d9e5a92d

Третьякова Т. - Россия - Свет Миру

Крушение Советского Союза, распад социалистического содружества, обрушившиеся на Россию тяжелые испытания пробудили в заметной части российской интеллигенции стремление осмыслить состояние и тенденции развития мирового сообщества. Россия начинает, наконец, приходить в себя от шока событий 90-х годов и думать, как устраивать дальнейшую жизнь. Уже слышится немало трезвых голосов, делаются серьезные попытки разобраться в том, что произошло и что происходит, куда идет мир и куда идет наша страна. В России, как нигде в мире, начинает пробуждаться теоретическая мысль, обращенная к социальным и философским проблемам.

Появилось много содержательных и глубоких работ, посвященных различным сторонам жизни западной, русской и советской цивилизаций. Собран, проанализирован и осмыслен огромный фактический материал. Работы ряда отечественных ученых и публицистов говорят об огромных интеллектуальных и духовных силах русского народа.

Патриотическая русская интеллигенция оказалась способной критически проанализировать исторический опыт последнего столетия, чего не смогла сделать интеллигенция Запада, не поднявшаяся выше убогих поделок, вроде работ Фукуямы или Жака Аттали. Впрочем, как мы покажем ниже, это и неудивительно.
В последние годы в России чувствуется стремление к поиску более широкого и мудрого, чем прежде, понимания цели и смысла жизни, как индивидуальной, так и общественной. Найти достойную цель в жизни, определиться с ценностями и сделать это все основой жизни и деятельности в мире - важнейшее дело каждого мыслящего человека.

Все больше осознается необходимость создания на новой основе целостной картины мира, которая помогла бы людям ориентироваться в сложных проблемах современной жизни.
Заботы и нелегкие проблемы жизни сегодняшней легко уводят внимание к вопросам текущей политики и экономики. Предлагаются политические и экономические рецепты выхода из тяжелого социального кризиса.

Но эти рецепты могут устранить лишь симптомы, а не глубинные внутренние причины болезни. Чтобы разобраться в причинах, полезно посмотреть с более широких позиций на историю развития общественных недугов.
Человечество вошло в переломный период своего развития. Индустриальная цивилизация подошла к своему концу. На каждом шагу мы видим грозные проблемы угрозы экологических катастроф, устрашающее падение нравственности, рост насилия, рост наркомании, растущую пропасть между богатыми и бедными.

Темные, демонические силы ведут активные действия, направленные на разрушение национальных государств и культур.
Против огромных масс людей используется психологическое и информационное оружие. Чтобы выстоять в этой необычной войне, нужна стратегия обороны, основанная на понимании принципов действия этого нового оружия.

Поэтому в книге уделено довольно много вниманию анализу методов, используемых в информационной и психологической войне.
Гибнет старый мир, в муках рождается мир новый, возникает необходимость в переоценке ценностей и ориентиров. От понимания направления идущих изменений зависит будущее человечества и каждого человека на планете.

Чем лучше мы поймем направление развития, глубинные его законы, тем меньше будет страданий и крови, которые всегда были и, наверное, будут в переломные эпохи.
Ситуацию в России можно понять только в неразрывной связи ее с мировым процессом, с мировой и отечественной историей. При изучении истории внимание обычно поглощено поверхностью исторической жизни человеческих обществ, калейдоскопической пестротой лиц, событий, фактов и мнений. Но под этой бурлящей поверхностью угадывается мощный глубинный поток, действие могучих сил, направляющих социальную и духовную эволюцию человечества.

В истории большое значение имеет как раз изучение действующих сил, а не только внешних обстоятельств. Выявить глубинные причины событий, их тайные пружины, принципы процессов исторической эволюции, управляющие развитием человеческих обществ легче, если рассматривать пути человечества за длительные исторические периоды. Чтобы понять глубинные закономерности, надо осмыслить развитие человеческих обществ масштабно, с позиций важнейших идей и опыта крупнейших цивилизаций.

Чтобы увидеть лес, нельзя ограничиться разглядыванием отдельных листьев, надо отойти на достаточно большое расстояние. Так и исторические события приходится рассматривать, как бы поднимаясь над ними на большую высоту, обращаясь к самым фундаментальным идеям.
Тогда мы неизбежно приходим к великим вопросам существования, к вечным философским проблемам. Остро встают вопросы о смысле и цели человеческой жизни, о ценностях и идеалах.


