d9e5a92d

Сознание

Духовное знание требует чистого дисциплинированного интеллекта. Время от времени интеллекту придется исправлять свои ошибки, обращаясь к показаниям органов чувств, к конкретной реальности физического мира.

Более того, чем шире и надежнее наше познание физического мира, тем надежнее фундамент для высшего знания.
Рациональная наука расчистила дорогу для дальнейшего продвижения, правда, временно выбросив наряду с множеством искажений и извращений и саму истину. Поэтому надо с уважением отнестись к той работе, которую проделал атеизм ради Духа.
Материалист часто смешивает реальное с ощутимым посредством органов чувств. Односторонен и взгляд отрешенного аскета, считающего единственной реальностью чистый Дух, не подверженный изменению, рождению и смерти.
Для индийской культуры Дух, Вечное, Бесконечное, высочайшая Сущность, Бог - есть истина нашего бытия. Наша жизнь представляет собой проявление роста и эволюции Духа.
Индийская концепция бытия рассматривает все в мире как энергию скрытого Духа. Сила, которая движет миром, это сознательная Воля, а Природа является ее орудием.

Материя это тело сознания, скрытого в ней, а материальная вселенная форма и движение Духа. Человек - это дух, обретший себе жизнь и плоть.
Человек - это душа и сила бытия Бога в Природе. Рост сознания человека в направлении этой Сущности, в направлении Бога, подъем человека до духовного сознания, превращение своего невежественного стихийного существа в просветленную божественную природу это смысл жизни и цель человеческого существования.

Тогда проявление в себе этого скрытого духовного начала, реализация божественного внутри и вовне величайшее предназначение человека на Земле.
Индия не признает единственной проверкой достоверности научный анализ, изучение физической Природы. Также недостаточен опыт современной психологии, поскольку он является лишь малым продвижением относительно огромных скрытых глубин и высот подсознания и сверхсознания.
Истины более высокого порядка также должны проверяться опытом, разумом, интуицией. Однако, являясь истинами души и духа, они должны проверяться опытом психологическим и духовным, развитой интуицией, способной проникнуть в явления высшего порядка, разумом, признающим нечто за пределами себя, способным заглянуть за эти пределы настолько, насколько позволяют человеческие способности.

Хорошо проверенные методы раскрытия более обширного опыта дает Йога. В Индии опыт Йоги признается столь же достоверным, пожалуй, даже более достоверным, чем данные лабораторных экспериментов.
Еще с ведических времен индийская мысль признала единство общих законов и сил, действующих в духовной, психологической и физической сферах. Она открыла и универсальность жизни, осознала эволюцию души в Природе от формы растительной и животной к человеческой.

Сознание


Обычно, когда говорят о сознании, имеют в виду ментальное человеческое сознание. Но, согласно индийским представлениям, энергия, строящая миры, является сознательной энергией, а существование, проявляющееся в этих мирах, является сознательным Бытием.

Это безграничная энергия бесконечного существования, бесконечного движения в бесконечном пространстве и вечном времени. Мы можем ощутить, что это мировое движение имеет какие-то гигантские цели.
Существует Сознание, бесконечно превосходящее не только эго, но и Космос, и поддерживающее всю Вселенную. Сознание более широкое понятие, чем ментальность. В нас существует нечто, что сознательно, даже когда мы спим.

Внизу подсознание, к поверхности которого европейская наука едва прикоснулась, выше сверхсознание, к которому наука еще и не приблизилась. Органы чувств и человеческий мозг это только инструменты Сознания.
Сознание этой бесконечной энергии отличается от ментального сознания. Оно неделимо, и представляет себя как целостность и Солнечной системе, и муравейнику. Эта гигантская энергия одинаково чудесно проявляет себя как в формировании Солнечной системы, так и в организации жизни муравейника.

Причем муравейник является не меньшим чудом, чем Солнечная система, в которой он живет.
В нашем истинном Я мы едины с этой бесконечной сознательной энергией. Как носители этого сознания, мы бесконечно значимы для всего.

