, также могут обладать политическим влиянием, которого они достигают посредством союзов с массовыми партиями или поддержки со стороны определенных групп давления.
Существуют патронажные партии, деятельность которых направлена, прежде всего, на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников. Идеологические партии нацелены преимущественно на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в программах их действий.

Сословные и классовые партии направляют свою деятельность, главным образом, на защиту интересов отдельных групп.
Кроме того, по своему отношению к социальной действительности, партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные, в зависимости от того, есть ли у них намерение сохранить ту действительность, в которой они функционируют, частично изменить ее или радикальным образом преобразовать.
Имеются также партии с индивидуальным и коллективным членством. Это зависит от того, осуществляется ли прием в них непосредственно каждого человека или же учитывается участие индивида в работе партийного коллектива.

Партии могут быть харизматическими (основанными на безусловной вере в лидера), традиционно-признанными (опирающимися на социальный престиж идей или лиц, обладающих высоким социальным статусом и участвующих в деятельности партии значительное количество лет). Они могут базироваться на уставных нормах, определяющих роль лидера и бюрократического аппарата.
Партии могут быть конкурентно-соревновательными или монопольными. Конкурентно-соревновательные партии действуют либо в рамках плюралистической системы, либо борясь за нее.

Монопольные, более известные как единственные партии, осуществляют в политической системе высшую власть, исключая из нее любую партию.
Понятно, что типология партий представляет собой не более чем абстрактную схему, служащую для упорядочения крайнего разнообразия партийных организаций. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты различных типов организаций. Иными словами, она может быть одновременно наделена качественными характеристиками и массовой, и харизматической, и кадровой, и патронажной и т.п. Существует целый ряд возможных комбинаций.

О какой из них идет речь должно уточняться в ходе анализа каждой конкретной партии, с учетом особенностей ее создания и текущего функционирования.
Существующие политические системы могут различаться между собой также по количеству партий и выполняемым ими функциям. Имеются системы с единственной партией, двухпартийные, многопартийные и с господствующей партией.
В однопартийных системах высшая политическая власть, за исключением вопросов, входящих в компетенцию прочих организаций, осуществляется руководителями партии.



Содержание раздела