Для понимания смысла человеческой жизни важно понимание человеческой природы, в том числе, психологической и духовной. Вопросы духовной жизни рассматриваются в книге с привлечением современного психологического материала. Особое внимание уделяется самопознанию человека, психологическим особенностям работы человеческого ума.

Эти вопросы имеют огромное значение еще и потому, что, по всем имеющимся данным, человечество стоит перед императивным вызовом: или сделать шаг в эволюционном развитии, или позволить безумию ввергнуть человечество в катастрофу самоуничтожения. С краткого рассмотрения этих вопросов и начинается книга.
Великие глубинные законы жизни нелегко поддаются познанию. Вопросы о смысле жизни, как индивидуального человека, так и отдельных обществ и человечества в целом, относятся к числу труднейших. Уму легче отшатнуться от них к повседневным практическим нуждам.

Однако, не решив проблем общих, мы всегда будем в них упираться при исследовании любых конкретных вопросов.
В этой книге делается попытка осмыслить мир в его целостности, включающей духовные, социальные и материальные стороны жизни человека и общества. Целостное представление о мире и месте человека в нем необходимость для полноценной жизни.

Оно особенно важно в условиях, когда средства массовой информации стремятся ограничить человека фрагментарными, мозаичными сведениями. При этом мы не претендуем на открытие чего-либо нового.

Мы только попытались соединить в целостную картину и доступно изложить то, что уже известно.
Чтобы сделать столь обширный материал легко обозримым, книга по необходимости должна быть краткой. Поэтому в ней не рассматриваются многочисленные частные вопросы и примеры, которые можно найти в работах, указанных в списке использованной литературы.
Как известно, в любом сложном социальном явлении есть как положительные стороны, так и отрицательные. В течение пятидесяти лет холодной войны и особенно двух последних десятилетий, история и современное состояние Запада и России освещались крайне односторонне. Говоря о Западе, всегда выделяли только положительное, все проблемы, все негативное тщательно обходилось, замалчивалось.

В результате формировался светлый миф о Западе, как об изобильном рае земном. Напротив, о России и ее истории говорилось всегда в негативном ключе.

Внимание концентрировалось на трудностях, ошибках, а все положительное старались исказить и полить грязью, или связать в сознании с чем-либо отрицательным. Мы хотим и в отношении Запада, и в отношении России хотя бы частично восстановить полноту изложения, написав о недостающей в их освещении второй половине правды, которая так тщательно замалчивалась более двух десятилетий. Таким ли уж светлым будет тогда миф о Западе, и таким ли уж темным предстанет наше историческое прошлое? Мы убеждены, что в истории России больше великих страниц, чем в истории любой страны Запада.

Но в ней нет таких позорных глав, которые Запад тщательно замалчивает.
Вторая половина XX века и начало XXI века дали много интересного и важного материала для осмысления путей развития человечества. Мы рассмотрим в самых общих чертах принципы социального жизнеустройства, ценности и проблемы цивилизаций Запада и России.
Значительное место уделено главным чертам паразитической, основанной на силе, западной цивилизации, ее современному состоянию и проблемам. Особое внимание уделено нравственному кризису Запада, сложным и опасным тенденциям, которые ставит перед человечеством развитие западной цивилизации, вплоть до угрозы уничтожения жизни на планете.
Основная часть книги посвящена особенностям исторического пути России и уникальным чертам русского характера. Советский период рассматривается как неотъемлемая часть истории России.
В заключение мы говорим о возможных направлениях социального, нравственного и духовного развития человечества и месте России в этом процессе. Мы убеждены, что в грядущих событиях Россия будет играть ключевую роль.
В истории западной цивилизации, так же как и цивилизации российской, большую роль играло христианство. Понять особенности эволюции и состояние современного мира без обращения к сущности этой мировой религии практически невозможно.

Поэтому в Приложении 1 рассматривается сущность учения Христа, как она дана в Евангелиях.
Чтобы показать, что все великие религии и духовные учения исходят из одного Источника, что духовное ядро их содержит одни и те же истины, только по-разному выраженные, в Приложении 2 мы очень кратко рассматриваем главные принципы индуизма. Мы выбрали индуизм, потому что о его великих идеях меньше знают в России, чем о других религиях. Конечно, то же самое духовное ядро можно найти и в исламе, и в буддизме.

Чтобы читатель не затерялся в бескрайнем океане индуизма, мы постарались выделить только самые важные идеи древней индийской культуры, общие большинству направлений и школ индуизма.
Сразу подчеркнем, что в этом материале нет ничего мистического. Мистика просто эксплуатирует то, что пока не познано, что не открыто еще большинству людей.