И лишь Неведение побуждает заниматься только своими ничтожными заботами о теле и удовольствиях. Это Неведение корень эго. Ментальная самодостаточность эго создает систему ложных ценностей.

Осознать свое Неведение, осознать, что мы являемся частью этой бесконечности, подчинить ей эго и стать ее сознательной частью вот начало истинной жизни.
Индийская традиция утверждает, что Разум и Материя сильно отличающиеся друг от друга градации одной и той же сознательной энергии Существования.


Религия


В Индии была сделана попытка привлечь к духовной истине широкие массы людей всех классов и различного интеллектуального уровня, попытка ввести в храм Духа весь народ, а не только избранных.
Обычные, отягощенные материальными заботами умы, обращенные вовне, составляют большинство в Индии, как и во всем мире. Массам простых людей легче осознать такие идеи через религию, через почитание Бога, чем через интеллектуальный труд.

Правда, на этом пути подстерегает опасность преувеличенного внимания к ритуальной стороне. Ритуалы могут даже затмевать глубинные духовные мотивы.

Этот момент есть во всех религиях. Мертвящей тяжести ритуалов в Индии противостояла целая череда святых, религиозных мыслителей и духовных учений.

Народ Индии всегда готов был выслушать новое духовное учение просветленного Учителя.
Религиозные формы и догматы, богослужения и символы, являются ступенями, по которым человек постепенно поднимается к высшей духовности, достигает высочайшего внутреннего подъема. Это своего рода леса, которые необходимы для возведения храма духа.
Религиозная культура Индии не требовала однообразия, не устанавливала единой непререкаемой догмы. Она не ограничивала человека одной узенькой тропинкой к Богу.
В индуизме нет жестких догматов, нет религиозных форм, обязательных для всех верующих, нет духовного главы и органов управления. Индуизм терпимо относится к любым убеждениям, вплоть до атеизма. Он допускает любой возможный духовный опыт и разного рода религиозные эксперименты.

Для индийского ума важен религиозный дух, а не догматы.
Индийская религия никогда не отводила центрального места для теологических или интеллектуальных концепций Высшей Истины. Стремиться к истине, постигать ее внутренним переживанием и осознанно жить истиной вот что считалось важным.
Религиозные мыслители Индии считали, что высшие истины являются истинами духа, плодом внутреннего опыта души. Это не результат строгих логических построений или догматы веры. Поскольку обращенная к бесконечному интеллектуальная истина должна быть многосторонней, то верными могут быть самые разные интеллектуальные убеждения, потому что отражают разные аспекты бесконечного.

Поэтому все религии истинны по-своему. Каждая есть одна из тысячи дорог к Единому, Бесконечному и Вечному. За многообразием форм скрывается общая духовная жизнь.

В Индии всегда понимали, что душе Бесконечное должно представляться бесчисленным множеством аспектов.
Индийская религия всегда учитывала бесконечное разнообразие умов, темпераментов и способностей людей. Отсюда вытекала необходимость предоставления личности свободы мысли и форм богопочитания на пути к Бесконечному.

Индия признает потребность в разнообразии духовного опыта. Она понимала, что не может быть одного авторитета для всех, что их должно быть много.

Она всегда была готова признать новый источник Света, способный осветить больше, чем старая традиция.
Свобода мысли и духовного опыта, свобода религиозной практики и полная свобода религиозной мысли дали Индии замечательное богатство религиозных традиций, священных текстов, философских школ, подходящих к Вечному с разных сторон его беспредельной Истины, направляющих ум на всех стадиях его развития в сторону Божественного.
В основе индийской религии лежит концепция вневременного, не имеющего ни имени, ни формы Высочайшего. В едином Божестве почитается все, ибо все во Вселенной есть Оно, или порождено Его сущностью. Но за универсальностью индийская религия видит и Сверхкосмическое высшее. Индиец, почитающий многих богов, знает, что все его боги есть формы, имена, сущности и силы Единого.