Все, о чем говорится в этой главе об индуизме, постепенно развертывается самой Природой в ходе ее эволюции.
Духовный и психологический опыт не менее объективен, чем научный эксперимент. Во всех странах и во всех традициях, во все времена суть его одинакова, хотя он может описываться в разных терминах.

Упорное игнорирование этого опыта современной наукой тоже разновидность обскурантизма. А это не делает чести представителям науки.
Книга предназначена для массового читателя, Это не философский труд, адресуемый специалистам. В то же время она вовсе не является легким чтением.

Она посвящена важным вопросам поиска смысла и цели жизни и ждет от читателя серьезного, вдумчивого к ней отношения.
Чтобы сделать текст доступнее, мы решили не перегружать его многочисленными ссылками на другие работы аналогичной тематики. Исключение составляют первая глава и Приложение 1, где даны все ссылки на Евангелия.
Несколько слов о названии книги. Как будет показано ниже, в ближайшие десятилетия ни одна страна или группа стран мира, кроме России - ни Запад, ни Китай, ни Индия, ни страны ислама и никакие другие страны - не могут предложить человечеству приемлемую для всех модель развития.

Только особенности русского народа и его исторический опыт дают такую возможность. Поэтому именно Россия должна стать Светом Миру.

Несколько важных замечаний о терминологии


Разговор о внутренней жизни человека трудно вести из-за отсутствия разработанной и устоявшейся терминологии. Каждая область знания вырабатывает свой специальный язык.

Но вопросы духовной жизни так мало изучались в последние века, что здесь мы вынуждены, как правило, пользоваться средствами бытового языка.
В психологии и философии существуют десятки определений одного и того же содержательного понятия. В современной психологии мы видим просто потрясающую разноголосицу мнений по поводу содержания большинства важнейших психологических понятий. Мы встречаем в этой науке не строгую систему понятий, а какое-то пестрое лоскутное одеяло, содержащее различающиеся понятия не только из разных направлений и психологических школ, но и разных этапов развития психологии.

Для многих психических явлений существует по нескольку теорий, пытающихся их объяснить.
Мало того, многие слова в результате длительного неправильного словоупотребления утратили всякий смысл. Например, слово Бог сразу вызывает в уме представление о Существе, стоящем вне мира и над миром. Часто это образ могучего седобородого старца. Тут уж искусство постаралось.

И столетиями ломаются копья по поводу ограниченного понятия, созданного человеческим умом. Ни те, кто отрицает Бога, ни те, кто его признает, не понимают, что они отрицают или что защищают, не имеют представления о том бесконечном содержании, которое кроется за этим словом, не ощутили того, что за ним стоит.
На самом деле ни слово Бог, ни любое другое Абсолют, Бесконечное, Вечное, Бытие, Единое, Сущее, Дух, Истина и другие не объясняют той невыразимой реальности, на которую указывают эти слова. Поэтому, читая эту книгу, не привязывайте себя ни к каким словам. Единственный критерий помогает ли вам какое-либо их этих слов ощутить то, что за ним стоит. Чтобы облегчить восприятие образованным, материалистически мыслящим людям, мы очень редко будем употреблять слово Бог.

В основном мы будем использовать слова Истина, Абсолют, Бесконечное Бытие и некоторые другие. Термин Сознание мы употребляем не в ограниченном смысле человеческого ментального сознания, но в более широком философском смысле.
Для нас в этой книге не имеет особого значения, какое содержание вкладывают в эти понятия различные школы. Гораздо важнее то, на что эти понятия указывают.

Но указание на истину это не сама истина. Как говорят буддисты: Палец, показывающий на Луну это не Луна.
Часто даже в серьезных работах смешиваются моральное, религиозное и духовное. Мы рассматриваем моральное как преддверие духовного, подготовительный этап. Это борьба с недостатками и ошибками ложного я, эго.

Можно назвать эту внутреннюю работу душевной. Без нее ни о какой духовности нет смысла и говорить. Только чистые сердцем войдут в царство Духа.

Эта истина признавалась в великих мировых религиях и высоких духовных учениях.
Не надо путать духовность и с религиозным чувством. Основой религиозного чувства является способность человека воспринимать, чувствовать сокровенный, священный, тайный, лежащий за пределами возможностей рационального мышления, смысл явлений, событий и отношений. Глубинное, религиозное, по своей сути, мироощущение русского народа, которое часто выражалось и выражается в далеких от религии сферах, например, в социальной, не удалось сломать в ходе реформ.