Все его богини это энергии единой божественной силы.
Индуизм внушает веру в совершенное, вечное и бесконечное Состояние Бытия, в котором, не ведая того, все живет и движется и в которое все вернется. Это состояние бытия рано или поздно будет узнано.

Но чтобы совершить осознанный переход к истине этого уровня бытия, человек должен подготовить себя развитием и жизненным опытом. Человеку для этого предлагаются хорошо разработанные способы духовной или религиозной дисциплины.
Кроме того, религия должна взять каждого там, где он есть, и одухотворить его доступным ему способом, а не навязывать человеку того, что он пока не в состоянии распознать в качестве подлинной и живой силы. Для тех, кто еще не готов к восхождению, предлагается организация личной и коллективной жизни, личной и социальной дисциплины, обеспечивающей моральное и умственное развитие с учетом его природы.

На этом пути каждый может подготовить себя к переходу на более высокий уровень бытия. Никакая сторона жизни не считается чуждой духовности и религии.
Божественное в человеке рассматривалось как Присутствие, распознаваемое в сердце каждого живого существа. Было разработано множество методов, при помощи которых можно двигаться к великому осознанию и к более или менее полному единению с Единым и Божественным.
Человек не сразу достигает высочайшего внутреннего подъема, и если от него потребовать, чтобы он быстро достиг его, то он не достигнет его никогда. Ему поначалу нужны крепкие ступени для подъема, строительные леса в виде догм, богослужений, образов, форм, символов, на которые он может опереться, возводя в себе храм духа.

Только после того, как храм выстроен, можно снять леса.
Была предусмотрена возможность каждому найти путь, соответствующий его природе и степени эволюционного развития. Индуизм не навязывал единых и непреложных правил каждому, вне зависимости от возможностей его природы. Индийская религия пыталась мягко направить человека ввысь, помогая его постоянному росту в религиозном и духовном опыте.

Каждый получал ступеньки, по которым мог подниматься к пределу своих духовных возможностей. Высочайший духовный смысл жизни заключался в развитии каждым потенциала своей природы.
С индийской точки зрения всякое живое существо есть частичка Божественного, все это души в состоянии развития, уверенные в конечном спасении и освобождении в духе. Но в жизни существуют бесчисленные различия между людьми. Одни достигли большего внутреннего развития, другие менее зрелы, многие - это младенческие души, пока еще неспособные на большие шаги и трудные усилия.

Каждому надо дать методы, соответствующие его натуре и развитости его души.
Человек приближается к Богу в меру своей психологической природы и способности к глубокому переживанию. Уровень Истины, доступный ему, зависит от того, на какой стадии внутренней эволюции он находится.

Успех может быть достигнут только при ясном видении цели и твердой решимости достичь ее.
Можно выделить три основных типа, отвечающих трем стадиям развития человеческого сознания.
Первый тип характеризуется сознанием грубым, плохо сформированным, все еще тянущимся наружу. Он может быть продвинут только при помощи средств, соответствующих его неведению.

Первая стадия и предназначена для подготовки к духовности естественного внешнего человека.
Для такого человека индийская религия создала массу подсказывающих церемоний и действенных ритуалов, строгие правила внешнего поведения и систему запретов, театральность привлекательной и покоряющей символики. Все это было призвано воздействовать на сознательную и бессознательную стороны ума, подготавливая его к пониманию значения более великого, что стоит за ритуалами.

Для этого типа предназначено все в религии, что зовет обратиться к божественной Силе или силам ради законного удовлетворения его желаний, исполнения его интересов.
Второй тип людей имеет сознание, более развитое, представляющее более высокую ступень человеческой зрелости, наделенную более развитым умом, с более сильной этической природой.
Им нужно развивать ум и душу, обращать наружную жизнь вовнутрь, к глубинному ментальному и психическому опыту, готовя их к духовному восхождению к высотам. Этот тип людей нуждается в использовании богатого слоя философских, этических, эстетических и эмоциональных религиозных поисков, который составляет самую большую и значимую часть сокровищницы индийской культуры.