И это залог того, что дело реформаторов обречено на провал.
Духовность мы рассматриваем как достижение единства с Истиной, живущей в каждом человеке. Духовность во все предшествующие века только вызревала в человечестве. До ее уровня поднимались единицы.

Но подходит время, когда достижение этого уровня станет массовым.
И еще одно замечание. Обычно, давая название какому-то предмету или явлению, нам кажется, что мы его поняли. На самом деле мы просто закрываем словом Тайну. Каждое живое создание несет в себе великую загадку.

Возьмем, к примеру, простое слово жук. Оно сразу вызывает в уме соответствующий образ. Но на самом деле мы не понимаем, что за ним кроется.

Не случайно крупнейший физик ХХ века Альберт Эйнштейн писал, что когда он видит жука, ползущего по странице книги, он чувствует как велик Бог, и какие мы жалкие глупцы со всем нашим научным важничаньем.

Познай себя


Над входом в храм Аполлона в Дельфах были начертаны слова: Познай Себя. Скорее всего, большинство входящих в храм не понимали, на какую глубокую истину указывали эти слова. Да и сейчас немногие это понимают.

Эти слова означают, что, прежде всего, человек должен задать себе самый главный вопрос своей жизни: Кто Я? И в глубине своего существа найти на него ответ. Этот ответ не сводится к простенькой информации: я, Иванов Петр Сидорович, 19хх года рождения, инженер и тому подобным сведениям.
Природа человека отличается исключительной сложностью. Она включает удивительный инструмент, созданный Природой человеческое тело. В его строении и потребностях много общего с природой животных. Но человек имеет также развитый интеллект, что поднимает его на гораздо более высокую ступень.

Но это не все.
Все великие духовные учителя человечества с глубокой древности и до наших дней учили, что человек гораздо больше своего ума, что он несет в себе искру Божественного огня, в глубинах своих един с Бесконечным Духовным Началом, которое во всем, пронизывает все, содержит в себе все и превосходит весь мир. Это Начало религии называют Богом. Они указывали, что в человеке живет великая и святая Истина, для которой разум и чувства являются лишь инструментами деятельности в материальном мире. Это поднимает человека на неизмеримую высоту.

Духовный опыт великих основателей мировых религий намного, на тысячелетия опережал развитие людей своего времени. Потребовалось много веков развития, чтобы наиболее продвинутые искатели смогли осознать суть того духовного опыта, который был не понят даже людьми, записавшими его в священных книгах.

Этот опыт искажался до неузнаваемости попытками рационального ума понять то, что лежит далеко за пределами его возможностей.
В Европе развитие науки, развитие интеллекта привели к тому, что люди образованные, увидев противоречия церковных догматов, искажающих смысл духовного опыта, отбросили христианскую религию, а также и любые другие религии, так и не поняв их духовного смысла. Другой причиной отказа от религии, как мы увидим ниже, было стремление набирающей силу буржуазии оправдать погоню за прибылью и ростовщичество, которые религия осуждала.
Рациональная наука нового и нашего времени отбросила религию как пережиток, как суеверие, и, вместе с мутной водой церковных искажений выплеснула и ребенка, то есть суть духовного опыта. Наука имеет дело только с материальным миром, с тем, что обнаруживается органами чувств и научными приборами.

Даже внутренний мир человека, его психику она пытается изучать теми же методами, что и явления материального мира. Мы признаем великие достижения науки в изучении свойств материального мира и ее огромные заслуги в развитии человеческого интеллекта. Но научное знание всегда ограничено небольшой частью изученного бесконечного и исключительно сложного мира. Наука еще и близко не подошла к осознанию высот и глубин Духа.

Она не может указать человеку глубокий смысл жизни. Более того, принципиально отказываясь рассматривать проблемы Добра и Зла, она и не ставит такой задачи.

Поэтому ученый не может быть учителем жизни, поскольку для жизни различение Добра и Зла имеет принципиальную важность.
Понимание сущности духовного опыта, лежащего в основе великих религий, имеет огромное значение для всякого мыслящего человека. Ведь от его решения зависит понимание смысла жизни и ее ценностей.

Если человек пытается отмахнуться от этих вопросов под тем предлогом, что за многие тысячелетия их никто не решил, или прикрывается другими отговорками, он может прожить жизнь обыкновенным потребителем, и только на смертном одре поймет, что жизнь была потеряна впустую.
Поэтому мы начнем с изложения некоторых психологических аспектов духовных учений в понятных современному человеку терминах. Разговор о психологии предполагает, что человек должен обратиться к своему внутреннему миру, присмотреться к своей внутренней жизни.
Мы говорим здесь об истинном смысле жизни, причине нашего существования на Земле, открытии истинной сущности человека. Такое открытие обычно связывают с мистическим чувством, с религиозной жизнью, потому что именно религии говорили об этих вопросах.