На этой стадии вступают в действие философские системы, искания мыслителей, самые возвышенные, полные или суровые идеалы, здесь дают о себе знать психические побуждения и первые определенные стремления к вечному и бесконечному.
Третий тип людей имеет сознание зрелое и развитое, готовое воспринять истину или подняться к высочайшей, предельной истине Бога, пережить божественный опыт.
Для них, готовых к Божественности, к ее зову и пути, Индией завещаны полный свет духовного знания, божественная любовь, спокойствие в совершенной чистоте духа, возвышение психического до духовного экстаза. Все это содержится в наследии индийской религии и Йоги.
Идя их путями человек может проникнуть в великую тайну, достичь отождествления с Духом, достичь жизни в Боге. Для мыслящего человека разработана йога знания, для активного и этического человека йога труда, для эмоционального человека йога любви.

Разработано много других путей, идя которыми человек достигает единства с Бесконечным.
Но и здесь не было жестких границ. Любые правила можно было нарушить в бесконечной сложности человеческой природы, поскольку потенциал всех трех сил существует во всех людях.
Чистый ум и праведный образ жизни являются первым шагом к божественному знанию: творящие зло не найдут меня, говорится в Бхагавад Гите, выдающемся произведении индийской мысли.
В качестве примера для подражания предлагался человек, умеющий владеть собой, для которого важнее всего спокойствие мысли, духовное знание и внутренняя жизнь, а действие имеет значение не из-за вознаграждения и результатов, а благодаря влиянию на внутренний рост.
Главная потребность общества - интеллектуальный, этический и духовный рост личности. Общество само есть не более чем организация, помогающая росту, система взаимоотношений, создающая необходимую среду и условия для развития.

Личности должно было быть обеспечено место в обществе, чтобы человек мог участвовать в этой системе взаимоотношений, поддерживать общество, выполняя, таким образом, свой долг перед ним.

Эволюция, перерождение и карма


В Индии было детально разработано учение о переселении душ в череде повторяющихся земных рождений и учение о нравственной причинности, карме. Согласно этому учению, у души есть прошлое, которым и обусловлено нынешнее рождение и существование, у души есть будущее, которое формируется нынешними поступками.

Карма, является той силой, которая определяет природу и характер этих повторяющихся рождений, зависящих от собственных деяний человека.
Это учение подчеркивает ценность усилия и действия человека в каждый момент его жизни. Характер поступка приобретает огромное значение, потому что он предопределяет не только непосредственное, но и более отдаленное будущее души. При этом текущая жизнь утрачивает свое исключительное значение. Она не рассматривается больше как не имеющая продолжения во времени и никогда больше не повторяющаяся.

Действия в настоящем теряют лихорадочную напряженность, пагубную для покоя, радости и величия духа. Представление о нынешних бедах как о результате собственных деяний в прошлом, придает индийскому уму спокойствие, примиренность и покорность.
Индийскому уму непонятно, что такое религиозный страх. Земное страдание существует, но за гранью скорби оно растворяется в блаженстве духовного покоя или экстаза.
Важный элемент индуизма духовная дисциплина. Она включает элементы аскетизма. В ней аскетизм означает победу над собой, которую человек одерживает, подавляя в себе низменное во имя возвышенных свойств своей природы. Победа над собой приносит внутренний покой и светлую радость.

Достигший высших ступеней развития человек воспринимает все сущее как свое Я. В жизни он руководствуется принципом самоотдачи и жертвенности.
Учение о перевоплощении душ признается практически всеми школами индийской мысли. Оно основано на вере в постепенный духовный прогресс и эволюцию.

Только через миллионы существований в более низких формах жизни душа, скрытая во вселенной, выходит на человеческий уровень. Только через множество существований в человеческом теле она возрастает до своего божественного уровня. Каждое рождение это шаг, который человек может сделать вперед или назад.

Его поступки в жизни, его воля, мысли и знание, с помощью которых он управляет своей жизнью и направляет ее, определяют, кем ему быть от самых ранних стадий до последнего перехода в иное состояние.
Индийская концепция существования основана на вере в постепенную эволюцию души вплоть до окончательного совершенства или перехода в божественное состояние.
Душа зреет в Природе, проходя через множество существований в разных телах. А жизнь есть средство, при помощи которого душа может приблизиться к этому бесконечному сознательному бытию и соединиться с ним в Знании и Любви. Таким образом, осознание собственной сути и осознание Абсолюта является главным делом мыслящего человека.

Вся жизнь есть средство для осознания в себе Божественного.
Восходящая эволюция в природе, развитие которой направлено от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку, не останавливается на человеке, как на конечном этапе. Она устремляется дальше, к созданию более совершенного вида, который будет соотноситься с современным человеком, как тот, в свою очередь, соотносится с животным.

Человек является лишь переходным существом, обладающим способностью достичь более высокого уровня сознания, чем разумное сознание.
Животное было той лабораторией, в которой Природа создавала человека. Теперь уже мыслящий человек становится лабораторией, в которой, при сознательном участии самого человека, Природа создает более совершенное, божественное существо. Эволюция раскрывает то, что тайно заложено в Природе.

Ничто не может заставить Природу остановиться на данном этапе своего развития. Человечество готовится вступить в новую фазу своего развития.
В человеке, одаренном мышлением, впервые на этой Земле Природа изобрела сознательный инструмент для быстрого достижения великой цели. Йога, по словам выдающегося духовного Учителя Свами Вивекананды, может рассматриваться как набор средств для сжатия эволюции человека до размеров одной жизни, или до нескольких лет, или даже до нескольких месяцев существования в теле.

Система Йоги использует методы, которые Природа применяет в своем очень неспешном эволюционном движении.
Эти методы, являющиеся особыми психологическими процессами, опирающимися на законы Природы, также создаются на основе знания, полученного в духовном и психологическом опыте и подтвержденного систематическими экспериментами и повторяющимися результатами.

Литература


Жак Аттали, На пороге нового тысячелетия. Международные отношения, М. 1993
Арин О. Россия в стратегическом капкане. М. Флинта. 1997
С.И. Валянский, Д.В. Калюжный.

О Западе, который пыжился, пыжился, а Россия сама по себе. М. АСТ. 2004
Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории.

М.Танаис. 1994
Капица С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего.

М. Наука. 1998
С.Г. Кара-Мурза.

Советская цивилизация. Книги 1 и 2.М. Эксмо-Пресс.

Алгоритм. 2002
С.Г. Кара-Мурза. Идеология и мать ее наука.

М. Алгоритм.
С.Г. Кара-Мурза.

Манипуляция сознанием. М. Алгоритм.
Кейнс Дж. М. Избранные произведения.

М. Экономика. 1993
Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в 9 томах. Т.т.

1-5. Москва.

Мысль. 1987 1989
В.В. Кожинов.

Победы и беды России. М. Эксмо-Пресс. 2002
В.В. Кожинов. О русском национальном сознании.

М. Алгоритм. 2002
В.В. Кожинов. Россия. Век ХХ. (1901 1939).

М. Эксмо-Пресс. 2002
В.В. Кожинов.

Россия. Век ХХ. (1939 1964).

М. Эксмо-Пресс. 2002
Дмитрий Неведимов. Религия денег, или лекарство от рыночной экономики.

Имеется на сайте www.koob.ru и ряде других сайтов.
А.П. Паршев. Почему Россия не Америка.

М. Крымский мост. 2000
Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. Под ред.

М.Г. Делягина М. Инфа М 2000
Проект Россия. М. Олма-Пресс. 2007
Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М. 1999
Экхарт Толле. Живи сейчас.

София. 2007
Щри Ауробиндо. Основы индийской культуры.

СПб. Адити. 1998
Шри Ауробиндо. Идеал человеческого единства.

СПб. Мирра. 1998
Фукуяма Ф. Конец истории? Вопросы философии 1990 3.



Содержание раздела