Но мистическое представление о Боге можно заменить более философским представлением об Истине, суть при этом останется той же самой. В подготовке к духовной жизни интеллектуальные представления и идеи имеют второстепенное значение. Гораздо важнее живой опыт, независимый от теории и объяснений.

Человек различными способами выражает этот опыт, в соответствии с теми условиями, в которых он родился, и интеллектуальным воспитанием, которое получил. Сам опыт, если это настоящий опыт, остается одним и тем же.

Любая его формулировка будет приблизительной.

Голос в голове

Возможно, вам приходилось встречать людей, которые непрерывно говорят вслух сами с собой. Иногда они говорят громко, иногда бормочут себе под нос, ведя непрекращающиеся монологи и диалоги.

Так вот, большинство нормальных людей отличаются от этих несчастных только тем, что не говорят вслух. Понаблюдайте за собой, и вы убедитесь, что это действительно так.
Практически каждый человек все время слышит у себя в голове такой голос. Этот голос осуждает, жалуется, доказывает, спорит, вспоминает прошлые события, строит предположения о будущем и так далее.

Обычно человек полностью поглощен этим процессом, полностью отождествляется со своими мыслями.
Это означает, что в голове текут непроизвольные, бессознательные мыслительные процессы, которые человек не только не контролирует, но и не подозревает, что может это сделать. Более того, он считает эти бессвязные, годами без конца повторяющиеся, навязчивые мысли и эмоции самим собой, отождествляет себя с ними и считает это состояние нормой.

На самом же деле, неспособность контролировать, останавливать этот непроизвольный, автоматический, повторяющийся, высасывающий массу энергии поток мыслей - это болезнь, которой поражена большая часть человечества.
Эти мысли текут сами по себе, не имея никакой реальной цели. Человек может полагать, что это непрерывное думанье происходит по его выбору, что он сам решает думать о тех или иных вещах. К сожалению, в большинстве случаев это не так. Процесс мышления идет непроизвольно, сам по себе, так же, как идет процесс переваривания пищи.

Это не человек управляет умом, мыслями, напротив, это процесс непроизвольного думанья овладел человеком. Но человек, отождествившийся со своим умом, об этом не догадывается, и ему об этом не говорят ни в школе, ни в университете, ни через средства массовой информации.
У некоторых людей степень отождествления с умом очень высока. Они становятся чужими и для самих себя, и для других людей, и для окружающего мира.

Они воспринимают мир лишь очень поверхностно, особенно когда то, что их окружает, хорошо знакомо. Голос в голове поглощает огромную часть их внимания. Обычно внимание направлено либо в прошлое, либо в будущее, которые, разумеется, существуют только в уме в виде мыслей, поэтому такие люди практически никого не видят и не слышат. Они полностью отождествлены с навязчивым непроизвольным потоком мыслей и связанных с ними эмоций.

За пределами этого потока они не чувствуют никакого я. Ввиду важности проблемы рассмотрим эти вопросы подробнее.

Ложное я - эго


В очень раннем возрасте, когда ребенок начинает понимать, что произносимое родителями определенное слово это его имя, он начинает приравнивать это слово к тому, кто он есть. Слово в его формирующемся уме становится мыслью о я. В скором времени он выучивает слово я, и приравнивает его к своему имени, которое он уже приравнял к тому, кто он есть. Например, я Коля.

Так начинается формирование мысленного образа себя.
Далее обозначаются те вещи, которые будут составлять часть его я, часть мысленного образа себя. Вещи, а точнее обозначающие их мысли, наделяются его самоощущением. Ребенок отождествляет себя с ними. Он плачет, когда у него отнимают игрушку, не потому, что она представляет особую ценность он скоро потеряет к ней интерес, - а потому, что она составляет часть его маленького я. Главное здесь слово моя.

Мысль об игрушке становится частью развивающегося в ребенке чувства я. По мере взросления игрушки меняются. Через два-три десятка лет они станут машиной, домом, дачей и так далее.

Но суть от этого не меняется. Они все равно остаются игрушками, составляющими часть его я.
В случае с ребенком, который плачет от глубокого страдания из-за того, что кто-то отобрал у него игрушку, нет никакой разницы, вызвано ли оно потерей дешевой или дорогой игрушки.



Содержание раздела